V. Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте.




Корректурная проба

Корректурная проба впервые была предложена Bo­urdon в 1895 г. Она используется для выявления устой­чивости внимания и способности к его концентрации.

Исследование проводят при помощи специальных' бланков* с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. При этом каждые 30 или 60 сек. исследующий делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится каран­даш больного, а также регистрирует время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.

Проверку выполнения задания производят путем со­поставления по заранее тщательно подготовленному об­разцу. Учитывают количество ошибок и темп выполне­ния задания. Особое внимание обращают на распреде­ление ошибок в течение опыта: равномерно ли они встречаются по всей таблице или наблюдаются преиму­щественно в конце исследований в связи с истощаемо-стью больного. Учитывают также характер ошибок — пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. Для ряда больных целесообразно проведение по­вторного исследования, так как изменение результатов может свидетельствовать не только об изменении со­стояния обследуемого, но и об особенностях отношения его к исследованию. Однако при органической цере­бральной патологии испытуемому часто не удается улуч­шить выполнение задания.

Обычно здоровые обследуемые выполняют все зада­ние за б—8 мин, допуская не более 15 ошибок.

Представляет интерес количественная обработка по­лученных данных. Так, И. Л. Баскакова (1969) для характеристики устойчивости внимания по данным кор­ректурной пробы предложила следующую формулу:

Q=S2/M,

где Q — показатель качества, S — производительность

В «Практикуме по психологии» (1972) для количе­ственной характеристики внимания у обследуемого пред­лагаются следующие формулы:

_ S___

А=S+ О

где А — показатель точности работы, S— число пра­вильно зачеркнутых знаков и О — число пропущенных;

а также:

E=S·A,

где Е — показатель продуктивности, S — число всех про­смотренных знаков.

С. Я. Рубинштейн (1970) считает более приемлемым для патопсихологического исследования графическое отображение результатов. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы вре­мени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания,. либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы.

А. Г. Иванов-Смоленский (1928) предложил с по­мощью модификации корректурной пробы производить исследование высшей нервной деятельности. С этой целью используются специальные бланки для коррек­турной пробы.

Корректурная проба отличается простотой, не тре­бует специальных приспособлений, кроме бланков, ка­рандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легко­модифицирована (см. ниже описание корректурной про­бы с переключением). Примером модификации коррек­турной пробы может служить исследование, проведенное И. Г. Беспалько (1969) для выявления динамической асимметрии внимания. Асимметрия внимания может иметь определенное значение в диагностике очаговых поражений коры головного мозга, особенно при их те­менной локализации. С этой целью регистрировалось количество ошибок в правой и левой половинах бланка корректурной пробы. Кроме того, проба проводилась дважды — с просмотром строк слева направо и справа налево.

Счет по Крепелину

Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в"~уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Мы пользуемся этой методикой в модификации Р. Шульте — испытуемый производит сложение в столб­цах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, Шульте пред­ложил при получении в сумме двузначного числа запи­сывать только единицы, отбрасывая десяток. Напри­мер:

375846

242238

517074 и т.д.

Однако это затрудняет для некоторых больных вы­полнение задания и поэтому не является обязательным условием.

Для проведения опыта необходим специальный •бланк. При отсутствии бланков, отпечатанных типограф­ским способом, их можно печатать на пишущей машин­ке (желательно использовать первый или второй экзем­пляр). Больному дается инструкция — производить сло­жение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что каждые 30 сек. или каждую минуту исследующий будет делать отметку в том месте, где в это время находится карандаш больного. Затем исследующий подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каж­дого отрезка времени. В результате с помощью графи­ческой интерпретации данных получают кривые работо­способности, отражающие равномерность и темп выпол­нения задания, указывающие на наличие истощаемости, врабатываемости, расстройств внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности обследуемого, однако в ней могут сказаться его профессиональные навыки — так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие ре­зультаты, хотя в других методиках (например, в ".кор­ректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает, что при проведении опыта необходимо учитывать некоторые личностные особенности, свойства темперамента, влияющие на -темп работоспособности. По первоначальному темпу работо­способности выводы делать нельзя, его следует сравни­вать с деятельностью обследуемого в дальнейшем

Отсчитывание

Методика была предложена Е. Kraepelin. При ее использовании обнаруживаются возможности осущест­вления испытуемым счетных операций, определяется состояние его внимания.

Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 од­ного и того же числа. Обследуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть получен­ное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием больным чисел исследующий равно­мерно ставит точки (приблизительный хронометраж), можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид: (100—7)..93...86...79...72...65...58.51..44..37.30.23.16.9.2.

При наличии повышенной истощаемости длитель­ность пауз в конце, несмотря на то что задание стано­вится более легким, увеличивается.

Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через деся­ток— свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например: (100—7)..93......85......78...71....64....58 и т. д.

Второй — ошибки в десятках — характерен, главным образом, для больных с неустойчивым вниманием. На­пример:

93...86...69..62....55...38 и т. д.

При выраженном слабоумии с недостаточностью кри­тики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции — вместо 7 вычитает­ся 10, вместо 17 — 20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать.

При ошибочном выполнении задания можно либо сразу указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания.

Исследование проводят с помощью специальных таб­лиц (рис. 1), изготовление которых несложно. На табли­цах размером 60X60 см в произвольном порядке рас­положены числа от 1 до 25. Обследуемый должен нахо­диться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему предлагают отыскивать числа по по­рядку, показывая каждое указкой и называя его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу. Можно учитывать количество чисел, найденных обследуемым за каждые 30 сек., или время, за которое он находит каждые пять чисел. В. А. Васильева (1960) отмечает, что регистрировать время, затрачиваемое об­следуемым на поиск каждого числа, нецелесообразно при обследовании здоровых, а также больных, сохранив­ших быстрый темп сенсомоторных реакций.

Для оценки полученных результатов можно сравни­вать время, затраченное обследуемым на каждую таб­лицу, или учитывать его показатели за определенный отрезок времени в пределах одной таблицы. Результа­ты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чи­сел в таблицах равномерно, а иногда даже у них наблю­дается ускорение темпа сенсомоторных реакций при ра­боте с последующими таблицами. Если же поиск чисел ведется неравномерно, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемое™ или запозда­лой врабатываемости. Известное значение может иметь «кривая истощаемое™», построенная графически на ос­новании "результатов опыта, так как она объективно отражает характер астении. Так, при гиперстеническом варианте астении кривая истощаемое™ по таблицам Шульте (и в счете по Крепелину) характеризуется вы­соким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостенической форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклон­ным снижением показателей деятельности больного, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обнару­жение такого рода кривых имеет не только клиникоди-агностическое значение, но может быть использовано и в прогностических целях. Гиперстеническая форма астении в прогностическом отношении благоприятнее' гипостенической. Обнаружение у одного и того же боль­ного смены гиперстенической формы кривой истощае­мости гипостенической может рассматриваться как при­знак прогредиентности заболевания и, в частности, способствует дифференцированию атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте сома­тогенных или психогенных астенических состояний.

Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки — пропу­скает отдельные числа, показывает вместо одного дру­гое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок при по­иске чисел в каждой последующей таблице. Некоторые больцые допускают ошибку такого рода — искомое одно­значное число показывают в двухзначном, в состав кото­рого оно входит. Так, например, вместо того, чтобы по­казать число 2, обследуемый находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это происхо­дит из-за неточного понимания инструкции, поэтому по­сле дополнительного объяснения исследующим условий выполнения задания можно добиться преодоления этой ошибки. При нарочитом же поведении обследуемого дополнительная инструкция не меняет положения дела, а наоборот, может вызвать возражения у обследуемого:' «А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу».

Таблицы Шульте обладают равной степенью трудно­сти, почти не запоминаются, благодаря чему в процессе исследования их можно использовать повторно.

 

Пробы на переключение

При экспериментально-психологическом исследова­нии могут быть использованы для суждения о подвиж­ности психических процессов, а также для установления степени сохранности словарного запаса и выяснения способности к произведению счетных операций и т. д.

Следует отметить, что иногда инертность психической деятельности обнаруживается уже в испытываемых больным затруднениях при переключении от одного за­дания к другому. При этом он последующее задание выполняет по образцу предыдущего (например, при словесном исключении следует модусу, выработанному при выделении существенных признаков) либо включает в решение слова из предыдущего задания.

I. Методика М. С. Лебединского. Заключается в на­зывании больным поочередно пар слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. В протоко­ле регистрируются слова и время, затраченное на назы­вание отдельных пар, например:

собака — лошадь (2 сек.)

шкаф — кровать (1,5 сек.)

кошка — воробей (1,9 сек.)

книга — пальто (1,6 сек.)

попугай — ворона (1,8 сек.)

поезд — трамвай (1,9 сек.)

корова — осел и т. д.

При исследовании по этой методике инертность ос­новных нервных процессов обнаруживается не только в нарушении чередования, но и в том, что больной огра­ничивается определенным кругом понятий (например, из одушевленных он называет только зверей или насе­комых, из неодушевленных — только мебель или транс­порт) и допускает повторение одних и тех же слов.

II. Чередование антонимов и синонимов. Методика предложена нами для выявления инертности психиче­ских процессов у больных с определенной интеллекту-ально-мнестической сохранностью (при начальных ста­диях церебрального атеросклероза). Для исследования необходимо иметь заранее подготовленный набор слов, к которым здоровому человеку нетрудно подобрать как синонимы, так и антонимы. Обследуемому предлагается поочередно подбирать синонимы и антонимы к словам называемым обследующим. Приводим примерный набор слов:

друг — приятель, враг

печаль — грусть, радость

храбрый — смелый, трусливый

могучий — сильный, слабый

истина — правда, ложь

жадный — скупой, щедрый

юность — молодость, старость

горе — беда, счастье и т. д.

III Сложение с поочередно меняющимися слагаемы­ми.

Обследуемому предлагают к какому-либо числу по­очередно прибавлять два других, например, к 7 доба­вить 5, а к полученной сумме-6, затем к образовав­шейся сумме —вновь 5, затем — вновь 6 и т д При этом вслух обследуемый должен произносить только результат (произведение всей операции сложения вслух значительно облегчает выполнение задания) В прото­коле ход решения задания здоровым обследуемым име­ет следующий вид:

7....12...18...23....29 и т. д.

При этом возможны ошибки чередования, наблюдаю­щиеся либо преимущественно вначале (больные эпилеп­сией), либо в конце в связи с истощаемостью (при церебральном атеросклерозе), либо (при грубой орга­нической цереоральной патологии) в течение всего задания.

IV. Поочередное вычитание.

Эта методика является усложненной модификацией методики отсчитывания От 100 или 200 отсчитываются два чередующихся числа например 7 и 8.

В записи это приобретает следующий вид: 100..93....85...78..70.63...55...48..40 и т. д.

Использование этой методики позволяет значитель­но легче обнаружить не только инертность психических процессов, но и особенно их истощаемость.

V. Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте.

Методика предложена Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и используется в психологии труда. В патопсихологии с помощью этой методики легко выявляют инертность психических процессов, а при правильно проводимом хронометраже отдельных этапов работы обследуемого можно также установить наличие повышенной истощаемости.

Для исследования используют таблицу (рис. 2), раз­деленную на 49 клеток (7X7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда от 1 до 25, красного ряда —от 1 до 24. Согласно инструкции, обследуемый должен вначале по­казать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем красные последовательно в убывающем поряд­ке. Время, затраченное обследуемым, регистрируется.

Затем ему предлагается показывать числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т. д. Как правило, время, за­трачиваемое обследуемым во втором случае, оказывает­ся большим, что характеризует способность к переклю­чению внимания.

Для обследования больных с помощью этой методи­ки таблицу следует предварительно проверить на здо­ровых и получить показатели, характерные для нормы именно по данной таблице.

VI. Корректурная проба с переключением. Обследуе­мому дают напечатанный текст (10—15 строчек коррек­турной таблицы) и предлагают вычеркивать каждую третью букву в строчке. Время, затраченное на выпол­нение задания, фиксируется. На втором этапе обследу­емый получает аналогичный текст и зачеркивает пооче­редно в одной строке каждую третью букву, а в после­дующей — каждую четвертую.

В качестве текста для исследования можно исполь­зовать часть страницы журнала, брошюры. Мы исполь­зовали для этого части бланков для корректурной про­бы, содержащие по 12 строчек букв. Обязательна пред­варительная апробация материала опыта на здоровых обследуемых, так как от шрифта, количества строчек и букв в строчке зависит время, затрачиваемое на выпол­нение задания.

У здоровых обследуемых с обычным темпом психи­ческой деятельности было обнаружено, что время вы­полнения второй части задания существенно не отлича­лось от времени, затраченного на его первую половину. Нередко корректурная проба с переключением выполня­лась здоровыми даже быстрее, чем обычная. Здесь су­щественную роль играет врабатывание, а также то, что вычеркивание в половине строчек четвертой буквы про­исходит несколько быстрее.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: