Выполнил Емельяненков Марк
Группа КП-ВДМ-21
Тема. Молодежная политика региона.
1. Развитие молодежной политики за последние 20 лет в РФ и в Волгоградской области (на примере форумной кампании Росмолодежи).
Процесс формирования государственной молодежной политики в Российской Федерации начался в сложных политических, экономических и социальных условиях. В силу своей организационной слабости и недостаточного финансирования молодежные и детские общественные объединения не имели реальных механизмов влияния на процесс разработки и реализации молодежной политики. А политические партии зачастую сводили свою работу к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. В этих условиях государственное направление реализации молодежной политики на протяжении всех 1990-х годов оставалось, пожалуй, единственно возможным.
В 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи одобрена концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации. За несколько лет была сформирована система институтов ГМП на федеральном уровне и практически во всех субъектах федерации. Разрабатывалась также система мероприятий, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлечённости в различные формы политического участия.
Молодежная политика представляет собой "молодежный срез" государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной), социально-экономической политики.
Механизм реализации программы предусматривал основные блоки: нормативно-правовой, организационный, технологический и ресурсный.
|
К настоящему времени большинство республик в составе. РФ имеют свои законы о государственной молодежной политике. При этом в большинстве региональных законодательных актах учитывается два компонента: обязательное фиксирование принятых на федеральном уровне нормативов и нормативов, действующих в пределах региона, которые отражают региональные потребности молодежного социума и региональные возможности конкретной территории. Региональное законодательство в области молодежной политики как правило расширяет сферу общефедеральных нормативов, которые фиксируют своего рода обязательный минимум. Во многих регионах разработаны и приняты государственные программы и различные директивы органов исполнительной власти в области молодежной политики. Начала формироваться нормативная база поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.
В Волгоградской области государственная молодежная политика выделена в отдельное направление деятельности, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны.
|
Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Волгоградской области составляет 540285 человек, или 21 процент от общего числа жителей Волгоградской области.
В настоящее время в Волгоградской области реализуются социальные проекты по формированию здорового образа жизни среди молодежи, вовлечению ее в добровольческую деятельность. Создана сеть рекрутинговых центров по привлечению и подготовке волонтеров.
В целях раскрытия творческого, инновационного потенциала молодежи особое внимание уделяется решению вопросов по ее участию в образовательных молодежных форумах.
Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи, развитие молодежного предпринимательства является значимым направлением молодежной политики Волгоградской области, в рамках которого используются технологии мастер-классов, экспертные, дискуссионные, тренинговые, практические методики, формируются электронные базы профориентационных практик.
Росмолодежь осуществляет свою деятельность в рамках 16 основных направлений развития, которые нашли своё отражение в «Основах».
Одним из ключевых направлений является «Патриотическое воспитание молодёжи».
«Ключевой задачей является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи», — говорится в «Основах».
|
Среди приоритетных задач, сформулированных в «Основах», отмечается:
· активное вовлечение молодежи в процесс развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств и привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов;
· поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей;
· содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом.
2. Всероссийские детские центры как ориентиры построения воспитательной деятельности детско-юношеских общественных объединений.
Всероссийские детские центры (ВДЦ) — это крупнейшие в современной России центры образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи.
Школьники со всей страны отдыхают в центрах «Орлёнок» (Туапсе), «Смена» (Анапа) и «Океан» (Владивосток), а также в Международном детском центре «Артек» (Крым).
Центры ежегодно принимают до 20 тысяч самых одаренных мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 17 лет.
Направление детей в центры представляет собой поощрение за успехи и достижения в учебной, общественной, творческой или спортивной деятельности. Участниками программ могут стать победители соревнований, олимпиад, смотров, конкурсов различных уровней.
В Концепции модернизации российского образования особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия государства и общества по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодёжи в российском обществе, созданию организационных, нормативных, кадровых условий для реализации всестороннего воспитания учащихся. В качестве одного из условий определены поддержка детского общественного движения, создание в каждом образовательном учреждении детской общественной организации, возможность вовлечения детей в процессы коллективной жизнедеятельности, реализация стремления к лидерству, самовыражению.
Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.
Именно в детском возрасте по мере формирования опыта участия в общественной жизни закладываются основы многих личностных качеств, определяющие социальную активность на протяжении дальнейшей жизни.
Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:
· разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);
· школьными (ученическими) организациями;
· детскими общественными объединениями, действующими в рамках законодательства на базе школы;
· временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.
С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:
1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (школа лидеров, отряды добровольцев);
2) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Школа юных журналистов», «Школа пограничников», «География туризма», школа водителя,)
4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (ВПО, ЮПП, Центр гражданских инициатив, клуб Интернациональной дружбы, музеи);
5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов (школьное экскурсионное бюро, школа юного музееведа);
6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).
Все ДОО благоприятствуют развитию личности, удовлетворяет потребности её членов в общении со сверстниками, предоставляет разнообразие сочетаний, отвечающих интересам современных молодых людей, форм занятий социально-значимого содержания, способствует воспитанию социальной активности, повышению уровня коммуникативно-организаторской деятельности, мотивирует детей и молодёжь на включенность в объединение для реализации позитивно направленной деятельности.
3.Реестр молодежных и детских общественных объединений Волгоградской области.
Реестр молодежных и детских общественных объединений Волгоградской области, пользующихся государственной поддержкой, является учетным документом, содержащим список молодежных и детских общественных объединений, на которые распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные Законом Волгоградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области" от 31.01.1997 г. N 98-ОД.
В областной реестр на основании статьи 5 Закона Волгоградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Волгоградской области" включаются общероссийские молодежные и детские объединения, имеющие в Волгоградской области свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства, межрегиональные молодежные и детские объединения, имеющие в Волгоградской области свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства, региональные молодежные и детские объединения при соблюдении ими следующих условий:
- объединение является юридическим лицом;
- объединение действует не менее одного года с момента его государственной регистрации.