Типология политических режимов




Методы политологии.

1.понятие метод

2.общие логические методы

3. теоретические методы

4. методы эмпирические

 

1. Метод (греч. – хождение по пути, выбор правильного) – система правил и приемов исследования с тем, чтобы найти объективную истину. Методы политологии, как правило, разделяют на 3 группы критерий. Разделение – диапазон действительности, который охватывает методы и функции, которые они выполняют в системе наук или в системе науки. 3 группы: общие логические, теоретические, эмпирические.

2. Общие логические.

-Аналогия – означает такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делается заключение о сходстве и в других признаках.

- Абстрагирование –означает, что мысленно фиксируются какие-либо существенные свойства объекта в данной ситуации, а при этом одновременно отвлекаются исследования от остальных свойств.

-Анализ – последовательное мысленное расчленение целостного объекта на подсистемы или элементы подсистем, чтобы их изучить.

-Синтез – соединение раннее выделенных частей объекта в единую систему.

- Индукция – вывод на основе частных посылок.

-Дедукция – вывод/заключение частного характера из общих посылок.

-Моделирование– создается подобие оригинала, и эта модель замещает оригинал с определенных сторон, которые интересуют ученого.

- Классификация – означает разделение объектов на группы в соответствии с признаком, который является важным для политолога.

-Исторический – всегда сопряжен с логическим методом. Означает описание фактической истории развития объектов во всём многообразии.

-Логический – освобождение объекта от случайных и не существенных деталей и мысленная реконструкция объективной логики развития.

-Идеализация – представляет логическую операцию, определяющую предел того или иного свойства. Означает, что какое-либо свойство рассматривается, как абсолютное.

-Восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот.

 

3. Теоретические методы исследования политики

Все признаются, что политика изучает очень сложный предмет. В 20 веке, особенно во второй половине стали господствовать такие методы, как системный метод, во-вторых, структурно – функциональный, коммуникативный, сравнительный.

Системный метод заключается в следующем, системный объект рассматривается как целостность, которая состоит из некоторого множества элементов м/у которыми существуют взаимосвязи, которые и обеспечивают целостные интегральные свойства объекта. При изменении одних элементов или их связей меняются и другие элементы и их связи. Система рассматривается во взаимодействии с окружающей средой.

Структурно-функциональный анализ похож на системный, в той части, где речь идет о выявлении составляющих системы, как целостного явления. Это называется – выявить структуру. Каждую структуру нужно рассматривать, как выполняющую определенную функцию. Этот анализ дополняет системный потому что он рассматривает политику, как саморегулирующуюся открытую целостность, взаимодействующую со средой, а структурно-функциональный позволяет выявить строение политических явлений и каким образом элементы взаимосвязаны друг с другом.

Коммуникативно-кибернетический анализ – для него характерно представление о политике идет как об информационном потоке, и эти потоки функционируют на принципах прямой и обратной связи, и кроме того политика – это сеть направленных коммуникативных взаимодействий, и здесь работают механизмы, которые обеспечивают господство и подчинение, выполнение управленческих воздействий.

Метод сравнения. Представляет из себя познавательную операцию, которая базируется на суждениях о сходстве или различиях объекта, при этом аналитическим или эмпирическим путем выявляются основные или базовые переменные, или производные/зависимые переменные. Главное условие – это наличие основания, по которому можно сравнить. Есть разновидности сравнительно метода, например, сравнительно-исторический метод, с его помощью познаются ступени развития одного и того же явления, например государства. Или явления, которые сосуществуют.

 

4. Эмпирические методы

 

Выделяются 5 основных методов:

-наблюдение – бывает 2х видов

· включенные, когда наблюдатель регистрирует политические события, будучи включенным в какую-нибудь группу, как ее участник

· не включенные, означают, что наблюдатель находиться вне наблюдаемого процесса. Стоит в стороне.

-анализ документов – может быть первичных и вторичных документов.

-контент анализ – состоит в том, что берется текст или какое-нибудь смысловое событие и там подсчитываются смысловые единицы (например, упоминание о политическом деятеле)

-метод экспертной оценки – суть метода выявить мнение наиболее авторитетных специалистов по тому или иному вопросу о причинах проблем.

-опрос – пользуется большой популярностью у политологов, позволяет установить объективные и субъективные характеристики изучаемого явления (30 гг 20 в), большой вклад внесли американские социологи. Бывают 2х видов: анкетирование – письменный опрос, для этого социолог готовит анкету, эту анкету заполняют опрашиваемых; интервьюирование.

 

Политика план:

1. Понятие политики – понимается в 4 смыслах:

1 – политика – участие в делах государства, определение форм, задач деятельности государства.

2 – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, которые связаны с регулированием их интересов путем использования политической власти.

3 – под политикой понимается совокупность вопросов или событий общественной и политической жизни.

4 – характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношении людей между собой.

2. Свойства политики:

1 – универсальность

2 – инклюзивность

3 – принцип сопричастности, принцип сочетания с неполитическими общественными явлениями, сферами

 

Политика в смысле сочетания с неполитическими сферами – очень важная особенность политики.

3 принципа действуют неотъемлемо друг от друга. Эти свойства политики показывают ее сложность и побуждают задуматься о парадигмах. Конкретный пример, что такое дом у коренных жителей нецивилизованных людей – юрта. У современного человека, другая парадигма – дом это очень сложная структура, которая требует очень много знаний.

3. Выделяют 4 основные парадигмы способов объяснения политики:

· Теологическая

· Натуралистическая – природа политики определяется влиянием естественных сил, факторов, которые есть в неживой/живой природе, а так же эти силы есть в человеке (включает еще 3: географическая, биологическая, психологическая)

· Социальная – политика характеризуется через воздействие на нее других сфер общества

· Рационально-критическая – политика объясняется через свойства, элементы самой политики, через факторы, присущие самой политике. 1. Конфликтологическое направление. 2. Консесусное направление

 

4. Структура политики

Политика, как целость, состоит из составных элементов.

ü Интерес - это внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждает ставить цели и побуждает их к реализации конкретных действий, чтобы их реализовать.

ü Политическая деятельность – разновидность социальной активности субъектов и эта деятельность выражает то, как они реализуют свое политическое положение, свои статусы.

ü Политическое Сознание - характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к политике.

ü Политическая организация – отражает роль политических институтов власти, как центров управления и регулирования общественными процессами

ü Политические отношения – выражают устойчивый характер связи индивидов, общественных групп и институтов

 

5. Политические интересы.

Подразумевает, что человек выбирает вектор потребности.

Характерные особенности политического интереса:

Он находиться в сфере политики, и конечно связан со способами и механизмами, осуществления власти. Во-вторых, политический интерес, как правило, связан с материальными условиями жизни.

Он обладает относительной самостоятельностью

Политический интерес – исходный фактор обоснования политики

Своеобразная модель функционирования, и эта модель включает стадию институционализацию интересов в определенных политических структурах.

 

Политическая власть

1. Понятие политической власти

 

Существуют многие десятки различных определений, в которых отражаются различные понимания сущности явления.

ü Власть часто рассматривается в качестве персонального атрибута индивида

ü Власть рассматривается как межперсональная конструкция, то есть власть атрибут социальных отношений. Субъект власти вызывает изменение поведения объекта, не смотря на сопротивление

ü Феномен власти является ресурсом и отмечает, что важно не просто обладание ресурсами, но и ценность этих ресурсов для носителей власти

Цена власти – стоимость той части ресурсов, принадлежащих субъекту, которые нужны ему для влияния на поведение объекта

ü Власть – ассиметричная конструкция и такая конструкция является причинной конструкцией. Власть – это разновидность причинности.

ü Этот подход синтезирует другие подходы. Власть предстает неким субстратом неких 4х феноменов, причем эти величины не истребимы, они присуще миру, космосу, природе.

 

Власть, как причинная конструкция, может быть определена через понятие энергии.

Власть – это контроль над ресурсами, с ограничениями.

 

2. Характерные признаки и источники политической власти

 

3. Рабочее определение политической власти, как оно дается в учебнике по политологии

 

Политическая власть – это способность, право, возможность распоряжаться кем-либо или чем – либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведения или деятельность людей с помощью различных средств, например с помощью авторитета, боли, принуждения.

Выделяются такие конкретные признаки политической власти: доминирование властной воли, наличие субъекта власти, характерным признаком власти является легитивность – признание власти со стороны управляемых.

Источники власти:

- сила

- положение, занимаемое в обществе

- организация и умение строить организации и управлять организациями

- знания и информация

 

4. Функции власти.

 

Власть, как явление комплексное.

 

Средства осуществления власти:

-право,

- авторитет,

- на основе традиции,

- манипуляция,

- принуждение.

 

Формы проявления:

- политическое господство, которое является по определению легитивным,

- руководство

- управление

- координация

- организация

- контроль

 

Ресурсы власти:

- экономические (материальные ценности, деньги, полезные ископаемые)

- силовые ресурсы

- социальные

- информационные

 

Концепции власти

1 группа: атрибутивно – субстанциональные.

· Потенциально – волевые (М. Вебер). Власть – это любая возможность провести свою волю в данных общественных отношениях, невзирая на сопротивления, независимо от того, на чем такая возможность основывается.

· Инструментально-силовые

· Структурно-функциональные и системные

2 группа: реляционные

Источник власти, не в носителях, а в отношении.

· Бихевиоралистсткие

· Интеракционистские – власть – это способность влиять на события, ситуации, отношения, с целью достижения максимально эффекта, согласия, безопасности, мира для исключения излишних конфликтностей, которая угрожает стабильности.

· Коммуникативные. Главное положение – власть корениться в коммуникативных связях, информационных потоках. Коммуникации тотальные, полные. В результате рождается образ власти.

· Постструктуралистские.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

 

1.Понятие политического конфликта

2.Структура политического конфликта

 

Ответ 1:

Политический конфликт является разновидность, одним из типов социального конфликта. Конфликт раскрывается из понятия противоречия интересов, борьба противоречивых интересов, и понятия не совпадающие или противоположные интересы. Можно решить путем согласования интересов, путем компромиссов, путем консенсусов. Политический конфликт – борьба политических субъектов, преследующих несовместимые интересы.

Политический конфликт – это борьба политических субъектов за обладание государственной властью или за политическое влияние.

 

Ответ2:

Структура – совокупность обязательных для конфликта компонентов, частей:

1. Стороны конфликта или субъекты конфликта с несовместимыми интересами:

· Политические лидеры

· Политические институты (конфликт между Ельциным и парламентом достиг такой остроты, что разрешался силовыми методами)

· Национальные/территориальные общности

· Политические партии

· Федеральный центр и субъекты федерации

· Государства и союзы государств в системе международных отношений

· И т.д.

Сторонами конфликта могут быть любые политические авторы, которые стремятся реализовать свои интересы.

2. Предмет конфликта – борьба за политическую власть, за распределение власти в своих интересах. Выражается этот предмет многообразно. Например, государственное устройство, конституция (является основой власти), вопросы внешней и внутренней политики.

Предметом конфликта может быть любой вопрос

 

3. Конфликтные действия. Проявляются в различных видах политической борьбы:

· Теоретическая борьба, когда стороны конфликта выдвигают различные концепции и теории в области объяснения государства и общества, в военной области, в области экономики, экологии

· Идеологическая борьба. Идеология – совокупность взглядов на мир, на то, какой должен быть идеальный мир, общества. Идеология конфликтующих сторон различается. Цель – привлечение сторонников. Идеологии: неоконсерватизм, Нео марксизм, неолиберализм, национализм, социало – реформизм. На основе идеологии создаются политические программы, мифы, возникают различные стереотипы.

· Информационно-психологическая – это манипулятивные воздействия с помощью средств массовых коммуникаций и publicrelation(отношение с публикой, PR компании). Воздействие на электорат.

· Организационная борьба. Стороны ведут партийное строительство, ведут работу по мобилизации населения (масс). Например, это бунты, революции, военные конфликты самых разных видов, форм, разного содержания.

 

4. Условия конфликта – форма правления, форма государственного устройства, политический режим, уровень развития политической культуры, легетивность власти, лояльность силовых структур, национальный характер, геополитические реальности.

5. Последствия конфликта – перераспределение власти, которое усиливает, увеличивает эффективность политической системы (функциональные), к ухудшению (дисфункциональные). Например, изменение конституции, форм собственности

 

КОРРУПЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ

 

Коррупционный конфликт – это преступление против порядка государственного управления, совершаемое по сговору между представителями управления и группой, заинтересованной в получении незаконных доходов и между представителями законодательных органов государства.

 

Структура коррупционного конфликта:

 

1. Стороны конфликта – коррупционер, то есть представитель государственного или муниципального управления и преступная группа, которая вступает в сговор с этим коррупционером. И этим 2м субъектам противостоит законодатель в лице правоохранительных органов. Стороны преследуют различные интересы.

2. Предмет конфликта – порядок государственного управления. Одни хотят этот порядок нарушить, законодатель борется за то, чтобы сохранить порядок.

3. Конфликтные действия:

· Те, кто желает получить привилегии, сговариваются между собой (заинтересованная группа находит представителей управления, который может использовать свое положение для незаконного обогащения).

· Конфликтные действия направлены на получение незаконных выгод, а со второй стороны – пресечение действий

4. Условия коррупционного конфликта – корыстный интерес

5. Последствия коррупционного конфликта:

· Если конфликт разрешился в пользу тех, кто осуществил коррупцию, осуществил выгоды, то конфликт носит антисистемный характер, действие на общество разрушающее, общество деградирует. Дисфункциональные характер для политической системы

· В обратном случае, конфликт носит функциональные последствия.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

 

1. Это конфликт, проявляющийся в форме соперничества между кандидатами, претендующими на значимый политический статус. Это соперничество проявляется в виде интеллектуального, информационно-психологического и организационного противоборства, протекающего в рамках избирательного законодательства.

Конфликт между депутатами, избирателями, деловыми группировками за спиной разных кандидатов, СМИ, которые реализуют свои избирательные права. Регулируются избирательными комиссиями, либо в судах.

2. Стороны конфликта – субъекты, претендующие на определенный политический статус. Субъекты, стоящие за ними партии, различные деловые круги, социальные слои, территориальные и национальные общности, избиратели, избирательные комиссии, СМИ, надзорные органы.

3. Предмет конфликта – честь и достоинство участников избирательного процесса.

4. Конфликтные действия – это различные формы соперничества, которые допускаются законодательством. Возможны ущемления избирательных прав участников процесса – граждан, партий, СМИ. Злоупотребление при подсчете голосов. Если конфликтные действия выходят за рамки закона, то он может превратиться в юридический конфликт

5. Условия конфликта – позиции структур власти, административный ресурс. Позиция финансово–промышленных групп. Позиция криминальных структур. Наличие экстремистских групп в регионах. Уровень социальной напряженности в стране и конкретно в регионе. Правовой уровень и электоральной культуры населения.

6. Последствия избирательного конфликта:

· Изменение соотношения сил в выборных структурах власти

· Изменение в политической системе и ее подсистемах

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

1. Понятие политического режима

2. Типы политических режимов

 

Regimen (направление, кормила, правитель).

2 подхода для выявления режима:

· правовой (здесь политический режим – совокупность официальных методов и форм управления, которые провозглашены законами) на основании этого подхода выделяются демократические режимы, где законы и конституция ограничивает и регулирует действия властей. Так же выделяют автократические (самовластные) режимы. Для них характерны отсутствие законов и конституции, а даже если они присутствуют, то автократы их не соблюдают.

· социологический (здесь политический режим – форма, которую принимает различие между управителем и управляемым) политический режим – институциональные средства и способы взаимодействия управителей (государственных органов) и управляемых (социальных групп). Социологический подход обращает внимание, что политический режим не только воздействие с верху, но и давление снизу.

Оказывается можно соединить эти подходы. И дать такое определение политическому режиму – совокупность различных видов отношений между властью и обществом.

Отношения между властью можно разделить на группы:

ü институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина. Нужно оценивать соблюдение конституционных норм, фундаментальных прав человека или гражданина. Так же нужно оценивать соответствие мероприятий правительству, государственным правовым основам. А так же место и значение официальной и легальной сферы в общем объеме действий правительства.

ü Степень политического участия населения и степень включенности его в принятие политических решений. Может измеряться, как осуществляется народный контроль, каким образом народ может изъявить свою волю

ü Соперничество между правящими и оппозиционными группировками.

ü Роль насильственного отношения в правительстве.

 

Политический режим представляет собой своеобразный договор о правилах взаимодействия между управителями и управляемыми, между государством и обществом.

Типология политических режимов

Политические режимы делятся на типы:

Ø Даль сформулировал рабочую гипотезу. Суть: политические режимы существенно отличаются друг от друга такими 2мя свойствами:

1. Конкуренция соискателей государственной власти – переменная характеристика – критерий типологизации

2. Степень участия населения в политической жизни

Ø Хуан Линц, по 4 линям создает типологическое пространство

 

 

Конституционализм – роль конституции в осуществлении власти

 

Низкий Средний Высокий Политический плюаризм
Идеологичность режима
тоталитарный
сутанистская
Демократический
пост тоталитарные
Этническая демократия
Автократия: постколониальная, военно демократические
Мобилизация     Политическое участие

 


В настоящее время тоталитарных режимов осталось не так уж и много.

Обычные политические режимы типологизируются следующим образом: берется ряд переменных и из совокупности выделяют тоталитарный, демократический и автократический режимы. Первая переменная – границы власти, режим не имеет границ. Авторитарный имеет ограничения. Демократический имеет ситуационные и правовые границы власти.

 

Партия и партийная система, типы партийных систем, типы политических партий

Выборы: понятия, функции, принципы

Избирательные системы

Типология избирательных систем

Какие избирательные системы используются в РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: