Практическое задание №7
Цель: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.
Краткие теоретические сведения.
Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
· Прост для обучения.
· Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
· Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
· Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
· Надежность разрабатываемых программ.
Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика BorlandInternational (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Основные файлы Турбо Паскаля:
· Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;
|
· urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;
· Turbo.tp - файл конфигурации системы;
· Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.
Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:
· с помощью "мышки";
· с помощью клавиши F10;
· с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Общие горячие клавиши:
· F1 - выводит окно подсказки;
· F2 - сохраняет файл активного окна;
· F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
· F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
· F5 - масштабирует диалоговое окно;
· F6 - переходит к следующему открытому окну;
· F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
· F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
· F9 - компилирование программы в текущем окне;
· F10 - возвращение в меню.
Команды меню File:
· Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
|
· New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
· Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
· Saveas - сохранить с новым именем,
· Saveall - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
· Changedir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
· Print - печать файла,
· Getinfo - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
· DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
· Exit - выход и выгрузка из памяти.
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
3. раздел описания модулей (uses);
o раздел описания меток (label);
o раздел описания констант (const);
o раздел описания типов данных (type);
o раздел описания переменных (var);
o раздел описания процедур и функций;
o раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль:
Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы} Uses...; {раздел описания модулей} Var..; {раздел объявления переменных}... Begin {начало исполнительной части программы}... {последовательность... операторов} End. {конец программы} |
Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:
|
Program Summa; Uses Crt;{Подключаем модуль Crt} Var number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число} number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}:integer; {указывает тип целых чисел} Begin ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt} Write ('Введите первое число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number1); {Введенное пользователем число считываем в переменную number1} Write ('Введите второе число '); {Выводим на экран символы, записанные между апострофами} Readln (number2); {Введенное пользователем число считываем в переменную number2} rezult:= number1 + number2; {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult} Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult); {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи} Readln;{Процедура задержки экрана} End. Содержание работы: |
Задание 1. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:
1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult: integer;?
3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
5. Как вы понимаете запись: readln(number1);?
6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult:= number1 + number2;?
7. Что делает оператор присваивания в этой программе?
Задание 2. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.
Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:
№ п/п | Параметры прямоугольника | ||
Длина | Ширина | Площадь | |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Задание 4. Ответить на вопросы
1. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?
2. Какова структура программы на языке Pascal?
3. Как осуществить запуск программы?
Задание 5. Сделать отчет по проделанной работе. Отчет должен содержать:
- Название работы.
- Цель работы.
- Задание.
- Результаты выполнения задания.
- Вывод по работе.