Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первый романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции..
Последний вокальный опус композитора: цикл романсов ор.73 на стихи Д. Ратгауза сочинен весной 1893 года.
Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио), лирические романсы, колыбельные песни, серенады, элегии, балладу, мазурки, цыганский романс, детские песни.
Источники текстов Чайковский находил у русских поэтов 19 века, его современников: А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов), Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов ор.65 написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.
Мои любимые романсы П.И.Чайковского:
Романсы на сл. А.К.Толстого "Горними тихо летела душа небесами", сл. А.Н.Апухтина "День ли царит", сл. А.Н.Апухтина "Забыть так скоро", сл. А.Майкова "Канарейка", сл. Г.Гейне, пер. Л.Мея "Отчего", сл. В.Сологуба "Скажи о чём в тени ветвей",cл. А.Н.Апухтина "Ночи безумные", сл. К.Р."Серенада" ("О, дитя..."), сл. Н.Щербины "Примирение", сл. И.Гёте, пер. Л.Мея "Нет, только тот, кто знал", сл. А.К.Толстого "Кабы знала я", сл. А.К.Толстого "То было раннею весной", сл. Э.Тюркети "Серенада" ("Ты куда летишь..."), сл. И.З.Сурикова "Я ли в поле да не травушка была", сл. нар.. "Пимпинелла" (флорентийская песня), сл. Л.Мея из Г.Гейне "Хотел бы в единое слово", cл. А.Толстого "Средь шумного бала".
|
К лучшим из них можно отнести такие, как «Нет, только тот, кто знал», «Отчего?» (оба в переводе Л. А. Мея из Гете и Гейне), вошедшие в число популярнейших образцов вокальной лирики Чайковского. Глубина и яркость выражения соединяются в обоих этих романсах с лаконизмом и тонким изяществом формы и изложения. Неторопливо развертывающаяся пластичная мелодия в первом из них звучит как тихое печальное признание, полное горечи и боли. Особую выразительную остроту придает ей начальный ход на малую септиму вниз с дальнейшим плавным постепенным заполнением.
Романс, кторый я очень люблю исполнять, на котором у меня бегут мурашки: романс «Забыть так скоро» (По предположению Н. В. Туманиной, он был написан в одно время с группой из шести романсов ор. 6.) на стихи А. Н. Апухтина. Слова, вынесенные в его название, служат в тексте стихотворения рефреном, завершающим отдельные строфы. Чайковский интонирует их каждый раз по-разному. В первых двух строфах они звучат мягко, задумчиво, в третьей строфе (составляющей середину трехчастной формы) интервал увеличенной кварты и скорбная малосекундовая нисходящая интонация придают им большую выразительную остроту. Но особенно разительный драматический контраст вносит окончание последней (четвертой) строфы, где благодаря интервалу уменьшенной септимы с дальнейшим ниспаданием на малую сексту и перенесению в высокий напряженный регистр со сменой динамических оттенков ff и p, эти слова воспринимаются как возглас отчаяния. Так в пределах небольшой по протяженности простой трехчастной формы композитор достигает необычайной силы драматического нарастания, создавая ярко динамизированную репризу с заменой мажора одноименным минором.
|
Одной из высших точек в развитии камерного вокального творчества Чайковского был рубеж 70-х и 80-х годов. Две серии романсов, относящихся к 1878 и 1880 годам (ор. 38 и 47), включают ряд замечательнейших по художественному совершенству и тонкости выражения образцов его вокальной лирики. Большая часть этих романсов написана на стихи любимого Чайковским поэта А. К. Толстого (восемь из двенадцати). Среди них такие чарующие своей поэтической прелестью и проникновенностью лирического чувства вокальные миниатюры, как «То было раннею весной» и «Средь шумного бала». Бережно и чутко воспроизводя «музыку стиха», композитор вместе с тем вносит в интерпретацию поэтического текста некоторые особые индивидуальные акценты. Так, в первой фразе романса «То было раннею весной» обращает на себя внимание, казалось бы, декламационно необоснованное выделение первых слов: «то было».
Список романсов по опусам:
6 романсов, ор. 6 (в т. ч. Не верь, мой друг и Слеза дрожит, сл. A. К. Толстого; Ни слова, о друг мой, сл. А. Н. Плещеева; Отчего? и Нет, только тот, кто знал, сл. Л. А. Мея; 1969)
Забыть так скоро (сл. А. Н. Апухтина, 1870)
6 романсов, ор. 16 (в т. ч. Колыбельная песня, сл. А. Н. Майкова; Погоди, сл. Н. П. Грекова; 1872)
|
Уноси моё сердце (сл. А. А. Фета, 1873)
6 романсов, ор. 25 (в т. ч. Примиренье, сл. H. P. Щербины; Канарейка, сл. Мея; 1875)
6 романсов и песен, ор. 27 (в т. ч. Моя баловница, сл. Мея, 1875)
6 романсов и песен, ор. 28 (в т. ч. Корольки, сл. Грекова; Он так меня любил, сл. Апухтина, Страшная минута, сл. N. N. (П. И. Чайковского); 1875)
Хотел бы в единое слово (сл. Г. Гейне, в пер. Мея, 1875)
6 романсов, ор. 38 (в т. ч. Серенада Дон Жуана, То было раннею весной, Средь шумного бала, сл. Толстого; 1878)
7 романсов, ор. 47 (в т. ч. Кабы знала я, Благославляю вас, леса, сл. Толстого; День ли царит, сл. Апухтина, Я ли в поле да не травушка была, сл. И. З. Сурикова; 1880)
16 песен для детей, ор. 54 (в т. ч. Бабушка и внучек, Весна (Травка зеленеет), Мой садик, Кукушка, Весна (Уж тает снег), сл. Плещеева; 1881-83)
6 романсов, ор. 57 (в т. ч. Скажи, о чём в тиши ветвей, сл. B. А. Соллогуба; На нивы жёлтые, сл. Толстого; Лишь ты один, сл. Плещеева, 1884)
12 романсов (в т. ч. Я тебе ничего не скажу, сл. Фета; Ночи безумные, сл. Апухтина, Ночь (Отчего я люблю тебя), За окном в степи мелькает, сл. Полонского; Нам звёзды кроткие сияли, сл. Плещеева; 1886)
6 романсов, ор. 63 (сл. К. Романова, в т. ч. Растворил я окно, Серенада (О, дитя); 1887)
6 романсов, op. 65 (в т. ч. Серенада (Ты куда летишь, как птица), сл. Э. Тюркети; Чаровница, сл. П. Клоделя; 1888)
6 романсов, ор. 73 (сл. Д. М. Ратгауза; в т. ч. Мы сидели с тобой, В эту лунную ночь, Закатилось солнце, Средь мрачных дней, Снова, как прежде, один; 1893)
Литература по истории отечественной музыки