Документ подписан директором.




Загадки

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(Щука)

 

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (вода)

 

Песенки

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки

Как у нас семья большая

Да веселая:

Два у лавки стоят;

Два учиться хотят;

Два Степана у сметаны

Обьедаются;

Две Дашки у кашки

Питаются;

Две Ульки в люльке

Качаются;

Одна Маша не наша,

Да и та хороша.

Считалки

Мы сейчас уху варили,

Посолить уху забыли,

Не солены караси.

Сбегай соли принеси!

Стихи

Седые туманы

Плывут к облакам.

Гусей караваны

Несутся к лугам.

(А. Пушкин)

3.Замените словосочетания одним словом: (Тема: Удвоенные согласные.)

Больничный лист. (Бюллетень).

Товарищ по работе. (Коллега).

Вид городского транспорта. (Троллейбус).

Популярная игра на льду. (Хоккей)

 

4.Выпишите из стихотворения слова с разделительным ь.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Слуховое восприятие осуществляю при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек, (дидактических игр, грамматических сказок, лингвистических заданий)

Например: Тема: Удвоенные согласные.

Задание: определить в стихах на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руку или хлопая в ладоши два раза.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

 

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

 

Кто получит низкий балл,

не придет на школьный бал.

 

Радиоволна идет сквозь стену.

Мы ее поймаем на антенну.

 

Если пьете в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

 

Приятнее найти под елкой гриб.

Чем получить ангину или грипп.

 

Для речедвигательного восприятия и запоминания использую методику П. С. Тоцкого. В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше чувств, по К. Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память. Хорошая память -золог успеха. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.

Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого я применяю следующие приемы:

 

1).Организую установку на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно или же вслух.

 

2). Создаю установку на правильное, безошибочное письмо, на создание только одного «образа слова» – правильного.

 

3). Использую различного рода словари, списки словарных слов в учебнике, плакаты с перечнем «трудных слов». Здесь для запоминания активно использую прием мнемотехники, когда создается «образ» буквы, буква «оживает» в конкретном слове. Например, в слове

автомобиль буква о превратится в колеса, в слове вокзал - в циферблат, корабль -

в спасательный круг. Причем, дети самостоятельно (на этапе решения учебной задачи) придумывали на что похожа буква, связывали ее образ со значением слова.

 

4).Провожу зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты, различные виды списывания, особенно осложненные аналитико – синтетическими и другими дополнительными заданиями.

 

5). Использую картины, наглядные пособия, таблицы, схемы.

6). Провожу работу по запоминанию словообразовательных гнезд, целых предложений (пословиц, афоризмов, загадок, цитат, стихотворений, прозаических отрывков).Для этого на каждом уроке русского языка провожу орфографические пятиминутки.

 

7). Использую рифмовки-запоминалки.

 

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши-

Запомни слоги жи и ши.

 

Перечисленные приемы способствуют формированию навыка безошибочного письма.

Но не менее важны и сознательные методы усвоения орфограмм.

Наиболее эффективными упражнениями в формировании орфографической зоркости, я считаю комментированное письмо, звуко-буквенные и орфографические разборы. Комментированное письмо является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между практикой и теорией. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет мне осуществлять систематическое повторение

материала, дает возможность выявить знания и проверить их орфографические навыки.

На определенных этапах урока применяю, наряду или вместо развернутого комментирования, письменное комментирование, т.е. подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (сьел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы (сьел, в море, 2 скл.) -определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу я провожу на каждом уроке, особенно при выполнении домашнего задания. Это усиливает внимание учащихся в ходе проверки, когда я прошу детей назвать орфограмму.

Использование упражнений имеет цель формирования навыка, автоматизма. Для этого я учу детей 1- ставить орфографическую задачу т.е. находить орфограмму. Эффективным приемом здесь считаю использование диктанта «проверяю себя». Во время этого диктанта разрешаю пропускать букву, в которой ребенок сомневается. Начинаю работу с развития фонематического слуха. Так, в период обучения грамоте большое внимание уделяю звуковой аналитической работе. Дети артикулируют звуки в различном положении: в начале слова, в конце, в середине. Для осознания детьми признаков фонем, например глухости- звонкости согласных противопоставляя (з)-(с) в словах типа зайка-сайка. Зойка-сойка, дети тем самым улавливают оппозицию согласных фонем (з) и (с) по признаку глухости-звонкости. А также здесь знакомлю с практическим приемом определения глухости-звонкости (прикладывая руку к горлу, произнесения звуков с закрытыми ушами).

В период букварного периода начинаю учить детей видеть «опасные места». Использую метод наблюдения над несоответствием звучащего слова и написанного, даю представление о сильной и слабой позициях звуков; обучаю «двум видам чтения» - орфоэпическому и орфографическому. Например, осина говорим (А)СИНА,

пишем (О)СИНА.; СОСНЫ- СОСНА –в безударном слоге пишем ту букву, которой в этом слове обозначается гласный под ударением.; НАСОС – НОСИ, один и тот же безударный звук (а) может быть обозначен как буквой А (НАСОС), так и буквой О (носи).

2- устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу. Для этого дети должны уяснить, что существуют орфограммы 1-связанные с обозначением звуков (фонем) буквами и 2- не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем (прописная буква, слитно-раздельное написание, перенос, сокращения слов). Т.е ребенка надо научить видеть опознавательные признаки, которые,обычно, указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парные согласные на конце слов». Работая с орфографическим правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся их обнаруживать по данным признакам. Например,

1. Прочитайте правило. Какие гласные надо проверять? Почему?

2. Прочитайте правило. Какие согласные надо проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парные звонкие и глухие согласные? Почему?

3. По результатам работы с правилом составляется таблица.

Пользуясь таблицей дети выполняют упражнения на обнаружение орфограмм.

Ø Выпишите слова на изучаемое правило (парные звонкие и глухие согласные в середине слова):

Возле грядки - две лопатки,

Возле кадки - два ведра.

После утренней зарядки

Мы работаем на грядке,

И посадки все в порядке.

Их теперь полить пора!

Ø Запишите следующие предложения, пропустив:

А) все гласные буквы, которые надо проверить (запомнить): Дерево смотри

в плодах, а человека - в делах.

Б) все парные звонкие и глухие согласные, которые надо проверить (запомнить):

- Где растет морковь?

-На грядках

-Буквы пишут где?

-В тетрадках.

-Чистим что мы?

-Чистим зубки.

-Одеваем в холод?

-Шубки.

-Любим все?

-Снежки, салазки.

-А читаем часто?

-Сказки

Ø Напишите слова: де-, Ку—ма, пру-, кле-, ры-ка, ер-.Составьте текст по этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролера-гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Ø Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Ø Можно предложить детям выполнить эту работу письменно).

Ено…(д, т)- красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры…ь (з, с)

Плывет могучий бегемо…(т, д),

Медве…ь (т, д) над нерпою ревет,

И белый голу..ь (б, п) там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

Ø «Сколько раз…?»

Сколько раз встречается звук (т) в предложении:

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук (г) в предложении:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: