Налог на имущество организаций – прямой региональный налог с юридических лиц, взимаемый в РФ в соответствии с НК РФ ч. 2 гл. 30 и законами субъектов РФ.
Налогоплательщики
Плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объект налогообложения
Объектами налогообложения признается:
для российских организаций – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства – находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Налоговая база
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
|
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
|
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговый период. Отчетный период
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая ставка
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Воронежская область:
Ставка налога на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 % от налоговой базы, определяемой в соответствии с НК РФ.
Ставка налога на имущество устанавливается в размере 0,5 % от налоговой базы в отношении организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
|
Ставка налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты в соответствии с Законом Воронежской области от 7 июля 2006 года № 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», направленные на модернизацию, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение действующего производства, устанавливается на срок 3 года, начиная с налогового периода следующего за налоговым периодом, в котором в установленном порядке осуществлен ввод в эксплуатацию производственных мощностей, включенных в инвестиционный проект в целом, в следующих размерах:
2 % при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту до 20 % (включительно) налогооблагаемой базы;
1,6 % при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту свыше 20 до 40 % (включительно) налогооблагаемой базы;
1,1 % при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту свыше 40 до 60 % (включительно) налогооблагаемой базы;
0,7 % при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту свыше 60 до 80 % (включительно) налогооблагаемой базы;
0,2 % при стоимости введенных основных средств по инвестиционному проекту свыше 80 % налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
организации – в отношении космических объектов;
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
имущество государственных научных центров и т.д.
Воронежская область:
Освобождаются от налогообложения:
1) организации – в отношении областных и ведомственных автомобильных дорог общего пользования;
2) религиозные организации – в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения;
3) организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры областного и местного значения;
4) организации – в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемых по целевому назначению;
5) организации – в отношении пассажирского транспорта общего пользования (включая электротранспорт), кроме такси, содержание которых частично финансируется за счет средств областного и (или) местных бюджетов;
6) организации – в отношении имущества, используемого для производства изделий народных художественных промыслов, определяемых в соответствии с действующим законодательством;
7) организации – в отношении имущества, используемого для защиты, охраны и воспроизводства лесов.
8) организации – в отношении имущества, используемого для сбора, утилизации и переработки павших животных.
9) организации, финансируемые из областного и местных бюджетов – в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
10) органы государственной власти Воронежской области, иные государственные органы Воронежской области и органы местного самоуправления – в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения.
11) организации и учреждения, включенные в Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 – в отношении объектов, используемых для санаторно-курортной деятельности.
12) организации, реализующие особо значимые инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств – на срок 5 лет, а организации, реализующие особо значимые инвестиционные проекты по производству автомобилей – на срок 8 лет.
13) базовые организации в отношении имущественных комплексов, имеющих статус технопарка (производственные и офисные помещения, занимаемые резидентами и используемое ими имущество);
14) организации, имеющие статус резидентов технопарка в отношении их собственного имущества и оборудования, расположенных на территории технопарка и задействованных в разработке и реализации инновационных проектов;
15) организации, за исключением указанных в п.9 – в отношении физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, используемых для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами;
16) организации – в отношении имущества, используемого для переработки промышленных отходов.
17) организации, финансируемые из областного бюджета – в отношении имущества, находящегося в областной собственности и используемого в бизнес-инкубаторах (производственные и офисные помещения, оборудование, оргтехника);
18) организации, осуществляющие лизинговую деятельность в отношении авиационной техники – в отношении авиационной техники, являющейся предметом лизинга;
19) организации, осуществляющие лизинговую деятельность – в отношении имущества, являющегося предметом лизинга, за исключением недвижимого имущества, легковых автомобилей, мотоциклов, снегоходов, мотосаней, гидроциклов;
20) организации – в отношении имущества аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения.
Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
Воронежская область:
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в следующие сроки:
по авансовым платежам – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
по платежам за налоговый период – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом,
Налоговая декларация
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.