Визуализация и утверждающая установка 5 глава




Однако вместе с богатством пришли алчность и нетерпение. Крестьянин уже не мог ждать целый день, чтобы получить очередное золотое яйцо. И он решил убить гусыню и получить все яйца разом. Но когда он разрезал живот гусыни, внутри оказалось пусто. У крестьянина больше не было золотых яиц и не было возможности получить их в будущем. Он убил гусыню, несшую золотые яйца.

Я бы сказал, что в основе этой басни лежит естественный закон, основное определение эффективности. Большинство людей воспринимают эффективность лишь с точки зрения конечного результата – золотого яйца: чем больше вы производите, чем больше делаете, тем выше ваша эффективность. Но, как показывает эта басня, истинная эффективность есть функция двух элементов – полученного результата (золотых яиц) и ресурсов и средств, позволяющих его получить (гусыня). Если вы сосредоточитесь на золотых яйцах и пренебрежете гусыней, то вскоре останетесь без ресурсов, производящих золотые яйца. С другой стороны, если вы будете заботиться только о гусыне, забыв про золотые яйца, то вскоре не сможете прокормить ни себя, ни гусыню.

Эффективность заключается в равновесии – в том, что я называю «Р/РС-балансом», где Р – желаемый результат, т.е. золотые яйца, а РС – ресурсы и средства, позволяющие эти золотые яйца получать.

Три типа ресурсов

Существует три основных типа ресурсов: физические, финансовые и человеческие. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

Несколько лет назад я приобрел физический ресурс – электрическую газонокосилку. Я постоянно пользовался ею, ничего не делая для поддержания ее работоспособности. Косилка проработала два сезона, после чего стала давать сбои и наконец сломалась. Когда же я попытался ее починить, проведя полное техническое обслуживание и заточив ножи, оказалось, что мотор утратил половину своей изначальной мощности. Косилка стала практически непригодной к использованию.

Если бы я сделал инвестиции в ресурсы и средства (РС), т.е. в то, чтобы подольше сохранить работоспособность косилки, я бы и по сей день наслаждался получаемым результатом (Р) – подстриженным газоном. Вместо этого мне пришлось израсходовать на замену газонокосилки гораздо больше времени и денег, чем я потратил бы на ее своевременное техническое обслуживание в течение всего длительного срока ее службы. Мои действия оказались неэффективными.

Стремясь к быстрой отдаче или мгновенным результатам, мы часто разрушаем дорогостоящие физические ресурсы – автомобиль, компьютер, стиральную машину, даже собственное тело и окружающую среду. Поддержание баланса между Р и РС позволяет сделать использование физических ресурсов гораздо более эффективным.

Такое же влияние Р/РС-баланс оказывает и на эффективность использования финансовых ресурсов. Как часто люди путают капитал с дивидендами! Вам приходилось когда-нибудь посягать на свой основной капитал, чтобы повысить свой уровень жизни, получить больше золотых яиц? С уменьшением капитала уменьшается и его способность давать дивиденды, или доход. Истощенный капитал все тает и тает, и вот наконец его не хватает даже на то, чтобы покрыть насущные потребности.

Нашим важнейшим финансовым ресурсом является наша способность зарабатывать деньги. Если мы не будем постоянно совершенствовать наши собственные РС, мы крайне ограничим свои возможности. Мы окажемся в плену текущей ситуации и начнем испытывать сильнейшее беспокойство по поводу того, что думают о нас наши коллеги или наш босс, мы будем экономически зависимыми и вынужденными постоянно защищаться. Это также неэффективно.

Столь же фундаментальное значение Р/РС-баланс имеет и для человеческих ресурсов. Для них он даже более важен, поскольку именно человек управляет физическими и финансовыми ресурсами.

Если двое людей, состоящих в браке, больше пекутся о добывании золотых яиц, нежели о поддержании тех отношений, которые дают им такую возможность, они часто становятся бесчувственными и невнимательными, перестают проявлять доброту и знаки внимания, столь необходимые для создания глубоких и прочных взаимоотношений. Теперь они стремятся манипулировать друг другом, думают только о собственных потребностях, отстаивают свою правоту и ищут доказательства ошибок партнера. Любовь, красота, нежность и непосредственность – все это уже не имеет значения. Гусыня начинает чахнуть.

А что можно сказать об отношениях родителей и детей? Когда дети малы, они очень зависимы, беззащитны. И так легко пренебречь развитием РС – обучением ребенка, общением с ним, стремлением выслушать его и понять. Гораздо проще воспользоваться своим положением и управлять ребенком, чтобы заставить его сделать то, что вам нужно, и так, как вам нужно, причем немедленно. Вы больше, вы умнее, следовательно, вы правы. Почему же тогда не сказать детям, что они должны делать? А то и прикрикнуть на них, припугнуть, настаивая на своем.

А еще можно детям во всем потакать. Польстившись на золотые яйца популярности, детям можно угождать, разрешая им все подряд. Тогда они вырастут недисциплинированными, безответственными, лишенными самодисциплины.

Любой из этих подходов – авторитарный или вседозволенности – свидетельствует о том, что на первом месте у вас золотое яйцо. Вы либо стремитесь к власти, либо хотите нравиться. Но что же в это время происходит с нашей гусыней? Каким чувством ответственности, какой самодисциплиной, умением сделать правильный выбор или достичь поставленных целей через несколько лет будет обладать ваш ребенок? А как насчет ваших с ним отношений? Когда он достигнет трудного подросткового возраста, времени кризиса личности, убедит ли его опыт взаимоотношений с вами в том, что вы в состоянии спокойно его выслушать, что вы по-настоящему его любите и цените как личность, что вам можно доверять? Будут ли ваши с ним отношения достаточно прочными, чтобы позволить вам достучаться до него, найти с ним общий язык, оказывать на него влияние?

Предположим, вы хотите, чтобы ваша дочь навела порядок в своей комнате, т.е. вы хотите получить Р, результат, золотое яйцо. Ваша дочь – та гусыня, тот ресурс, который это золотое яйцо, этот результат производит.

Если Р и РС находятся в равновесии, ваша дочь уберется в комнате с радостью и без всякого напоминания, поскольку считает это своей обязанностью, а ее внутренняя дисциплинированность побуждает ее выполнять свои обязанности. Ваша дочь – ценный ресурс. Она – гусыня, способная нести золотые яйца.

Однако если главным для вас является результат – т.е. то, чтобы комната была убрана, то вы будете ворчать на свою дочь, добиваясь немедленного выполнения этой работы. Возможно, вы даже дойдете до угроз и крика и, стремясь получить золотое яйцо, нанесете ущерб здоровью и благополучию гусыни.

Я хочу рассказать вам один интересный случай, связанный с РС, из опыта моих взаимоотношений с одной из дочерей. Однажды мы собирались провести вечер вдвоем. Я с удовольствием делаю это с каждым из моих детей, и со временем мы поняли, что ожидание такого совместного времяпрепровождения доставляет не меньшее удовольствие, чем сам вечер.

Так вот, я подошел к дочери и сказал:

– Солнышко, сегодняшний вечер – твой. Чем бы ты хотела заняться?

– Ну, пап, я не знаю, – ответила она.

– И все же, – упорствовал я, – чем бы ты хотела заняться?

– Видишь ли, – сказала она после некоторого раздумья, – ты не захочешь заняться тем, чем хотела бы заняться я.

– Да нет же, дорогая, – горячо воскликнул я, – я хочу выполнить твое желание! Что бы это ни было – это твой выбор.

– Я хочу пойти в кино на «Звездные войны», – сказала дочь. – Но я знаю, что ты не любишь эту картину. Тебе не нравятся фантастические фильмы, ты на них засыпаешь. Так что, пап, это совсем не обязательно.

– Ничего, милая, если ты этого хочешь, то и я тоже этого хочу.

– Папа, не волнуйся! Ведь совсем не обязательно каждый раз устраивать эти совместные прогулки! – Тут она помолчала и после паузы сказала: – А знаешь, почему тебе не нравятся «Звездные войны»? Потому что ты не понимаешь философии и смысла учения рыцарей-джедаев.

– Что-что?

– Вспомни, чему ты учишь людей, папа! Вот и рыцари-джедаи учат тому же.

– Правда? Немедленно идем смотреть «Звездные войны»!

И мы пошли в кино. Она села рядом со мной и изложила мне свою парадигму. Я стал учеником своей дочери. Это было восхитительно! Благодаря новой парадигме я смог увидеть, как философия подготовки рыцарей-джедаев проявляется в различных ситуациях.

Полученный результат (Р) не был запланированным; он явился неожиданным и очень приятным и полезным следствием инвестирования в ресурсы и средства (РС). Мы получили удовольствие от золотых яиц, а гусыня – качество наших отношений – была как следует накормлена.

Ресурсы и средства организации

Одним из чрезвычайно ценных свойств всякого верного принципа является то, что он применим в самых разнообразных ситуациях. На страницах этой книги мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми способами применения этих принципов не только к отдельным личностям, но и к целым организациям, в том числе семьям.

Если люди, используя физические ресурсы организаций, пренебрегают Р/РС-балансом, они тем самым снижают эффективность данной организации и часто оставляют другим полуживую гусыню.

Представим себе, что человек, отвечающий за использование физического ресурса, например станка, стремится произвести хорошее впечатление на своего начальника. Компания, в которой он работает, стремительно растет, и продвижения по службе происходят быстро. Этот человек работает с полной отдачей: никаких простоев, никаких перерывов для ухода за станком. Он трудится за станком днем и ночью. Производительность феноменальна, затраты падают, доходы растут с космической скоростью. В кратчайший срок работник добивается повышения. Золотые яйца получены!

Но представьте себе, что у станка его сменяете вы. Вам в наследство достается совершенно больная гусыня – станок, который к тому времени уже износился и начинает давать сбои. Вам приходится много времени и средств тратить на техническое обслуживание. Затраты растут с космической скоростью, доходы резко падают. Кого же винят в потере золотых яиц? Вас. Ваш предшественник уничтожил станок, но бухгалтерская система компании информирует только о количестве произведенной продукции, затратах и доходах.

Особенно важно поддерживать Р/РС-баланс в отношении человеческих ресурсов организации – клиентов и сотрудников. Я знал один ресторан, который славился фирменным супом из моллюсков и в обеденное время был полон посетителей. Потом ресторан продали, а новый хозяин решил заняться добыванием золотых яиц, добавляя в суп больше воды. В течение месяца снижение затрат при сохранившемся обороте приносило очень высокие прибыли. Однако вскоре клиенты стали уходить. Доверие было подорвано, и бизнес практически сошел на нет. Новый хозяин отчаянно пытался исправить положение, но пренебрежительное отношение к клиентам привело к утрате их доверия и, как следствие, очень важного ресурса – преданности клиента. Не стало гусыни, способной нести золотые яйца.

Есть такие организации, которые очень много говорят о внимании к клиентам, при этом совершенно забывая о тех, кто с этими клиентами взаимодействует, – о собственных сотрудниках. РС-принцип гласит: всегда обращайтесь со своими сотрудниками так, как вы хотели бы, чтобы они обращались с вашими лучшими клиентами.

Вы можете купить руки человека, но купить его душу невозможно. Его душа – то место, где рождаются энтузиазм и преданность. Вы можете купить его спину, но не его ум, а ведь именно в нем сосредоточены творчество, мастерство и изобретательность.

Забота о РС заключается в том, чтобы обращаться со своими сотрудниками так же, как с клиентами, поскольку они добровольно отдают вам лучшее, что у них есть, – свою душу и свой ум.

 

Однажды я оказался в компании нескольких человек, и один из них задал вопрос:

– Как вы поступаете в отношении ленивых и некомпетентных сотрудников?

– Бросаю в них гранату! – ответил кто-то.

Часть присутствующих поддержала этот воинственный подход к управлению людьми, выраженный формулой «работай как надо или проваливай». Однако один из участников разговора спросил:

– А кто разбирает руины?

– Какие руины? Их нет!

– Хорошо, а почему бы вам не сделать то же самое с вашими клиентами? – заметил другой. – Скажите им: «Слушайте, если не хотите ничего покупать, проваливайте из моего магазина!»

– Нет, – сказал первый, – с покупателем так нельзя!

– А почему вы считаете, что с сотрудниками можно?

– Потому что я их нанимаю!

– Понятно. А скажите, ваши сотрудники хорошо к вам относятся? Работают ли они в полную силу? Как у вас дела с текучестью кадров?

– Да вы что, шутите? Где в наше время можно найти хороших работников? Постоянные увольнения, прогулы, работа по совместительству. Их ничто не интересует.

 

Такой подход, такая парадигма, заключающаяся в сфокусированности на золотых яйцах, перекрывает доступ к мощной энергии, источниками которой являются ум и душа другого человека. Конечно, быстро получить результаты – очень важно. Но важно не только это.

Эффективность заключается в равновесии. Перекос в сторону результатов (Р) приводит к подрыву здоровья, износу техники, уменьшению банковского счета и разрыву отношений. Чрезмерная концентрация на ресурсах и средствах (РС) напоминает ситуацию с человеком, который по три-четыре часа в день занимается бегом и хвастается, что таким образом продлевает свою жизнь на десять лет, не понимая, что именно столько времени он тратит на бег. Или с человеком, который постоянно учится, ничего не производит и живет за счет чужих золотых яиц, – этакий синдром вечного студента.

Поддерживать Р/РС-баланс – баланс между золотым яйцом (результатом) и здоровьем и благополучием гусыни (ресурсами и средствами) – часто бывает непросто. Но я считаю, что именно в нем заключается суть эффективности. Он обеспечивает равновесие между краткосрочным и долгосрочным; стремлением получить хорошее образование и необходимостью платить за обучение; между желанием видеть комнату убранной и созданием таких отношений с ребенком, когда он делает это сам – с готовностью, легко, без всякого принуждения с вашей стороны.

Подтверждение этого принципа вы можете наблюдать и в своей жизни, когда в стремлении получить побольше золотых яиц поджигаете свечу с обеих сторон и в результате заболеваете, лишаетесь сил и оказываетесь больше ни на что не способны. Или, наоборот, когда вы, хорошо выспавшись за ночь, просыпаетесь с готовностью работать с утра до позднего вечера.

Вы убеждаетесь в правоте этого принципа, когда, отстаивая свою правоту, оказываете на кого-то давление и вдруг чувствуете, что в ваших отношениях с этим человеком возникла пустота. Или когда, инвестируя свое время в создание прочных отношений, обнаруживаете, что ваше желание и способность работать вместе с ним, общаться и взаимодействовать перешли на качественно новый уровень.

Р/РС-баланс представляет собой саму основу эффективности. Это правило действует в любой сфере жизни. Независимо от того, соблюдаем мы его или нет, оно существует. Как маяк. Р/РС-баланс – это определение эффективности. Это парадигма, лежащая в основе тех семи навыков, о которых рассказывается в этой книге.

Как пользоваться этой книгой

Прежде чем мы начнем работать над семью навыками высокоэффективных людей, я хотел бы предложить вам два сдвига парадигмы, которые значительно повысят ценность информации, полученной в результате знакомства с этой книгой.

Во-первых, я советую вам не рассматривать предлагаемый материал как обычную книгу, которую, прочитав, тут же ставят на полку. Вы можете прочесть ее один раз целиком, чтобы получить о ней общее представление. Но она составлена таким образом, чтобы оставаться вашей спутницей в течение всего процесса вашего изменения и развития. Материал излагается последовательно, а после описания каждого навыка имеются практические рекомендации, так что вы в любой момент сможете более внимательно изучить каждый из навыков по отдельности.

По мере достижения более глубокого понимания предлагаемой информации и ее применения вы можете время от времени возвращаться к принципам, лежащим в основе каждого из навыков, стараясь расширять свои знания, развить умения и желания.

Во-вторых, я хотел бы предложить вам сдвинуть парадигму вашей собственной причастности к данному материалу, сменив роль ученика на роль учителя. Воспользуйтесь подходом «изнутри наружу» и читайте книгу, поставив перед собой цель: в течение 48 часов обсудить с кем-либо то, что вы узнали.

Например, если вы будете знать, что в течение 48 часов должны разъяснить кому-то принцип Р/РС-баланса, изменит ли это ваше отношение к чтению? Попробуйте сделать это прямо сейчас, читая последний раздел этой главы. Читайте так, как будто собираетесь сегодня или завтра, пока прочитанное еще свежо в памяти, изложить его вашему супругу, ребенку, коллеге или другу, и отметьте, изменилось ли что-нибудь в вашем мыслительном и эмоциональном процессе.

Я гарантирую, что, если вы будете подходить к материалу каждой из последующих глав именно таким образом, вы не только лучше запомните прочитанное, но и значительно расширите свой кругозор, углубите понимание того, что почерпнули из этой книги, и ваше желание применить полученные знания на практике усилится.

Кроме того, делясь тем, что узнали, с другими, вы с удивлением обнаружите, что негативные эмоции и предубеждения, которые у кто-то могли быть связаны с вами, исчезают. «Обучаемые» вами люди станут смотреть на вас как на изменяющуюся, развивающуюся личность. Они, вероятно, даже захотят оказать вам помощь и поддержать вас в вашей (возможно, совместной с ними) работе по воплощению семи навыков в жизнь.

Чего вам следует ожидать

В заключение вспомним слова Мерилин Фергюсон: «Нельзя никого заставить измениться. Каждый из нас охраняет свои врата перемен, которые могут быть открыты только изнутри. Мы не можем открыть врата перемен другого человека ни аргументами, ни эмоциональными призывами».

Я готов заверить вас, что, если вы решитесь открыть свои «врата перемен», чтобы по-настоящему понять и воплотить в жизнь принципы, воплощенные в семи навыках, в вашей жизни произойдет ряд позитивных изменений.

Во-первых, ваше развитие будет эволюционным, однако итоговый результат окажется революционным. Разве вы не согласитесь со мной, что один только принцип Р/РС-баланса, будучи в полной мере воплощен в жизнь, способен преобразить большинство людей и организаций?

Результатом раскрытия «врат перемен» для первых трех навыков – навыков личной победы – явится значительно возросшая уверенность в себе. Вы лучше узнаете и поймете самого себя – свой характер, свои внутренние ценности и уникальные способности. Если вы будете жить, руководствуясь своими ценностями, ваше ощущение собственной личности и ее цельности, способности к самоконтролю и обладания внутренними ориентирами придаст вам бодрость и спокойствие. Вы станете оценивать себя изнутри, не руководствуясь мнением окружающих или сравнивая себя с другими. Значение оценок типа «прав – не прав» не идет ни в какое сравнение со значимостью открытия самого себя.

Это может показаться странным, но, когда вы меньше заботитесь о том, что думают о вас другие, вы начинаете больше заботиться о том, что другие думают о себе, своем мире и, в том числе, о своих взаимоотношениях с вами. Теперь ваша эмоциональная жизнь уже не будет в такой степени зависеть от слабостей других людей. Кроме того, вы будете с большей легкостью и готовностью подходить к изменениям, поскольку то, что спрятано глубоко внутри вас, останется неизмененным.

Став открытым для следующих трех навыков – навыков общей победы, – вы обнаружите в себе желание и возможности восстановить или укрепить важные для вас отношения, которые были ослаблены или даже разрушены. Хорошие же отношения станут еще более глубокими, прочными, созидательными и яркими.

Седьмой навык, будучи усвоен глубоко, усилит первые шесть. Он сделает вас по-настоящему независимым и способным к эффективному проявлению взаимозависимости. Благодаря этому навыку вы сможете подзаряжать свои «батареи».

Как бы ни обстояли у вас дела в данный момент, уверяю вас, что вы и ваши навыки не есть неразрывное целое. Вы можете заменить старые, саморазрушительные модели поведения новыми, в основе которых будут лежать навыки эффективности, счастья и доверительных взаимоотношений.

Я искренне призываю вас открыть врата перемен и развиваться по мере изучения вами этих навыков. Будьте терпеливы. Саморазвитие – процесс тонкий и благотворный. Нет лучшего вложения своих сил, чем такая инвестиция в самого себя. Конечно же, оно не произойдет мгновенно. Но, уверяю вас, вы убедитесь в его пользе и получите быструю отдачу, которая вас вдохновит. Томас Пейн говорил: «Все, что достигается чересчур легко, не слишком ценится нами. Лишь то ценится нами, за что дорого заплачено. Только небесам ведома настоящая цена всего» [7].

Часть вторая
Личная победа

 


 

Навык 1. Будьте проактивны


 

Принципы персонального видения

Не знаю в жизни ничего более воодушевляющего, чем бесспорная способность человека путем сознательных усилий возвышать жизнь свою.

Генри Дэвид Торо

 

Читая эту книгу, попытайтесь взглянуть на себя со стороны. Попробуйте мысленно перенестись в дальний угол комнаты и представить себя сидящим за столом и читающим книгу. Можете ли вы взглянуть на себя глазами другого человека?

А теперь сделайте вот что. Задумайтесь о том, каково ваше настроение в данный момент. Способны ли вы его определить? Что вы чувствуете? Как бы вы описали свое эмоциональное состояние?

Теперь подумайте о том, как работает ваша мысль. Быстро, живо? Не ощущаете ли вы, что разрываетесь между этими интеллектуальными упражнениями и попыткой понять их смысл?

Вы сейчас делали то, что может делать только человек. Животные такой способностью не обладают. Мы называем это самосознанием, или способностью анализировать собственный мыслительный процесс. Вот почему человек занимает господствующее положение в этом мире и продолжает развиваться от поколения к поколению.

Эта способность позволяет нам учиться не только на своем, но и на чужом опыте. Благодаря ей мы можем овладевать нужными навыками и отказываться от ненужных привычек.

Мы не есть наши чувства. Мы не есть наши настроения. Мы даже не есть наши мысли. Сам факт того, что мы способны думать о таких вещах, отделяет нас и от них, и от мира животных. Самосознание побуждает нас оценивать даже то, как мы видим самих себя – нашу собственную парадигму, наиболее фундаментальную парадигму эффективности. Самосознание влияет не только на наши установки и поведение, но и на то, как мы воспринимаем других людей. Оно становится для нас картой, помогающей нам понять саму суть человеческой природы.

Не учитывая того, какими мы видим себя (и других), мы не сможем понять, как другие видят и воспринимают себя и окружающий мир. Мы будем, сами того не осознавая, проецировать на их поведение собственные намерения, при этом оставаясь уверенными в своей объективности.

Это серьезно ограничивает как наш собственный потенциал, так и нашу способность взаимодействовать с другими людьми. Но благодаря уникальной человеческой способности, самосознанию, мы можем оценить свои парадигмы и понять, основаны ли они на реальности и принципах или же являются результатом условий и условностей.

Социальное зеркало

Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом – существующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих нас людей, – то такое представление подобно отражению в кривом зеркале.

– Ты всегда опаздываешь!

– Почему у тебя вечный беспорядок?

– Тебе бы в цирке выступать!

– Ты ешь, как свинья!

– Но это же элементарно! Как ты не понимаешь?

Такие оценки отрывочны и необъективны. Часто они в большей мере являются проекцией проблем и недостатков дающих их людей, чем нашим реальным отражением.

Подобные проявления современной социальной парадигмы показывают, что наше поведение в огромной степени детерминировано различными программами и условиями. Когда мы, признав власть условий над нашей жизнью, говорим, что они ее детерминируют, что мы не можем сопротивляться их влиянию, мы создаем искаженную карту.

Фактически существует три вида социальных карт – три теории детерминизма, которые широко применяются, порознь или в различных комбинациях, для объяснения человеческой природы. Согласно теории генетического детерминизма, все в вас заложено вашими предками. Именно поэтому у вас такой темперамент. У ваших дедушки с бабушкой был крутой нрав, и он заложен в вашей ДНК. Он переходит из поколения в поколение, вот вы его и унаследовали. Вдобавок ко всему вы ирландец, а ирландцам это вообще свойственно.

Теория психического детерминизма утверждает, что таким вас сделали ваши родители. Свойства вашей личности и характера были заложены в вас в младенчестве и раннем детстве. Именно поэтому вы боитесь выступать перед аудиторией. Так воспитали вас ваши родители. Каждый раз, совершая ошибку, вы испытываете острое чувство вины, потому что в глубинах вашей эмоциональной памяти отпечаталось время, когда вы были маленьким, беззащитным и зависимым. Разве можно забыть, как вас подвергали эмоциональному наказанию, отвергали, сравнивали с кем-либо, если вы что-то делали не так хорошо, как от вас ожидали.

Если верить теории детерминизма окружающей среды, во всем виноват ваш начальник, или ваша жена, или ваш непутевый отпрыск, или сложившаяся финансовая ситуация, или политика государства. Кто-то или что-то в вашем окружении несет ответственность за ваше нынешнее положение.

Каждая из этих карт основывается на теории «раздражитель – реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, поставленными Павловым на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель.


Реактивная модель

 

Насколько точно и функционально эти детерминистские карты описывают саму территорию? Насколько четко эти зеркала отражают истинную природу человека? Не становятся ли они самореализующимися прогнозами? Основаны ли они на принципах, которые мы утверждаем внутри самих себя?

Между раздражителем и реакцией

Чтобы ответить на эти вопросы, позвольте мне познакомить вас с поучительной историей Виктора Франкла.

Франкл был детерминистом, воспитанным на психологической теории Фрейда, которая утверждает, что все происходившее с вами в детстве формирует ваш характер и личность и определяет всю вашу жизнь. Ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете в ней изменить.

Кроме того, Франкл был психиатром и евреем по национальности. Он был узником нацистского лагеря смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашим представлением о человечности, что их невозможно описать без содрогания.

Его родители, брат и жена погибли в газовой камере. Из всей семьи уцелела лишь сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения; он никогда не знал, что случится с ним в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь, или же он останется среди уцелевших и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных.

Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой», той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов не мог у него отнять. Они имели власть над всем, что его окружало, могли причинить боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, обладавшим самосознанием, и мог смотреть отстраненно на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что на него воздействовало, т.е. раздражителем, и его реакцией на происходящее находилась свобода выбора этой реакции.

В воображении Франкл стал представлять себя в различных ситуациях – например, читающим лекции студентам после своего освобождения из концлагеря. Он мог в мыслях перенестись в аудиторию и как бы со стороны увидеть себя, рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни.

Посредством многократного повторения этих упражнений, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных, с привлечением памяти и фантазии Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была бо́льшая внешняя свобода – бо́льшая свобода действий, бо́льшие возможности выбора, а он располагал бо́льшей внутренней свободой – внутренней силой для реализации своих возможностей. Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых надсмотрщиков. Он помог людям увидеть смысл жизни и сохранить достоинство, несмотря на тяготы существования в неволе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: