Методика Мюнстерберга
Цель: изучение избирательности зрительного восприятия и устойчивости произвольного внимания.
Стимульный материал: набор букв, среди которых расположены 24 слова. Для исследования необходим секундомер.
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп
рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Инструкция:«Вам предлагается беспорядочный набор букв. Просматривайте каждую строчку и найдите как можно больше осмысленных слов». Время выполнения – 2 минуты.
Интерпретация
1. Найдено не более 15 слов– низкий уровень избирательности восприятия, снижение устойчивости внимания, низкая работоспособность.
Большинство психических расстройств проявляются в виде резкого снижения умственной работоспособности, снижении концентрации внимания. Нет критичного отношения к ошибкам.
Олигофрения: трудности связаны с малым словарным запасом больных, а также с низкой избирательностью восприятия, низкой концентрацией внимания.
Эпилепсия – темп работы очень медленный, частые возвраты к уже просмотренным ранее строкам.
Неспособность длительное время концентрировать внимание, быстрая утомляемость – характерно для неврастении. Критичное отношение к себе при этом сохраняется.
|
|
2. Найдено не более 20 слов – избирательность восприятия и устойчивость внимания на среднем уровне. Возможно состояние легкого утомления, стресса.
3. Если найдено 21–24 слова – высокая избирательность восприятия, высокая способность к концентрации внимания, хорошая обучаемость, благоприятное психическое состояние.
Методика А.Р.Лурии «Запоминание 10 слов»
Цель: изучение продуктивности кратковременной и долговременной памяти, динамики умственной работоспособности.
Стимульный материал: 10 слов
1. Лес
2. Хлеб
3. Окно
4. Стул
5. Вода
6. Брат
7. Конь
8. Гриб
9. Игла
10. Мёд
Инструкция состоит из нескольких этапов:
Первое объяснение. «Сейчас я прочитаю вам 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же запишите столько, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».
Затем опыт снова повторяется 3-й, 4-й и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Важно:испытуемый не должен видеть слова, написанные им ранее (их следует прикрывать, или давать испытуемому каждый раз новые, заранее пронумерованные листки бумаги).
Спустя 1 час снова спросить у испытуемого эти слова (без напоминания).
|
|
Обработка результатов:составляется график продуктивности памяти («кривая запоминания»)
Ось Х - пробы (от 1 до 5).
Ось Y – количество правильно воспроизведенных слов.
Интерпретация:
У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит возрастающий характер: например, 5, 7, 8, 8, 10.
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым через 1 час после повторения, в большей мере свидетельствует о продуктивности долговременной памяти.
• Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
• «Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемого. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.
• Зигзагообразный характер кривой, свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
• Кривая формы плато. Сохранение одного и того же количества слов после ряда повторений свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; возможно нет мотивации к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.
|
|
Методика «Пиктограммы»
Цель: диагностика ассоциативного мышления и продуктивности опосредованного запоминания.
Стимульный материал: набор из 9 слов и словосочетаний.
Вариант 1 Вариант 2
1. Дружба 2. Темная ночь 3. Печаль 4. Справедливость 5. Сомнение 6. Теплый ветер 7. Обман 8. Богатство 9. Голодный ребенок | 1. Веселый праздник 2. Тяжелая работа 3. Развитие 4. Вкусный ужин 5. Смелый поступок 6. Болезнь 7. Счастье 8. Разлука 9. Ядовитый вопрос |
Инструкция: «Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают».
После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя 1 час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание можно предлагать в произвольном порядке. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано.
Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.
Обработка результатов: составление протокола
Заданные выражения | Рисунок и объяснение испытуемого | Воспроизведение спустя час | Примечания |
1. Веселый праздник | Воздушный шарик («на праздник всегда ходят с шариками») | Праздник | Неточное воспроизведение |
Интерпретация
Количество слов, названных правильно:
7-9 – норма
5-6 – легкое снижение памяти
4 и менее – выраженное снижение памяти
Типы пиктограмм:
- Конкретные образы (К) - образы, соотнесённые с конкретными ситуациями (где есть человек).
- Абстрактные (Аб) – неопределенные линии, штрихи, фигуры.
- Атрибутивные (Ат) - по принципу принадлежности («темная ночь» – луна, звезды)
- Метафорические (М) – «справедливость» - изображены весы
- Геометрические, графические символы (С) – «развитие» – спираль, стрела
- Индивидуально значимые (ИЗ) – образы, значимые для данного испытуемого, связанные с его личным опытом.
|
|
Пиктограммы здоровых испытуемых:
- рисунки разнообразны по типам
- выбираются образы, адекватные словам
- рациональное, логичное объяснение связи пиктограммы и слова
- отсутствие стереотипии (полностью одинаковых рисунков)
- нет нарушений опосредованного запоминания (точно воспроизведено 7-9 слов)