Рабочее проектирование завершается подготовкой текстового и графического материала, отображающего содержание проекта. В процессе работы над проектом формируется общая идея о том, как будет представлен проект, что и в каком объеме, масштабе, графике необходимо изложить в зрительном ряду — проектной экспозиции, в состав которой входят графические материалы, макет, видеофильм, демонстрационные диски. Обращаем внимание на то, что зрительный ряд — не иллюстрация к проекту, это сам проект, поэтому его экспозиция должна давать полное представление о ходе работы и ее результатах, последовательно изложенных на информационных носителях.
В экспозиции демонстрируется логика самого процесса проектирования — от представления исходного материала, его анализа, к разработанному автором решению в проекциях, деталях и узлах, а также колористике, хотя перспективы и пояснительные рисунки расцениваются как иллюстрации. Мы намеренно акцентируем эту разницу, чтобы вы не увлекались только рисованием перспектив, ведь в итоге ваш проект может иметь товарное лицо, но не иметь товара.
Основное требование к зрительному ряду дизайн-проекта — его композиционная целостность, свидетельствующая о продуманном размещении изобразительного материала, что само по себе рекомендует проект с лучшей стороны.
Проверочные варианты помогают избежать и неудачных накладок линий изображения: совмещения колонны с углом помещения, слишком резкого угла зрения, неприятной симметричности, экранирований нужных элементов интерьера и т.п. Еще раз напомним, что наиболее выразительны и понятны фронтальные перспективы со смещением точки схода от центра симметрии (рис. V.1.4). Если на перспективе изображено много людей, находящихся на одном уровне с наблюдателем, то их головы должны находиться на линии горизонта. И, конечно, нужно владеть умением абстрактного рисунка человеческой фигуры: линией, мазком кисти.
|
.1.4. Негативные примеры компоновки перспективы.
1.Не рекомендуется строить абсолютно симметричную перспективу с равенством верхнего и нижнего полей, боковых сторон.
2.Не рекомендуется пересекать перспективу элементом переднего плана, делящим ее на симметричные части.
3.Не следует перспективу помещения вертикальных пропорций строить на каргине горизонтального положения.
■1. Не следует излишне летализироватп обьекты переднего плана — они отвлекают внимание от перспективы в целом.
5.Избегайте излишне выразительных ракурсов — они отрицательно влияют на рисунок предметов наполнения, искажая их силуэт.
6.Не закрывайте контурами элементов переднего плана линий, существенных для адекватного восприятия глубины пространства.
7.Не оставляйте пустынным пространство, на которое раскрыта перспектива интерьера, но и не загромождайте его
8.Избегайте включения в перспект иву элементов, дезориентирующих восприятие пространства.
9. В п а н ора м ной перспективе теряется о щущение глу5ины пространства.
10.Вывод всех точек схода за пределы «коробки» интерьера оставляет возможность только Фрагментарного изображения помещения...
11....если не изображается «сценическая» перспектива (с двумя исключенными стенами)
Изображение травяного партера и деревьев в плане на его фоне может иметь различную степень сложности и насыщенности. В чертежах по благоустройству тщательная, тонкая прорисовка мощения, фактуры газона, деревьев и камней в плане вызывает уважительное отношение к работе дизайнера и свидетельствует о его профессиональной состоятельности.
|
Результатом внимательного наблюдения и изучения структуры деревьев на пленэре (осенью или зимой) станут достоверные их изображения, не утратившие при стилизации характерных черт породы. В их стилизации (абстрагировании), как и в любой аналитической работе, нужно идти от общего к частному, от целого к деталям {рис. V.1.7).
Основное внимание, конечно, нужно обратить на графическую подачу предметного наполнения интерьеров, где нужно научиться с разной степенью подробности (соответственно масштабу) изображать материал пола, жесткой и мягкой мебели, ковровых покрытий, комнатных цветов, санитар но-технического и кухонного оборудования, не перегружая чертеж избыточным разнообразием рисунка (рис. V. 1.8).
Изображения людей удачно дополняют чертеж архитектурного пространства, придавая ему нужную соразмерность и динамику. 8 целом антураж должен быть максимально лаконичным, стилистически уместным и выступать главным образом как композиционное дополнение к проекциям.
КОМПАНОВА
Компоновка листа требует большой поисковой работы методом «проб и ошибок». Для этого делается специальный черновой эскиз компоновки одного или нескольких листов в масштабе 1:10 или 1:5. Очень важно, чтобы на таком эскизе было определено, что останется в линиях, что будет покрашено или тонировано.
|
Элементами, из которых слагается равновесие (применительно к компоновке чертежа на листе), могут быть контуры, пятна, иллюзорно переданные объемы, абрисы. Зрительное равновесие не то же самое, что реальное; при изображении единственной, притом симметричной фигуры мы без особых раздумий располагаем ее на оси симметрии листа. Во всех остальных случаях, имея дело со многими разнохарактерными элементами изображения, общее равновесие отыскивается более сложным образом (рис. 116, а).
При компоновке движущегося объекта (средства транспорта) мы умышленно не придерживаемся абсолютного равновесия. Практически всегда со стороны, на которую ориентирована движущаяся фигура, оставляется больше фона за счет противоположной стороны.
Наложение одного изображения на другое, связанное с желанием использовать лист самым эффективным образом, вместить в него максимум информации, возможно в таких случаях, когда в числе чертежей проекта есть малозначащие проекции, в которых важен только абрис изделия, его деталей. Подобный прием иногда и обогащает чертеж: сочетание линий обеспечивает большее наполнение плоскости, способствует его орнаментальной выразительности, а иногда помогает получить необходимое равновесие композиции.
В компоновке листа обязательно должен участвовать шрифтовой материал. Чертеж снабжается заглавием обычно по верхнему краю листа, реже—по нижнему. Над проекциями ставятся буквенные обозначения, размеры, проводятся размерные линии. Перечень обозначений ианнотация вписываются в компактное пятно, которое также учитывается при компоновке чертежа.
Написание шрифтов — трудоемкая операция(летрасетом). Это полупрозрачная пленка с нанесенными на нее специальной краской буквами, цифрами и разного рода условными обозначениями. При работе с пленки снимается защитный слой и нужные обозначения легко передавливаются на поверхность чертежа
«Закон целого определяет отношение частей целого по величине друг к другу и к целому;
закон пропорций обусловливает расположение частей целого;
закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого;
закон симметрии обусловливает расположение частей целого;
закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Все эти пять законов композиции с