Особенности решения простых арифметических текстовых задач.




Вопросы для самоконтроля

Каковы особенности усвоения учащимися с ОВЗ арифметических задач.

Решение арифметических задач помогает раскрыть учащимся основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.

При решении задач у школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Велика роль решения задач подготовке учащихся к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности.

Трудности в изучении простых арифметических задач обучающимися с ОВЗ.

Трудности в решении задач у учащихся связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и искомыми. Это объясняется ограниченностью словарного запаса, особенностями восприятия и внимания учеников.

Простые задачи играют чрезвычайно важную роль при обучении учащихся с ОВЗ математике. Именно простые задачи позволяют раскрыть основной смысл и конкретизировать арифметические действия, сознательно овладеть теми или иными математическими знаниями. На простой задаче учитель впервые знакомит учащихся со структурой задачи, показывает, что значит решить задачу, вооружает их основными приемами решения задач.

Простые задачи являются составной частью сложных задач, а следовательно, формируя умение решать простые задачи, учитель готовит учащихся к решению сложных задач.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспект лекции.

1. МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Арифметические задачи в курсе математики для обучающихся с ОВЗ занимают значительное место. Почти половина времени на уроке математики отводится решению задач. Это объясняется больше коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников. Решение арифметических задач помогает раскрыть учащимся основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.

При решении задач у школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Обучая самих учащихся «добывать» числовой материал для составления задач, учитель имеет возможность показать учащимся, что задачи ежедневно ставит сама жизнь и уметь решать такие задачи — значит подготовить себя к ориентировке в окружающей действительности. Умением решать арифметические задачи учащиеся овладевают с большим трудом.

Трудности в решении задач у учащихся связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и искомыми. Это объясняется ограниченностью словарного запаса, особенностями восприятия и внимания учеников.

Особенности решения простых арифметических текстовых задач.

Простой арифметической задачей называется задача, которая решается одним арифметическим действием.

Простые задачи являются составной частью сложных задач, а следовательно, формируя умение решать простые задачи, учитель готовит учащихся к решению сложных задач.

В школе решаются задачи, раскрывающие конкретный смысл арифметических действий (1 группа). Это задачи на нахождение суммы и на нахождение остатка, на нахождение произведения, на деление на равные части, на деление по содержанию.

Решаются также задачи, раскрывающие новый смысл арифметических действий. Это задачи, связанные с понятием разности и отношения (II группа):

1. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

2. Разностное сравнение чисел с вопросами «на сколько больше...», «на сколько меньше...».

3. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

4. Краткое сравнение чисел или нахождение отношения между числами с вопросами: «Во сколько раз больше...», «Во сколько меньше...».

Подготовительная работа к решению простых задач

Опыт работы лучших учителей школ показывает, что подготовку к решению арифметических задач следует начинать с обогащения и расширения практического опыта учащихся, ориентировки их в окружающей действительности. Учеников нужно ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать арифметические задачи, производить измерения. Надо так организовать игровую и практическую деятельность учащихся, чтобы, являясь непосредственными участниками этой деятельности, а также наблюдая, учащиеся сами могли делать вывод в каждом отдельном случае: увеличилось или уменьшилось число элементов множества и какой операции и словесному выражению соответствует это увеличение или уменьшение.

Знакомство с простой задачей

Прежде чем приступить к обучению решению арифметических задач, учитель должен ясно себе представить, какие знания, умения и навыки нужно дать ученикам. Чтобы решить задачу, ученики должны уметь решать арифметические примеры, слушать, а затем читать задачу, повторять задачу по вопросам, по краткой записи, по памяти, выделять в задаче составные компоненты (условие, числовые данные, вопрос), «опредмечивать» содержание задачи или давать краткую форму ее записи, решать задачу (выбирать правильно действие и производить вычисление), записывать решение, формулировать ответ устно и записывать его, проверять правильность решения задачи.

Первый этап: воспроизведение и уточнение понятий поровну, столько же, равны. Учитель показывает 3 карандаша и просит всех учащихся взять карандашей столько же. Затем он вызывает одного из учеников и говорит: «У меня и у Саши карандашей поровну, равное количество». Далее предлагается ряд аналогичных заданий: отхлопать в ладоши столько же раз, нарисовать, вырезать столько же и т. д.

Второй этап: уточнение понятия «столько же и еще». Учитель дает задание одному ученику поставить в ряд 5 кругов, а другому столько же и еще 2 круга, а затем сравнить круги в первом и втором ряду. Ученик ответит и запишет: «Во втором ряду кругов на 2 больше, чем в первом ряду: 5+2. В первом ряду кругов на 2 меньше».

Третий этап: введение понятия на столько-то единиц больше (путем практической деятельности с конкретными предметами). Учитель говорит: «В одном ряду 4 листочка (кладет 4 листочка), в другом ряду на 1 листочек больше. Сколько листочков нужно положить во второй ряд? Во второй ряд я положу столько же листочков, сколько в первый (4 листочка). Сколько листочков надо еще прибавить, если во втором ряду на 1 листочек больше? (Прибавить один листочек.) Какое арифметическое действие запишем?» «Положи на одну полоску 6 кругов, а на другую столько же без двух, т. е. меньше на 2. Что ты сделал? (Убрал 2 круга.) Каким арифметическим действием это можно записать?»

2.МЕТОДИКА РАБОТЫНАД СОСТАВНОЙ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧЕЙ.

Составная текстовая задача решается в два и более арифметических действий.

1.Знакомство с задачей. Прежде чем приступить к обучению решению составных арифметических задач, учитель должен ясно себе представить, какие знания, умения и навыки нужно дать ученикам.

2. Поиск решения задачи. На этом этапе учащиеся, отвечая на вопросы учителя, поставленные в определенной логической последовательности, подводятся к составлению плана решения задач и выбору действий. Намечаются план и последовательность действий – это следующий этап работы над задачей.

3. Решение задачи. Опираясь на предыдущий этап, в процессе которого учащиеся осуществляли поиск решения задачи, они готовы устно сформулировать вопросы задачи и назвать действия.

4. Запись решения задач. В 1-м классе в начале учебного года учащиеся еще не знают букв, не умеют их писать, поэтому решение задачи записывается соответствующим арифметическим действием без наименований. Вместо букв учащиеся около чисел могут нарисовать предмет: яблоко, мяч, палочку и т. д. Действие записывается в середине строки, чтобы отличить его от записи примера. При этом учитель учит учащихся давать краткое пояснение к выполняемому действию (устно). По мере изучения букв, учащихся учат записывать решение задачи с наименованием. При записи сложных задач могут использоваться следующие формы записи: а) запись арифметических действий и ответа задачи; б) запись решения с пояснением того, что найдено в результате каждого действия; в) запись решения с вопросами (вопросы и действия чередуются), в конце записывается ответ; г) запись сначала только плана решения, затем соответствующих действий или, наоборот, запись сначала действий, а затем плана решения задачи. В конце записывается ответ.

5. Формулировка ответа. Форма ответа может быть краткой и полной. Например, краткая форма ответа: 283 кг или 283 кг яблок; полная форма ответа: 283 кг яблок было собрано за три дня. За три дня было собрано 283 кг яблок.

6. Проверка решения задачи. Так как функция контроля у школьников ОВЗ ослаблена, то проверка решения задач имеет не только образовательное, но и коррекционное значение.

В младших классах необходимо:

1. Проверять словесно сформулированные задачи, производит действия над предметами, если, конечно, это возможно.

2. Проверять реальность ответа (соответствие его жизненной действительности).

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. (О чем спрашивается в задаче? Получили ли ответ на вопрос задачи?)

7. Последующая работа над решенной задачей. Учитель школы зачастую не может быть уверен, что решение задачи (хотя задача разобрана и решена) понято всеми учениками. Поэтому очень полезно провести работу по закреплению решения этой задачи.

2. Просмотреть по ссылкам методику решения задач на разных этапах обучения и проанализировать (2-3 предложения по каждому сюжету) https://www.youtube.com/watch?v=MyYxINQiDqo

https://www.youtube.com/watch?v=4h3_eE3lJ5A

https://www.youtube.com/watch?v=lHbZm4640_8

В первом видео для 1 класса, Учитель изучает с детьми 4 этапа решения задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

Во втором видео для 3 класса. Учитель отрабатывает с детьми нахождения таких данных как цена, количество и стоимость. У детей на уроке развивается логическое мышление и сообразительность.

В третьем видео для 2 класса. Учитель отрабатывает с детьми нахождения остатка. У детей на уроке развивается логическое мышление и сообразительность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: