Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. Их более частные задачи — демонстрация спортивных достижений, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни и коллектива школы, знаменательным датам (открытие школьной спартакиады, день победы, масленица и т. п.).
В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (несложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обручами и другими предметами. Они выполняются под музыку.
В состязания включают различные эстафеты, перетягивание каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.
Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.
В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики, края), Олимпийских игр, ветеранов спорта. Для учащихся младших классов ведущими праздника могут быть герои сказок, мультфильмов и т. д.
Типичными составными частями праздника являются:
1. Торжественное открытие (парад и общее построение учеников по классам (командам)), подъем спортивного флага.
2. Приветствие директора школы, почетных гостей.
3. Награждение победителей командных соревнований, особо отличившихся членов команд и физкультурного актива.
4. Массовые гимнастические выступления, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта.
5. Эстафеты, спортивные соревнования типа «кто быстрее», «кто выше», «кто дальше», «кто сильнее», «кто выносливее».
6. Массовые игры, спортивные и физкультурные развлечения, конкурсы для зрителей.
7. Торжественное закрытие (вручение призов и наград отличившимся на празднике, заключительный марш-парад участников).
Праздники приобретают оздоровительное значение при условии включения мероприятий, в которых могут принимать активное участие все зрители (простейшие подвижные игры, конкурс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной паузы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.
Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч.
Успех праздника во многом зависит от продуманной его организации, которая поручается оргкомитету. Он разрабатывает положение и сценарий праздника и своевременно знакомит с ними всех участников, привлекает к подготовке мест проведения праздника отдельные классы и секции, создает и готовит судейскую коллегию, организует подготовку учащихся к показательным выступлениям, проводит репетиции и пр. Выступления должны быть динамичными, красочными и эмоциональными, разнообразными по содержанию. Обязательно музыкальное оформление всей программы.
Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников.
Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (например, три-четыре команды одного класса соревнуются с соответствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1-2, 3-4 классов. Могут соревноваться сборные команды 2-3 школ, близко расположенных друг от друга.
Эти соревнования включаются в школьную спартакиаду, в содержание праздника начала и окончания учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр и состязаний, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств.
Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках. Руководит соревнованиями школьный коллектив физической культуры. При этом действуют общие правила проведения школьных спортивных соревнований.
Практическая работа. Составление положения о проведении «Весёлых стартов» среди 3-х классов и отчёта главного судьи на основе анализа методических материалов.
Самостоятельная работа. Составление сценария и положения о проведении спортивного праздника для школьников разного возраста.
Получить полный текст
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА
/на открытом воздухе/
§ Разрабатывается программа праздника, устанавливается точное количество групп и число участников выступлений. Составляется программа спортивных соревнований и положение.
§ Подготавливаются массовые мероприятия. Программа праздника составляется так, чтобы подготовка к нему являлась основой для повседневной внеурочной работы по физическому воспитанию в школе, и, чтобы сам праздник являлся смотром итогов работы
§ Подготавливается спортивная площадка, оформляется лозунгами, плакатами, портретами и флажками, готовится флагшток, подготавливаются места для выступлений, соревнований, массовых мероприятий и зрителей.
СЦЕНАРИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА
До начала праздника все ученики /кроме участников выступлений и соревнований/ собираются на спортивной площадке. Под звуки музыки на спортивной площадке, по установленному маршруту выходят и выстраиваются участники парада.
Командующий парадом подает команду: «смирно!», подходит к директору школы и докладывает о готовности участников к выступлениям и соревнованиям.
Директор школы приветствует детей, поздравляет с окончанием учебного года, желает хорошо провести летние каникулы и хорошо выступить на празднике.
Лучшим спортсменам школы /назвать фамилии/ поднять флаг праздника. По окончании парада школьники покидают спортивную площадку. Их место занимают участники выступлений.
ВЕДУЩИЙ: Называет номер выступлений:
а/ упражнения;
б/ пирамида;
в/ акробаты и т. д.
Объявляет соревнования по бегу, прыжкам, метаниям, п/играм. Игры и развлечения, песни, хороводы и пляски /по составленному сценарию/, участвуют все дети /ученики и зрители/.
Пока проводятся массовые мероприятия, судейская коллегия подводит итоги соревнований. По сигналу все участники и зрители располагаются на своих местах. Главный судья объявляет результаты соревнований. Победители награждаются грамотами и призами. Лучшие спортсмены опускают флаг.
В программу физкультурных выступлений включаются вольные упражнения без предметов и с предметами /на 4-8 тактов с переменами/, простые пирамиды с флажками, цветами, ленточками. После фигурной маршировки можно построить различные изображения /звезда/, лозунги "Слава спорту" и др.
Спортивные соревнования проводятся на основе утвержденного положения. Игры, развлечения, хороводы, песни и пляски проводятся как со всеми учащимися школы, так и отдельно по группам /для параллельных классов/. Эта часть праздника требует слаженной работы руководителей, для чего заранее намечается программа мероприятий, выделяются ответственные и распределяются места для групп.
Закончить праздник можно массовым хоровым пением. Организованный уход с учителями с площадки, стадиона.
ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА /на открытом воздухе/
1. Парад участников, физкультурные выступления
2. Торжественное открытие праздника.
3. Подъем флага.
4. Выступление отдельных классов с вольными упражнениями, пирамиды.
5. Спортивные соревнования между классами по легкой атлетике и играм.
6. Массовые мероприятия (игры, развлечения, пляски, хороводы, песни)
7. Вручение призов и грамот лучшим командам и победителям соревнований
8. Закрытие праздника, спуск флага.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
______________ФИО
«___»_________20___г
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении соревнований
по ___________________________________________среди _____________
I. Цель и задачи: ___________________________________________________________________________________________
II. Сроки и место проведения соревнований: _________________________________________________________________
III. Руководство соревнований: ______________________________________________________________________________
IV. Участники соревнований: _______________________________________________________________________________
V. Программа соревнований: _______________________________________________________________________________
VI. Определение победителей: _______________________________________________________________________________
VII. Награждение победителей: ______________________________________________________________________________
VIII. Форма заявки и сроки её подачи________________________________________________________________________
ОТЧЕТ
о проведении внутришкольного (внутриклассного) соревнования
по__________________________________ среди ____________классов (в _________классе)
I. Общие сведения о соревновании
1.Время проведения____________________________________________________________________________
2. Место проведения___________________________________________________________________________
3. Использованное оборудование и инвентарь ___________________________________________________________________
4. Цель и задачи соревнования_________________________________________________________________________________
5. Вид и участники соревнований ______________________________________________________________________________
6. Судейская коллегия _______________________________________________________________________________________
7. Определение и награждение победителей ____________________________________________________________________
II. Результаты проведенного соревнования
1. Победители и призеры_____________________________________________________________________________________
2. Общее количество участников _____________________________________________________________________________
3. Уровень показанных результатов_____________________________________________________________________________
III. Описание хода соревнований _____________________________________________________________________________
Замечания, предложения__________________________________________________________________________________
Методическая разработка
спортивно-развлекательной игры
«Весёлые старты»
.
Рассмотрена на заседании
методической комиссии
общеобразовательных
дисциплин
Протокол № от
Председатель м\к
Р.п. Жадовка – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Основная часть
2.1.
Актуальность
2.2.
Содержание разработки
Заключение
Литература
Приложения
Пояснительная записка
В средних специальных учебных заведениях физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на весь период обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- всесторонняя физическая подготовка студентов;
- приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающие их использование;
- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуре и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
В техникуме работают над методической проблемой «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс». Для решения этой проблемы в учебном заведении проводятся нетрадиционные формы занятий, спортивные праздники, соревнования.
2.1. Актуальность
Спортивно-развлекательная игра «Весёлые старты».
История мировой педагогики довольно занимательно свидетельствует о том, что детям всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться.
Цель «Весёлых стартов» - формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья обучающихся, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры.
Задачи: укрепление здоровья, дружеские отношения друг с другом, совершенствование физических умений и навыков; воспитание физических качеств: быстроты, силы, ловкости; развитие координации движений, физической сноровки, смекалки.
Состязания «Весёлые старты» воспитывают инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
Формирование здорового, физически совершенного, бодрого и жизнерадостного социально активного, морально стойкого молодого поколения средствами физической культуры.
2.2. Содержание разработки
2.2.1. Форма мероприятия – спортивная развлекательная игра «Весёлые старты»
2.2.2. Оформление:
1) оформление спортивного зала: на стенах плакаты
- «Мы за здоровый образ жизни»;
- Даёшь Олимпиаду Сочи – 2014»
- «Соревнуйся не робей, победит же кто сильней»;
- Здоровье в аптеке не купишь»;
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
2) выставка рефератов и докладов на тему «Здоровый образ жизни»
3) музыкальное сопровождение
2.2.3. Технические средства – музыкальный центр, караоке, микрофоны
2.2.4. Ход мероприятия
Цель:
Формирование физической культуры личности
Задачи:
Воспитывать чувство коллективизма
Развитие физических качеств
Выявить сильнейшую команду
Пропаганда здорового образа жизни
СЦЕНАРИЙ «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
спортивно-развлекательной игры
Звучит спортивный марш. В зал входят спортсмены. Показательные выступления (гимнасты, борцы, штангисты, волейболисты, баскетболисты, футболисты, легкоатлеты)
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Здравствуйте! Сегодня у нас с Вами в техникуме спортивный праздник «Веселые старты». На празднике с Вами будет работать Гришина Екатерина и Астайкин Илья
1 ведущий: А сейчас поприветствуем наших участников соревнований (звучит спортивный марш)
Участники совершают круг почёта по спортивному залу и выстраиваются в шеренгу.
Звучит гимн России.
2 ведущий:
В нашем трудном веке, в нашем бурном веке,
Никому без спорта не прожить вовек.
Чемпион таится в каждом человеке,
Надо, чтобы в это верил человек!
1 ведущий: представление судей: Зацепина Юлия Вячеславовна, Расторгуев Виктор Петрович, Сафронова Галина Ивановна
2 ведущий: Перед началом выступления мы хотим представить выступление агитбригады нашего техникума «Спорт-стайл»
- Раз, два, три, четыре.
- Три, четыре, раз, два!
- Кто шагает дружно в ряд?
- Это сбор агитбригад!
- Кто шагает дружно в ногу?
- Уступите нам дорогу!
Вместе:
Наш девиз «Солнце, воздух и вода, наши верные друзья!»
- Я,
- Ты,
- Он,
- Она!
- Вместе – дружная семья.
- Вас приветствуем, друзья.
Тем, кто курит, пьет, гуляет,
Физкультуру избегает,
Губит свой иммунитет
Ради пачки сигарет,
Мы предъявим обвиненье
И дадим простой совет:
Вместе:
Алкоголю и куренью
Нет! Нет! Нет!
Мы же выбираем здоровье,
Нам без спорта – никуда.
Утром делаем зарядку,
Соблюдаем режим дня.
Смысл физической культуры
И в красе мускулатуры,
И в здоровье организма,
Чтоб легко идти по жизни.
Трудно в тонусе держаться?
Нужно спортом заниматься!
Сон прервав пораньше сладкий,
Делать по утрам зарядку!
(участники танцуют флеш-моб)
В здоровом теле пусть здоровый дух живет,
Тебе состариться лет двести не дает.
В море прыгнем, не утонем,
Все вершины покорим
И здоровый образ жизни
Навсегда мы сохраним!
Спорту, здоровому образу жизни
Вместе:
Да! Да! Да!!!
1 ведущий: Нашим участникам предстоит померяться силой, показать сноровку, выносливость, быстроту
2 ведущий: И кто же победит? А победит сильнейший
1 ведущий: 1-й конкурс «Представление команд»
2 ведущий: 1 эстафета «Каракатица». Упор сидя с согнутыми ногами. По сигналу участники передвигаются до противоположной линии, обходят мяч и возвращаются на место, передают эстафету следующему участнику команды.
1 ведущий: 2 эстафета «Бег с мячом». Участники, держа мяч двумя ногами, передвигаются до противоположной линии, обходят мяч и возвращаются, передают эстафету следующему участнику.
2 ведущий: Замечательно. Судьи внимательно следят за правильностью выполнения. Игра со зрителями.
А чтобы болельщики не скучали,
Сообразительность включали,
Мы им загадки сейчас загадаем.
Если знаешь – руку поднимаешь,
Приз за разгадку получаешь
1. Две новые, кленовые, подошвы двухметровые. На них поставишь две ноги и по большим снегам беги (лыжи)
2. Льётся речка – мы лежим, лёд на речке – мы бежим (коньки)
3. Сижу верхом не на коне, а у туриста на спине (рюкзак)
4. По пустому животу бьют меня – невмоготу!
Метко сыплют игроки мне ногами тумаки (футбольный мяч)
1 ведущий: 3 эстафета «Обручи». Первый участник начинает движение с линии старта, пробегает сквозь трех обручей, делает кувырок вперед на гимнастическом мате, возвращается и передает эстафету следующему участнику.
1 ведущий: «Конкурс капитанов» - отжимание за 30 секунд
1 участник от команды броски в кольцо за 30 секунд.
2 ведущий: Судьи подведут итоги после трех этапов. Следующая 4 эстафета «Баскетбол». Первый участник ведет баскетбольный мяч, обводит набивные мячи, пробегает в конец колонны, прокатывает мяч между ног (арка) участников. Второй участник берет мяч и продолжает эстафету.
1 ведущий: 5 эстафета «Бег в мешках». Первый участник по сигналу залезает в мешок, передвигается до флажка, огибает его и возвращается обратно, передает эстафету следующему. Пробежавшему участнику можно помогать надевать мешок.
2 ведущий: 6 эстафета «Переправа». Первый участник по сигналу пробегает до флажка, возвращается, берет за руку второго участника. Они вдвоем оббегают мяч, возвращаются, берут за руку 3-го и т.д. пока все участники на переправятся на другую сторону площадки.
1 ведущий: Последнее состязание «Перетягивание каната».
2 ведущий: Судьи подводят итоги соревнования. Командам построиться.
1 ведущий:
В борьбе закаляется крепкая воля,
И надо всем верить в успех.
Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,
Пусть примет наш добрый совет:
Получше, надежней дружить с физкультурой,
Тогда непременно придёт к Вам успех!
Награждение победителей
2 ведущий:
Вам спасибо за поддержку
И до новых встреч.
Всем – удача и здоровье
И всегда – успех!!!
Заключение.
Данное мероприятие проводилось для формирования большого интереса студентов к занятиям физической культурой, мотивации здорового образа жизни, для саморазвития, саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья студентов.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В результате проведения внеклассного мероприятия в форме спортивно-развлекательной игры у студентов формируются общие компетенции, которые предусмотрены учебным планом и программой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Мотивирует интерес к дисциплине, к здоровому образу жизни
ЛИТЕРАТУРА
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физкультуры и спорта
Н.К. Коробейников. Физическое воспитание
Н.В. Решетин, Ю.Л. Кислицын. Физическая культура.
Методические рекомендации
Интернет-ресурсы