Гнев и молитва – две вещи несовместные




Восемь смертных грехов и борьба с ними

ГНЕВ

Причины гнева

Святитель Феофан, Затворник пишет: «Гнев и обидчивость – от самолюбия, по которому мы признаем и чувствуем себя ст о ящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение». Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка – вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим.

Святые отцы называют еще одну причину гнева – зависть. Этот грех очень часто бывает связан со сребролюбием, недаром эта страсть стоит перед страстью гнева. Завидуют обычно тем, кому больше дано». Зависть приводит к ненависти, даже толкает на убийство (Каин убил Авеля;Зависть убила Бога – преп. Софроний). «Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

Виды гнева

 

Гнев может иметь разные проявления. Это и раздражительность, вспыльчивость, споры. Это и злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид.

Любовь к словопрениям, спорам может также стать источником гнева, привести к конфликтам, ссорам. Опасность велика, потому что спор – это чаще всего не выяснение истины, а некая словесная дуэль, поединок, который происходит из желания потешить самолюбие, самоутвердиться. В пылу спора очень легко перейти грань и впасть в раздражение и гнев. Когда кончаются аргументы, часто в ход идет крик и даже взаимные оскорбления. Поэтому споров нужно всячески избегать.

Гнев, обидчивость – оружие обоюдоострое, и направлено оно, в первую очередь, не на наших обидчиков, а на нас же самих. Обидеться – глагол с возвратной частицей; «-ся» – по-славянски себя, то есть мы обижаем не кого-то, а самих себя.. Человек обидчивый ужасно наказывает сам себя, доводя подчас до полного изнеможения. Состояние гнева – это очень тяжелый стресс. Поэтому умение прощать врагов и обидчиков приносит огромную пользу не только духовному, но и психическому и физическому здоровью.

Раз обидчивость есть порождение самолюбия, нужно воспитывать в себе смирение. Поменьше обижаться и побольше обращать внимание на себя, спрашивая: «В чем здесь моя вина?

Гнев и молитва – две вещи несовместные

Молитва человека непримиренного, злопамятного есть лицемерие. Как мы можем читать молитву Господню «Отче наш», в которой есть слова: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим », и при этом иметь в сердце непрощенную обиду. Неискреннюю, лицемерную молитву Господь не приемлет. Совершенно немыслимо приступать к таинству причащения, не простив от всей души обидчиков. Поэтому нужно использовать все средства и пути к примирению. Как говорит апостол Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми » (Рим. 12: 18). А если невозможно, если человек никак не хочет идти на примирение? В таком случае нужно хотя бы в душе примириться с ним и от всего сердца простить ему все обиды. И, конечно же, молиться за него.

Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине. Из-за чего пошел на братоубийство Каин? Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца. Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «… у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним » (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства.

Страсть гнева, святые отцы не зря сравнивают с огнем, пламенем, пожаром. «Из искры возгорится пламя»: начавшись с небольшой вспышки, гнев способен за считанные минуты охватить душу и привести к непоправимым последствиям. Как не допустить пожара, как гасить в себе адский пламень?

Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П.Г.). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».

 

С раздражением, гневом нужно бороться сразу, в самом начале, пока они еще подобны угольку. Уголек легко затоптать, погасить. Но если не только не гасить его, но и, наоборот, раздувать, поддерживать горение – пожар неминуем. Как помысел, пока еще он не вошел в сердце, прогоняется легко, но когда он угнездился в душе, справиться с ним сложнее, так и первоначальный гнев, раздражение преодолевать надо на самом подходе.

В борьбе с раздражительностью и гневом очень помогает принцип взвешивания. Его суть в том, что, когда нам хочется дать волю своим эмоциям, поссориться с ближними, прогневаться, нужно сделать паузу и взвесить на мысленных весах. На одной их чаше то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя, а на другой то, что мы теряем в результате ссоры, конфликта: это мир душевный, наши хорошие, мирные отношения с ближними, их расположение, доверие к нам. Опять же, нужно вспомнить, как мы обычно себя чувствуем после ссоры, когда дали волю гневу, выпустили пар, наговорили много лишнего. В душе образуется опустошенность, мрак, нас преследует чувство стыда за несдержанность, слабоволие. И вот когда все это будет взвешено, обычно желание ссориться как-то пропадает. Самое главное здесь – уметь вовремя сделать паузу и представить себе, что же мы теряем из-за гнева и раздражения.

Говорят, что первым должен просить прощение тот, кто умнее. Великодушие, смирение, умение простить – это, конечно, свойства, присущие сильным натурам. Брань, крик – это оружие слабого, слабовольного. Но, победив гнев, раздражение, будем избегать соблазна впасть в гордыню, иначе мы можем просто заменить страсть гнева на страсть гордости. Один монах часто подвергался насмешкам и внешне спокойно и терпеливо переносил их. Когда братия спросили его, как ему удается не раздражаться на обидчиков, он сказал им: «Да что я буду обращать внимание на этих собак». Оказывается, в его душе царили гордость и презрение к людям.

Борьбу с гневомнужно начинать с молитвы за тех, на кого мы гневаемся, кто обижает нас и приносит неприятности. Евангелие дает нам прямое указание как поступать с такими людьми: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Молясь за обидчиков, мы уже боремся с гневом, перестаем видеть в них врагов, а начинаем осознавать, что они нуждаются в нашей молитвенной помощи.

Желая погубить человека, враг ищет самое слабое место в его душе. Как правило, в психологии и почти во всех мировых религиях гнев рассматривается как некая отрицательная эмоция, состояние аффекта, эмоциональное возбуждение. Но не только и не столько этим страшен гнев. Гнев – это не просто разрушительная эмоция. Христианство рассматривает гнев как страсть. То есть греховную зависимость, приобретенную хроническую болезнь души. Она селится в душе, пускает корни и поглощает ее, становится ее частью. Человек уже не может жить без своей зависимости, без своей страсти. Он становится ее послушным рабом. Из семени привычки раздражаться и гневаться вырастает дерево страсти.

Когда человек охвачен какой-либо страстью – неважно: гневом, или пьянством, – он не думает о других, не думает о последствиях. Страсть становится доминирующим чувством, которое ослепляет одержимого ею и убивает или притупляет все другие чувства: любовь, ответственность, страх, боль. Гнев называют убийцей любви. Самая главная задача диавола – разрушить жизнь человека, поддавшегося гневу, его взаимоотношения с близкими и – как закономерный итог – убить его самого, а главное – погубить его бессмертную душу. Недаром в списке страстей за страстью гнева идет печаль и, как проявление этой страсти, отчаяние. Человек, подверженный раздражению, гневу, часто пребывает в унынии, отчаянии, ему все противно, жизнь и окружающий мир кажутся бессмысленными. Уныние уже есть духовное самоубийство, которое может привести к суициду.

Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность.

Нужно научиться одной просто необходимой вещи – делать паузу, останавливаться, как говорится: «оглянись во гневе». Вот это для человека вспыльчивого, раздражительного крайне трудно. Любой грех начинается с греховного помысла. Это своего рода уже некая концепция, идея, проект греха. Еще один шаг – и он воплотится в действие. Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень малоразборчивы при принятии мысли. От принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое. Мысль подобна рулю корабельному, от котогорозависит направление и по большей части участь всей огромной машины». Так что нужно учиться борьбе с помыслами, учиться отсекать их в самом начале, на подходе к душе.

Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу.

Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.

Недостаточно просто научиться купировать гнев и сдерживать его. Главное лекарство против страсти - Насаждение в душе навыка добродетели, противоположной страсти. Свято место пусто не бывает. Недостаточно просто изгнать гнев и перестать раздражаться. Да и почти невозможно – он всё равно очень скоро опять прорвется наружу из глубины нашей души, куда мы его запихнули. Привычка гневаться, раздражаться и осуждать должна быть преобразована в другой устойчивый навык, другую доминанту. Например прощение, сострадание, сопереживание людям, понимание, терпение и смирение. Собственно, все это проявления одной великой добродетели – любви к ближним. Любовь также противоположна страсти гордости «Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь», – говорит преподобный Паисий Афонский. Нужно помнить, что страсть – это очень устойчивый греховный навык, ставший частью души, и чтобы вытеснить его, нужна очень большая работа по выжиганию страсти, непосредственно борьбы с ней и стяжанию устойчивых навыков доброделания. Ни в коем случае нельзя опускать руки и впадать в уныние, если мы не видим пока серьезных результатов. На этом пути почти неизбежны падения, срывы, рецидивы. Но чем дольше и упорнее борьба, тем будет устойчивее навык.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: