Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине





 

Настоящие учебно- методические материалы имеют целью организацию самостоятельного изучения уголовного права студентами всех форм обучения. Для этого в данные материалы, кроме введения, включены:

1) перечень тем дисциплины и количество часов на их изучение;

2) вопросы семинарских занятий;

3) материалы для СРС (самостоятельной работы студентов), а именно:

- вопросы для самоконтроля к семинарским занятиям;

- темы докладов и рефератов;

Рекомендуемый порядок изучения содержания учебной дисциплины при самостоятельном обучении таков:

1) текст Уголовного кодекса РФ в его последней редакции;

2) один из рекомендованных учебников по Общей части или Особенной уголовного права России;

3) другая основная литература по теме;

4) дополнительная литература;

5) судебная практика и ее обзоры;

При подготовке к семинару студент должен законспектировать в соответствии с темой занятия:

а) основную литературу по списку литературы к данной теме;

б) соответствующую часть одного из учебников по Общей и Особенной части уголовного права.

Дополнительная литература используется для расширения объема знаний студентов, а также при подготовке ими рефератов, научных докладов, сообщений, выступлений и т.п. Семинарские занятия могут проводиться в формах опроса, обсуждения реферата (доклада, сообщения), дискуссии, научной конференции, деловой игры, «круглого стола», тестирования, контрольной работы и т.п. На семинарах каждый студент должен иметь при себе:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. с внесенными в него изменениями по состоянию на день занятия;

2) данные учебно- методические материалы;

3) тетрадь семинарских занятий.

Первостепенное значение при изучении уголовного права имеет глубокое ознакомление с законодательством России, которое в данном случае выражено, в первую очередь, Уголовным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (законы от 13.06.96 №№ 63-ФЗ и 64-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, имеющими для данной отрасли права бланкетное значение. Уголовный кодекс Российской Федерации был принят в 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. За прошедшее время в него было внесено очень большое множество изменений и дополнений, поэтому необходимо пользоваться только УК РФ в его последней редакции.

Поскольку самостоятельное внесение студентом всех вышеуказанных изменений и дополнений в первоначальную редакцию Уголовного кодекса РФ 1996 г. в настоящее время весьма затруднительно, рекомендуется приобретать в собственное пользование готовое обновленное издание закона. Существенно облегчит работу студентов с действующей редакцией законов (не только УК РФ, но и других) использование ими информационно- правовых систем «КонсультантПлюс», «Эталон», «Кодекс», «Гарант» и т.п.

При изучении уголовного права в рамках самостоятельной работы студентам рекомендуется пользоваться учебными пособиями, изданными в последние годы, например:

1. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. А. И. Рарога. - 4-е изд., с изм. и доп. - М., Эксмо, 2014.

2. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. - 4-е изд., с изм. и доп. - М., Эксмо, 2010.

3. Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. В.Ю. Малаховой. - М., Эксмо. 2014.

4. Уголовное право России. Практический курс. Под общ. ред. А.В. Наумова и Р.А. Адельханяна. - 4 изд. - М., Волтерс Клувер. 2010.

Вместо учебников студенты часто используют различные издания комментариев к Уголовному кодексу, предназначенных, в первую очередь, для практических работников. Такую литературу можно отнести к дополнительной, которая ни в коем случае не может заменить учебного пособия в процессе первоначального ознакомления с дисциплиной и изучения ее. Ряд тем и вопросов дисциплины отсутствует в подобных изданиях.

Научные статьи по проблемам уголовного права публикуются в ведущих юридических журналах России: «Уголовное право», «Закон и право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский судья», «Российский следователь», «Государство и право», «Журнал российского права», «Вестник МГУ. Серия 11, Право», «Известия вузов. Серия “Правоведение”», «Юрист» и др.

Нормативные правовые акты, в т.ч. касающиеся вопросов уголовного права, публикуются в периодических изданиях высших органов власти страны: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», а также в указанных выше электронных информационно- справочных системах.

Фактический материал можно также почерпнуть из архивов местных правоохранительных органов, юридических журналов и газет, телепрограмм, радиопередач, произведений художественной литературы.

Во время выступления на занятии студент должен обосновывать его положения ссылками на статьи закона и мнения правоведов. Реферат выполняется в объеме 5-10 листов на основании изучения дополнительной литературы. Титульный лист и список литературы не включаются в указанный объем работы. Выполнение реферата не освобождает от подготовки к семинарскому занятию.

При решении задач студенты, используя полученные ими знания по Общей и Особенной частям уголовного права, должны будут не только называть ту или иную уголовно-правовую норму, в соответствии с которой должна быть дана юридическая оценка (квалификация) деяния, но и соответствующим образом аргументировать свое решение путем анализа состава преступления.

В ряде случаев для правильного решения задачи и его обоснования учащимся необходимо обращаться к постановлениям Пленума Верховного Суда России, подзаконным нормативным актам, конкретный перечень и названия которых даются преподавателем.

Задачи желательно выполнять в специальных тетрадях. Все фактические обстоятельства, приводимые в задачах, считаются установленными и доказанными. Если в задаче указано несколько самостоятельных деяний, следует произвести анализ каждого из них, так же, как и в случае, если в совершении описываемого деяния участвовали несколько лиц.

Необходимым условием успешного решения задач и более эффективного проведение практических занятий является обязательная предварительная подготовка к ним, предполагающая самостоятельное изучение законодательного материала, разъяснений судебной и следственной практики и соответствующей учебной литературы, а в ряде случаев статей в юридических журналах ("Законность", "Российская юстиция", "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", "Государство и право", "Милиция", "Уголовное право" и др.).

 

ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ, ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ, ЗАДАЧИ

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Тема 1. Понятие, система, задачи и принципы уголовного права

 

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие, предмет и метод уголовного права.

2. Задачи и функции уголовного права.

3. Система, структура и место уголовного права среди других отраслей права.

4. Принципы уголовного права.

Повышенный уровень

5. Сущность, формы, основные направления современной российской уголовной политики

 

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Почему уголовное право называется уголовным?

2. Какие значения имеет понятие «уголовное право»?

3. Что такое уголовное право как отрасль права?

4. Какие этапы прошло в своем развитии уголовное право России?

5. Что такое правоотношение вообще и уголовное правоотношение в частности?

6. Какой правовой метод доминирует в уголовном праве?

7. Какова главная задача уголовного права?

8. Возможно ли искоренение преступности?

9. Сколько можно назвать функций уголовного права?

10. Есть ли у уголовного права поощрительная функция?

Повышенный уровень

11. Какие отрасли права являются для уголовного смежными?

12. Сколько частей в уголовном праве и каково их содержание?

13. Из чего состоит норма уголовного права?

14. Что такое принцип вообще и принцип уголовного права в частности?

15. Какие можно назвать принципы уголовного права?

16. Что такое аналогия закона и аналогия права?

17. Возможны ли исключения из принципа равенства граждан перед законом?

18. Что такое объективное и субъективное вменение?

19. Как влияет принцип справедливости уголовного права на восстановление социальной справедливости?

20. Каков в настоящее время главный объект уголовно- правовой охраны?

21. Что такое уголовная политика?

 

Темы для докладов и рефератов

Повышенный уровень

1. Уголовное право и мораль.

2. Уголовное право и криминология.

 

 

Тема 2. Уголовный закон

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие, признаки, история, значение уголовного закона России.

2. Система и структура уголовного закона РФ.

3. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Повышенный уровень

4. Толкование уголовного закона: понятие, виды, значение.

5. Исторический обзор российского уголовного законодательства.

6. Обратная сила уголовного закона.

 

Вопросы для самоконтроля

 

Базовый уровень

1. Что такое источник права?

2. Какова структура законодательства России?

3. К какому уровню данной структуры относится УК?

4. Какие можно назвать памятники права досоветской России, содержавшие уголовно-правовые нормы?

5. Как называлось преступление в Русской правде?

6. Сколько в России было Уголовных кодексов?

7. Какое определение можно дать уголовному закону?

8. Сколько в УК РФ частей?

9. Какова структура УК 1996 г.?

10. Сколько разделов, глав, статей в Общей и Особенной частях УК РФ?

11. В чем особенность строения статьи Особенной части УК?

12. О чем гласит основной принцип действия уголовного закона во времени?

13. Каково значение времени совершения преступного деяния?

14. Как вступает в силу и утрачивает ее Федеральный закон РФ?

Повышенный уровень

15. Какой уголовный закон можно считать улучшающим положение лица, совершившего преступление?

16. Какие можно назвать принципы действия уголовного закона в пространстве?

17. Как граница РФ проходит по суше и по воде?

18. Действует ли на территории России уголовное законодательство РСФСР?

19. На какие территории за границей России распространяется действие УК РФ?

20. На каких лиц внутри России его действие не распространяется?

21. Могут ли понести наказание в России иностранные граждане, совершившие преступление за ее пределами?

22. На какие две категории в связи с уголовной ответственностью за указанные преступления подразделяются апатриды?

23. В каком порядке несут уголовную ответственность военнослужащие из российских контингентов войск за рубежом?

24. Могут ли российские граждане быть выданы Россией иностранному правосудию?

25. Какие основания классификации видов толкования уголовного закона можно назвать?

26. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда России для правоприменительной практики?

 

Темы для докладов рефератов

Базовый уровень

1. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

Повышенный уровень

2. Постановления Конституционного Суда РФ и УК РФ.

3. Толкование уголовного закона Верховным Судом РФ

 

Задачи

Базовый уровень

Задача № 1

А., решив отомстить мужу и зная, что он должен отбыть в заграничную командировку, в день отлета подсыпала ему в пищу медленно действующий яд. Смерть мужа наступила от действия яда во время посадки самолета, в котором он летел, в аэропорту г. Киев.

По уголовному закону какой страны должна нести ответственность А.?

Повышенный уровень

Задача № 2

Санкция ст. 106 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Адвокат подсудимой У. просил суд назначить своей подзащитной наказание, не превышающее двух месяцев лишения свободы.

Возможно ли удовлетворение просьбы адвоката?

 

 

Тема 3. Понятие преступления и классификация преступлений

 

Вопросы семинара:

Базовый уровень

1. Понятие преступления и его значение в уголовном праве.

2. Признаки преступления.

Повышенный уровень

3. Классификации преступлений.

4. Отличия преступлений от иных видов правонарушений.

 

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Как соотносятся понятия «преступление» и «правонарушение»?

2. Преступление – явление биологическое, классовое или социальное?

3. Сколько признаков деяния содержится в понятии преступления?

4. Что такое материальное и формальное определения преступления?

5. В чем выражается общественная опасность преступления по современной доктрине уголовного права?

6. От чего зависит характер, а от чего – степень общественной опасности преступления?

7. Что означает понятие «малозначительность деяния»?

8. Влияет ли характер общественной опасности преступления на структуру уголовно закона?

9. Какому принципу уголовного права соответствует признак виновности преступного деяния?

 

Повышенный уровень

10. Означает ли признак наказуемости преступного деяния то, что совершение преступления должно повлечь уголовное наказание?

11. Какие можно назвать основания классификации преступлений?

12. Как УК РФ определяет понятие преступления средней тяжести?

13. Чем отличаются длящиеся преступления от продолжаемых?

14. Отличаются ли преступления от гражданско- правовых деликтов по признаку субъекта, их совершившего?

 

Темы докладов и рефератов

Базовый уровень

1. Перечень преступлений по прошлым уголовным законам России.

Базовый уровень

2. Преступление и преступность.

3. Классификации преступлений в зарубежном уголовном праве.

 

Задачи

 

Базовый уровень

Задача № 1

 

Г. вывез с территории строительного комбината машину опилок с целью использования в подсобном хозяйстве. Опилки являлись отходами производства и в дальнейшем комбинатом не использовались.

Являются ли действия Г. преступными и почему?

Повышенный уровень

Задача № 2

 

Продавец магазина «Детский мир» П. после работы унесла домой куклу и набор кукольной мебели общей стоимостью 18 тыс. руб. Наутро она объяснила заведующему, что у нее заболела дочь и она хотела порадовать больную, а через два дня вернуть игрушки.

Можно ли считать действия П. преступлением?

 

Тема 4. Уголовная ответственность и состав преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

 

Вопросы семинара:

Базовый уровень

1. Понятие и виды уголовной ответственности. Теории негативной уголовной ответственности.

2. Уголовные правоотношения.

3. Основания уголовной ответственности.

4. Этапы развития и формы реализации уголовной ответственности.

Повышенный уровень

5. Понятие состава преступления. Соотношение преступления и состава преступления.

6. Элементы и признаки состава преступления.

7. Виды составов преступления.

8. Квалификация преступлений.

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. В чем отличие перспективной ответственности от ретроспективной?

2. Что такое юридическая ответственность?

3. Какие существуют взгляды на содержание уголовной ответственности?

4. В какой форме можно дать определения философскому и юридическому основаниям уголовной ответственности?

5. Какие в уголовном праве существуют юридические факты?

6. Какие существуют формы реализации уголовной ответственности?

7. Каково отношение понятий «уголовное правоотношение» и «наказание»?

8. В какие моменты возникает и заканчивается уголовная ответственность?

9. Чем отличается прекращение уголовной ответственности от освобождения от нее?

10. В чем отличие уголовной ответственности от иной юридической?

11. Для чего необходим состав преступления?

Повышенный уровень

12. В чем отличие конкретного преступления и отдельного состава преступления?

13. Что такое «элемент состава преступления» и «признак состава преступления»?

14. Сколько элементов в составе любого преступления?

15. В чем значение основных (обязательных) признаков состава преступления?

16. Как могут учитываться в уголовном праве дополнительные (факультативные) признаки?

17. Почему бланкетные и отсылочные признаки являются по содержанию переменными?

18. Какие существуют основания классификации составов преступления?

19. В какой части статьи Особенной части УК РФ обычно описан основной состав преступления?

20. Чем привилегированный состав отличается от квалифицированного?

21. Какие можно назвать виды сложных составов?

22. Почему в уголовном праве конструируются формальные составы преступлений?

23. Какие бывают виды формальных составов?

24. Почему формальные и материальные составы так называются?

25. Бывают ли формально- материальные составы преступлений?

26. В какой момент преступление считается оконченным?

27. Что такое уголовно-правовая квалификация?

28. В чем отличие квалификации от классификации?

29. Какие можно назвать правила квалификации преступлений?

 

Темы для докладов рефератов:

Базовый уровень

1. Развитие учения о составе преступления.

2. Оценочные понятия в уголовном праве.

3. Бланкетные уголовно- правовые нормы.

Повышенный уровень

4. Проблемы позитивной ответственности.

5. Взаимодействие правоохранительных органов в процессе реализации уголовной ответственности.

 

Кейсы

Базовый уровень

 

1. Проанализируйте объективные и субъективные признаки составов преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 264 УК РФ.

2. Дайте определение формальных, усеченных и материальных составов преступлений. Определите вид составов преступлений по конструкции объективной стороны в ст. 106, 130, 162, 208, 209 УК РФ.

3. Назовите виды составов преступлений по степени общественной опасности. Ответ подкрепите примерами на основе анализа ч. 1 ст. 105, ч. 2 ст. 105, ст. 107, 162, 213 УК РФ.

4. Ознакомьтесь со ст. 167, 205, 263 УК РФ. В чем особенности структуры составов преступлений, предусмотренных данными статьями уголовного закона? Есть ли основания для выделения альтернативных составов преступлений?

5. Изучите ст. 162 и 213 УК РФ. Определите виды составов этих преступлений с учетом всех классификаций, известных теории уголовного права.

6. Сергеев 20 июля 1998 г., управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, не справился с управлением на крутом повороте. Машина перевернулась, в результате автохозяйству был причинен крупный ущерб. Ознакомьтесь со ст. 264 УК и решите следующие вопросы:

а) вид состава, предусмотренного данной нормой, по конструкции объективной стороны;

б) имеются ли в действиях Сергеева признаки состава преступления?

7. Проводник поезда Маркелов взял пакет у гражданина Николаева в целях передачи знакомому последнего на станции Анисовка. В пути следования поезда работники милиции проверили вещи проводника Маркелова и обнаружили в переданном пакете наркотическое средство. Есть ли в действиях Маркелова признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ?

Повышенный уровень

8. Несовершеннолетние Смирнов и Иванов из озорства положили на рельсы металлоконструкцию, тем самым создали аварийную ситуацию. Однако крушения не произошло, так как машинист проходившего по второму пути поезда заметил случившееся и сообщил об этом на станцию. Ознакомьтесь с ч. 2 ст. 267УК РФ и определите, имеются ли признаки указанного состава преступления в деянии подростков.

9. Золотарев организовал преступную группу подростков из 12 человек и вместе с ними похитил шесть магнитофонов и пять телевизоров. Капитан милиции Сидоров и старшина Быков, обнаружив хищение, стали преследовать группу Золотарева. Быков попытался задержать Золотарева, но тот, подняв Быкова, крикнул соучастникам: «Ребята, их только двое, мы их в речку столкнем». В этот момент Сидоров, оказывая помощь Быкову, попытался заломить Золотареву руки за спину, но услышал угрожающие возгласы наступающей группы подростков. Несмотря на предупреждение Сидорова, что он будет стрелять, группа продолжала наступать. Даже после предупредительного выстрела подростки не прекратили своих действий. Видя поддержку, Золотарев вырвался из рук Быкова и ударил Сидорова по руке, в результате произошел выстрел, которым Золотарев был убит. Содержится ли в действиях Сидорова состав преступления?

10.15-летний Юрьев и 13-летний Смирнов взломали двери коммерческого ларька и похитили из него продукты питания, спиртные напитки, сигареты на сумму 1300 руб. Проанализируйте соответствующие статьи Общей и Особенной частей и определите:

а) имеются ли признаки состава преступления в действиях Юрьева и в действиях Смирнова;

б) вид состава, вменяемого виновным, по конструкции;

в) вид состава по степени общественной опасности.

11. Трижды судимый за грабеж Ивлев в 23 часа встретил выходящих из кинотеатра подростков С. и Г., нанес им по удару в лицо и потребовал снять кожаные куртки. Подростки стали снимать куртки, но наблюдавший за происходящим участковый инспектор задержал Ивлева на месте преступления. Ознакомьтесь с содержанием ст. 161 и 162 УК РФ и определите вид состава преступления, совершенного Ивлевым:

а) по законодательной конструкции;

б) по степени общественной опасности;

в) по описанию состава в диспозиции.

 

Контрольное тестирование по Разделу 1.

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Тема 5 Объект преступления

План

Базовый уровень

1. Понятие и содержание объекта преступления.

2. Виды объектов преступления.

Повышенный уровень

3. Предмет преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.

4. Потерпевший от преступления. Уголовно-правовое значение личности потерпевшего.

 

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Что такое объект преступления?

2. Объект преступления – исторически постоянное или изменчивое явление?

3. Есть ли отличие между объектом преступления и объектом уголовно-правовой охраны?

4. Какие блага (права, интересы, ценности) охраняет уголовное право и закон?

5. Какова их иерархия?

6. Как соотносятся классификация объекта преступления и структура Особенной части УК РФ?

Повышенный уровень

7. В чем отличие видового объекта от родового?

8. В какой последовательности располагаются разделы в Особенной части УК, главы – в разделах и статьи – в главах?

9. Непосредственный объект – это объект конкретного, совершенного в реальной действительности преступления?

10. Какие бывают виды непосредственного объекта?

11. В чем сходство и различие объекта и предмета преступления?

12. Отличается ли предмет преступления от орудия преступления?

13. Почему необходимо из круга предметов преступления выделять потерпевшего?

14. Какие виды вреда могут быть причинены потерпевшему от преступления?

15. Может ли в уголовном праве потерпевшим от преступления являться юридическое лицо?

 

Темы рефератов

Базовый уровень

1. Теории объекта преступления.

Повышенный уровень

2. Объект преступления в истории уголовного права России.

3. Многообъектные преступления.

 

Задачи

Базовый уровень

1. Иванов получил в качестве взятки пистолет. Ловчев похитил с завода пистолет. Ознакомьтесь со ст. 290, 226 УК РФ и укажите непосредственные объекты преступлений. В каком из указанных случаев пистолет является предметом преступления, а в каком — признаком объективной стороны преступления и служит орудием воздействия на общественные отношения?

2. Найдите в УК РФ составы преступлений, где предмет преступления выступает в роли признака основного состава преступления либо в роли признака квалифицированного состава.

Повышенный уровень

3. В диспозиции трех статей УК указывается на причинение гражданам смерти, однако каждый из составов, предусмотренных данными статьями, имеет свой основной непосредственный объект, специфику которого можно проследить на следующих примерах:

а) на почве мести за общественную деятельность Алексеев совершил убийство гражданина Петрова;

б) Коновалов совершил убийство государственного деятеля Сидорова;

в) Смирнов убил следователя Алехина в связи с производством предварительного расследования и привлечением брата Смирнова к уголовной ответственности. Определите непосредственный объект каждого из названных преступлений через выявление структурных элементов общественного отношения, охраняемых ст. 105, 277, 295 УК РФ.

4. Определите родовой и видовой объекты преступлений, предусмотренных ст. 105, 106, 107, 129, 130, 131, 132, 158, 159, 160, 162, 213, ч. 4 ст. 111, 4.2 ст. 143, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 302 УК РФ.

 

Тема 6. Объективная сторона преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

 

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и содержание объективной стороны преступления.

2. Общественно опасное деяние: понятие, признаки, формы.

3. Причинная связь как признак состава преступления: понятие, теории, признаки.

Повышенный уровень

4. Общественно опасные последствия.

5. Факультативные признаки объективной стороны преступления

 

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. В чем сходство и различие объективной стороны и объекта преступления?

2. Сколько обязательных признаков состава выделяют в объективной стороне преступления различные правоведы?

3. Какие можно назвать факультативные признаки объективной стороны?

4. Как относятся между собой понятия «деяние» и «действие»?

5. Какие признаки характеризуют общественно опасное действие?

6. В чем может выражаться общественно опасное действие?

7. Какие психофизиологические действия не считаются преступлением?

8. Что необходимо выяснить для установления наличия общественно опасного бездействия?

9. Из чего может возникать уголовно-правовая обязанность лица?

10. Что такое смешанное бездействие?

Повышенный уровень

11. Каково определение причинной связи в уголовном праве?

12. Какая теория причинной связи доминирует в современной российской уголовно- правовой доктрине?

13. Какими признаками характеризуется необходимая причинная связь?

14. В чем могут выражаться материальные общественно опасные последствия?

15. Какие бывают виды нематериальных последствий преступления?

16. В чем отличие понятий: материальный признак преступления, материальный состав преступления, материальное последствие преступления?

17. Какие определения можно дать времени совершения преступления?

18. В каких значениях понимается в уголовном праве место совершения преступления?

19. Что такое обстановка в объективной стороне преступления?

20. Каково понятие способа совершения преступления?

21. В чем сходство и различие орудий и средств в уголовном праве?

22. Может ли одна и та же вещь последовательно быть предметом, орудием и средством совершения преступления?

23. Несет ли кто-нибудь уголовную ответственность за вред, самостоятельно причиненный опасным предметом (животным)?

24. Какие можно назвать группы из 2-3 конкретных составов преступлений, в которых каждый из факультативных признаков объективной стороны являлся бы обязательным?

 

Темы рефератов

 

Базовый уровень

1. Объективная сторона и квалификация преступления.

Повышенный уровень

2. Жестокость как понятие действительности и уголовного права.

3. Проблема компенсации вреда от преступления.

 

Кейсы

Базовый уровень

1. Военнослужащий срочной службы Сидоров, наказанный командиром роты за нарушение дисциплины, заявил ему, что он придирается к солдатам и за это солдаты устроят ему «темную», т. е. изобьют. Будет ли высказывание Сидорова преступным?

2. Филиппова, возвращаясь из детского сада, несла грудного ребенка и сумку с продуктами. Подойдя к калитке дома, она пыталась открыть ее ногой, так как руки были заняты. При этом она

3. поскользнулась и упала. При падении ребенок ударился о калитку и от полученной травмы умер. Как решить вопрос об ответственности Филипповой?

4. Смирнов систематически ссорился со своей женой. Однажды во время ссоры он топором нанес жене смертельный удар. Ознакомьтесь со ст. 105 УК РФ. Назовите признаки объективной стороны простого убийства. Имеет ли значение способ деяния для квалификации по ч. 1 ст. 105 УК РФ?

5. Спасатель Акимов во время разбора завалов, образовавшихся после взрыва жилого дома, услышал крик о помощи из-под обломков строений. Однако он не стал спасать человека, испугавшись, что может погибнуть сам. Человек, просивший о помощи, погиб. Имеется ли причинная связь между бездействием Акимова и гибелью человека?

6. Петров ехал на мотоцикле по шоссе со скоростью 90 км/ час. Из-под колес идущей впереди машины отскочил камушек и с силой ударил Петрова в лицо. Резкая боль парализовала действия Петрова, вследствие чего мотоцикл опрокинулся. Находившийся на заднем сиденье мотоцикла пассажир погиб, а Петров получил вред здоровью средней тяжести. Решите вопрос о причинной связи.

7. Колесников, управляя автомобилем в городской черте, превысил скорость движения и не смог затормозить на перекрестке, в результате чего совершил наезд на пешехода. Последнему был причинен легкий вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья. Имеются ли основания для привлечения Колесникова по ст. 264 УК РФ?

Повышенный уровень

8. Дежурного врача районной поликлиники Грушина ночью вызвали по телефону в село, расположенное в 12 км от райцентра, к кровельщику Семенову, который упал с крыши. Доехав до реки, Грушин увидел, что из-за ливня она разлилась, а мост через нее снесен. Дорога в объезд заняла несколько часов. К приезду врача Семенов скончался. По заключению судебно-медицинского эксперта при своевременно оказанной медицинской помощи Семенов мог остаться в живых. Что такое непреодолимая сила? Как решается вопрос об уголовной ответственности при совершении деяния под влиянием непреодолимой силы?

9. Казанцев уговорил своих приятелей Петухова и Сазонова организовать группу для совершения нападений на водителей-дальнобойщиков. Казанцев изготовил обрез из охотничьего ружья, а Петухов достал форму работника ГИБДД. Однако группа была задержана еще до того, как они успели совершить первое нападение. Дайте юридическую оценку действиям Казанцева, Петухова и Сазонова.

10. Щетинкин и Щербаков, находясь оба в нетрезвом состоянии, попросили шофера Васильева отвезти их в г. Сочи, но таксист согласился подвезти их по пути только до ближайшего поселка. В пути следования они выкинули Васильева из машины, чтобы самим доехать до Сочи. В дороге закончился бензин, тогда Щетинкин и Щербаков оставили автомашину и уехали на автобусе. Могут ли Щетинкин и Щербаков нести ответственность за хищение автомобиля?

11. Ложкин, встретив поздним вечером женщину, набросился на нее, повалил на землю и попытался изнасиловать. Однако вдруг заметил, что женщина мертва. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть потерпевшей, которая страдала пороком сердца, наступила вследствие сильного нервного потрясения, вызванного испугом. Имеется ли причинная связь между действиями Ложкина и смертью потерпевшей?

12. Семенов, разбив окно, проник в квартиру Яковлевых. Завладев имуществом на сумму 3 тыс. руб., он скрылся. Укажите факультативный признак объективной стороны и его значение для квалификации действий Семенова.

 

 

Тема 7. Субъект преступления

 

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и виды субъекта преступления. Признаки общего субъекта.

2. Вменяемость и невменяемость. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости.

3. Возраст уголовной ответственности.

Повышенный уровень

4. Специальный субъект преступления. Личность преступника.

 

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Что такое субъект преступления?

2. Сколько признаков характеризуют общий субъект?

3. Каково определение невменяемости?

4. Невменяемость и недееспособность – одно и то же?

5. В чем заключается медицинский (психиатрический, биологический) критерий невменяемости?

6. Каких четырех форм бывает медицинский критерий?

7. Что такое юридический (психологический) критерий невменяемости?

8. В чем состоят интеллектуальный и волевой моменты юридического критерия?

9. Кто устанавливает медицинский и юридический критерии невменяемости?

10. Чего из этих критериев достаточно для признания лица невменяемым?

Повышенный уровень

11. Каковы юридические последствия совершения преступления лицом в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости?

12. Возможна ли уголовная ответственность лица, причинившего уголовно значимый вред в состоянии опьянения?

13. С какого возраста, по общему правилу, наступает в России уголовная ответственность?

14. За какие преступления возраст ответственности снижается?

15. В каком случае возможно его увеличение?

16. Как определяется возраст лица, если дата его рождения неизвестна?

17. Возможна ли уголовная ответственность при совершении преступления в день достижения лицом ее возраста?

18. Что такое спецсубъект преступления?

19. Какие можно выделить основные классификации спецсубъекта?

20. Какое понятие шире по содержанию: "субъект преступления" или "личность преступника"?

21. Как учитываются в уголовном праве свойства личности?

 

Темы рефератов

Базовый уровень

1.Субъект преступления в мировой истории уголовного права.

Повышенный уровень

2.Опьянение как уголовно-правовой фактор.

3.Возраст уголовной ответственности в российском и зарубежном уголовном праве.

 

Задачи

 

Базовый уровень

 

Задача № 1

Главный бухгалтер учреждения М., будучи в нетрезвом состоянии, уничтожил отчетные документы своей организации. Как установила судебно- психиатрическая экспертиза, на момент совершения данного деяния М. находился в состоянии патологического опьянения.

Возможно ли привлечение М. к уголовной ответственности?

 

Повышенный уровень

Задача № 2

14-летний Н., будучи членом банды, вместе со взрослыми соучастниками совершил кражу, разбойное нападение, изнасилование. При задержании сотрудниками правоохранительных органов он отстреливался из хранившегося у него обреза.

Подлежит ли Н. уголовной ответственности, и если да, то за что?

 

 

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

 

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие и содержание субъективной стороны преступления.

2. Вина: понятие, содержание, формы, виды. Преступления с двумя формами вины.

Повышенный уровень

3. Субъективная ошибка, ее виды и уголовно-правовое значение. Казус: понятие и виды.

4. Факультативные признаки объективной стороны преступления.

 

Контрольные вопросы

Базовый уровень

1. Какие признаки состава преступления входят в его субъективную сторону?

2. В чем отличие определений субъективной стороны преступления и вины?

3.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!