ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ




Вставская Я.А.

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

 

Развитие у обучающихся основной школы познавательного интереса к урокам русского языка – одна из важных задач, стоящих перед учителями-практиками. Значимость уроков русского языка состоит в том, что на них решаются образовательные и воспитательные задачи: школьники учатся не только грамотно писать, обоснованно выражать свои мысли, но и расширяют свой кругозор с помощью умелого использования учителем научных сведений, дополнительных материалов занимательного характера, творческих и самостоятельных работ, которые воспитывают у школьников любовь к родному языку.

Терминологическое сочетание «познавательный интерес» в методической литературе трактуется по-разному. Мы под указанной дефиницией понимаем желание, стремление к постоянному пополнению знаний, готовность к обучению.

Изучению дидактических основ развития познавательного интереса школьников посвящены исследования Л.С. Выготского, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, И.П. Подласого, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластёнина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и др. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проблема развития познавательного интереса у учащихся остаётся одной из актуальных в педагогике. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов, с помощью которых можно было бы развивать познавательный интерес. Одним из таких средств, с нашей точки зрения, являются лингвистические сказки – сказки, основанные на лингвистических понятиях, объясняющие законы языка, но со сказочными элементами и героями. Данный доклад посвящен изучению влияния лингвистических сказок на развитие познавательных интересов у обучающихся основной школы.

Лингвистическая сказка – это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок-сказку, на котором правило рассказывается, как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Русского Языка, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила. Подача нового лингвистического материала через сказку дает прекрасную возможность пробудить в спящем детском воображении живой мир всех разделов русского языка.

Несколько десятилетий назад появились первые сказки Ф.Д. Кривина о языке, и с тех пор они стали одним из испытанных средств формирования интереса школьников к родному языку, так как это является одной из серьезных проблем современной школы и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Главное внимание на уроках русского языка почти всегда уделяется тексту, как тому понятию, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание. Все случаи встречи на уроке с текстом используются для обращения к нему внимания детей. А если этот текст будет сказочным? Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказоч­ности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, разви­вает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка».

Наиболее интересно эти задачи поможет реализовать лингвистическая сказка. Это сказка по русскому языку. Здесь другие герои – лингвистические понятия.

Ч ем отличается лингвистическая сказка от фольклорной?

1. Лингвистическая сказка поучительна.

2. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

3. Герои – буквы или слова.

4. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

5. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно, а иначе вы сочините неправильную сказку).

Особенности лингвистической сказки.

1. Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

2. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

3. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Конечно, она очень много взяла от фольклорной сказки.

4. Композицию лингвистических сказок составляют присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось. Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок. Эта сказка является более широким понятием, чем, к примеру, морфологическая или словообразовательная сказки. Лингвистическая сказка по фактору адресантов может быть представлена как монологическим, так и диалогическим высказыванием. Но в большинстве случаев это монолог, т.е. «устное или письменное высказывание человека».

По цели использования лингвистические сказки можно раз­делить на следующие группы:

- информативные сказки (новые понятия, факты, знакомство с законами языка);

- сказки-игры (активное участие школь­ников в сюжетном действии сказки);

- сказки-проблемы (задачи, загадки, активизирующие мыслительную деятельность ребят, подталкивающие их к самостоятельным догадкам и открытиям);

- сказки-упражнения (формируют определенные умения и навыки школьников).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:

1. Научить чему-либо, объяснить новый материал.

2. Проверить знания по теме.

3. Увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться. Примером может служить следующая сказка.

Придаточные предложения

Придаточные предложения просто влюблены в главные и повсюду сопровождают их, не отстают ни на шаг. Они совершенно не требуют равноправия, как предложения, соединённые сочинительной связью, которые ревностно охраняют свою независимость даже в составе сложного предложения.

Придаточные, напротив, очень любят подчиняться главным и так довольны своим положением, что не могут удержаться, чтобы не рассказать всем о своём соседе. Они могут поведать самые невероятные подробности того, о чём главное предложение предпочитает умолчать. Например, назвать точное место и время происходящего события, обнаружить тайные цели, выведать его причины, указать на препятствия, словом, уточнить, при каких обстоятельствах происходило событие.

Придаточные предложения могут также дать любопытнейшую характеристику данному факту, пуститься в долгие разъяснения его смысла, без устали приводить для сравнения свои примеры. Иногда за главным предложением следует по пятам целая стая придаточных и все наперебой кричат и вопят, стараясь привлечь к себе внимание окружающих.

Само собой разумеется, что главному предложению не очень-то нравится соседство таких неудобных попутчиков. «До чего все они неугомонные и назойливые!» – думает иной раз главное предложение и всё пытается обособиться от них запятыми. Но придаточные не унимаются. Они не хотят оставаться без своего кумира. Они преследуют главное предложение, забегают вперёд или окружают его со всех сторон, протягивая к нему свои руки – союзы и союзные слова. И главным предложениям приходится в конце концов сдаться и протянуть в ответ свои указательные слова, ведь придаточные предложения поступают так вполне искренне, из добрых побуждений. Да и жизнь с придаточными предложениями куда веселее и интереснее.

Таким образом, практика показывает, что лингвистические сказки играют огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка, обладают широкими обучающими и развивающими возможностями в работе по развитию у школьников познавательного интереса к урокам русского языка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: