Практическая работа №5
Цель работы – научиться выявлять неисправности при проверке схемы герметичного компрессора с однофазным конденсаторным двигателем и защитным реле на 2 клеммы.
Однофазные конденсаторные двигатели с двумя работающими обмотками имеют низкий пусковой момент и включаются без пускового реле или пускового конденсатора. Эту схему применяют в комнатных кондиционерах. Для проверки этой схемы выполняют следующие операции.
Рисунок 1 – Электрическая схема герметичного компрессора c однофазным конденсаторным двигателем и защитным реле (на две клеммы)
Км – компрессор; ЗР – защитное реле с двумя клеммами; РТ - реле температуры; РК – рабочий конденсатор; РО – рабочая обмотка встроенного электродвигателя; ПО – пусковая обмотка встроенного электродвигателя; 1-10 – клеммы
1. Проверяют подачу напряжения к агрегату. Проверку продолжают, если подается номинальное напряжение. Если напряжение не соответствует номинальному значению, то исправляют эту неполадку.
2. Отключают агрегат от сети.
3. Если используется вентиляторный электродвигатель, то отсоединяют от него один из проводов.
4. Цепи электросхемы проверяют при помощи омметра.
5. Проверяют цепь между точками 1 и 2. Если цепь замкнута, то проверку продолжают. Разрыв цепи указывает на то, что контакты реле температуры разомкнуты. Замыкают контакты, вращая рукоятку реле температуры. Если при вращении рукоятки реле температуры не удается замкнуть цепь, то реле заменяют.
6. Проверяют цепь между точками 2 и 3. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
|
7. Отсоединяют провод от клеммы пусковой обмотки двигателя (точка 4). Проверяют сопротивление между точками 3 и 4. Сравнивают величину измеренного сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута или величина сопротивления обмотки не совпадает с данными завода-изготовителя, то пусковая обмотка двигателя повреждена и компрессор заменяют.
8. Отсоединяют провод от клеммы рабочей обмотки двигателя (точка 5). Проверяют цепь между точками 3 и 5. Сравнивают величину измеренного сопротивления обмотки двигателя с данными завода-изготовителя компрессора. Если величины совпадают, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута или величина сопротивления обмотки не совпадает с паспортными данными завода-изготовителя, то неисправна рабочая обмотка двигателя и компрессор заменяют.
9. Проверяют цепь между точками 3 (клемма нулевого провода) и 8 (корпус компрессора). Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то обмотка двигателя пробита на корпус. Компрессор следует заменить.
10. Переключают омметр на шкалу R×100000. Проверяют цепь между точками 9 и 10. Если имеется отклонение стрелки омметра, то продолжают проверку. Если нет отклонения стрелки, то рабочий конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
11. Переключают омметр на шкалу R×1. Проверяют цепь между точкой 9 и 10. Если цепь разомкнута, то продолжают проверку. Если цепь замкнута, то рабочий конденсатор неисправен и его следует заменить на аналогичный.
|
12. Проверяют цепь между точками 5 и 6. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, то восстанавливают поврежденный провод или затягивают клемму.
13. Проверяют цепь между точками 6 и 7. Если цепь замкнута, то продолжают проверку. Если цепь разомкнута, ждут 10 мин., так как после срабатывания защитного реле его контакты могут быть разомкнуты. Если после паузы цепь не восстановилась, то защитного реле заменяют на идентичное.
14. Восстанавливают соединения всей проводки. Присоединяют отрезки провода длиной 150 мм к каждой клемме пускового конденсатора емкостью 130 мкФ. Касаются свободным концом одного провода точки 4 (клемма пусковой обмотки двигателя), а другого провода – точки 5 (клеммы рабочей обмотки). Включают ток. Если компрессор запускается немедленно, отсоединяют оба провода от точек 4 и 5. Если компрессор продолжает работать, необходимо использовать электросхему для затрудненного пуска (Рис.2). Если компрессор не включается или перестает работать при отсоединении проводов, то продолжают проверку.
Рисунок 2 – Электросхема для затрудненного пуска герметичного однофазного компрессора:
Км – компрессор; ЗР – защитное реле на три клеммы; РТ - реле температуры; ПР – пусковое реле напряжения; ПК – пусковой конденсатор; РК – рабочий конденсатор;
РО – рабочая обмотка электродвигателя; ПО – пусковая обмотка электродвигателя
15. Измеряют величину тока, протекающего через провод, который присоединен к клемме нулевого провода, во время работы компрессора. Сравнивают её с величиной тока при заклиненном роторе двигателя по данным завода-изготовителя. Если они совпадают, то компрессор имеет механические неполадки и его следует заменить.
|
Контрольные вопросы для защиты работы:
1. Что проверяют между точками 2 и 3?
2. В каком случае реле температуры считается неисправным?
3. На основании какого признака наружное защитное реле считается неисправным?
4. В каком случае пусковая обмотка электродвигателя считается неисправной?
5. Какие необходимо выполнить действия для выявления неисправности рабочей обмотки электродвигателя?
6. Какие необходимо выполнить действия для выявления неисправности защитного реле?
7. В каком случае обмотка двигателя считается пробитой на корпус?
8. На основании каких признаков рабочий конденсатор считается неисправным?
9. Какие необходимо выполнить действия при восстановлении всей проводки?
10. В каком случае применяется электросхема для затрудненного пуска?
11. С какой целью омметр переключают на шкалу R×100000?
12. Какие необходимо выполнить действия для выявления механических неполадок компрессора?