Технологическая карта урока литературы с использованием технологии




«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: Проблематика рассказа А. П. Чехова «Орден». Мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности

Тип урока: урок изучения и анализа художественного произведения

Основной методологический прием: чтение с остановками

Цель урока: прочитать и осмыслить рассказ А.П. Чехова «Орден», выявить его проблематику, показать мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности

Задачи:

1) образовательные:

- познакомить учащихся с приемами, используемыми А. П. Чеховым в создании сюжета и выборе языковых средств;

- обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: речь героев как средство создания художественного образа, эмоционально-оценочная и просторечная лексика, фразеологический оборот, эпитет, метафора, олицетворение, художественная деталь и др.

2) развивающие:

- развивать интерес к литературе, слову писателя;

- развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

3) воспитательные:

- формировать интерес к литературе, к творчеству А. П. Чехова;

- создавать условия для формирования эстетического чувства;

- воспитывать культуру поведения учащихся.

Оборудование: УМК Т. Ф. Курдюмовой, текст произведения, портрет А. П. Чехова

Вызов
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы Результаты (УУД)
Мотивационно-ориентировочный этап   Актуализация знаний   Формулировка темы и цели урока Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Совместно с обучающимися формулирует цель работы. - Чей портрет перед вами? Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения вы читали? На какую особенность вы обратили внимание, знакомясь рассказами А.П. Чехова? - Антону Павловичу принадлежит множество афоризмов, один из них звучит так: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Объясните, как вы понимаете высказывание писателя. В конце урока мы вернемся к этим словам, а сейчас сформулируйте тему и цель урока, чем мы будем сегодня заниматься? - Рассказ, который мы будем читать с остановками называется «Орден». - прогнозирование сюжета по ключевому слову. - Предположите, каков может быть сюжет рассказа с таким названием. Запишите ваши версии, прочитайте. Проверим в ходе работы, смогли вы угадать замысел Антона Павловича. В процессе предугадывания сюжета, возникает противоречие: орден – награда за подвиг, заслуги перед отечеством, и в то же время Чехов, писатель, который метко подмечает смешное и нелепое. Что же ждет нас? Как писатель решает это противоречие? Проверим – прочтем рассказ. (Текст делится учителем на части, на каждом новом этапе урока обучающиеся получают распечатанный фрагмент, с которым работают в ходе чтения и анализа рассказа). Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание. Обучающиеся отвечают на вопросы, делают вывод по фронтальной беседе: читая рассказы Чехова, мы улыбаемся, смеемся над недостатками персонажей, осуждаем их пороки. Ученики формулируют цель и тему урока: будем читать произведение А. П. Чехова и выяснять, что писатель хотел улучшить в человеке, показывая его в этом произведении. Записывают предполагаемый сюжет. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) - прогнозирование сюжета по ключевому слову, фронтальная беседа. Личностные: понимание учебной цели и задачи. Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить. Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.
Осмысление
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы Результаты (УУД)
Чтение с остановками Организует деятельность учащихся. Способствует активности работы. Служит источником информации. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме. - Читаем первые два предложения рассказа. Ваши впечатления? Обращаем внимание на прием «говорящая фамилия»: Леденцов и Пустяков, без сомнения, - люди несерьезные, легкомысленные. Смех создается благодаря оксюморону «Лев Пустяков»: с одной стороны, Лев – нечто значительное, царственное, с другой – Пустяков. Так одним штрихом автор создает образ героя: перед нами человек незначительный, но стремящийся выдать себя за кого-то очень важного и авторитетного (в сильном классе необходимо провести параллель с образом Хлестакова, задать ученикам вопрос: Какого героя Н.В. Гоголя напомнил вам Пустяков? Олицетворением какого явления в российском обществе являются оба героя? Напоминаем детям о «хлестаковщине»). - Проведем лингвистический эксперимент: прошу вас познакомиться с переделанным отрывком, я изменила некоторые слова автора. Сравним оба варианта. Есть ли смысловая разница? Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, жил рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. К последнему он и отправился в новогоднее утро. Отмечаем, что усмешку Чехова можно почувствовать через такие художественные детали, как глагол «обитал» (заметьте - не «жил») и фразеологизм высокого стиля речи «направил стопы», неуместно звучащего в бытовой зарисовке в начале рассказа. Без этих деталей текст рассказа становится менее выразительным, теряется усмешка автора. - Какой смех вызывает у читателя писатель уже в первых предложениях рассказа? - Предположите, как будут развиваться события дальше. Читаем 1 часть (2-13 предложение). - Что нового мы узнали о герое рассказа? - Какие чувства он у вас вызывает? Кто-то испытает сочувствие к Пустякову: «заикается, краснеет, робко оглядывается»; кто-то осудит за то, что он хочет воспользоваться чужой наградой. - А как сам автор относится к Льву Пустякову? Докажите свое мнение словами из текста. Обращаем внимание детей на речь героя, в которой встречаются ругательства: «мерзавец, подлец», а также фраза «болтается что-нибудь на шее или в петлице», в ней звучит пренебрежение к понятию «заслуженная награда». Все это позволяет сделать вывод о том, что Пустяков несимпатичен Чехову. - Предположите, как будет развиваться сюжет дальше, запишите ваши версии, прочитайте. Чтение 2 части (14-30 предложение). - Прочитайте самое, на ваш взгляд, важное предложение этой части, объясните свою точку зрения. Выслушивая мнения каждого, выясняем, что в предложении 15 автор эпитетом «чужой» уничижает высокое самомнение героя, на груди которого «сверкал золотом и отливал эмалью…Станислав» (олицетворение, метонимия, инверсия). Внутренний монолог в предложения 16-17 подчеркивает, насколько значительным человеком ощущает себя Лев Николаевич, он сейчас не Пустяков. Каждое предложение, слово Чехова, бесспорно, важное, в каждом звучит его ироническое отношение к герою. Следующая часть начинается с такого предложения: «Но тут он увидел нечто ужасное». Предположите, что увидел наш герой? Проверим! Чтение 3 части (31-54). - В рассказе появляется новый герой. Давайте сравним Пустякова и Трамбляна. Предположите, почему «сконфужен» Трамблян? Чтение 4 части (55-69 предложение). - Итак, наш герой с крепко пришитой к костюму чужой наградой очень боится разоблачения. Как должен был вести себя в такой ситуации совестливый человек? (Уехать и вернуть хозяину орден, рассказать –сознаться в своем непорядочном поступке). А как ведет себя Пустяков? Давайте понаблюдаем за его состоянием: подчеркните слова, с помощью которых Чехов передает внутреннее состояние своего героя. В подчеркнутых учащимися словах Чехов передает весь калейдоскоп чувств, нахлынувших на нашего героя. - Почему он не ведет себя достойно? Вместо того, чтобы исправить своей ошибки, учитель, несмотря на стресс и страдания, все же предпочитает бессовестное поведение, и он не одинок в своем желании быстро и легко прославиться… Удалось нам угадать замысел писателя? - В каком предложении писатель высказывает свое отношение к героям? Предложение 78 «Оба грешны одним грехом…» Чехов постоянно иронизирует над своими героями. Перечитаем эту часть и, усмехаясь вместе с автором, найдем самые выразительные детали, создающие комизм описанной ситуации. Олицетворения: «с лица медленно сползал конфуз», «Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял.» Прием антитезы: «Станислав…увидел свет и засиял», а «Учитель побледнел…». Наличие разговорной лексики: «француз сжульничал, нацепил». Все эти выразительные средства помогают читателю почувствовать ироничное отношение автора к героям. - Как вы думаете, чему научит этот случай наших героев? Проверим наши предположения, прочтем последнюю часть. Чтение 5 части (88 – 92). - К сожалению, ничему! Осуществляет контакт с новой информацией. Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом. Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы. Отслеживает процесс знакомства с новой информацией. Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное. Учащиеся приходят к выводу: Чехов создает иронию – скрытую тонкую усмешку автора, требующую от внимательного читателя разгадки. Заранее подготовленные ученики рассказывают о наградах царской России. (приложение). Делают вывод из сравнения Пустякова и Трамбляна: Трамблян (тоже «говорящая фамилия»: трамблян – дрожащий, трепещущий. Название польки с подпрыгивающими движениями) – полное отражение Пустякова, коллега по службе, так же, как и Лев Пустяков, почему-то сконфужен и напряжен. Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания, поиск ответов на поставленные вопросы, чтение текста с остановками, прогнозирование сюжета, лингвистический эксперимент, фронтальная беседа Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей; умение вносить коррективы к ходе работы; умение прогнозировать результат; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; синтез — составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Рефлексия
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы Результаты (УУД)
Рефлексия   Оценка деятельности Организует рефлексивную деятельность учащихся. Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями. Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. - Вернемся к афоризму А.П. Чехова: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Что показал в рассказе «Орден» писатель, что высмеивает, что пытается исправить? - Критик 19 века К. Арсеньев считал «Орден» «легковесным, рассчитывающим только на минутное любопытство, анекдотом»? Согласны вы с его мнением? - Можно назвать рассказ современным? Какие примеры тщеславия из современной жизни вы могли бы привести? Домашнее задание. Напишите эссе на тему: 1) «Современный Пустяков. Какой он?»; 2) «Чему научил нас рассказ «Орден».(по выбору) - И последнее задание: продолжите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Обменивается мнениями. Отвечает на вопросы. Систематизирует новую информацию. Высказывает оценочные суждения. Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи. Ставит новые цели. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: Чехов показывает тщеславие, отсутствие совести, желание выглядеть не тем, кем ты являешься на самом деле. Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам; ответы на вопросы; прогнозирование. Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно - этическая ориентация; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приложение

А. П. Чехов «Орден»

(1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

—(3) Видишь ли, в чем дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. — (4) Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу... (11) Дай, сделай милость!

(12) Всё это проговорил Пустяков заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. (13) Поручик выругался, но согласился.

(14) В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (15) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

(16) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. —(17) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

(18) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком. (19) Извозчик, как показалось ему, увидев его погоны, пуговицы и Станислава, окаменел. (20) Пустяков самодовольно кашлянул и вошел в дом.

(21) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (22) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (23) Слышался говор и звяканье посуды.

— (24) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (26) Ба, Лев Николаич! (27) Милости просим. (28) Немножко опоздали, но это не беда... (29) Сейчас только сели.

(30) Пустяков выставил вперед грудь, поднял голову и, потирая руки, вошел в залу.

(31) Но тут он увидел нечто ужасное. (32) За столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (33) Показать французу орден — значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться... (34) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит, и отступление было уже невозможно. (35) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

(36) «Выпивши, должно быть!» — подумал Спичкин, поглядев па его сконфуженное лицо.

(37) Перед Пустяковым поставили тарелку супу. (38) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

— (39) Я уже покушал-с... Мерси-с... — пробормотал он. — (40) Был я с визитом у дяди, протоиерея Елеева, и он упросил меня... тово... пообедать.

(41) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шел необыкновенно аппетитный дымок. (42) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

(43) «Заметят... (44) И через всю грудь рука будет протянута, точно петь собираюсь. (45) Господи, хоть бы скорее обед кончился! (46) В трактире ужо пообедаю!»

(47) После третьего блюда он робко, одним глазком поглядел на француза. (48) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (49) Поглядев друг на друга, оба еще более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

(50) «Заметил, подлец! — подумал Пустяков. — (51) По роже вижу, что заметил! (52) А он, мерзавец, кляузник. (53) Завтра же донесет директору!»

(54) Съели хозяева и гости четвертое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

(56) Поднялся какой-то высокий господин с широкими волосистыми ноздрями, горбатым носом и от природы прищуренными глазами. (57) Он погладил себя по голове и провозгласил:

— (58) Э-э-э... эп... эп... эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

(59) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (60) Громкое «ура» пронеслось по всем комнатам. (61) Дамы заулыбались и потянулись чокаться. (62) Пустяков поднялся и взял свою рюмку в левую руку.

—(63) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (64) Заставьте ее выпить!

(65) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (66) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (67) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (68) Тот глядел на него удивленными, вопрошающими глазами. (69) Губы его хитро улыбались и с лица медленно сползал конфуз...

— (70) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (71) Передайте бутылочку по принадлежности!

(72) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке и... о, счастье! (73) Пустяков увидал на его груди орден. (74) И то был не Станислав, а целая Анна! (75) Значит, и француз сжульничал! (76) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (77) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (78) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить...

—(79) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

—(80) Да-с! — сказал Пустяков. — (81) Удивительное дело, Юлий Августович! (82) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (83) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (84) Уди-ви-тель-ное дело!

(85) Трамблян весело закивал головой и выставил вперед левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

(86) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. (87) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

(89) «Знай я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (90) Эх, не догадался!»

(91) Только эта одна мысль и помучивала его. (92) В остальном же он был совершенно счастлив.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: