Раздел 5. Эргономика в компьютерной отрасли
Арт-терапия выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Самое главное, что творческая терапия – это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность – способность к которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек. Креативность – это способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Актуальная проблема Арт-терапии обуславливается на сегодняшний день спецификой и особенностями нашего общества.
Работа в группе является моделью социума, в которой человек может лучше понять себя и отношение друг к другу.
Под Арт-терапией подразумевается терапия искусством, при этом термин «психотерапия» является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Действительно, по мере развития психологической науки данная точка зрения становится все более популярной. Тем более, что основанием для этого могут служить сходные требования, предъявляемые как в психокоррекции, так и в психотерапии к личности специалиста, оказывающего помощь.
Самопонимание (когнитивный аспект). В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) психокоррекция должна способствовать тому, чтобы ученик осознал:
– связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;
- какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усилении органических или психических симптомов;
|
- связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;
- особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
- собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
- внутренние психологические проблемы и конфликты;
- особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;
- собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем и т.д. и т.п.
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект). В эмоциональной сфере психокоррекция должна помочь клиенту:
- получить эмоциональную поддержку со стороны группы и учителя, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
- пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые был у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;
- пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
- научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;
- стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
|
- научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;
- раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;
- модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
- произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
3. Саморегуляция (поведенческий аспект). В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь ученику:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения:
- преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе вязанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
- развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
- вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.
Упражнение «Креативный человек»
Группа садится по кругу. Бросая друг другу мяч, участники должны, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с их точки зрения, креативному человеку. Важно, чтобы все принимали участие в работе и в руках у всех побывал мяч.
После того, как мяч побывает два-три раза у каждого, преподаватель изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества, особенности поведения антипода креативного человека».
|
2. После выполнения упражнения учащиеся рассаживаются на рабочие места, наливают воду, раскладывают краски, кисти, бумагу и готовятся во второму этапу лабораторной работы: самопониманию.
А) Объяснение задания: посредством цвета выразить на бумаге свое негативное состояние.
Б) Включается музыка. Она звучит тихим фоном. Идет работа.
В) Создание творческой работы.
Г) Отложили выполненную работы.
Д) Оценка выполненной работы.
Е) Создание позитивного состояния.
Ж) Выставка выполненных работ.
З) Подведение итогов.
Упражнения релаксации.
Выбирается спокойное место приглушенным освещением. Нужно сесть в удобное кресло, освободиться от стесняющей одежды, в том числе тугих поясков, галстуков, тесной обуви. Снимите очки или выньте контактные линзы.
Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 с., что повторяется дважды. Если вы чувствуете остаточное напряжение в мышце, то можно увеличить количество сокращений мышечных групп до семи раз. Следует помнить, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли или другим неприятным ощущениям – непроизвольной дрожи, подергиванию и пр. Если же они появились, можно или сократить время релаксации, или релаксировать меньшее число мышечных групп до семи раз. Следует помнить, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли или другим неприятным ощущениям – непроизвольной дрожи, подергиванию и пр. Если же они появились, можно или сократить время релаксации, или релаксировать меньшее число мышечных групп.
И наконец, во время выполнения упражнений не задерживайте дыхание. Дышите нормально или, если так удобнее, вдыхайте во время напряжения и выдыхайте пи расслаблении мышц. Дыхание – это своеобразный метроном тела. Следите, как воздух попадает в ноздри и дальше проходит в легкие. По мере того как вы вдыхаете, живот и грудная клетка расширяются, пи выдохе они сужаются. Сосредоточьтесь на вашем дыхании (пауза – 30 с.).
При появлении неприятных ощущений надо сразу же прекратить упражнения и сказать преподавателю.
Грудная клетка. Расслабление начинается с грудной клетки. Только по сигналу руководителя, и не раньше – сделать очень глубокий вдох. Попытайтесь вдохнуть весь воздух, который вас окружает. Сделаем это сейчас. Готовы? Начали! Сделайте очень глубокий вдох! Самый глубокий вдох! Глубже! Глубже! Задержите воздух… и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и перейдите к нормальному дыханию.
Почувствовали ли вы напряжение в грудной клетке во время вдоха? Заметили ли вы расслабление после выхода? Запомним это ощущение, сознает, оценим его, поскольку придется повторить это упражнение. Готовые? Начали! Вдохните глубоко! Очень глубоко! Глубже, чем прежде! Глубже, чем когда-либо! Задержите вдох и расслабьтесь. Быстро выдохните и верните исходное дыхание. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали расслабление? Попытайтесь сосредоточиться на разнице ваших ощущений, чтобы затем с большим успехом повторить все сова (между упражнениями – паузы в 5-10 с).
Нижняя часть ног. Давайте обратимся к ступням ног и икрам. Поставьте обе ступни плотно на пол. Теперь, не отрывая пальцы ног от пола, поднимите обе пятки так высоко, насколько это возможно. Готовы? Начали! Поднимите ваши пятки! Поднимите их обе очень высоко! Еще выше! Задержите их в таком положении и расслабьтесь. Пусть они мягко упадут на пол. Вы должны почувствовать напряжение в икрах. Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите пятки высоко! Очень высоко! А сейчас еще выше! Выше! Задержите! А теперь – расслабьтесь.
При расслаблении вы должны почувствовать покалывание в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию. Теперь советую вам оставить обе пятки на полу, а пальцы поднять как можно выше, стараясь достать ми до потолка. Давайте попробуем. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног! Выше! Еще выше! Задержите их! И расслабьтесь. Теперь давайте повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног высоко! Выше! Еще выше! Ну еще чуть-чуть! Задержите! Расслабьтесь. Вы должны почувствовать покалывание в ступнях, а возможно, и тяжесть. Ваши мышцы сейчас расслаблены. Пусть мышцы становятся все тяжелее и расслабление (пауза – 20 с).
Бедра и живот. Теперь сосредоточим внимание на мышцах бедер. Это упражнение очень простое. Надо вытянуть прямо перед собой обе ноги: если вам так неудобно, то можно вытягивать по одной ноге. При этом помните, что икры не должны напрягаться. Готовы? Начали! Выпрямляйте обе ноги перед собой! Прямо! Еще прямее! Прямее, чем было! Задержите! И…расслабьтесь. Пусть ноги мягко упадут на пол. Почувствовали вы напряжение в бедрах?
Давайте повторим это упражнение. Готовы? Вытяните обе ноги перед собой! Прямо! Еще прямее! Прямее, чем до сих пор! Задержит! И..расслабьтесь.
Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что вы на пляже зарываете пятки в песок. Готовы? Начали! Зарывайте пятки в пол! Тверже! Еще тверже! Тверже, чем было! Тверже! Еще тверже! И расслабьтесь. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Зарывайте пятки в пол! Тверже! Еще тверже, Тверже, чем было! Еще! И расслабьтесь. Дайте мышцам расслабиться еще больше! Еще! Сосредоточьтесь на этом ощущении (пауза – 20 с).
Кисть рук. Теперь перейдем в рукам. Сначала сожмите одновременно обе руки очень крепко в кулаки. Сожмите вместе оба кулака настолько сильно, насколько это возможно. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко! Крепче! Еще крепче! Крепче, чем до сих пор! Задержите! И – расслабьтесь!
Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки держат авторучку, например, в течение всего дня.
Теперь давайте повторим. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко! Крепче! Еще крепче! Крепче всего! Задержите! И расслабьтесь.
Для того, чтобы расслабить противоположную группу мышц, нужно просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно! Готовы? Начали! Раздвиньте ваши пальцы широко! Шире! Еще шире! Задержите их в этом положении! Расслабьтесь. Повторим еще раз. Готовы? Начали! Растопырьте ваши пальцы! Шире! Еще шире! Максимально широко! И – расслабьтесь!
Обратите внимание на ощущение теплоты или покалывания в кистях рук и предплечьях (пауза – 20 с).
Плечи. Теперь поработаем над плечами. Мы несем на наших плечах большой груз напряжений и стрессов. Будем поживать плечами в вертикальной плоскости по направлению к ушам.
Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей вершинами плеч. Начали! Поднимите плечи! Подними те их выше Еще! Выше, чем было! Задержите! Расслабьтесь.
Повторим еще раз. Готовы? Начали! Поднимайте ваши плечи как можно выше! Еще выше! Максимально высоко! И – расслабьтесь. Очень хорошо!
С концентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи, полностью дайте им расслабиться. Пусть они становятся все тяжелее и тяжелее (пауза – 20 с).
Лицо. Перейдем к лицевой области. Начнем со рта. Улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть улыбка до ушей. Готовы? Начали! Улыбнитесь широко! Еще шире! Шире некуда! Задержите! И – расслабьтесь.
Теперь повторим это упражнение. Готовы? Начали! Широка улыбка! Широчайшая улыбка! Еще шире! Задержите! И – расслабьтесь.
Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе, будто вы хотите кого-то поцеловать. Готовы? Начали! Сомкните губы вместе! Очень крепок сожмите их! Еще! Крепче! Сожмите их максимально крепко и плотно… Расслабьтесь.
Повторим упражнение. Готовы? Начали! Сожмите губы! Крепче! Вытяните немного вперед! Еще крепче! Задержите! И – расслабьтесь. Распустите мышцы вокруг рта – дайте им расслабиться. Еще более и более расслабьте их.
Теперь перейдем к глазам. Надо очень крепко закрыть лаза. Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте глаза! Очень крепко! Еще крепче! Совсем крепко! Задержите!.. Расслабьтесь.
Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Закройте плотнее ваши глаза! Сильнее! Напрягите веки! Еще! Еще сильнее! Расслабьтесь.
Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко поднять брови. Не забудьте, что ваши глаза должны быть при этом закрыты. Готовы? Начали! Поднимите брови высоко Как можно выше! Еще выше! Так высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь.
Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите брови! Еще выше! Как можно выше! Еще! Задержите их! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полнее расслабление лица (пауза = 15 с).
Заключительный этап. Сейчас вы расслабили большинство основных мышц вашего тела. Чтобы у вас была уверенность в том, что все они действительно расслабились, я буду в обратном порядке перечислять мышцы, которые вы напрягли, а затем расслабили. По мере того, как я буду называть их, старайтесь расслаблять их еще сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в ваше тело как теплая волна. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже, на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигла икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения и насладитесь чувством расслабления (пауза – 2 мин).
Пробуждение. Теперь я хочу, чтобы вы ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет вы будете чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, откройте глаза, и вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать. Давайте начнем: «Раз, два» - вы начинаете пробуждаться. «Три, четыре, пять» - появляется ощущение бодрости. «Шесть, семь» - напрягите кисти и ступни. «Восемь» - потянитесь. «Девять, десять» - теперь откройте глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, ваше тело отдохнуло.
Обсуждение предполагает сбор информации от участников об их эмоциональном состоянии, состоянии нервно-мышечной напряженности