Пространство и время в повести




 

 

В повести Солженицына описан всего один день заключенного Ивана Денисовича Шухова под № Щ-854. Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь – это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

«Слава тебе, Господи, еще один день прошел!»- заканчивает свое повествование Иван Денисович. «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

 

Ивана Денисовича в этот день не бьют. Но – всегда могут. «Темно. Страшно. Не то страшно, что темно, а что ушли все, не досчитаются его одного на вахте, и бить будет конвой».

 

Нет, не побили, обошлось. Вообще день идет благополучно. И поесть удалось, никто не помешал. «Человек выше сытости», говорят? Да, конечно, но вот: «…сквозь лагерные ворота возвращаясь, зэк за весь день более всего обветрен, вымерз, выголодал – и черпак обжигающих вечерних пустых щей для него сейчас, что дождь в сухмень, - разом втянет он их начисто. Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей жизни».

 

И когда кончался этот бесконечный день (один из трех тысяч шестисот пятидесяти трех), «засыпал Шухов, вполне удовлетворенный. На дню у него выдалось много удач». А что это за удачи для человека, которого стремятся свести до уровня бесправной скотины? В карцер не посадили, с ножевкой на шмоне не попался, подработал немного у богатого лагерника и т.д. И до какого же состояния надо довести человека, чтобы он, засыпая, вспоминал такой день, как «ничем не омраченный, почти счастливый»!

 

Образ автора

 

 

Иван Денисович – заключенный номер Щ-854 (первоначально повесть так и называлась: «Щ-854») на угольной шахте в Северном Казахстане. И, как Солженицын, он сумел закрепить за собою в лагере одну профессию – каменщика. Бригадир Тюрин, капитан второго ранга Буйновский (в жизни – Бурковский) – все подлинные фигуры: только Иван Денисович сложен из солдата-артиллериста той батареи, которой командовал лейтенант Солженицын, и из лагерника Солженицына. Рассказ об этом дне был, по-видимому, задуман еще в лагере, зимою 1950-1951, но написан в один присест летом 1959.

Солженицын писал: «Мои навыки каторжанские, лагерные». Эти навыки, объясняет его книга, суть: если чувствуешь опасность, опережать удар; никого не жалеть; легко лгать и выворачиваться, «раскидывать чернуху»; наконец привычка верить в плохое. Поведение Солженицына – поведение не телка, а лагерного волка, и надо отдать ему должное: такого рода характер, такие навыки и помогли ему, наверное, выжить в лагере и повести на воле борьбу, какую он повел. Солженицын считал зеков особым племенем – со своей психологией, нравами, языком.

 

Солженицын изображением лагеря в «Иване Денисовиче» показал, что все механизмы отношений, действующие на воле, уродливо, искаженно, ужасно, но повторены в лагере. И там по-разному ведут себя люди – благородные и угодливые, добрые и злые, и там, в среде, казалось, самых отверженных и уравненных своим несчастьем зеков, возникает своя иерархия, отношения господства и подчинения, свои малые привилегии. Люди несли в лагерь то, чем пропитались на воле, а накопленный лагерный опыт возвращали обратно в «вольную» жизнь. Воспитавшись в правой ненависти к сталинизму, Солженицын незаметно впитал его яды – и поэтому в его книге так много нетерпимости. Со страстным призывом к правде, человечности и добру к нам обращается автор от имени Ивана Денисовича. «Один день» - антропологический этюд, «выжимка» из жизни зэка. Каждое чувство, взгляд, оценка, опасение передано здесь через Ивана. Иван Денисович Шухов, простой каменщик, находчивый и наивный, великодушный и отважный, закаленный испытаниями этой жизни, поступком, действием говорит нам о том, что было главным открытием Солженицына в лагере: человек спасается своим человеческим достоинством.

Главный герой повести

 

 

Главным героем повести Солженицын выбрал крестьянина-солдата Шухова, и это решение – одно из самых глубоких. Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный и работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живет в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, - во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии – оторван от семьи, от земли, от дела и брошен в огромный барак, населенный другими номерами? Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое конкретно оно было – так и не смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерей оказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может не вызывать уважения: несмотря на все условия он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности.

 

Характер этого человека есть концентрированное выражение народного характера, вобравшего в себе историю народа. Солженицын воспроизвел характер исторически оптимистичный. Шухов думает: «переживем! Переживем все, даст бог, кончится». Он может трудиться, он все умет и, совершенно неимущий, делится с другими: «У нас нет, так мы всегда заработаем». И эта спокойная, внутренняя сила делает его гордым человеком: он миски чужие лизать не будет, и, хорошо потрудившись, даже к такому человеку, от которого вся жизнь зависит, запросто обращается на «ты» и называет его не уважительно «Андрей Прокофьевич», а как равный – «бригадир». Иван Денисович - далеко не борец, не активная общественная натура. Это не тот деятельный, убежденный человек, каким является, например, Андрей Соколов из «Судьбы человека» М. Шолохова – простой, рядовой человек, по которому тоже жестоко прокатилась судьба. В Иване Денисовиче много от патриархального крестьянства, что проявляется и в его органическом непонимании людей интеллигентных, и в его неразвитости, «темноте». Да, Шухов крестьянин; да, мечта его – крестьянский труд; да, Солженицын «подсвечивает образ своего героя бликами Толстовского патриархального идеала: и деловитость отсюда, и аккуратность в шитье и чинке вещей; но в лагерном «вольере», где есть шавки наподобие Фетюкова, породистые гордецы вроде Цезаря и Кавторанга, Шухов живет в «стае», но как бы – наособь. Он все время полубежит, пригнувшись, словно прижав уши по-собачьи, труся и принюхиваясь; но бежит сам по себе. Но главным в Иване Денисовиче было то, что он вырос в труде и трудом живет, - как народ в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: