Восемь смертных грехов и борьба с ними
ГНЕВ
Причины гнева
Святитель Феофан, Затворник пишет: «Гнев и обидчивость – от самолюбия, по которому мы признаем и чувствуем себя ст о ящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка – вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим.
Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть. Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кому больше дано». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство (Каин убил Авеля;Зависть убила Бога – преп. Софроний). «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».
Виды гнева
Гнев может иметь разные проявления. Это и раздражительность, вспыльчивость, споры. Это и злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид.
Любовь к словопрениям, спорам может также стать источником гнева, привести к конфликтам, ссорам. Опасность велика, потому что спор – это чаще всего не выяснение истины, а некая словесная дуэль, поединок, который происходит из желания потешить самолюбие, самоутвердиться. В пылу спора очень легко перейти грань и впасть в раздражение и гнев. Когда кончаются аргументы, часто в ход идет крик и даже взаимные оскорбления. Поэтому споров нужно всячески избегать.
|
Гнев, обидчивость – оружие обоюдоострое, и направлено оно, в первую очередь, не на наших обидчиков, а на нас же самих. Обидеться – глагол с возвратной частицей; «-ся» – по-славянски себя, то есть мы обижаем не кого-то, а самих себя.. Человек обидчивый ужасно наказывает сам себя, доводя подчас до полного изнеможения. Состояние гнева – это очень тяжелый стресс. Поэтому умение прощать врагов и обидчиков приносит огромную пользу не только духовному, но и психическому и физическому здоровью.
Раз обидчивость есть порождение самолюбия, нужно воспитывать в себе смирение. Поменьше обижаться и побольше обращать внимание на себя, спрашивая: «В чем здесь моя вина?
Гнев и молитва – две вещи несовместные
Молитва человека непримиренного, злопамятного есть лицемерие. Как мы можем читать молитву Господню «Отче наш», в которой есть слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим », и при этом иметь в сердце непрощенную обиду. Неискреннюю, лицемерную молитву Господь не приемлет. Совершенно немыслимо приступать к таинству причащения, не простив от всей души обидчиков. Поэтому нужно использовать все средства и пути к примирению. Как говорит апостол Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми » (Рим. 12: 18). А если невозможно, если человек никак не хочет идти на примирение? В таком случае нужно хотя бы в душе примириться с ним и от всего сердца простить ему все обиды. И, конечно же, молиться за него.
|
Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине. Из-за чего пошел на братоубийство Каин? Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца. Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «… у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним » (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства.
Страсть гнева, святые отцы не зря сравнивают с огнем, пламенем, пожаром. «Из искры возгорится пламя»: начавшись с небольшой вспышки, гнев способен за считанные минуты охватить душу и привести к непоправимым последствиям. Как не допустить пожара, как гасить в себе адский пламень?
Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П.Г.). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».
|
С раздражением, гневом нужно бороться сразу, в самом начале, пока они еще подобны угольку. Уголек легко затоптать, погасить. Но если не только не гасить его, но и, наоборот, раздувать, поддерживать горение – пожар неминуем. Как помысел, пока еще он не вошел в сердце, прогоняется легко, но когда он угнездился в душе, справиться с ним сложнее, так и первоначальный гнев, раздражение преодолевать надо на самом подходе.
В борьбе с раздражительностью и гневом очень помогает принцип взвешивания. Его суть в том, что, когда нам хочется дать волю своим эмоциям, поссориться с ближними, прогневаться, нужно сделать паузу и взвесить на мысленных весах. На одной их чаше то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя, а на другой то, что мы теряем в результате ссоры, конфликта: это мир душевный, наши хорошие, мирные отношения с ближними, их расположение, доверие к нам. Опять же, нужно вспомнить, как мы обычно себя чувствуем после ссоры, когда дали волю гневу, выпустили пар, наговорили много лишнего. В душе образуется опустошенность, мрак, нас преследует чувство стыда за несдержанность, слабоволие. И вот когда все это будет взвешено, обычно желание ссориться как-то пропадает. Самое главное здесь – уметь вовремя сделать паузу и представить себе, что же мы теряем из-за гнева и раздражения.
Говорят, что первым должен просить прощение тот, кто умнее. Великодушие, смирение, умение простить – это, конечно, свойства, присущие сильным натурам. Брань, крик – это оружие слабого, слабовольного. Но, победив гнев, раздражение, будем избегать соблазна впасть в гордыню, иначе мы можем просто заменить страсть гнева на страсть гордости. Один монах часто подвергался насмешкам и внешне спокойно и терпеливо переносил их. Когда братия спросили его, как ему удается не раздражаться на обидчиков, он сказал им: «Да что я буду обращать внимание на этих собак». Оказывается, в его душе царили гордость и презрение к людям.
Борьбу с гневомнужно начинать с молитвы за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас и приносит неприятности. Евангелие дает нам прямое указание как поступать с такими людьми: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, перестаем видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи.
Желая погубить человека, враг ищет самое слабое место в его душе. Как правило, в психологии и почти во всех мировых религиях гнев рассматривается как некая отрицательная эмоция, состояние аффекта, эмоциональное возбуждение. Но не только и не столько этим страшен гнев. Гнев – это не просто разрушительная эмоция. Христианство рассматривает гнев как страсть. То есть греховную зависимость, приобретенную хроническую болезнь души. Она селится в душе, пускает корни и поглощает ее, становится ее частью. Человек уже не может жить без своей зависимости, без своей страсти. Он становится ее послушным рабом. Из семени привычки раздражаться и гневаться вырастает дерево страсти.
Когда человек охвачен какой-либо страстью – неважно: гневом, или пьянством, – он не думает о других, не думает о последствиях. Страсть становится доминирующим чувством, которое ослепляет одержимого ею и убивает или притупляет все другие чувства: любовь, ответственность, страх, боль. Гнев называют убийцей любви. Самая главная задача диавола – разрушить жизнь человека, поддавшегося гневу, его взаимоотношения с близкими и – как закономерный итог – убить его самого, а главное – погубить его бессмертную душу. Недаром в списке страстей за страстью гнева идет печаль и, как проявление этой страсти, отчаяние. Человек, подверженный раздражению, гневу, часто пребывает в унынии, отчаянии, ему все противно, жизнь и окружающий мир кажутся бессмысленными. Уныние уже есть духовное самоубийство, которое может привести к суициду.
Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность.
Нужно научиться одной просто необходимой вещи – делать паузу, останавливаться, как говорится: «оглянись во гневе». Вот это для человека вспыльчивого, раздражительного крайне трудно. Любой грех начинается с греховного помысла. Это своего рода уже некая концепция, идея, проект греха. Еще один шаг – и он воплотится в действие. Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень малоразборчивы при принятии мысли. От принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое. Мысль подобна рулю корабельному, от котогорозависит направление и по большей части участь всей огромной машины». Так что нужно учиться борьбе с помыслами, учиться отсекать их в самом начале, на подходе к душе.
Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу.
Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.
Недостаточно просто научиться купировать гнев и сдерживать его. Главное лекарство против страсти - Насаждение в душе навыка добродетели, противоположной страсти. Свято место пусто не бывает. Недостаточно просто изгнать гнев и перестать раздражаться. Да и почти невозможно – он всё равно очень скоро опять прорвется наружу из глубины нашей души, куда мы его запихнули. Привычка гневаться, раздражаться и осуждать должна быть преобразована в другой устойчивый навык, другую доминанту. Например прощение, сострадание, сопереживание людям, понимание, терпение и смирение. Собственно, все это проявления одной великой добродетели – любви к ближним. Любовь также противоположна страсти гордости «Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь», – говорит преподобный Паисий Афонский. Нужно помнить, что страсть – это очень устойчивый греховный навык, ставший частью души, и чтобы вытеснить его, нужна очень большая работа по выжиганию страсти, непосредственно борьбы с ней и стяжанию устойчивых навыков доброделания. Ни в коем случае нельзя опускать руки и впадать в уныние, если мы не видим пока серьезных результатов. На этом пути почти неизбежны падения, срывы, рецидивы. Но чем дольше и упорнее борьба, тем будет устойчивее навык.