Методика №1. Определение латеральной моторной асимметрии.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы максимально точно, поставив знак «+». Начиная с вопроса № 3 давайте ответ для каждого отдельного действия (т. е. бывает такое, что человек рисует правой рукой, пишет левой и может есть и той и другой, соответственно он поставит «+» в три разные графы. В любом случае при ответе на эти вопросы (как и другие) должно быть дано соответственно три ответа.
Вопросы | да | нет | |
1. Были ли у Вас среди близких родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одновременно? | |||
2. Были склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отраженному) изображению букв, цифр? | |||
Вопросы | правой | левой | попеременно |
3. Какой рукой в детстве Вы начинали · рисовать; · писать; · есть; | |||
4. Какой рукой Вы пишете; · набираете номер телефона; · открываете замок ключом; | |||
5. Какой рукой Вы держите · чашку; · ложку; · нож; | |||
6. Какой рукой Вы · подметаете пол; · забиваете гвозди; · зажигаете спичку; | |||
7. Какой рукой Вы · держите расческу; · зубную щетку; · ножницы; | |||
8. Какой рукой Вы · бросаете мяч; · камень; · палку; |
Методика № 2 Определение латеральной асимметрии с использованием моторных тестов.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы максимально точно, поставив знак «+». Если определенное действие Вы выполняете\ можете выполнять с одинаковой или почти одинаковой успешностью, то поставьте «+» в обе графы. Если определенное действие Вы выполняете\ можете выполнять с одинаковой или почти одинаковой успешностью, но, на Ваш взгляд, важно отметить, что все же правая или левая рука является ведущей или чаще выбираемой Вами для этого действия, поставьте один «+» в графу для руки менее ведущей и два «+» («++») в графу для более ведущей руки.
|
Задания | Правая | Левая |
1. Переплести пальцы рук. У правшей сверху- большой палец правой руки, у левшей- левой. | ||
2. Имитировать аплодисменты. У правшей более активная- правая рука, у левшей- левая. | ||
3. Пожимание руки в приветствии. Отмечается, какая рука первой подается для рукопожатия. Сравнивается сила рукопожатия правой и левой руки. | ||
4. Причесаться. Отмечается используемая рука. | ||
5. Завести часы. Не ведущая рука фиксирует часы, а ведущая осуществляет точно дозированные движения, с помощью которых заводят часы. | ||
6. Поймать одной рукой бумажный шарик, брошенный с расстояния 1.5 -2 м Проба выполняется по 5 раз каждой рукой. Определяется какая рука точнее выполняет данное действие. | ||
7. Бросить одной рукой бумажный шарик с расстояния 1,5-2 м в корзину. Проба выполняется по 5 раз каждой рукой. Определяется какая рука точнее выполняет данное действие. | ||
8. Собрать одной рукой рассыпанные на столе спички (монеты или что-то другое). Проба выполняется попеременно правой и левой руками. Оценивается скорость выполнения пробы каждой рукой. Более активную и быструю руку считают ведущей. | ||
9. Попасть 10 раз подряд (без остановки) карандашом в центр листа (центр определить пересечением двух диагональных линий). Проба выполняется попеременно правой и левой руками. Оценивается скорость и точность попадания для каждой руки. Более активную и быструю руку считают ведущей. |
|
Методика № 3. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы максимально точно, поставив знак «+». Если определенное действие Вы выполняете\ можете выполнять с одинаковой или почти одинаковой успешностью, то поставьте «+» в обе графы. Если определенное действие Вы выполняете\ можете выполнять с одинаковой или почти одинаковой успешностью, но, на Ваш взгляд, важно отметить, что все же правая или левая рука является ведущей или чаще выбираемой Вами для этого действия, поставьте один «+» в графу для руки менее ведущей и два «+» («++») в графу для более ведущей руки.
Задания | Л. ПОЛУШАРИЕ | П. ПОЛУШАРИЕ |
1. Переплести пальцы рук. Сверху большой палец правой руки — ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — ведущее полушарие правое. | ||
2. Имитировать аплодисменты. Сверху правая рука — ведущее полушарие левое, сверху левая рука — ведущее полушарие правое. | ||
3. Имитировать позу Наполеона. Кисть левой руки первой направляется к предплечью правой руки и оказывается сверху — ведущая рука левая, ведущее полушарие правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью левой руки и оказывается сверху — ведущая рука правая, ведущее полушарие левое. | ||
4. Сидя на стуле, положить ногу на ногу. Сверху правая нога — ведущее полушарие левое, сверху левая нога — ведущее полушарие — правое. | ||
5. Стоя покружиться в удобную сторону. Кружение против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, по часовой стрелке- ведущее полушарие правое. | ||
6. Проба Розенбаха. Держать вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, отстоящей на 2-3 метра, обоими глазами. Поочередно закрываем правый и левый глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается\ сильнее смещается в его сторону. Карандаш смещается при закрывании правого глаза — ведущий глаз правый, ведущее полушарие — левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза — ведущий глаз левый, ведущее полушарие правое. | ||
7. Быстро моргнуть одним глазом. Быстрее моргает правый глаз — ведущее полушарие правое, левый глаз — ведущее полушарие левое. (Быстрее моргает не доминирующий глаз). | ||
8. Провести прямую вертикальную линию, разделяющую чистый лист бумаги на две части. Линия получилась ближе к правому краю листа — ведущее полушарие правое, к левому — ведущее полушарие левое. | ||
9. Поставить («чиркнуть» ручкой) произвольное количество палочек на чистом листе левой рукой, затем — правой рукой. Для каждой руки дается по 10 секунд. Подсчитать количество палочек. Больше поставлено палочек правой рукой — ведущее полушарие левое; левой рукой — ведущее полушарие правое; почти одинаковое количество обеими руками (± 5) — ПРАВОЕ. | ||
10. Нарисовать круг, завершив его стрелкой. Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущая рука правая, ведущее полушарие — левое; стрелка указывает направление по часовой стрелке — ведущая рука — левая, ведущее полушарие — правое. | ||
11. Нарисовать треугольник и квадрат левой рукой, затем правой рукой. Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой — ведущая правая рука, ведущее полушарие — левое; лучше и быстрее нарисованы фигуры левой рукой — ведущая левая рука, ведущее полушарие — правое. |
|