Эксплуатация парашютно-десантного имущества
188. Ответственность за правильную эксплуатацию и сбережение парашютно-десантного имущества (ПДИ), а также использование его по назначению несут начальник авиационной организации, командир авиазвена парашютной подготовки (начальник парашютной службы) и лица, в пользовании которых находится ПДИ.
189. С поступлением в авиационную организацию все парашютно-десантное имущество ставится на учет, о чем делается запись в книге учета имущества (прилож. 13). Каждому парашюту и прибору присваивается инвентарный номер, который наносится безвредной краской на левом клапане ранца, на кармашке переносной сумки, в правом верхнем углу паспорта. Инвентарные номера на приборах ППК-У наносятся сбоку над шкалой установки высот, а на кислородных парашютных приборах — сбоку рядом с зарядным штуцером.
Высота цифр на парашютах — 7 см, на паспортах и приборах — 2 см.
190. Учебно-тренировочные парашюты, имеющие стабилизирующие устройства и запасные парашюты, должны быть совместимыми в работе. При прыжках с парашютами, имеющими длину шлейфа стабилизации 3,6 м, применяются запасные парашюты с длиной строп 5 м. При прыжках с парашютами, имеющими длину шлейфа стабилизации 2,33 м, применяются запасные парашюты с длиной строп 6,3 м.
Чтобы избежать перепутывания запасных парашютов при их монтаже, на парашютные системы, на все парашюты, имеющие стабилизирующие устройства, и на все запасные парашюты при получении их авиационной организацией нашиваются метки:
на парашюты, имеющие длину шлейфа стабилизации 3,6 м, и на запасные парашюты с длиной строп 5 м — из тесьмы красного цвета;
|
на парашюты, имеющие длину шлейфа стабилизации 2,33 м, и на запасные парашюты с длиной строп 6,3 м — из тесьмы белого цвета.
Метки нашиваются: на главную круговую лямку — слева и справа в районе грудной перемычки; на запасные парашюты — на левую и правую лямки промежуточной подвесной системы в районе петель втулок крепления ПЗ к подвесной системе основного парашюта. Ширина меток — 25 мм.
На предохранительный клапан ранца запасного парашюта наносится цифра, обозначающая длину строп парашюта (5 м или 6,3 м) соответственно красной и белой краской. Высота цифр — 5 см.
При замене ранца парашюта на новом ранце должны быть нанесены тип и номер купола парашюта, инвентарный номер, а на ранцах запасных парашютов — длина строп.
191. Все поступающие в авиационную организацию приборы ППК-У подлежат проверке в барокамере с целью определения точности срабатывания по высоте и времени. Выявленная погрешность в срабатывании прибора по высоте раскрытия наносится на лицевой части прибора нитрокраской красного цвета. Высота цифр — 1 см.
192. Учебные парашюты-экспонаты, предназначенные для учебных целей, должны иметь на переносных сумках, на ранце и на первом полотнище купола нашитые полосы красного цвета размером 10Х25 см с надписью: "Учебный".
Такая же надпись наносится на верхнюю крышку учебных приборов.
Вывозить на старт учебные парашюты и приборы и выполнять с ними прыжки категорически запрещается.
193. Закрепление спасательных парашютов за летным составом и спортивных парашютов за спортсменами-парашютистами производится приказом по авиационной организации.
|
Лицо, за которым закреплен парашют, должно следить за своевременной просушкой и переукладкой своего парашюта.
Срок годности укладки данного типа спасательного парашюта, который должен соответствовать указанному в инструкции по его эксплуатации, отмечается в графике укладки (прилож. 14) и паспорте парашюта.
Срок годности укладки учебно-тренировочных и спортивных парашютов не должен превышать 30 дней. Запись об укладке и роспуске парашютов делается в паспорте.
Проветривание и просушка парашютов при хранении на складе производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Запись о просушке делается в паспорте.
194. Накануне дня полетов и прыжков с парашютом производится подготовка парашютов и другого парашютно-десантного имущества. Получение парашютно-десантного имущества оформляется в журнале выдачи и приема (прилож. 15).
195. При получении парашютно-десантного имущества необходимо проверить:
срок укладки парашюта, запись об этом в паспорте;
наличие пломбы, исправность шпилек раскрывающего приспособления, конусов и люверсов;
исправность ранца, подвесной системы, замков;
монтаж прибора автоматического раскрытия, его установку по высоте и времени, наличие контровки шпильки включения прибора;
монтаж кислородного парашютного прибора и запас кислорода в нем.
196. Парашютно-десантное имущество к самолетам или к месту прыжков с парашютом доставляется на специально оборудованной автомашине или платформе-прицепе, оборудованной стеллажами. Переносить или перевозить парашюты разрешается только в парашютных сумках. Класть на парашюты какие-либо предметы запрещается.
|
При перевозке парашютно-десантного имущества необходимо принять все меры, предотвращающие загрязнение парашютов. Перевозка парашютно-десантного имущества вместе с лакокрасочными изделиями, горюче-смазочными материалами и веществами, выделяющими активные газы, запрещается.
197. Паспорта на спасательные парашюты и приборы, установленные на них, хранятся в парашютном классе.
При перелете экипажей на другой аэродром паспорта на спасательные парашюты и приборы выдаются вместе с парашютами и на период транспортировки хранятся в карманах парашютов.
198. После окончания полетов парашюты сдаются в парашютный класс. Сдача их оформляется росписью в журнале. При сдаче парашюты осматриваются, при обнаружении неисправностей парашют подлежит роспуску и ремонту.
В летнее время при наличии на стоянке самолетов охраны хранение парашютов разрешается непосредственно в кабине самолета (вертолета, планера).
199. За техническим состоянием парашютных страхующих приборов следит один из специалистов парашютной подготовки, прошедший специальную подготовку на курсах и допущенный к выполнению регламентных работ на приборах.
Регламентные работы на парашютных страхующих приборах проводятся в соответствии с техническим описанием прибора.
Перед установкой на парашют прибор проверяется на срабатывание, о чем делается соответствующая заспись в его паспорте.
200. Парашютные кислородные приборы обслуживаются, заряжаются кислородом специалистами инженерно-авиационной службы.
Послеполетный внешний осмотр и проверку наличия кислорода в приборах производят специалисты авиазвена парашютной подготовки (парашютной службы).
201. Спасательные плавательные средства, находящиеся в эксплуатации вместе с парашютами, осматриваются при переукладке парашютов. Специалисты парашютной подготовки проверяют их герметичность. Проверку и зарядку баллонов углекислотой производят специалисты инженерно-авиационной службы.
202. Парашюты, с которыми выполнялись прыжки на воду, должны быть промыты водопроводной водой и тщательно просушены в подвешенном состоянии. Отжимать парашюты перед просушкой запрещается.
203. На парашютах, приборах и специальных плавательных средствах категорически запрещается производить какие-либо доработки и конструктивные изменения, не предусмотренные разработавшей их организацией.
Сроки службы парашютов
204. Всему парашютно-десантному имуществу установлены эксплуатационные параметры, определяющие сроки службы и количество применений изделия.
Эксплуатационные параметры подразделяются:
на гарантийный ресурс и гарантийную наработку;
на эксплуатационный ресурс и эксплуатационную наработку.
205. Гарантийный ресурс — это период работы изделия, в течение которого завод-изготовитель гарантирует его надежную работу.
Гарантийная наработка — это количество применений изделия, в течение которых завод-изготовитель гарантирует безотказную работу изделия.
Если изделие вышло из строя, не наработав гарантийного количества применений в течение установленного гарантийного ресурса при условии эксплуатации его в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации, завод-изготовитель обязан заменить это изделие или произвести его бесплатный ремонт.
Гарантийные ресурсы и наработка для каждого изделия указываются в паспорте на изделие и в инструкции по его эксплуатации.
206. Эксплуатационный ресурс — это период, в течение которого изделие может эксплуатироваться.
Эксплуатационная наработка — это количество применений изделия в течение его эксплуатационного ресурса.
Эксплуатационный ресурс и наработка устанавливаются организацией, разработавшей изделие, и указываются в паспорте и инструкции по эксплуатации этого изделия.
207. Эксплуатационные ресурсы на все парашютно-десантное имущество исчисляются со дня выпуска изделия заводом-изготовителем и включают в себя транспортировку и хранение на складах.
208. В процессе эксплуатации парашютно - десантного имущества допускается ремонт и замена отдельных частей изделия, выполняемые в соответствии с инструкцией по ремонту.
209. Парашютно-десантное имущество по своему состоянию делится на пять категорий.
К первой категории относятся изделия, не бывшие в эксплуатации и отвечающие по своим техническим данным условиям применения.
Ко второй категории относятся изделия, находящиеся или находившиеся в эксплуатации, с не истекшим эксплуатационным ресурсом, полностью укомплектованные, не имеющие дефектов и отвечающие по своим техническим данным условиям применения.
К третьей категории относятся изделия с не истекшим эксплуатационным ресурсом, но имеющие дефекты, требующие ремонта, который можно провести в условиях авиационной организации.
К четвертой категории относятся изделия, требующие ремонта в условиях завода.
Спасательные плавательные средства и страхующие приборы по четвертой категории не учитываются и списываются.
К пятой категории относятся изделия или отдельные их части, непригодные по своему состоянию к дальнейшей эксплуатации и не подлежащие ремонту в заводских условиях.
210. Утрата паспорта на парашют не может служить причиной отнесения парашюта к более низкой категории. При утрате паспорта выписывается дубликат.
211. По истечении эксплуатационного ресурса или наработки парашютное имущество подлежит сдаче на разделочные базы.
При отбраковке парашютного имущества разрешается снимать с парашюта отдельные детали, части, стропы для использования их в качестве ремонтного материала или учебных пособий. Все изъятые из комплекта детали приходуются как поступившее имущество, а в паспорте на парашют и в сдаточном акте делаются соответствующие записи об изъятии из комплекта деталей.
Хранение парашютно-десантного имущества
212. Все парашютно - десантное имущество должно храниться а хорошо вентилируемом просторном помещении с решетками на окнах. Длина помещения должна позволять установить необходимое количество столов для осмотра и укладки парашютов. Для хранения парашютных страхующих приборов и производства регламентных работ на них выделяется отдельная комната.
Часть помещения должна иметь высоту, позволяющую подвесить купола парашютов на крюки блоков для их проветривания.
Во избежание попадания в хранилище прямых солнечных лучей окна хранилища должны иметь занавески.
В парашютном хранилище должна поддерживаться температура 15-20°C и влажность 40-60%, о чем делается ежедневная отметка в графике (прилож. 16).
В помещение для хранения парашютно-десантного имущества запрещается вносить горюче-смазочные материалы, кислоты и вещества, выделяющие активные газы.
213. Парашюты должны храниться в специальных шкафах с вентиляционными отверстиями или на стеллажах, на расстоянии 0,5 м от стен и потолка, 1 м от отопительных приборов, 0,2 м от пола. Неисправные парашюты хранятся отдельно от исправных.
Парашютные страхующие приборы, установленные на спасательных парашютах, хранятся вместе с парашютами. Приборы для учебно-тренировочных парашютов хранятся отдельно в специальных ящиках.
Парашютные кислородные приборы при систематических полетах хранятся вместе с парашютами, концы шлангов должны быть соединены и оставаться снаружи парашютной сумки. При длительном перерыве в полетах парашютные кислородные приборы хранятся в специальных ящиках.
214. При уходе за помещением, где хранятся парашюты, необходимо учитывать, что повышенное содержание влаги и резкое колебание температур создают условия для более резкой фиксации складок уложенного купола и слеживаемости ткани. При положительных температурах появляется плесень, при отрицательных происходит смерзание ткани, что может привести к не раскрытию парашюта.
При повышенной влажности просушку парашютов необходимо производить не реже одного раза в месяц.
При длительном хранении в помещениях с пониженной влажностью ткань купола из капронового материала теряет свою кондиционность. В этом случае для повышения влажности в помещении устанавливается необходимое количество сосудов с водой.
215. Допускается непродолжительное хранение парашютно-десантного имущества в полевых условиях. При хранении в полевых условиях необходимо принять все меры к защите имущества от атмосферных осадков, пыли, грязи, попадания прямых солнечных лучей, повреждения грызунами.
После хранения в полевых условиях все парашютно - десантное имущество должно быть тщательно просушено.
216. Все авиационные организации, эксплуатирующие парашютно-десантное имущество, ежегодно к 15 сентября представляют в адрес ЦК ДОСААФ СССР отчет-заявку на парашютно-десантное имущество по установленной форме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УЧЕБНЫЙ КЛАСС ПАРАШЮТНОЙ И ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
№ п.п. | Наименование оборудования и учебных пособий | Количество в учебной организации |
Помещение 18Х18 м | ||
Посадочные места | ||
Классная доска | ||
Стол для укладки парашютов | ||
Комплект плакатов по парашютной подготовке | ||
Укладочные принадлежности (комплект) | ||
Макет для демонстрации работы тренировочных и спасательных парашютов | ||
Учебные тренировочные парашюты | ||
Учебные спасательные парашюты | ||
Парашютный кислородный прибор в разрезе | ||
Макет запасных парашютов | ||
Подвесные системы | ||
Комплект плакатов по вынужденному покиданию самолетов (вертолетов, планеров) | ||
Схема стартового осмотра парашютистов | ||
Стенд "Прибор ППК-У" | ||
Стенд "Детали парашютов" | ||
Таблица парашютных рекордов | ||
Нормативные требования по парашютному спорту | ||
Описание действий парашютистов в особых случаях | ||
Описание правил раскрытия запасного парашюта | ||
Катапультное кресло изучаемого самолета | ||
Пиромеханизм катапультного кресла | ||
Прибор-автомат раскрытия привязных ремней | ||
Комплект плакатов по катапультированию | ||
Стенд с прибором КП-23 | ||
Тренажер с пневматическим подбросом катапультного кресла |
Примечание. Позиции с 21 по 26 - только для авиационных организаций, производящих подготовку летного состава на реактивных самолетах
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХРАНИЛИЩЕ ПАРАШЮТОВ
№ п.п. | Наименование оборудования | Количество в организации |
Помещение для эксплуатируемых парашютов - 80 м2 | ||
Помещение для неэксплуатируемых парашютов - 40 м2 | ||
Стеллажи для хранения парашютов | По количеству парашютов | |
Термометр | ||
Гигрометр | ||
График температуры и влажности | ||
Книга учета температурного имущества | ||
График переукладки спасательных парашютов | ||
Ящики для транспортировки и хранения страхующих приборов | ||
Переносная картотека для паспортов парашютных приборов | ||
Мегафоны | ||
Пылесос | ||
Переносной вентилятор | ||
Весы (при наличии спасательных лодок) | ||
Инструкция по хранению парашютов | ||
Инструкция по противопожарной безопасности | ||
Швейная машинка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ СНАРЯДОВ ПАРАШЮТНО-ТРЕНАЖНОГО ГОРОДКА
№ п.п. | Наименование снарядов | Количество в учебной организации |
Стапель на 15 подвесных систем | ||
Трехступенчатый трамплин | ||
Тренажер по отработке действий при схождении парашютистов | ||
Тренажер по отработке действий при отцепке отказавшего купола | ||
Тренажер по отработке действий при управлении телом в свободном падении и выполнении комплекса фигур в свободном падении | ||
Парашютно-тросовая горка | ||
Макет самолета Ан-2 | ||
Подкидная сетка (батут) | ||
Стационарное гимнастическое колесо | ||
Лопинг | ||
Наземный катапультный тренажер (НКТЛ) | ||
Тренажер с принудительным подбросом сиденья воздухом |
Примечание. Позиции 11 и 12 - только для авиационных организаций, производящих подготовку летного состава на реактивных самолетах
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СХЕМА РАЗБИВКИ СТАРТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
1 - круг для приземления парашютистов;
2 - взлетно-посадочная полоса;
3 - место посадки парашютистов в самолет;
4 - командный пункт РП;
5 - стоянка автотранспорта;
6 - линия стартового осмотра парашютистов;
7 - место подготовки парашютов;
8 - местонахождение парашютистов в ожидании прыжков;
9 - место для укладки парашютов;
10 - указатель направления ветра;
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СХЕМА СТАРТОВОГО ОСМОТРА ПАРАШЮТИСТА
Осмотр парашютиста спереди
Обмундирование. При осмотре обмундирования проверяют головкой убор, комбинезон (куртка, брюки), перчатки и обувь.
Головной убор должен соответствовать по размеру, быть исправным и иметь надежные застежки. Парашютисты-спортсмены должны выполнять прыжки в каске. Парашютистам начального обучения допускается использовать танковый шлем или шапку-ушанку.
Комбинезон должен соответствовать росту парашютиста, не иметь разрывов, карманы должны быть застегнуты на пуговицы (закрыты на молнии).
Перчатки должны соответствовать размеру, не иметь разрывов. В зимнее время не допускается выполнение прыжков в рукавицах.
Обувь надевается на мягкий шерстяной носок. Она не должна быть тесной. При прыжках начинающих парашютистов допускается применение сапог (зимой валенок). При прыжках спортсменов-парашютистов применяются специальные парашютные ботинки. Каблуки не должны быть стоптанными. При подготовке к соревнованиям и на соревнованиях опытные спортсмены-парашютисты могут выполнять прыжки в кроссовках с мягкой крепкой подошвой, без каких-либо надрывов.
Запасной парашют (ПЗ). При осмотре запасного парашюта следует обратить внимание на правильность его крепления к подвесной системе основного парашюта во втулках и в местах подтягивания, состояние подтягивающих тесем (на тесьмах не должно быть подшитых подгибов, концы тесем должны быть надежно заправлены под (резинки на дне ранца).
Пальцы крепления ПЗ должны надежно входить в гнезда и быть законтрены пружинами. Кольцо раскрытия ПЗ должно прочно находиться в кармашке и иметь зазор между клапаном, позволяющий свободно взяться за него в перчатке. Шпильки, конусы и люверсы раскрывающего приспособления не должны иметь вмятин и ржавчины, трос — надрывов нитей. Шпильки троса контрятся хлопчатобумажной ниткой № 30—40 и пломбируются. Клапаны ранца должны быть хорошо заправлены и не иметь разрывов. Резинки на ранце должны соответствовать размеру, установленному для данного типа парашюта, натянуты и правильно зацеплены крючками за петли — подгибами крючков внутрь.
Прибор на ПЗ должен быть надежно закреплен, установлен на заданную высоту срабатывания, шпилька — находиться в своем гнезде, надежно законтрена, чекующий шнур — вставлен в петлю и не иметь конструктивных нарушений. Не допускается применение скользящих втулок на чекующем шнуре.
Промежуточная подвесная система должна быть исправна, цветные муфты — соответствовать типам основного и запасного парашютов.
Подвесная система основного парашюта. Проверяется ее внешнее состояние и правильность подгонки. Швы не должны быть надпороты, лямки не потерты.
Подгонка должна быть плотной, не стеснять движений парашютиста.
Ножные обхваты должны быть застегнуты правильно и не перекручены, грудная перемычка — застегнута и хорошо подогнана.
Кольцо раскрывающего приспособления должно находиться в кармане, ограничитель троса исправен, карман вытяжного кольца исправен, кольцо держаться плотно.
Осмотр парашютиста сзади
1. При прыжках с принудительным раскрытием парашюта стягиванием чехла с основного купола вытяжной веревкой проверяют:
правильность соединения троса в чехле с петлей вытяжной веревки;
соединение уздечки чехла с петлей вытяжной веревки и правильность соединения обрывных строп с петлей на куполе парашюта и петлей вытяжной веревки;
правильность монтажа вытяжной веревки под резинки. Конец с карабином вытяжной веревки не должен обвивать резинку и не должен проходить под подвесную систему;
правильность монтажа шланга с тросом и петлей. Шланг должен проходить под свободными концами подвесной системы, а не под наспинно - плечевыми обхватами;
состояние конусов, люверсов и шпилек троса, подсоединение петли троса кольца имитации ручного раскрытия к верхней шпильке троса раскрытая ранца, контровка и пломбировка нижней шпильки;
исправность турникетов и надежность закрытая предохранительного клапана;
вход свободных концов подвесной системы в окна ранца (свободные концы не должны быть перекручены);
заправка клапанов ранца и их исправность, зацепление и натяжение ранцевых резин.
2. При прыжках с принудительной расчековкой ранца проверяют:
исправность конусов, люверсов и шпилек раскрывающего приспособления, наличие контровки и пломбировки, правильность присоединения петли троса ручного раскрытия ранца, правильность монтажа шланга с тросом с петлей, с вытяжной веревкой и его расположение под клапаном ранца;
правильность монтажа вытяжной веревки под амортизационные резины, положение карабина крепления вытяжной веревки (конец вытяжной веревки не должен обвивать резину и проходить под подвесной системой);
состояние клапанов ранца парашюта, их исправность.
3. При прыжках с ручным раскрытием парашюта проверяют:
положение свободных концов в окнах ранца, правильность подсоединения прибора автоматического раскрытия к шпильке раскрывающего приспособления;
исправность конусов, люверсов и шпилек раскрывающего приспособления;
состояние шпильки зачековки ШВП (ШВП не должен быть соединен с клапаном ранца или зачекован);
исправность и заправку клапанов ранца;
надежность крепления прибора ППК-У, его установку по высоте и времени;
правильность крепления ранцевых резин.
4. При прыжках с парашютом, уложенным в варианте стабилизации, проверяют:
крепление камеры стабилизирующего парашюта к перьям стабилизатора;
правильность крепления купола стабилизирующего парашюта к камере;
состояние карабина камеры стабилизирующего парашюта;
контровку петли соединительного звена с кольцом на ранце;
узел крепления фала гибкой шпилькой к петле соединительного звена;
крепление шланга и корпуса прибора, контровку гибкой шпильки, установку шкалы высот и времени;
положение силовых тесем в двухконусном замке, присоединение к двухконусному замку петли ручного раскрытия парашюта и петли троса страхующего прибора;
правильность крепления к пластине двухконусного замка шланга прибора ППК-У, величину слабины троса прибора ППК-У.
При всех вариантах укладки парашюта парашютист встает в строй на линию стартового осмотра с паспортом на парашют, держа его в левой руке. В паспорте проверяется наличие записи об укладке парашюта и подписей укладывающего и контролирующего.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. РАЗМЕРЫПЛОЩАДОК ПРИЗЕМЛЕНИЯ ПАРАШЮТИСТОВ ПРИ ПРЫЖКАХ С САМОЛЕТА АН-2
Скорость на выброске, км/ч | Высота раскрытия парашюта, м | Размеры площадки приземления при прыжках в один заход, м | ||
1-2 чел. | 3-5 чел. | 6-10 чел. | ||
700-1000 | 300х200 | 500х300 | 800х400 |
Примечания: 1. При сбрасывании парашютистов с самолетов, летящих в строю, площадки приземления увеличиваются по ширине на величину ширины строя.
2. При выполнении прыжков с задержкой в раскрытии парашюта необходимо учитывать смещение парашютистов во время свободного падения.
3. Для прыжков со спортивными парашютами по решению руководителя прыжков размеры площадок могут быть уменьшены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. УКАЗАТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА АН-2
До заводского № 163-20 (полетная масса 5000 кг).
Постоянная масса: пустого самолета - 3320 кг;
масла - 75 кг;
экипажа (2 чел.) - 200 кг.
Допустимая загрузка
Количество топлива в баках, кг/л | Полезная нагрузка, кг | Количество парашютистов с выпускающим и помощником | ||
зимой | летом | |||
900/1200 | ||||
800/1066 | ||||
700/935 | ||||
600/800 | ||||
500/670 | ||||
400/533 |
С заводского № 164-01 (полетная масса 5250 кг).
Постоянная масса: пустого самолета - 3355 кг;
масла - 75 кг;
экипажа (2 чел.) - 200 кг.
Допустимая нагрузка
900/1200 | |||
800/1066 | |||
700/935 | |||
600/800 |