Подшипниковые щиты подшипников после очистки осматриваются и проверяется их исправность. Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях зачищаются. Подшипниковые щиты, имеющие сквозные радиальные трещины или трещины, ведущие к отколу лабиринтных буртов и с трещинами более 20 % сечения, заменяются. Контролируются размеры и форма деталей лабиринтных уплотнителей (крышек, щитов, уплотнительных колец).
Отверстия трубок для смазки подшипников в щитах и крышках подшипниковых щитов прочищаются, продуваются воздухом, пробки плотно пригоняются к отверстиям, проверяется исправность масленок, качество приварки трубок.
Имеющиеся в подшипниковых щитах машин воздушные каналы прочищаются и продуваются сжатым воздухом.
Внутренняя поверхность подшипниковых щитов окрашивается электроизоляционной эмалью или изоляционным лаком.
Для обеспечения натяга производится наплавка изношенных посадочных поверхностей подшипниковых щитов с последующей приточкой щита по горловине остова. Проверка и обработка всех привалочных и посадочных поверхностей производится с одной установки.
Поврежденные резьбовые отверстия корпусов для болтов крепления подшипниковых щитов и кожухов разрешается восстанавливать наплавкой или производить постановку специальных вварных втулок с последующей их рассверловкой и нарезкой.
Якорные подшипники
9.5.6.1. Разборка, осмотр, дефектация и сборка роликовых подшипников производится в соответствии с действующей Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Осмотру и проверке подвергаются все подшипники. Съем и постановка подшипников производится только специальными приспособлениями. Осмотр и ремонт подшипников производится в отделении по ремонту роликовых подшипников. Все детали подшипников очищаются и предохраняются от загрязнения и коррозии.
|
Роликовые подшипники тщательно осматриваются. При этом поверхность каждого ролика осматривается, проверяется состояние сепараторов и их заклепок, беговые дорожки колец по всей длине, измеряются зазоры в роликовых подшипниках. Проверяется зазор плавания сепараторов. Величина зазоров плавания должна соответствовать требованиям действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Ролики, кольца и другие стальные детали подвергаются магнитному контролю. После магнитного контроля детали подшипников размагничиваются.
Шариковые подшипники, имеющие предельные износы рабочих поверхностей, трещины, раковины, шелушение, трещины колец, деформации сепаратора, отколы шариков, а также заклинивание, толчки и ненормальный шум при вращении, заменяются.
Ослабление заклепок и шайб сепаратора, а также наличие зазоров между шайбой и сепаратором не допускаются. Подшипники, имеющие ослабшие или оборванные заклепки сепаратора, ремонтируются с выполнением требований указанной Инструкции. по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и и моторвагонного подвижного состава.
При отсутствии требуемого натяга внутренних колец на валу допускается на посадочные поверхности наносить слой электролитического железа, электролитического цинка или полимерной пленки эластомера ГЭН-150 или Ф6, лака Ф4О. Толщина слоя электролитического железа допускается не более 0,5 мм, цинка и полимерной пленки - до 0,2 мм.
|
При применении эластомера ГЭН-150 или Ф6, лака Ф4О принимаются меры по предотвращению склеивания кольца с валом. Хромирование колец запрещается.
У вспомогательных машин суммарный натяг посадки внутренних и наружных колец подшипников должен быть меньше их радиального зазора в свободном состоянии. Внутренние кольца роликовых подшипников при их исправности с вала якоря не снимаются. Шариковые подшипники подлежат съему с вала якоря.
Отремонтированные подшипники смазываются минеральным маслом.
Якорь
9.5.7.1. Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20 % среднего значения.
9.5.7.2. Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо пропаянных скоб и окисления, бандажи очищаются и пропаиваются с применением установленных припоев и флюсов.
Якори с проволочными бандажами, имеющими механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке к установке в остова электрических машин не допускаются.
Якори с бандажами из стеклобандажной ленты при наличии кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм и протяженностью более 300 мм, расположенные произвольно по окружности и по ширине бандажа, зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глубиной более 30 мм, зазора между бандажами и лобовыми частями (глухой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г), при глубоких трещинах, ослаблении или разрушении кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя к установке в остова электрических машин не допускаются.
|
При осмотре и ремонте проволочных бандажей запрещается:
остукивать бандажи над пазом;
производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке;
оставлять на бандажах капли, выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке.
Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтируются капитальным ремонтом в условиях завода.
9.5.7.3. Вентиляторы якорей очищаются, осматриваются и проверяется крепление и прочность посадки. При наличии слабины в посадке, трещин, изломов лопастей, вентиляторы заменяются. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы вентиляторов или их лопастей восстанавливаются. Перед установкой вентилятор статически балансируется.
9.5.7.4. Проверяется дефектоскопом конус вала якоря, а при снятии внутренних колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмотром при помощи лупы не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.
Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов вспомогательных электрических машин под подшипники и конуса вала. При необходимости поверхности валов разрешается восстанавливать вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертежный размер.
Шероховатость поверхности шеек вала при обработке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом, не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.
Конусы для посадки фланцев муфт зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75 % посадочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 % посадочной поверхности конуса и. глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с фланцем муфты производится абразивным порошком.
При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.
Шпоночные канавки на валах вспомогательных электрических машин зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм.
Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы согласно чертежу.
Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.
Разрешается восстановление электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок.
9.5.7.5. Измеряется рабочая поверхность коллекторов электрических машин по диаметру для определения износа и при необходимости протачивается с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закругляются радиусом 3 мм.
При обработке коллектора (значительная выработка, подгары и т.д.) запрещается:
обтачивать петушки коллектора;
опиливать рабочую поверхность коллектора;
устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;
шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;
обтачивать и шлифовать коллектор, если износ его не превышает 0,2 мм и допуск на биение не превышает установленные нормы;
разъединять якорь с остовом, если его рабочее состояние и рабочая поверхность коллектора в пределах нормы.
Коллектор продораживается на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.
При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.
После продорожки с кромок коллекторных пластин снимается фаска размером 0,5 мм х 45° по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брусками типа БКв 40x40x75 24АМ40 4,5Б или БКв 40x40x45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой Ш720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очищается коллектор жесткой волосяной щеткой.