и организаторов выборов в Калужской области в 1995-1996 годах




ЛУГОВОЙ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ,

Председатель территориальной избирательной

Комиссии Октябрьского округа города Калуги

ИЗ РУКОПИСИ ВОСПОМИНАНИЙ

«МОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ВЫБОРОВ»

О становлении работы по повышению правовой культуры избирателей

и организаторов выборов в Калужской области в 1995-1996 годах

 

 

25-летие образования отечественной избирательной системы предоставляет замечательный повод оглянуться назад и вспомнить наиболее памятные события четвертьвековой давности, сопоставив их итоги и уроки с днем сегодняшним.

В конце 1994 года после принятия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (или как его еще называли в тот период, закона о создании профессиональной системы организаторов выборов) началась активная подготовка к предстоящим федеральным кампаниям и образованию субъектовых избирательных комиссий со статусом юридического лица.

В Калужской области назначение в состав региональной комиссии 12 членов состоялось 29 мая и 22 июня 1995 года, а само первое организационное заседание прошло через шесть дней 28 июня. В тот период основная задача всех без исключения избирательных комиссий страны заключалась в подготовке и проведении на должном уровне голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва 17 декабря 1995 года. За несколько дней до первого заседания калужского облизбиркома был принят и вступил в силу соответствующий федеральный закон и со дня на день ожидалось появление президентского указа о назначении парламентских выборов.

В этот период на плечи штатных работников областной комиссии легло множество непростых и ответственных задач. Только-только администрация области выделила необходимые помещения и оборудование для организации работы комиссии и ее небольшого аппарата. В короткий промежуток времени важно было одновременно решать несколько задач – провести работу по формированию окружных избирательных комиссий и обеспечить их всем необходимым для успешной деятельности, помочь органам местного самоуправления сформировать территориальные и участковые комиссии, а также организовать их работу в соответствии с требованиями недавно принятого законодательства, создать условия для функционирования регионального фрагмента Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Помимо организационных вопросов всем сотрудникам только что образованного государственного органа приходилось ежедневно, что называется, с карандашом в руках осваивать непростую нормативно-правовую базу, научиться понимать новые специфические термины и понятия, глубоко вникать в поступающие из ЦИК России инструктивно-методические материалы. При этом и члены комиссии и сотрудники ее аппарата отчетливо сознавали, что любое нарушение установленных процедур и сроков избирательных действий мгновенно вызовет критику со стороны кандидатов, партий, административных структур, а также рядовых избирателей. В тот период выборы по своему размаху, эмоциональной составляющей и открытости для политических технологий ассоциировались в некоторой степени с карнавальным действием. В любой момент поступательный ход избирательной кампании мог нарушиться неожиданным действием, которое, в свою очередь, вызвало бы мощную общественную реакцию.

С середины 1995 года субъектовые комиссии помимо организационной и предвыборной работы начали заниматься вопросами реализации мероприятий Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, которая совсем недавно была одобрена указом Президента Российской Федерации по предложению ЦИК РФ. Основными задачами программы стали - формирование знаний избирательного законодательства у участников избирательной кампании, помощь избирателям в осмыслении практического применения действующего законодательства о выборах, содействие участию избирателей в избирательных кампаниях, осознанию такого участия с экономическим и политическим развитием государства, повышение электоральной активности и заинтересованности избирателей в результатах выборов, повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательных кампаний и подготовка специалистов по выборным технологиям. Сама программа была направлена на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, являлась на тот период новаторским документом и, естественно, привлекла широкое общественное внимание со стороны партий, кандидатов, средств массовой информации, ведущих учебных заведений и институтов, специализирующихся в области юриспруденции.

Для координации работы по ее реализации на федеральном уровне был образован соответствующий Совет, ответственным секретарем которого был назначен член ЦИК России, доктор юридических наук Ю.А. Веденеев, а в аппарате это направление курировалось отделом повышения квалификации организаторов выборов Управления информационно-аналитического обеспечения во главе с Д.Н. Абрамяном, до 1992 года являвшимся народным депутатом СССР. Также было создано обособленное подразделение – Российский центр избирательных технологий, проводивший в рамках программы непосредственную работу с партиями и кандидатами по обучению предвыборным технологиям.

Появление нового интересного направления в большой предвыборной работе не прошло мимо внимания и автора этих строк. В качестве одного из руководителей Калужского областного фонда возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ» было решено встретиться с руководством Избирательной комиссии Калужской области и более подробно узнать о реализации этой программы в нашем регионе. Помню, что в тот момент первый председатель облизбиркома В.В. Жидких на вопрос о проведении информационно-просветительских мероприятий откровенно признался, что сам об этом думает и пока не представляет, что будет делать комиссия в этом направлении. Ведь помимо предвыборной работы много времени отнимали вопросы обеспечения собственной деятельности, установления взаимодействия с различными государственными структурами, органами местного самоуправления, хозяйствующими службами, организациями и учреждениями. Тем не менее, по итогам обсуждения, мы договорились подготовить проект по проведению областных просветительских мероприятий, который можно было бы не только реально выполнить, но и обратить внимание органов власти и общественности на значимость вопросов повышения правовой культуры.

Такой проект был подготовлен через некоторое время в виде плана мероприятий по реализации тематической программы «Выборы и молодежь» на 1995 год. После его обсуждения готовность поддержать наши предложения выразили предсе­датель Законодательного Собрания Калужской области В.В. Сударенков и глава администрации области А.В. Дерягин. Последний 18 октября 1995 года подписал распоряжение № 933-р, которым был принят к сведению соответствующий план и рекомендовано главам администраций районов, главам местного самоуправления г.г. Калуги, Обнинска, Людиново и Людиновского района, а также отдельным подразделениям администрации области оказывать содействие в реализации мероприятий тематической программы «Выборы и молодежь» и обучении членов участковых избирательных комиссий. На перечисленные цели из областного бюджета выделялось 119860,2 тыс. тогда еще неденоминированных рублей – 39660,2 тыс. рублей на обучение и 80200 тыс. – на финансирование просветительских мероприятий.

Реализация программы «Выборы и молодежь» была поручена фонду «Символ» - областной некоммерческой организации, которая как было отмечено в обзоре ЦИК России «несмотря на небольшой срок своего существова­ния, зарекомендовала себя в области как организация, строящая рабо­ту на основе гласности, тесных контактов с различными обществен­ными организациями (прежде всего молодежными), оставаясь в сто­роне от предвыборных конфликтов различных политических сил.»[1]

Надо отметить, что в этот же период на федеральном уровне Координационным Советом по реализации Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации была одобрена программы «Молодежь и выборы», которая акцентировала внимание государственных органов и общественных организаций на вопросах формирования и повышения правовой культуры молодых избирателей и кандидатов в депутаты всех уровней в Российской Федерации. С ее принятием значительно активизировалась работа субъектовых избирательных комиссий по правовому воспитанию подрастающего поколения. Немаловажно обратить внимание – эта программа стала одним из первых государственных документов новой России, в котором отчетливо ставились задачи по правовому просвещению молодежи и назывались приоритеты в этой области деятельности.

Возвращаясь к калужскому опыту реализации просветительской программы среди молодежи, перечислим ряд мероприятий того периода. В старших классах средних школ №№ 7, 19, 14, 29 и 50 г. Калуги в рамках учебных предметов «История Отечества», «Основы современной цивилизации» и «Введение в политологию» был прочитан курс «Основы избирательного процесса в Российской Федерации», а учащиеся-представители пресс-клубов этих школ смогли почувствовать себя настоящими журналистами в рамках акции «Вопросы задают молодые», в ходе которой интервьюировали руководителей региональных отделений политических партий и движений по актуальным общественно-политическим вопросам. Кстати, среди таких «говорящих голов» были действующие на тот момент депутаты Законодательного Собрания Калужской области и кандидаты в депутаты Государственной Думы.

Высшие и ряд средних учебных заведений, а также библиотеки Калуги и области бесплатно получили комп­лекты учебно-методической (в т.ч. иллюстрированной литературы) по избирательному праву и процессу для преподавателей, студентов и школьников, специализирующихся по направлению «конституционное право», «политология и социология», «граждановедение». Совместно с социологической службой «Ювента» были организованы исследования по теме «Политическая активность и политическая культура молодежи г. Калуги», по итогам которого совместно с молодежными общественными объединениями был проведен цикл «круглых столов» по выявленным проблемам электоральной активности подрастающего поколения.

В ходе подготовки к предстоящему 17 декабря 1995 года голосованию в эфире ГТРК «Калуга» еженедельно выходила тематическая молодежная передача «Мой выбор», с общественными молодежными объединениями проводились круглые столы, а в областной газете «Весть» была создана рубрика «Мнение молодого избирателя» с изложением взглядов подрастающего поколения на молодежную политику современных партий и общественных движений. Интересны заголовки публикаций в этой рубрике за период с 4 ноября по 15 декабря 1995 года: «А мучается потом весь народ», «Задумаемся», «Кандидат, покажи себя на деле!», «Само» может только рушиться», «Надо дорожить своим правом», «Хит-радио» выбирает музыку и кое-что еще», «Каких депутатов мы избираем?», «Что может изменить один голос?» и др. В другой областной газете «Знамя» публиковались проблемно-просветительские материалы: «Придет ли на выборы калужская молодежь? (авторы Н. Отряскина и Г. Семешкина), «Как выбирали в древности…», «На пути к всеобщим, равным, прямым…» (автор – профессор КГПУ В.Я. Филимонов) и т.д. По нашим подсчетам, общее число таких публикаций в преддверие дня голосования превысило 20 материалов.

Уже тогда информационно-просветительская работа в Калужской области в целом была высоко оценена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На встрече в ноябре 1995 года ее председателя Н.Т. Рябова с лидерами движения «Юные парламентарии» и делегацией Федеральной избирательной системы США во главе с Д. Макдональдом было отмечено, что «наиболее квалифицированно и заинтересованно работают с различными группами многоликого молодежного электората избирательные комиссии Калининградской, Калужской, Ростовской областей. Из составов членов данных комиссий были назначены ответственные за работу с молодыми избирателями, составлены планы по взаимодействию с клубами молодых избирателей на разных стадиях избирательной кампании при активной финансовой поддержке глав администраций субъектов Федерации.» [2]

Уже в конце 1995 года вышла подробная информация о реализации Программы «Молодежь и выборы» в Калужской области, которая была опубликована на страницах Вестника Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. [3] И наверное, не случайно в январе 1996 года посещение Калуги было включено в программу пребывания в Российской Федерации эксперта комиссии Европейских сообществ Шанталь Лобато.

Целью ее визита стали вопросы развития гражданского и избирательного образования на федеральном и территориальном уровнях, ознакомление с соответствующими учебными программами и проектами, взаимодействие избирательных комиссий с органами власти и местного самоуправления в области гражданского образования и другие вопросы. Визит международного эксперта в Калугу состоялся с 20 по 22 февраля и прошел по насыщенному плану. За неполных два дня «расширенная» делегация ЦИК России посетила уроки по избирательному праву в школе-гимназии № 9 и средней школе № 50, присутствовала на голосовании старшеклассников по программам известных российских политических партий. Кроме этого, Ш. Лобато стала объектом внимания школьных пресс-клубов в рамках уже упомянутой акции «Вопросы задают молодые», встретилась с коллективами молодежных и детских передач ГТРК «Калуга», членами Избирательной комиссии Калужской области, руководством КОФ «Символ», руководителями областного и городского управлений образования Г.И. Ловецким и Н.А. Никитиным, председателем Законодательного Собрания области В.В. Сударенковым. Итог визита международного эксперта емко выразила газета «Знамя» в большом фоторепортаже от 22 февраля с броским заголовком «Мадам Шанталь восхищена».

После такой высокой оценки калужские энтузиасты не смогли удержаться и напросились на посещение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 21 марта 1996 года. В этот момент в стране разворачивалась сложная избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации и внимание к деятельности ЦИК России было поистине всеобщим. Надо отдать должное председателю Комиссии Н.Т. Рябову, который нашел возможность встретиться с калужскими преподавателями и школьниками, несмотря на бесспорно загруженный график работы. Могу ошибаться, но думаю, что это была одна из первых таких просветительских встреч в Центризбиркоме России. В состав нашей делегации вошли председатель облизбиркома В.В. Жидких, начальник областного управления образования Г.И. Ловецкий, представители КОФ «Символ», учителя шести школ областного центра, около 20 учащихся и сотрудники ГТРК «Калуга». Сохранилась пока еще не опубликованная стенограмма продолжительной беседы с Н.Т. Рябовым и членом ЦИК России Ю.А. Веденеевым. Перечитывая ее, понимаешь, насколько ответственной и значимой для страны была деятельность организаторов выборов, как глубоко и серьезно понимало руководство Центральной избирательной комиссии возложенные на нее государственные задачи и какую важную роль придавалось работе по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Не могу удержаться от пространной цитаты из вступительного слова Н.Т. Рябова на той памятной встрече: «Мне очень приятно осознавать и тот факт, что школьники Калужской области не единственные, но в числе первых, наиболее активно стали проникаться проблемами граждановедения, предметно и достаточно эффективно. Вот у меня есть материал, здесь мне передали даже фото о посещении Калуги представителем Комиссии Европейских сообществ. Видите - у Запада интерес большой к этим процессам, и они уже начинают у нас учиться.

Я должен сказать в вашем присутствии слова благодарности Борису Николаевичу Ельцину, который в тяжелейших условиях становления нашего общества понял, осознал и поддержал идею создания и реализации Федеральной целевой программы по повышению правовой культуры избирателей и участников избирательного процесса. Речь должна идти о правовой культуре населения. И государство должно брать это на себя. Почему? Ясно почему. Идет коренная, глубинная правовая реформа. Появляются законы, появляются реальные отношения, обозначенные какими-то понятиями, принципами, совершенно новыми, неизвестными. И в этом смысле все мы обладаем очень серьезной правовой безграмотностью.

Даже мы, юристы, а Центральная избирательная комиссия состоит исключительно из юристов, причем у нее только председатель такой... необразованный, а вообще члены комиссии это, как правило, доктора наук и редко кандидаты - люди с очень высоким профессиональным уровнем. И то мы можем сказать о себе, что мы не обладаем полнотой правовых знаний сегодня, но и с каждым днем отстаем, отстаем, отстаем. А что говорить о простых людях? Ну почему отстаем - понятно. Вчера Совет Федерации около десяти законов утвердил - их же надо еще изучить, их же надо понять, осмыслить - да? Их же надо соотнести с другими нормативными актами. Мы встречались с представителями Верховного Суда, так те прямо говорят: «Ну, какая раньше у нас работа была, медведя научить можно было... - дела о распродаже имущества и о разводе супругов», - вот все, что давалось суду гражданской коллегии для рассмотрения. А сейчас они решают вопросы публичного права - то, с чем они вообще раньше не сталкивались, то есть в общем-то, вопросы, граничащие с политикой. Это не раздел шкафов и шифоньеров между супругами, это более серьезные вопросы, то есть то, с чем они вообще раньше не сталкивались.

Так вот правовая культура населения. Вы знаете - человек не совсем нормальный, если у него головы нет... Точно также человек не может нормально существовать в обществе - повторяю, демократическом, правовом, если он не обладает хотя бы минимум правовых знаний. Это такая же потребность, как пить, есть, встречаться с людьми…

Мы, конечно, не можем осилить проблему правовой культуры населения, но как Центральная избирательная комиссия мы взяли на себя инициативу создания и координации усилий общества по программе «Правовая культура избирателей». Мы считаем, что это относится к важнейшей области человеческого существования, к его политическим правам. Политические права граждан - это область, повторяю, основополагающая в условиях, когда надо периодически менять власть - законно, справедливо, демократическим способом, своевременно.

И вот в рамках этой программы, собственно, есть специальная подпрограмма. Мы ее называем «Молодежь и выборы». Почему это выделено в специальную подпрограмму, почему к этой подпрограмме подключены усилия десятков ведомств, министерств, общественных организаций. Работают над этой подпрограммой и фонды, в том числе и ваш областной фонд, и молодежные клубы. Разрабатываются, реализуются совместные проекты, в том числе российско-американский проект, проект с КЕС. Ответ один. А кого же учить прежде всего? Бабушек и дедушек? Говорят, ученых учить, только портить. Конечно, надо начинать с молодежи, с детей. Детям надо прививать на обратной стороне тетради не биографию великого вождя и учителя, а те ценности, которыми руководствуется общество, или должно, по крайней мере, руководствоваться в своей практической жизни. Человек должен знать свои права. Знать, как их отстоять, прежде всего. Обязанностям нас научат. А вот о правах мы почему-то скромненько помалкиваем. Поэтому люди даже не знают о своих реальных правах, о своих реальных возможностях в демократическом, правовом государстве, которое мы строим... Вот поэтому мы считаем, что эта подпрограмма чрезвычайно важна.

А здесь и второй аспект есть. К сожалению, социологические исследования показывают определенную политическую инфантильность молодежи. Когда мы говорим о политической инфантильности, это не значит, что мы говорим о необходимости вступления в Союз молодежи или в Союз коммунистической молодежи, или еще что-то. Нет, потому что сразу надо овладевать какой-то идеологией.

Мы говорим о политической активности, которая реально проявляется вот вами, как носителями политических прав и свобод при формировании органов власти. Мы из газет только узнавали и по телевизору: прошел пленум, Генеральным секретарем единогласно или единодушно избран товарищ такой-то. Это лидер, это наш вождь и так далее... Сколько он будет - десять лет править, двадцать лет, уберут его, потому что переворот совершат; умрет своей смертью - дождутся, чтобы нового поставить. Общество должно знать, что пройдет четыре года, и мы снова придем к урнам и будем решать: кому быть у власти. Вот в этом политическая активность, прежде всего, и должна проявляться, а не в том, чтобы ходить по улицам с флагами и пугать прохожих. И как мне сейчас рассказывают, вы, наши дорогие друзья, с интересом, я бы даже сказал, с увлечением относитесь к этой новой для нас науке граждановедения. Она действительно новая наука; учителя ваши также осваивают ее вместе с вами. Не думайте, что мы являемся носителями истины в последней инстанции, что мы такие умные, что все знаем... У нас только немножко больше опыта, может быть, больше рассудительности, может быть, чуть больше накопленных знаний, которые в большей части являются бесполезными. Вместе, с нашим опытом, с вашим энтузиазмом, с вашим желанием мы постигаем эту науку. Новую для всех нас...»

Это была действительно очень интересная, очень важная для калужан и, убежден, полезная встреча для всех ее участников. Разговор касался зарубежных стандартов выборов, судьбы и наследия Советского Союза, общественно-политического будущего Российской Федерации, текущей президентской кампании и сокращения расходов на подготовку и проведение выборов, будущего пятипроцентного заградительного барьера на думских выборах, предоставления права голосовать с 16 лет и многих других тем. Памятными стали слова, которыми Николай Тимофеевич завершил встречу с калужанами: «Спасибо большое вам, успехов ребята. Думайте своей головой, никому не верьте, в том числе и мне. Выслушали информацию, но думайте своей головой. Обращайтесь к первоисточнику и проверяйте, кто прав и почему.» По завершении столь обстоятельной беседы наша делегация познакомилась с работой подразделений ЦИК России и привезла обратно в Калугу не только большие впечатления, но и глубокое понимание того, как высока планка ответственности и мудрости руководителей государственного органа за принятые и не принятые решения.

При всем многообразии проводимых в области просветительских мероприятий наиболее значимым этапом работы по повышению правовой культуры избирателей стало проведение в Калуге в июне 1996 года Фестиваля молодых избирателей Центральной России «Выбери себе будущее!». Молодежный форум в нашем областном центре стал тогда одним из пяти крупных межрегиональных молодежных мероприятий (помимо фестивалей в Республике Татарстан, Краснодарском крае, Ростовской и Тверской областях), задачей которых было не только повышение уровня электоральной активности молодежи в преддверие президентских выборов, но и апробирование различных форм и методик работы с этой категорией избирателей.

Предложение провести в Калуге такой фестиваль исходило от члена ЦИК России Ю.А. Веденеева и, видимо, было вызвано уже накопленным опытом работы по правовому просвещению и сложившейся репутацией. Это предложение нами было воспринято не только с интересом, но и с определенным творческим энтузиазмом. Ведь проведение фестиваля подразумевало не только большую, серьезную и ответственную работу, но и возможность реализовать новые подходы в работе с молодыми избирателями, попробовать сочетание разных форм и методик в организации крупного мероприятия.

В конце апреля вчерне был подготовлен проект программы Фестиваля молодых избирателей Центральной России «Выбери себе будущее!» и определены основные его участники и исполнители. 6 мая председатель облизбиркома, руководители КОФ «Символ», обкома РСМ и МТО «ЛИК» подписали заявление о совместных действиях по организации и проведению в Калуге предстоящего форума: «Голос молодых избирателей в выборе пути развития России должен прозвучать весомо и серьезно. Мы не агитируем за или против конкретных кандидатов в Президенты России, мы объединяем усилия с целью помочь молодым россиянам сделать сегодня осознанный и грамотный выбор.» Одновременно организаторы фестиваля обратились с призывом к калужанам поддержать соответствующие усилия и заявили о своей готовности к сотрудничеству со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

При подготовке фестиваля помимо творческой составляющей значительное время ушло на согласование и оформление всей необходимой документации и материалов. Особенно с учетом того, что главным исполнителем программы стал Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ» - негосударственная некоммерческая организация, которая единственная из всех организаторов фестивальных площадок страны заключила прямой договор о подготовке и проведении форума. В мае автор этих строк и председатель ЦИК России Н.Т. Рябов подписали соответствующие документы, а в начале июня аналогичный договор был подписан с Избирательной комиссией Калужской области. Из средств федерального бюджета на проведение мероприятий фестиваля фонд получил 249 млн. неденоминированных рублей, из областного – 59 млн. рублей.

В этой связи хотелось бы отметить помощь сотрудников ЦИК России и облизбиркома по подготовке и согласованию финансовой документации. И тогда, и сегодня вопросы этого рода решаются непросто, особенно с точки зрения взаимодействия государственных органов с негосударственными структурами. Именно в те дни я познакомился с одним из легендарных сотрудников аппарата ЦИК России Т.А. Петронавичус, долгие годы проработавшей руководителем планово-финансового управления аппарата федеральной комиссии.

До сих пор помню, как после нескольких переносов обсуждения фестивальной сметы из-за цейтнота времени, Тамара Александровна в конце какого-то дня нашла возможность встретиться, и мы до позднего вечера шаг за шагом обсуждали целесообразность и эффективность расходования каждого государственного рубля. Мне приходилось защищать те или иные позиции и подходы, а моей коллеге – обращаться к финансовой статистике, ценовым выкладкам, да и просто сомневаться, но при этом - не отметать предложения и и не отказываться от моих доводов и суждений. С тех пор с Тамарой Александровной сложились хорошие доброжелательные человеческие отношения. В дальнейшем неоднократно встречались с ней, засиживались при обсуждении иных смет и документов, касались в разговоре семейных и бытовых тем. При этом в вопросах финансов она всегда была принципиально жестким, но одновременно и понимающим, слышащим собеседника и доброжелательным оппонентом.

Отметим еще ряд особенностей калужского фестиваля. При его подготовке особое значение уделялось отработке методики проведения как массовых, так и локальных мероприятий. Организаторы прекрасно осознавали, что представители большинства регионов Центральной России впервые собрались для такого обмена опытом и обсуждения столь важных, и вместе с тем, новых на тот момент проблем гражданского воспитания и просвещения. И каждое мероприятие фестиваля, таким образом, должно было иметь двойное значение: первое – информационно-агитационное, направленное на непосредственное повышение электоральной активности молодежной аудитории и второе – наглядно-методическое, призванное сформировать представление о формах, методах и сценариях работы с молодежью.

Собственно программа фестиваля, при всей ее неизбежной политизированности, была спланирована таким образом, чтобы не допустить какой-либо предвыборной агитации в пользу того или иного кандидата в Президенты Российской Федерации. Большое внимание уделялось поиску таких форм работы, которые могут использовать областные избирательные комиссии, отделы и комитеты по делам молодежи, общественные организации для повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов.

Помимо калужан, участниками фестиваля стали делегации Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской, Владимирской, Рязанской, Ярославской и Ростовской областей. В их состав входили члены избирательных комиссий Брянской, Владимирской, Рязанской, Тульской областей, сотрудники комитетов по работе с молодежью администраций Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской областей, профсоюзные лидеры ВУЗов Центральной России, сотрудники молодежных фондов, областных комитетов Российского союза молодежи, преподаватели истории средних школ, студенты Брянской инженерно-технической академии, Смоленского гуманитарного университета, Тульского педагогического университета, Ярославского государственного университета, Орловского института культуры.

В работе фестиваля приняли участие представители Центральной избирательной комиссии России - член Комиссии Ю.А. Веденеев и координатор программы «Молодежь и выборы» А.А. Яшин. Помимо представителей местных СМИ работала большая группа журналистов: сотрудники газеты «Российская Федерация» во главе с главным редактором этого издания - З.К. Боноевой, корреспонденты газет «Российские вести», «Орловская правда», «Золотое кольцо» (г. Ярославль), ГТРК «Тула» и другие. Гостями фестиваля стали творческие молодежные коллективы: шоу-балет «Белый ветер» (г. Владимир), вокальный ансамбль «Канцона» (г. Орел), поп-шоу группа «Гимназия» и поп-балет «Best» (г. Москва). Общее число непосредственных делегатов составило около 150 человек.

3 июня 1996 года распоряжением главы администрации – губернатора Калужской области был образован организационный комитет фестиваля молодых избирателей, который возглавил К.Н. Иконников, занимавший в то время должность председателя комитета организационно-контрольной работы и взаимодействия с территориями администрации области. Помимо представителей областной избирательной комиссии в состав комитета вошли руководители областного и городского управления образования, областного комитета по делам молодежи, обкома РСМ, областной галереи «Образ» и творческого объединения «ЛИК».

Непосредственно фестивалю предшествовал подготовительный этап, во время которого состоялось предварительное обсуждение проблем электоральной активности молодежи на встречах калужских преподавателей-обществоведов, работников молодежных и творческих организаций, состоялся брифинг для представителей средств массовой информации, на каналах ГТРК «Калуга» прошел цикл радиопередач информационно-просветительского характера «Президент», о предстоящей программе фестиваля подробно рассказывали областные газеты «Знамя» и «Весть». В последней с 18 мая по 29 июня 1996 года были опубликованы четыре тематические полосы информационных материалов о фестивале и по вопросам электоральной активности молодежи. Известный в ту пору корреспондент городской газеты «Калуга вечерняя» Игорь Уколов даже посвятил большую статью «Дождется ли Калуга «Браво»?» договорным перипетиям с коллективами известных российских рок-групп «ДДТ», «Неприкасаемые», «Органическая леди», «Божья коровка» и «Браво» о поездке на калужский фестиваль.

Собственно сам форум проходил в течение пяти дней – с 8 по 12 июня 1996 года. Современный ритм нашей жизни и служебной деятельности почти не позволяет подобной временной роскоши. Но в середине 90-х годов прошлого века возможность провести серьезное и солидное межрегиональное мероприятие позволила насытить его творческими и организационными идеями, были отработаны интересные формы работы с молодежью, которые затем стали отдельными направлениями в просветительской деятельности многих избирательных комиссий нашей страны.

Первый день фестиваля (8 июня 1996 года) открылся выходом в свет номера специальной газеты «Молодежь и выборы», в котором были опубликованы различные материалы, рассказывающие об историческом и современном опыте проведения выборов в России и за рубежом, опубликована фестивальная программа и выдержки из выступления председателя ЦИК Н.Т. Рябова на встрече с калужскими преподавателями и школьниками в марте текущего года. В тот же день открылось пленарное заседание, на котором выступили член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Ю.А. Веденеев, глава администрации Калужской области О.В. Савченко, городской Голова А.И. Минаков, председатель областной избирательной комиссии В.В. Жидких, преподаватель истории и общественных дисциплин средней школы № 7 г. Калуги, активный участник программы «Молодежь и выборы» А.С. Аникеев, генеральный директор Фонда «Символ» И.В. Зайцев. На этом представительном собрании также присутствовали преподаватели и учащиеся средних профессиональных учебных заведений, студенты Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Калужского филиала Московского государственного технического университета.

По окончании пленарного заседания его участники посетили галерею «Образ», в которой открылась выставка «Прошлое и настоящее предвыборной агитации», на которой делегаты фестиваля и калужане познакомились с редкими документами из собрания Государственного архива Калужской области и краеведческого музеев, посвященными избирательным кампаниям 1906-1995 годов: решениями избирательных комиссий, объявлениями о выборах, предвыборными плакатами и листовками, газетными публикациями, фотографиями, материалами общественных организаций и различных политических партий. Экспозицию дополняли работы отечественных художников первой половины XX века из фонда областного художественного музея, подчеркивавшие самобытный колорит той или иной исторической эпохи, а также современные плакаты, которые специально к фестивалю подготовили современные художники – члены регионального отделения Союза художников России. Одновременно с открытием выставки были подведены итоги конкурса детских рисунков на предвыборную тематику. После посещения галереи делегаты фестиваля совершили обзорную экскурсию по Калуге и посетили ее памятные места и парки.

Вечером того же дня в областной филармонии состоялся фестивальный концерт с участием группы «Браво» во главе с Евгением Хавтаном и Робертом Ленцом. Самому концерту предшествовала большая пресс-конференция музыкантов. На ней солисты музыкального коллектива неоднократно подчеркивали важность участия молодежи в предстоящих выборах Президента Российской Федерации 16 июня 1996 года. Позже эта мысль звучала и на сцене во время самого концерта. По его окончании руководители делегаций, представители ЦИК РФ, члены оргкомитета, руководители областного и городского комитетов по делам молодежи провели «круглый стол» по обмену мнениями о текущих проблемах молодежной политики и политической активности подрастающего поколения.

Утром второго фестивального дня (9 июня) состоялся агитационный полет дельтапланов областного авиаклуба, которые развеяли над городом десять тысяч информационных листовок, призывающих молодых избирателей принять активное участие в выборах, а в Калужском учебном Центре строительных войск Министерства обороны России состоялся молодежный военно-спортивный праздник. Необходимость подобного мероприятия была обусловлена важностью работы с военнослужащими срочной службы, которые так же являются в своем большинстве молодыми избирателями. Организаторы фестиваля сочли актуальным проведение таких мероприятий в воинских частях накануне выборов с целью разъяснения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: