Характеристики детали и технические требования на дефектацию детали




Исходные данные для разработки технологического процесса

Шатун – это соединительная деталь между коленвалом и поршнем, основное назначение которой является преобразование поступательных движений поршня внутри цилиндра во вращательные движения коленчатого вала, с которого вращение передается на колеса автомобиля через трансмиссию.

Особенности конструкции шатунов напрямую зависят от типа мотора и схемы его компоновки. Так для бензиновых двигателей используются легкие шатуны, в дизелях - тяжелые.

Основные элементы шатуна – стержень, верхняя поршневая головка, нижняя кривошипная головка.

Поршневая головка соединена со стержнем поршневым пальцем, кривошипная головка – с шейкой коленвала.

Стержень

Данная деталь шатуна может иметь различный тип сечения, которое может быть похоже на прямоугольник, на круг, крест или может быты Н-образным. Некоторые типы двигателей оснащаются шатунами, в которых стержни имеют небольшую масляную канавку для своевременной подачи масла в поршневую головку.

В большинстве случаев верхний отдел кривошипной головки оснащается маленьким отверстием для разбрызгивания масла во внутренних полостях поршня и цилиндра.

Поршневая головка

Поршневая головка размещена вверху и является неразъемным шатунным элементом, конструкция которого напрямую зависит от метода установки поршневого пальца.

В двигателях, в которых установлен палец фиксированного типа, поршневая головка имеет специальное цилиндрическое отверстие для его установки. В ДВС с пальцем плавающего типа, такая головка комплектуется бронзовой или биметаллической втулкой.

В тех моделях двигателей, которые используют плавающий палец, но втулка не предусмотрена, вращательные движения пальца осуществляются в соответствующем отверстии головки.

С целью снижения значительных нагрузок на палец, некоторые модели ДВС комплектуются шатунами с поршневыми головками в форме трапеции.

Кривошипная головка

Головка шатуна, которая расположена внизу отличается разборной конструкцией, основным назначением которой является соединение двух механизмов – коленвала и самого шатуна.

Головка состоит из верхней части и крышки, которая крепится к шатуну крепежными болтами. Кроме всего прочего такая головка может иметь два типа разъемов по отношению к стержневой оси - косой (выполненный под углом) и прямой (выполненный перпендикулярно).

Длина цилиндрового блока зависит от толщины нижней головки. В головке устанавливаются тонкие вкладыши подшипника скольжения, которые могут иметь от 2-х до 5-ти слоев, изготовленных из стальных полос, внутренняя часть которых покрывается защитным антифрикционным составом, соответствующим определенному типу двигателя.

Как правило, в современных ДВС применяются вкладыши, состоящие из 2-х и 3-х слоев. В двухслойном вкладыше на металлическую основу просто наносится слой антифрикционного состава, а в трехслойном вкладыше добавляется еще и изоляционный слой.

Чтобы снизить вибрации и шумы при работе двигателя, все установленные шатуны, а также их составные части должны иметь равную массу. Это значит, что в одном шатуне масса отдельной его детали должна быть одинаковой по отношению к массе аналогичной детали в другом шатуне.

Класс детали – «Некруглые стержни»

Материал – Сталь 45Г2

Шатун относится к деталям класса «Некруглые стержни». Он изготовлен из кованой Сталь 45Г2 с твердостью поверхности НВ 228-269. Базовыми поверхностями являются отверстия верхней и нижней головок. Отверстия головок шатуна изнашиваются неравномерно с образованием овальности и конусности.

Шатун подвергается высоким нагрузкам на сжатие, вследствие чего могут возникнуть деформации такие, как изгиб, скручивание и сжатие (уменьшение расстояния между осями головок).

Химический состав, механические и физические свойства стали 45Г2 указаны в таблицах 1.1, 1.2 и 1.3.

 

Таблица 1.1 – Химический состав стали 45Г2

Наименование и марка материала Химический элемент и его процентное содержание, %
C Si Mn Ni S P Cr Cu
Сталь 45Г2 0,41-0,49 0,17-0,37 1,4-1,8 До 0,3 До 0,035 До 0,035 До 0,3 До 0,3

 

Таблица 1.2 – Механические свойства стали 45Г2

Наименование и марка материала Показатель
Не менее
Временное сопротивление при растяжении (кгс/мм2) Предел текучести (кгс/мм2) Относительное удлинение, Ударная вязкость (кгс/мм2) Твердость без термической обработки, МПа
Сталь 45Г2          

 

 

Таблица 1.3 – Технологические и эксплуатационные свойства стали 45Г2

Марка материала Вид обработки Обрабатываемость резанием Свариваемость при восстановлении Износостойкость
Сталь 45Г2 Закалка и отпуск, масло Хорошо Трудносвариваемая. Способы сварки: РДС - необходимы подогрев и последующая термообработка. КТС - необходима последующая термообработка. Склонна к отпускной хрупкости

 

Карта технический требований на дефектацию детали указана в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Карта технических требований на дефектацию детали

Деталь: Шатун в сборе
№ детали: 66-1004045
Материал: Сталь 45Г2, ГОСТ 4543-31 Твёрдость: HB 228-269
Обозначение по эскизу Наименование дефектов Способ установления дефекта и измерительные инструменты Размеры, мм Заключение
Номинальный Допустимый без ремонта Допустимый для ремонта
  Уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок Специальный шаблон 156±0,050 - Менее 155,95 Ремонтировать. Осталивание нижней головки с последующим растачиванием
  Износ торцов нижней головки Шаблон 25,6 мм 25,6 при отсутствии рисок и задиров Более 25,6 при наличии рисок и задиров Ремонтировать. Шлифование торцов
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: