11.10.2012
Драма как непрерывно развивающийся процесс
1. Теория драмы
Драма (от греч. действие) - один из 3 литературных родов, произведения, предназначенные для постановки на сцене.
В основе драмы лежит действие, в драме воссоздаются событийные ряды, поступки людей, из взаимоотношения, но в драме нет собственно авторской речи. Авторская речь существует в виде ремарок. В основе драмы лежит диалог или монолог и обязательно конфликт.
Первый вопрос, который возник при создании драмы: "Должна ли драма полностью, 100% подражать действительности?". Достаточно намекнуть, катарсис, перипетия (переход от незнания к знанию и от несчастия к счастью).
Драматургия двернегреческого театра.
от 1 до 3 актеров, сцены и эпизоды чередуются с хоровыми песнями, хор либо выражает точку зрения зрителей, но и может выражать точку зрения автора. В основе всех сюжетов лежат мифов, греки ходили в театр для того,чтобы увидеть как данный автор показал данный сюжет. В периоды диониссий ставилось 3 трагедии (тоже из 3 частей) и одна сатировская драма. Впервые зарождаются социальные характеры героев.
У римлян появляются фарс, ателлана, кроме государственного действа театр становится средством развлечения.
Средневековый театр.
Зарождается в недрах церкви.
Возрождение. Шекспир.
Драматургия французского классицизма.
Теория трех единств: места (если мы показаем городскую площадь, то все действие разворачивается там), времени (произведение драматическое ограничивается 24 часами) и действия (1 сюжетная линия без каких-либо ответвлений).
Натурализм
18.10.2012
Композиция (от лат. соединение) - значимое соотношение частей художественного произведения
|
Драматургическая композиция - тот способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение как организация действия в пространстве и во времени. В "поэтике" Аристотеля уже выделялись важные части трагедии: пролог, эписодий, эксот (результат произведения), хоровая часть (парат (появление хора, исполнение хоровой песни) и стасим (исполнение песен отдельными представителями хора)). Аристотель выделял следующие части драматической композиции: сказание (рассказ о событиях), характеры, речь, мысль, зрелище, музыкальная часть.
Построение композиции драматического произведения:
1. экспозиция (изложение, объяснение) - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. Задача: изложение всех предлагаемых обстоятельств (может быть отнесено заглавие), изложение всей предыстории пьесы.
а. прямая экспозиция - специальный монолог
б. косвенная экспозиция - раскрытие обстоятельств по ходу действия
в. наиболее распространенный - показ последнего периода жизни героя, прерывающийся каким-либо конфликтом.
В экспозиции обязательно лежит событие, которое называют исходным, оно готовит завязку драматического действия.
2. Завязка - располагаются события, нарушающие исходную ситуацию, начало основного конфликта.
3. Развитие действия - наиболее обширная часть действия, располагается часть пьесы, состоит из эпизодов: актов (3-5), сцен, действий. В развитие действия входит кульминация - вершина развития действия, тот поворот событий, который меняет ход действия, в основе лежит центральное событие, которое является коренным перелоном в действии пьесы.
|
4. Развязка - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов.
5. Эпилог - часть композиции, которая производит смысловое завершение пьесы в целом, а не сюжета, послесловие.
Виды драматических композиций:
1. Линейная - наиболее распространенная, части композиции следуют последовательно, одна за другой
2. Обратная - события располагаются линейно, но следуют в обратном порядке (эпилог, развязка, завязка, развитие действия, кульминация).
3. Кольцевая - начало замыкается с финалом, т.е. действие пьесы начинается с того, чем закончится (развязка, экспозиция,...)
4. Детективная - экспозиция затягивается на довольно продолжительное время, герои постоянно вынуждены обратиться к началу и пытаться восстановить его
5. Монтажная - состоит из нескольких сюжетных линий, историй, которые складываются в единое повествование при помощи монтажа. В основе лежит одна смысловая мысль
6. Коллажная - каждая часть линейной композиции раскрывается с помощью отдельной истории.
7. Пародоксальная - перевертывание перспективы, сдвиг драматической структуры
дз: подобрать пример пьес, которые бы отражали разные виды композиции; найти в рекламных роликах виды композиции
Взаимоотношение сюжета и фабулы.
Диспозиция - естественный склад событий, композиция - их последовательность в худ.произведении
Сюжет - развертывание действия, развитие характеров, взаимоотношений, поступков во всей их полноте; способ существования фабулы в худ. произведении. Сюжет состоит из цепи событий, единица сюжета - событие. Событие - реальное столкновение противоборствующих сил, в основе лежит конфликт.
|
Фабула (от лат. повествование, история, речь, рассказ) - цепь основных событий, составляющих смысловое ядро пьесы. Сюжет и фабула могут совпадать.
Сюжет - способ организовать события фабулы в той последовательности, в которой это необходимо автору с целью максимально полного донесения произведения.
Конфликт (от лат. столкновение) - момент в пьесе, в котором сталкиваются антогонистические силы драмы. Природа конфликта лежит в мировоззрении персонажей. Необходимо учитывать социальные, психологические причины, которые привели к конфликту. Конфликты происходят на 2 уровнях: на объективном (конфликт реальных событий), конфликт идей, мировоззрений (на субъективном-сам персонаж отказывается от своих взглядов), кто-то третий помогает разрешить, свыше
1. внутренний - конфликт человека со своим внутренним миром (между разумом и чувством, между долгом и совестью, между желанием и моралью, между сознанием и подсознанием, между личностью и индивидуальностью, между сущностью и существованием)
2. внешний (персонаж и персонаж, персонаж и группа, персонаж и среда, группа и группа, персонаж и метафизическое понятие)
Конфликты могут быть на различных уровнях: идейный, нравственный, социальный, религиозный, политический, бытовой, семейный.
25.10.2012 г.
Событие, поступок, действие.
Событие - действенный факт, но не взятый отдельно, а во взаимодействии с другими фактами. Событие кратчайшим путем вовлекает актера и зрителя в мир пьесы. События подготавливают развитие сюжета. Драматургическое событие для драматурга, событие как основа сюжета для драматурга. Драматическое событие для режиссера и актера. Для режиссера событие - единица выражения его трактовки пьесы. Актер смотрит на событие через персонаж и роль, он между замыслом драматурга и виденим режиссера, событие для него - то,что происходит с его персонажем и как это связано с другими персонажами. Театральное событие для зрителя и критика - это сценическое событие, то, что происходит на сцене плюс то, что окружает зрителя в этота момент. Зрителю присущ эффект осознания реальности события в процессе сопереживания. Для критика событие - некий тетральный акт, на который он смотрит как на тетральную традицию.
Психологическая мотивировка события - мотивируется внутренним миром героя, его характером, логическая мотивировка события - мотивируется ходом сюжета. События считаются мотивированными, если они соответствуют данным обстоятельствам и психологии действующих лиц. Мотивировка - соотвествие характера персонажа и его поступков
В пьесе концентрированность событий выше,чем в реальной жизни. Драматург в маловременном пространстве должен уместить большое число событий, чем в любой другой литературной форме и тем более реальной жизни.
Для рекламы событие - некое общественно важное действие, волнующее проишествие. Характерна несхожесть с тем, что происходит с нами и вокруг нас в рутинной жизни
поступок - конкретное действие конкретного человека. Слова тоже поступок, не обязательно какое-то физическое действие. Разоворы и есть действия. События в рекламе могут быть вообще без слов. Действие - перемена в известный промежуток времени.