Развитие химической промышленности и энергетики




 

оздание и освоение КМК вместе с одновременно построенным Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в своих восточных районах.

Одновременно с ее созданием, в связи с развернувшейся химизацией в стране, получила развитие в Кузбассе химическая промышленность, которую здесь стали называть третьим звеном УКК. Значительную часть химической продукции давали обновлявшийся коксохимический завод в бывшей Щегловке, переименованном в 1932 году в город Кемерово, и коксовый цех КМК. Строился в Кемерово опытный углеперегонный завод, на котором пытались из барзасских углей получать бензин.

Задача электрификации народного хозяйства, как известно, впервые была поставлена В.И. Лениным и его соратниками в плане ГОЭЛРО. Тогда же был сделан первый шаг в направлении создания электроэнергетики Кузбасса. Первые шаги по созданию Урало-Кузнецкого в 1924 году вошла в строй ТЭЦ Кемеровского коксохимического завода мощностью в одну тысячу кВт, турбогенератор в Ленинске-Кузнецком мощностью 500 кВт., электрогенератор Яшкинском цементном заводе. Свою небольшую электростанцию имел Гурьевский завод. К началу первой пятилетки общая мощность электростанций Кузбасса составляла всего 9 тысяч киловатт.

Начало современной электроэнергетики Кузбасса кладет строительство двух крупных по тому времени электростанций - Кемеровской ГРЭС и ТЭЦ КМК.

В начальный период социалистической индустриализации начала создаваться электроэнергетическая система Кузбасса. Общая мощность всех станций Кузбасса достигла 278 тыс. кВт.

Дальнейшее развитие энергетики Кузбасса, как и всей Сибири, получила в годы Великой Отечественной войны.


Расширение железных дорог

 

Первая железнодорожная ветка в 1921 году соединила станцию Усяты (будущий город Прокопьевск) через Топки - Юргу с Главной сибирской магистралью. В 1926 году дорога дошла до Кузнецка. В 1932 году вошла в строй ветка Новокузнецк - Осинники, в 1936 году дорога дошла до поселка Мундыбаш, а в 1940 году - до Таштагола.

Строительство железнодорожной линии от ст. Проектная до ст. Инская обеспечило создание второго железнодорожного выхода из Кузбасса на Транссибирскую магистраль.

Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130 километров.

Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного производства

 

Курс на коллективизацию сельского хозяйства в декабре 1927 года провозгласил XV съезд ВКП (б). По степени обобществления средств производства и распределения продукции коллективные хозяйства делились на три группы:

. Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы).

. Сельскохозяйственные артели.

. Коммуны.

В Кузбассе всеобщее "раскулачивание" началось после выхода постановления бюро Сибирского краевого комитета ВКП (б) от 2 февраля 1930 года.

К концу мая 1931 года в колхозах состояло 39,4 % крестьян Кузбасса. Процесс коллективизации продолжался. В основном он завершился к 1933 году, когда от 57 до 78,5 % крестьянских хозяйств различных районов состояли в колхозах.

В целом кузбасское село представляло собой множество мелких колхозов.


Заключение

 

Свёртывание НЭПа проводилось с целью вырвать из рук частников инвестиционные ресурсы, без чего не было бы и великих свершений: коллективизации, индустриализации и культурной революции.

Развитие Кузбасса в 1920 - 1930 г. г. шло стремительными шагами. В этот период произошло много событий, которые как нанесли ему урон, так и подняли и преумножили его мощь. Активно шло строительство городов. Произошел значительный подъем грамотности, культуры населения Кузбасса.


Список литературы

 

1. История Кузбасса[Текст] / Д.В. Арзютов [и др.]. - Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ, 2006. - 60 с.

2. Прудько, Д. Спутник города-сада [Текст] / Д. Прудько // Новокузнецк. - 2009. - 9 апреля.

. Рогалева, Н.В. Чрезвычайные органы управления в СССР и на железнодорожном транспорте Кузбасса в 1930-1940-е годы [Текст] / Н.В. Рогалева // Кузнецкая старина. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005. - Вып.7. - С.171-176.

. Стромова, Т.В. Пожарная охрана города Кемерово в 1930-1940-е годы (по воспоминаниям М.М. Ягунова) [Текст] / Т.В. Стромова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2008. - № 4. - С.135-136.

. Кацюба Д.М. История Кузбасса. - История Кузбасса / отв. Ред. Н.П. Шуранов. - Кемерово: ИПП "Кузбасс", "СКИФ", 2006. - 360с. -.

. "Угольная промышленность Кузбасса в условиях осуществления довоенной модернизации (1926-1941 г. г.)" // Книга памяти шахтеров Кузбасса - Кемерово, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: