Во главе угла деятельности университетов стоит академическая политика, основанная на принципах добропорядочности. ТарГУ им.М.Х.Дулати целенаправленно формирует среду, стимулирующую преподавателей к применению на практике антикоррупционных механизмов и повышения среди студентов культа знаний Это особенно актуально зазвучало в период сложившейся сегодня в мире ситуации, связанной с пандемией.
Дистанционное обучение для вузов - не новая технология. Высшими учебными заведениями накоплен большой опыт в плане обучения и контроля, идет постоянный обмен опытом. Мы хотим отметить положительное значение масштабного проекта МОН РК в период карантина – проведение вузами страны и зарубежными специалистами серии вебинаров по обмену инновационными практиками в области цифровой трансформации образования.
Другой вопрос – насколько вузы оказались готовы к массовому переходу на ДОТ в кратчайшие сроки и, в особенности, в плане организации контроля учебных достижений. Системы онлайн прокторинга не дешевы, требуют хорошей технической и инфраструктурной возможности от всех участников процесса, а разработка и тестирование программ требует определенного времени. Использование людских ресурсов в качестве прокторов из числа преподавателей, налаживание эффективных коммуникаций – также довольно сложный процесс, особенно в условиях удаленной работы.
То же самое можно сказать о необходимости выстраивания схемы эффективного мониторинга. Вузы оказались в ситуации, когда привычные и отработанные процессы должны были перейти в новый формат.
Какие шаги предприняты Таразским государственным университетом им.М.Х.Дулати в организации этой сессии, сессии в режиме дистанционного обучения?
|
Во-первых, продумана до мелочей организация промежуточного контроля, основанная на постулатах академической политики вуза, на принципах академической честности и добропорядочности и на неукоснительном соблюдении требований антикоррупционного стандарта. Следует отметить, что в системе контроля и мониторинга разработанной с учетом технических возможностей, как вуза, так и каждого преподавателя и обучающегося, во главу угла поставлен принцип высоких требований к обучающимся, справедливой и объективной оценки результатов обучения.
Сегодня университет использует два варианта онлайн прокторинга. Для прокторинга тестовых экзаменов нами в кратчайшие сроки доработано и протестировано собственное программное обеспечение, оно встроено в официальную LMS вуза. Возможности такого прокторинга включают не только идентификацию студента по биометрическим параметрам, логину и паролю, как при входе, так и в течение экзамена, но и реагирование системы на сворачивание окон и переключение, специальный учет времени ответа и продолжительности экзамена в целом.
Досконально продуман прокторинг для экзаменов, принимаемых на доступной гугловской платформе и проводимых в письменной форме: в каждом Классе дисциплины присутствует проктор, которого приглашает сотрудник офиса регистратора до начала экзамена, он имеет доступ к заданиям, критериям и ответам обучающихся, а также отслеживает внесение итогов в LMS вуза. Проктор принимает участие также и в процедуре апелляции. Прокторы назначаются из числа ответственных преподавателей, прошедших обучение в рамках повышения квалификации в Школе добропорядочности и по программе ИСО 37001 – противокоррупционные системы менеджмента.
|
Разработка подобной системы прокторинга была основана с учетом возможных коррупционных рисков, обозначенных в документе Проектного офиса МОН РК «ADAL BILIM - «Типовой алгоритм проведения антикоррупционного аудита высшего учебного заведения».
Отметим также, что в соответствии с Методическими рекомендациями МОН РК по организации контроля знаний, впервые в текущей сессии апелляционная комиссия создана только из числа преподавателей. В состав комиссии введены ведущие доценты – представители каждого факультета, имеющие безупречную репутацию. Работа комиссии полностью проходит в онлайн формате, такое открытое общение и рассмотрение заявлений осуществляется в общей почте и в едином чате, к процессу подключены обучающиеся, преподаватели и прокторы.
Во-вторых, следует отметить, что все решения по организации сессии прошли предварительное обсуждение на Ученом совете и Ректорате университета. Это является подтверждением соблюдения со стороны вуза принципа информационной открытости и понятности информации. С целью предоставления подробной информации о необходимости изменений и предлагаемых действиях, разработан пакет документов для каждой отельной группы – инструкции и методические рекомендации для преподавателей, памятки для студентов. Проведено несколько опросов в студенческой среде (охват респондентов составил более 2000 человек). Все документы и контактная информация доступны на сайте, на портале вуза и разосланы по чатам. Общение в чатах открыто для эффективного взаимодействия, адресных коммуникаций в референтных группах - все преподаватели подписаны на информационные каналы, действуют чаты для вертикального и горизонтального информирования и управления процессом. Анкетирование позволяет оперативно корректировать решения в случае необходимости.
|
Считаем важным остановится на особенностях письменных экзаменов в ТарГУ. С первого дня перехода на дистанционное обучение, для преподавателей был организован ряд вебинаров, связанных с методическими вопросами организации обучения. За короткое время пришлось изменить формат заданий – конечно, сложно было перейти на контроль и экзамены в формате «открытая книга» и «экзамен на дом», но это было необходимостью, и месяц обучения дал свои положительные результаты. Такие экзамены предполагают только самостоятельное выполнение заданий и их индивидуальность. Преподаватель может проверять ответы на плагиат.
В-третьих, вузом выстроена система мониторинга и отчетности. Ежедневно члены Комитета академического качества, проводили полный мониторинг всех занятий, присутствуя на онлайн лекциях в ZOOM, SKYPE и других платформых, проверяя активность в официальной системе вуза, собирая и проверяя материал чатов. В итоге преподаватели вуза получили тысячи положительных отзывов наших студентов на качественные и интересные уроки.
И наконец, постоянная информационная поддержка и активность в соцсетях и СМИ. Разъяснения студентам по поводу сессии в прямом эфире через официальные каналы Инстаграмм и Фейсбук университета дал ректор вуза, д.т.н., профессор Сарыбеков М.Н. - охват участников составил более 3000 человек. Непосредственно перед сессией прямой эфир для студентов провели офис регистратора и комитет по делам молодежи вуза. Такие прямые эфиры и просмотры записи сняли основные вопросы, вызывающие напряженность среди обучающихся и родителей перед сессией.
В первый день сессии администрацией, преподавателями и студентами запущен онлайн челлендж «Мое слово против коррупции» - за открытый диалог и нетерпимость к различного рода проявлениям академической нечестности и недобропорядочности. К челленджу присоединились деканы факультетов, преподаватели и студенты. Ежедневно на официальном канале Комитета по делам молодежи в Инстаграмм (более 6000 подписчиков) размещаются основные цифры и факты прошедшего дня сессии. Уже опубликовано более 40 постов о ходе сессии.
По итогам первой недели можно с уверенностью сказать, что гибкое расписание экзаменов и условия их проведения позволили свести к минимуму технические сбои. Общее количество дисциплин, по которым были проведены экзамены за первую неделю составило 285, из них в формате он-лайн тестирования - 103.
Не останавливал свою деятельность на период карантина и обновленный Единый центр обслуживания «DEMEÝ», который полностью перешел на удаленное обслуживание. ЕЦО «DEMEÝ – новая структура, которая не только стирает бюрократические барьеры, но и является ответом на вызовы нового времени, это часть большого проекта по цифровизации для того, чтобы взаимодействие с обучающимися становилось проще и удобнее. Центр доказал высокий уровень работы – за период деятельности с 2018 года выдано более 27000 справок, транскриптов и других документов – сегодня все они имеют QR-код для удаленного обслуживания. Хорошие перспективы роста деятельности Центра связаны с полным переходом на выдачу обходного листа в онлайн формате и получением места в общежитии.
Считается, что трудные времена дают толчок развитию новых возможностей. Университет, благодаря профессионализму и высокой академической культуре, слаженной работе всего коллектива, смог найти этот путь и двигаться дальше обновленным!