Корректурная проба
Корректурная проба впервые была предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Исследование проводят при помощи специальных' бланков* с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. При этом каждые 30 или 60 сек. исследующий делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного, а также регистрирует время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.
Проверку выполнения задания производят путем сопоставления по заранее тщательно подготовленному образцу. Учитывают количество ошибок и темп выполнения задания. Особое внимание обращают на распределение ошибок в течение опыта: равномерно ли они встречаются по всей таблице или наблюдаются преимущественно в конце исследований в связи с истощаемо-стью больного. Учитывают также характер ошибок — пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. Для ряда больных целесообразно проведение повторного исследования, так как изменение результатов может свидетельствовать не только об изменении состояния обследуемого, но и об особенностях отношения его к исследованию. Однако при органической церебральной патологии испытуемому часто не удается улучшить выполнение задания.
Обычно здоровые обследуемые выполняют все задание за б—8 мин, допуская не более 15 ошибок.
Представляет интерес количественная обработка полученных данных. Так, И. Л. Баскакова (1969) для характеристики устойчивости внимания по данным корректурной пробы предложила следующую формулу:
Q=S2/M,
где Q — показатель качества, S — производительность
В «Практикуме по психологии» (1972) для количественной характеристики внимания у обследуемого предлагаются следующие формулы:
_ S___
А=S+ О
где А — показатель точности работы, S— число правильно зачеркнутых знаков и О — число пропущенных;
а также:
E=S·A,
где Е — показатель продуктивности, S — число всех просмотренных знаков.
С. Я. Рубинштейн (1970) считает более приемлемым для патопсихологического исследования графическое отображение результатов. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания,. либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы.
А. Г. Иванов-Смоленский (1928) предложил с помощью модификации корректурной пробы производить исследование высшей нервной деятельности. С этой целью используются специальные бланки для корректурной пробы.
Корректурная проба отличается простотой, не требует специальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихологом задачи она может быть легкомодифицирована (см. ниже описание корректурной пробы с переключением). Примером модификации корректурной пробы может служить исследование, проведенное И. Г. Беспалько (1969) для выявления динамической асимметрии внимания. Асимметрия внимания может иметь определенное значение в диагностике очаговых поражений коры головного мозга, особенно при их теменной локализации. С этой целью регистрировалось количество ошибок в правой и левой половинах бланка корректурной пробы. Кроме того, проба проводилась дважды — с просмотром строк слева направо и справа налево.
Счет по Крепелину
Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для исследования работоспособности — упражняемости и утомляемости. Испытуемому предлагается складывать в"~уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.
Мы пользуемся этой методикой в модификации Р. Шульте — испытуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, Шульте предложил при получении в сумме двузначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:
375846
242238
517074 и т.д.
Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение задания и поэтому не является обязательным условием.
Для проведения опыта необходим специальный •бланк. При отсутствии бланков, отпечатанных типографским способом, их можно печатать на пишущей машинке (желательно использовать первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция — производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что каждые 30 сек. или каждую минуту исследующий будет делать отметку в том месте, где в это время находится карандаш больного. Затем исследующий подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных получают кривые работоспособности, отражающие равномерность и темп выполнения задания, указывающие на наличие истощаемости, врабатываемости, расстройств внимания.
Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности обследуемого, однако • в ней могут сказаться его профессиональные навыки — так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в ".корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает, что при проведении опыта необходимо учитывать некоторые личностные особенности, свойства темперамента, влияющие на -темп работоспособности. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем
Отсчитывание
Методика была предложена Е. Kraepelin. При ее использовании обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счетных операций, определяется состояние его внимания.
Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа. Обследуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием больным чисел исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж), можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид: (100—7)..93...86...79...72...65...58.51..44..37.30.23.16.9.2.
При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается.
Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток— свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например: (100—7)..93......85......78...71....64....58 и т. д.
Второй — ошибки в десятках — характерен, главным образом, для больных с неустойчивым вниманием. Например:
93...86...69..62....55...38 и т. д.
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции — вместо 7 вычитается 10, вместо 17 — 20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать.
При ошибочном выполнении задания можно либо сразу указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания.
Исследование проводят с помощью специальных таблиц (рис. 1), изготовление которых несложно. На таблицах размером 60X60 см в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему предлагают отыскивать числа по порядку, показывая каждое указкой и называя его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу. Можно учитывать количество чисел, найденных обследуемым за каждые 30 сек., или время, за которое он находит каждые пять чисел. В. А. Васильева (1960) отмечает, что регистрировать время, затрачиваемое обследуемым на поиск каждого числа, нецелесообразно при обследовании здоровых, а также больных, сохранивших быстрый темп сенсомоторных реакций.
Для оценки полученных результатов можно сравнивать время, затраченное обследуемым на каждую таблицу, или учитывать его показатели за определенный отрезок времени в пределах одной таблицы. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже у них наблюдается ускорение темпа сенсомоторных реакций при работе с последующими таблицами. Если же поиск чисел ведется неравномерно, следует уточнить, является ли это признаком повышенной истощаемое™ или запоздалой врабатываемости. Известное значение может иметь «кривая истощаемое™», построенная графически на основании "результатов опыта, так как она объективно отражает характер астении. Так, при гиперстеническом варианте астении кривая истощаемое™ по таблицам Шульте (и в счете по Крепелину) характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостенической форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей деятельности больного, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обнаружение такого рода кривых имеет не только клиникоди-агностическое значение, но может быть использовано и в прогностических целях. Гиперстеническая форма астении в прогностическом отношении благоприятнее' гипостенической. Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой истощаемости гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания и, в частности, способствует дифференцированию атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте соматогенных или психогенных астенических состояний.
Иногда при выраженных расстройствах активного внимания больной допускает в работе ошибки — пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внешне похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушенного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок при поиске чисел в каждой последующей таблице. Некоторые больцые допускают ошибку такого рода — искомое однозначное число показывают в двухзначном, в состав которого оно входит. Так, например, вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при наличии слабоумия это происходит из-за неточного понимания инструкции, поэтому после дополнительного объяснения исследующим условий выполнения задания можно добиться преодоления этой ошибки. При нарочитом же поведении обследуемого дополнительная инструкция не меняет положения дела, а наоборот, может вызвать возражения у обследуемого:' «А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу».
Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, почти не запоминаются, благодаря чему в процессе исследования их можно использовать повторно.
Пробы на переключение
При экспериментально-психологическом исследовании могут быть использованы для суждения о подвижности психических процессов, а также для установления степени сохранности словарного запаса и выяснения способности к произведению счетных операций и т. д.
Следует отметить, что иногда инертность психической деятельности обнаруживается уже в испытываемых больным затруднениях при переключении от одного задания к другому. При этом он последующее задание выполняет по образцу предыдущего (например, при словесном исключении следует модусу, выработанному при выделении существенных признаков) либо включает в решение слова из предыдущего задания.
I. Методика М. С. Лебединского. Заключается в назывании больным поочередно пар слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. В протоколе регистрируются слова и время, затраченное на называние отдельных пар, например:
собака — лошадь (2 сек.)
шкаф — кровать (1,5 сек.)
кошка — воробей (1,9 сек.)
книга — пальто (1,6 сек.)
попугай — ворона (1,8 сек.)
поезд — трамвай (1,9 сек.)
корова — осел и т. д.
При исследовании по этой методике инертность основных нервных процессов обнаруживается не только в нарушении чередования, но и в том, что больной ограничивается определенным кругом понятий (например, из одушевленных он называет только зверей или насекомых, из неодушевленных — только мебель или транспорт) и допускает повторение одних и тех же слов.
II. Чередование антонимов и синонимов. Методика предложена нами для выявления инертности психических процессов у больных с определенной интеллекту-ально-мнестической сохранностью (при начальных стадиях церебрального атеросклероза). Для исследования необходимо иметь заранее подготовленный набор слов, к которым здоровому человеку нетрудно подобрать как синонимы, так и антонимы. Обследуемому предлагается поочередно подбирать синонимы и антонимы к словам называемым обследующим. Приводим примерный набор слов:
друг — приятель, враг
печаль — грусть, радость
храбрый — смелый, трусливый
могучий — сильный, слабый
истина — правда, ложь
жадный — скупой, щедрый
юность — молодость, старость
горе — беда, счастье и т. д.
III Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми.
Обследуемому предлагают к какому-либо числу поочередно прибавлять два других, например, к 7 добавить 5, а к полученной сумме-6, затем к образовавшейся сумме —вновь 5, затем — вновь 6 и т д При этом вслух обследуемый должен произносить только результат (произведение всей операции сложения вслух значительно облегчает выполнение задания) В протоколе ход решения задания здоровым обследуемым имеет следующий вид:
7....12...18...23....29 и т. д.
При этом возможны ошибки чередования, наблюдающиеся либо преимущественно вначале (больные эпилепсией), либо в конце в связи с истощаемостью (при церебральном атеросклерозе), либо (при грубой органической цереоральной патологии) в течение всего задания.
IV. Поочередное вычитание.
Эта методика является усложненной модификацией методики отсчитывания От 100 или 200 отсчитываются два чередующихся числа например 7 и 8.
В записи это приобретает следующий вид: 100..93....85...78..70.63...55...48..40 и т. д.
Использование этой методики позволяет значительно легче обнаружить не только инертность психических процессов, но и особенно их истощаемость.
V. Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте.
Методика предложена Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и используется в психологии труда. В патопсихологии с помощью этой методики легко выявляют инертность психических процессов, а при правильно проводимом хронометраже отдельных этапов работы обследуемого можно также установить наличие повышенной истощаемости.
Для исследования используют таблицу (рис. 2), разделенную на 49 клеток (7X7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда от 1 до 25, красного ряда —от 1 до 24. Согласно инструкции, обследуемый должен вначале показать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем красные последовательно в убывающем порядке. Время, затраченное обследуемым, регистрируется.
Затем ему предлагается показывать числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т. д. Как правило, время, затрачиваемое обследуемым во втором случае, оказывается большим, что характеризует способность к переключению внимания.
Для обследования больных с помощью этой методики таблицу следует предварительно проверить на здоровых и получить показатели, характерные для нормы именно по данной таблице.
VI. Корректурная проба с переключением. Обследуемому дают напечатанный текст (10—15 строчек корректурной таблицы) и предлагают вычеркивать каждую третью букву в строчке. Время, затраченное на выполнение задания, фиксируется. На втором этапе обследуемый получает аналогичный текст и зачеркивает поочередно в одной строке каждую третью букву, а в последующей — каждую четвертую.
В качестве текста для исследования можно использовать часть страницы журнала, брошюры. Мы использовали для этого части бланков для корректурной пробы, содержащие по 12 строчек букв. Обязательна предварительная апробация материала опыта на здоровых обследуемых, так как от шрифта, количества строчек и букв в строчке зависит время, затрачиваемое на выполнение задания.
У здоровых обследуемых с обычным темпом психической деятельности было обнаружено, что время выполнения второй части задания существенно не отличалось от времени, затраченного на его первую половину. Нередко корректурная проба с переключением выполнялась здоровыми даже быстрее, чем обычная. Здесь существенную роль играет врабатывание, а также то, что вычеркивание в половине строчек четвертой буквы происходит несколько быстрее.