Технологическая карта урока с использованием технологии РКМЧП




Предмет: литература

Класс: 9

Время проведения: 80 минут (сдвоенный урок)

Тема урока: «Кто разгадает вас?» (Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока: на примере анализа образа Софьи обосновать неизбежность перехода от классицизма к реализму.

Формируемые УУД:

· Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

· Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

· Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение текста в устной форме и письменной, свободное восприятие текста художественного произведения; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

· Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание стремления к постижению нового.

Продукты: сравнительная характеристика героинь комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; таблица «Трактовка образа Софьи в критической литературе».

Методы обучения: проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический).

Дидактические материалы:

· организационно-дидактические материалы: правила работы в группе; памятка по организации обсуждения; описание технологии «Шкала мнений», приема «Линии сравнения» и ИНСЕРТ (РКМЧП);

· учебно-дидактические материалы: текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова; текст статьи И.А. Гончаров «Мильон терзаний»; текст статьи «Софья» в учебнике В.Я. Коровиной;

· наглядно-дидактические материалы: спектакль Томского Драмтеатра «Горе от ума» (просмотрен накануне урока); слайдовая презентация.

· оценочно-дидактические материалы: листы для самооценки; ключи для самопроверки.

Оборудование: экран, видеопроектор, цветные маркеры, ватман.

Этапы урока Ход урока Работа учителя Работа учеников Формируемые результаты Технологии и приемы
Мотивационно-ориентировочный Самоопределение 5 мин. Сегодня мы с вами проводим урок, на котором вы должны будете оценить свою деятельность, т.е. контролировать свои знания, умения и способы действия при выполнении заданий. Для этого у каждого из вас на парте лежит оценочный лист с указанием основных видов деятельности на уроке. Не забудьте результаты своей работы фиксировать в этом оценочном листе. Изучите оценочный лист. Все ли вам понятно? Постарайтесь быть активными и объективными. Если вы поставите себе небольшое количество баллов, не отчаивайтесь: вы смогли обнаружить пробелы, которые предстоит восполнить. А ученикам, показавшим высокие результаты, будут выставлены отличные оценки. Объясняет правила работы с оценочным листом; мотивирует учеников на плодотворную работу на уроке. Индивидуально знакомятся с оценочным листом; уточняют критерии оценочного листа Мотивация на активную познавательную деятельность Критериальное оценивание
Актуализация знаний 20 мин Известно, что Грибоедов задумал комедию, следуя основополагающим принципам классицизма в драматургии: - Правило «3-х единств» - Симметричность композиции - Говорящие фамилии героев, свидетельствующие об их одноплановости и неизменности - Четкое деление героев на положительных и отрицательных - Ясный финал (порок наказан и добродетель торжествует) Но так ли это на самом деле? Подчиняется ли образ Софьи Павловны Фамусовой канонам классицизма? Для того чтобы разобраться в этом вопросе сравним образы 2-х героинь из комедий Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума», амплуа у них одинаковое (обе героини главные), да и имя одно – Софья. Я предлагаю вам в течение 5-7 минут поработать в парах и составить краткую сравнительную характеристику девушек в соответствии со следующим планом: 1. Семья, воспитание 2. Отношение к обществу, в котором приходится жить 3. Отношение к любви (ограничимся главным героем) 4. Отношение к богатству героя и героини 5. Основные качества героини 6. Отношение автора к героине (значение финала пьесы) Вывод: Если образ Софьи из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» полностью укладывается в схему героя классицизма, то Софья из «Горе от ума» выбивается из привычных канонов. Озвучивает тему и дидактическую цель урока; побуждает к актуализации имеющихся знаний; напоминает правила сравнения и сопоставления как основные при составлении сравнительной характеристики разных произведений (героев); подводит к формулированию вывода; организует представление результатов работы, обращая внимание на необходимость грамотного построения высказывания Вспоминают и называют основные теоретико-литературные понятия – принципы классицизма в драматургии; составляют сравнительную характеристику героинь в парах устную и письменную делают вывод; представляют результаты своей работы, следя за точностью и правильностью формулировок Активизация познавательных процессов (умение отбирать и структурировать имеющиеся знания под конкретную задачу; умение на основе сравнения определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях драматургов разных эпох); совершенствование коммуникативных навыков (слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли); совершенствование регулятивных навыков (распределять время на выполнение задания и функции внутри пары) Технология РКМЧП, прием «Линии сравнения»
Постановка учебной задачи, целей урока 5 мин Какая же Софья героиня: положительная или отрицательная? Героиня комедии или трагический образ? Если в комедии «Недоросль» арифметически легко просчитывается финал, где 1+1=2 (т.е. герой=героиня), то почему в «Горе от ума» 1+1¹2? Ведь единственный персонаж, задуманный как близкий к Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Попробуем разобраться в этом. На какие вопросы, связанные с ролью Софьи в произведении, вы хотели бы, чтобы мы ответили в ходе урока? Приблизительный круг вопросов, которые могут интересовать учащихся: Почему Софья разлюбила Чацкого? Почему не разгадала в Молчалине подлеца? Каковы были истинные причины ее поступка, когда она объявила Чацкого сумасшедшим? Осознала ли Софья Павловна свою ошибку? Что случится с героиней после отъезда Чацкого? Помогает учащимся сформулировать свои – познавательные – цели в рамках общей темы Формулируют в виде вопросов свои познавательные цели. Развитие навыка целеполагания Подводящий диалог
Операционно-деятельностный Составление плана, стратегии по разрешению затруднения 10 мин Дома вы ознакомились с различными точками зрения на образ Софьи. Какой предстает она в статье И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и в статье автора вашего учебника В.Я. Коровиной? Какую трактовку образа Софьи Павловны предлагает наш Томский Драмтеатр? Кроме того, я попросила ученицу подготовить индивидуальное задание: познакомить вас с мнением Лебедевой О.Б., профессора кафедры русской литературы ТГУ (статья «Мотивы и образы Священного писания в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Слушая выступление ученицы, заполните табличку
Знак Ключевые слова
v  
+  
-  
?  

 

Побуждает к актуализации имеющихся знаний; организует восприятие и оценивание новой информации Вспоминают уже известный материал; знакомятся с новой информацией и структурируют ее по заданным параметрам Развитие познавательных навыков (умение структурировать новую информацию) Технология РКМЧП, прием «ИНСЕРТ»
Реализация выбранного проекта 3 мин Я предлагаю вам два варианта работы: 1) разделиться на группы, выбрав за основу наиболее близкую вам точку зрения, и заполнить таблицу, ответив на вопросы, которые были даны вам в качестве домашнего задания. 2) заполнить таблицу всем вместе, последовательно вписывая разные мнения. Почему вы выбрали именно этот вариант? В таблице нужно отразить точку зрения критика или режиссера просмотренного вами спектакля, подтвердив сказанное цитатами из текста. Предлагает разные варианты выполнения задания; организует рефлексию (почему выбрана эта точка зрения и/или этот вариант работы) Выбирают форму организации работы. На данном уроке приведена групповая форма работы Развитие личностных качеств (умение делать выбор и аргументировать его)  
Этап самостоятельной работы с проверкой по образцу 10 мин. + 15 мин. На подготовку задания и обсуждения вопросов в группе вам дается 10 минут Организует групповую работу; организует представление результатов работы, обращая внимание на необходимость грамотного построения высказывания Организуют внутригрупповое взаимодействие; отбирают и записывают необходимую информацию; готовят представление результатов работы Совершенствование коммуникативных навыков (организовывать совместную деятельность; слушать и слышать друг друга, грамотно и точно выражать свои мысли письменно); совершенствование регулятивных навыков (распределять время на выполнение задания и функции внутри группы); развитие познавательных навыков (умение структурировать информацию; умение встраивать новые знания в сложившуюся систему; смысловое чтение) Групповая работа
Приступим к обсуждению. Я предлагаю представителям от каждой группы ознакомить нас с результатами работы группы и представить образ Софьи, как видит его выбранный вами автор. Сказанное не должно противоречить оригинальному тексту комедии, поэтому аргументируйте цитатами из «Горе от ума» справедливость позиции критика. Будьте убедительны, вам нужно доказать оппонентам, что данная точка зрения заслуживает внимания. Может кто-нибудь из вас дополнить ответ? Организует обсуждение результатов работы Представляют результаты работы; формулируют выводы Совершенствование коммуникативных навыков (слушать и слышать друг друга, грамотно и точно выражать свои мысли устно)  
Рефлексивно-оценочный Оценка результатов деятельности 5 мин. А теперь приступим к голосованию. Перед вами шкала мнений, цветом выделены 4 точки зрения на образ Софьи. Сторонники мнения И.А. Гончарова возьмите зеленые фишки, сторонники позиции В.Я. Коровиной – красные, сторонники версии Драмтеатра – синие. Сторонники мнения Лебедевой О.Б. – фишки желтого цвета. - Какая точка зрения на образ Софьи кажется вам наиболее убедительной? Проголосуйте, прикрепив вашу фишку к шкале мнений. - Позиция какого автора кажется вам наиболее интересной? Проделайте то же самое. - Объясните свой выбор, дополнив ответом, какая точка зрения кажется вам неубедительной? Остались ли вопросы, заявленные вами в течение урока, на которые мы не ответили? Если да, то давайте вернемся к ним. Организует рефлексию, объясняя правила работы в технологии «Шкала мнений»; дает алгоритм рефлексии; организует диалог Анализируют свое отношение к результатам работы; подбирают аргументы в защиту своей позиции; осмысливают свое отношение к событиям и персонажам Строить цепочки рассуждений, выведение следствий; установление причинноследственных связей и коммуникативных связей (полнота и точность выражения мысли в соответствии с задачами) Технология «Шкала мнений»
Этап рефлексии 5 мин Мы рассмотрели с вами 4 разные концепции на роль Софьи в произведении. Скажите, почему возможны такие разные трактовки этого персонажа? Вывод 1: 1.Прежде всего потому, Софья Павловна Фамусова не положительный или отрицательный образ классицистов, а сложный реалистический характер, чьи мысли и поступки до конца нам непонятны. Для классицизма 1+1=2 (герой + героиня), и это арифметика, а не алгебра человеческих отношений, которые более сложные, поэтому совсем не обязательно, что неглупая девушка полюбит достойного. 2.Отсутствие положительного финала произведения, где добродетель торжествует, а порок наказан, - важнейшее свойство реализма, который не признает однозначных концовок. Мы гадаем с вами, что ждет Чацкого и Софью дальше, потому что комедия оборвалась на самом драматическом моменте, когда с глаз героев «спала пелена», и они оказываются перед выбором: что дальше? 3.Современный материал, современный конфликт, современные герои поднимают актуальные проблемы эпохи, и это также является признаком реалистического метода. Таким образом, если классицистический герой терял связь с жизнью, становился схемой, то в произведении Грибоедова за покровами классицистической одежды проступает сложность и противоречивость живой жизни. Пример тому – образ Софьи. Вывод 2: Так мы с вами увидели неизбежность перехода русской литературы от классицизма к реализму. Почему произведение Грибоедова интересно нам спустя 200 лет? Какие образы не устарели? Какие уроки мы способны извлечь из произведения? Какой взгляд на человека предлагает нам автор? Какие вопросы поднимает автор? Организует рефлексию, побуждает к навыкам систематизации и обобщения новых знаний Структурируют новую информацию, делают выводы по уроку. Формулируют ответы по произведению: (Человек – сложное создание, он может совершить ошибку, может оказаться способен пойти на предательство). Нужно ли его прощать? На этот вопрос каждый ответит сам. Как не ошибиться в человеке? (Не принять желаемое за действительное?) Какие вопросы поднимает автор? (Вечные проблемы противостояния пошлого общества и личности, лжи и правды, выбора спутника жизни, предательства в любви, отношений в семье) Развитие познавательных навыков (умение структурировать новую информацию; умение встраивать новые знания в сложившуюся систему, обобщать полученные знания и делать выводы.)  
Оценка деятельности 2 мин. Я предлагаю вам оценить работу одноклассников. Кого из них вы хотели бы выделить? Как вам кажется, может быть, потому, что одна из групп оказалась лучше подготовленной и наиболее убедительно отстаивала свою позицию в дискуссии, на шкале мнений результат их деятельности получил самую высокую оценку? Предлагаю поощрить работу данной группы еще одной отметкой. А теперь оцените собственную работу на уроке. Заполните и сдайте, пожалуйста, оценочные листы. Скажите, есть среди вас такие, кто затрудняется оценить свою деятельность на уроке на «4» или «5»? Я предлагаю таким учащимся выполнить домашнее задание, ответив письменно на один из вопросов по выбору: · С кем из критиков, анализирующих образ Софьи, я согласен и почему? · Какой я вижу Софью в комедии «Горе от ума». Вы также можете предложить свою тему, согласовав ее со мной. Всем спасибо за продуктивную работу на уроке. Организует оценку и самооценку работы на уроке на основе разработанных критериев Оценивают свою и чужую деятельность в соответствии с выработанными критериями Совершенствование регулятивных умений (осознание качества и уровня усвоения материала; оценка результатов работы) Критериальное оценивание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: