Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
Назначение теста:
Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция к тесту:
Вам необходимо выбрать один из вариантов на предложенные в опроснике утверждения:
· именно, так
· почти, так
· кажется, так
· может быть, так
Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
Тест:
1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.
2. Мой партнер считает меня достойным уважения.
3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.
7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.
8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.
9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.
10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.
12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.
13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.
14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.
15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.
|
16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.
17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.
18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.
19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.
Обработка и интерпретация результатов
Диагностируемые коммуникативные ориентации определяются с помощью ключа.
Ключ
Ориентация на принятие партнера: 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20;
Ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера: 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19;
Ориентация на достижение компромисса: 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.
Диапазон каждой из шкал колеблется от 7 до 28 баллов.
Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:
а) Именно так - 4 балла;
б) Почти так - 3 балла;
в) Кажется, так - 2 балла;
г) Может быть, так - 1 балл.
О степени выраженности каждой из шкал можно судить на основании следующих показателей:
21 и более - высокая;
8-20 - средняя;
7 и менее - низкая.
Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам.
Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:
64 и более - высокий уровень;
30-63 - средний уровень;
29 и менее - низкий уровень.
Диагностика коммуникативного контроля
(М. Шнайдер)
Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
|
Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Инструкция.
Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация
По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.