Теоретический аспект проекта. Анализ и подготовка




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Факультет социальных наук

Кафедра общей социологии и социальной работы

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

студентов 3 курса дневного отделения

направления подготовки «Социальная работа» – 39.03.02

Григорьева Алексея Андреевича, Гринько Максима Александровича, Ефимовой-Комаровой Анастасии Александровны, Смирновой Полины Александровны, Куракиной Анны Владиславовны

«Гореть, а не выгорать!»

 

 

Научный руководитель:

Плотникова Е.С. доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии

______________________

 

 

Нижний Новгород

Оглавление

Введение. 3

Теоретический аспект проекта. Анализ и подготовка. 5

Команда проекта. 5

Социальная инновация. 7

Карта эмпатии. 9

HADI 10

Описание потребителей. 11

Бюджет проекта. 11

Календарный план проекта. 12

SWOT. 13

Прототипирование. 14

Анализ конкурентов. 15

 


 

Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время с увеличением темпов жизни все большее количество людей испытывает эмоциональные перегрузки и страдает от проявлений синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную истощенность испытывают специалисты, находящиеся в процессе постоянной коммуникации с другими людьми. Перечисляя представителей таких профессий, прежде всего, следует назвать специалистов социальной сферы и тех, чья работа попадает под другие области определения профессии типа «человек-человек». Именно эти люди в силу специфики и альтруистичности выполняемой деятельности больше всего подвержены риску заболевания различными психосоматическими расстройствами и переживанию стрессовых реакций. На первом месте среди указанных расстройств находиться синдром профессионального выгорания, который является негативным последствием, обусловленным особенностями работы, выполняемой специалистами указанной сферы. Несмотря на острую потребность общества и государства в компетентных сотрудниках, которые бы осуществляли свою работу в сфере социального обслуживания количество специалистов, которые работают в этой области по своей прямой специальности крайне мало. При этом большое количество их них находиться далеко не в самой молодой возрастной категории, что указывает на необходимость выработки комплекса мер, который бы способствовал созданию престижа данной профессии и привлечению новых молодых кадров. Но, даже не смотря на государственные программы, направленные на создание благоприятных финансовых условий и поддержку таких специалистов, привлекательность профессий данного типа по-прежнему остается невысокой. И это только одна сторона медали. Другой проблемой, с которой сталкиваются представители социальной сферы деятельности, является высокая психоэмоциональная нагрузка, которая возникает и накапливается в процессе выполнения их прямых рабочих обязанностей. И если в аспекте финансовой поддержки специалистов, как уже было сказано выше, со стороны государства осуществляется определенный комплекс мер, призванный улучшить финансовый климат, то мер, призванных стабилизировать негативные проявления, возникающие в процессе работы, а именно профессиональное выгорание - практически нет. Говоря более точно можно сказать, что есть некоторые фактические рекомендации по повышению стрессоустойчивости и выработки навыка эффективной саморегуляции и т.п., но на практике они не используются. Профессиональное и эмоциональное выгорание социальных работник, так же может пагубно сказаться на количестве работников из-за того, что выгорание и нежелание работать заставляет людей увольняться.

Степень научной разработанности. Следует отметить, что вопросам профессионального выгорания, в том числе выгорания представителей коммуникативных профессий занималось значительное количество ученых, в частности таких как: В.А. Бодров, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, С. Сиднева, Е.С. Старченкова. Однако исследуя вопрос о причинах и мерах профилактики выгорания, автор пришел к выводу, что данная тема исследована гораздо в меньшей степени и в этом аспекте следует отметить труды таких ученых как: Н.Е. Водопьянова, И.В. Зборовская, К. Ефремов, Е.С. Старченкова, А.О. Прохоров.

Объект исследования - профессиональная деятельность специалиста социальной сферы.

Предмет исследования - профессиональное выгорание социальных работников и пути его предупреждения.

Целью исследования является разработать и внедрить в социальную сферу психологический проект, который поможет бороться с выгоранием работников социальной сферы.


 

Теоретический аспект проекта. Анализ и подготовка

Команда проекта

 

В реализации проекта “Гореть, а не выгорать” планируется участие следующих членов команды (Таблица 1). Всем членам команды назначены роли в соответствии с их личностными (и профессиональными) компетенциями.

Таблица 1. Участники проекта.

Член команды Роль Компетенции
Смирнова Полина Руководитель проекта Организаторские способности Стрессоустойчивость Понимание потребностей людей (своего коллектива и клиентов) Ведение переговоров Умение принимать радикальные решения Оценка ситуации и умение разрешить стрессовую ситуацию.
Куракина Анна Финансовый менеджер Аналитические способности Стратегическое мышление Тактическое мышление Умение анализировать рынок
Ефимова-Комарова Анастасия HR-менеджер Компетентна в графическом оформлении Креативность Дизайн-мышление Навыки работы с социальными сетями Умение анализировать
Григорьев Алексей IT-менеджер Аналитический склад ума Хорошая концентрация Алгоритмизированный подход Умение решать задачи Ответственность
Гринько Максим Маркетинг и связи с общественностью Поставленная речь Склонность к длительной самостоятельной и творческой работе Ораторские способности

 

Для реализации проекта нам не хватает следующего специалиста (Таблица 2).

Таблица 2. Требуемые сотрудники.

Вакансия Ключевые навыки Профессиональные навыки
Психолог для оказания услуг Умение работать с группой от 7 человек Готовность отвечать на вопросы вне рабочее время Ответственность Толерантность Психология Психология группы Знание особенностей работы социальной сферы

 

Социальная инновация

 

В представлении специалистов по социальной работе, общество недооценивает всю сложность их миссии и не замечает, какой дорогой дар они приносят своим подопечным – собственные чувства, прежде всего, чувство сострадания. Подобный труд чреват эмоциональным выгоранием. Что ведет к тому, что социальные работники оказывают помощь население в неполной мере или некачественные услуги, социальное здоровье, благополучие, консультирование во много зависит от социального работника и его состояние.

Для большинства социальных работников характерна однообразность и монотонность работы. Однообразие и повторение одних и тех же трудовых действий при перегруженности клиентами и недостатке времени для выполнения работы приводит к возникновению утомления социального работника. Одновременно отмечаются изменения в субъективной стороне работоспособности: ухудшается, приводит к мотивационной и эмоциональной неустойчивости и является одной из предпосылок для возникновения синдрома выгорания; меняется настроение, чаще возникают отрицательные эмоции, появляются жалобы на сонливость, усталость и скуку. Все это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности, на удовлетворенность собственным трудом и является предпосылкой для возникновения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Сталкиваясь с отрицательными эмоциями со стороны клиентов, социальный работник вовлекается в них, в силу чего начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего такому риску подвергаются лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий социальный работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявился у 19% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» у 66% опрошенных, у 16% опрошенных отсутствует синдром «выгорания». Такой симптом, как переживание психотравмирующих обстоятельств в доминирующей фазе у 66% принявших участие в исследовании социальных работников. Симптом – «редукция профессиональных обязанностей» сформирован у 52% опрошенных, «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» у 47%. В стадии формирования такие симптомы «выгорания», как «тревога и депрессия» – 50%, «психосоматические и психовегетативные нарушения» – 35,7%. Интегральные показатели «выгорания» «резистенция» в доминирующей фазе у 44,3%, «напряжение» и показатель «истощение» в фазе формирования у 53%. Исходя из полученных данных мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» социальных работников актуальна, только 16% не выявлен синдром «выгорания», но у 95% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 66% работников социальных служб, принявших участие в исследовании «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.


 


Карта эмпатии


HADI

Гипотеза Действие Метрика Ожидаемый эффект Критерии Окончания Полученный эффект Выводы
Социальные работники, как и любой другой человек, испытывают стресс и эмоциональное выгорание, связанные с особенностями профессиональной деятельности Наша услуга сможет помочь отвлечься от работы, выйти в реальность, сбросить нагрузку и напомнить, про интересы, хобби, семью. С помощью составленного теста узнаем процент работников с синдромом профессионального и эмоционального выгорания Минимизация рисков профессионального выгорания у работников социальной сферы и улучшение работоспособности 15 июня Гипотеза была подвержена. К завершению работы по профилактике выгорания, дошла лишь часть набранной группы, но у них снизился риск выгорания и улучшилась производительность труда Малая заинтересованность самих социальных работников в профилактики выгорания, а так же плохая мотивация работодателей к улучшению работоспособности

 


Описание потребителей

 

Потребители нашего продукта должны стать следующие категории:

1. Физическое лицо, работающее в социальной сфере, возраст от 20 и до 60+, пол значение не имеет. Такой клиент не обязательно должен обладать выгоранием, так же наш проект рассчитан на профилактику выгорания.

2. Организация, осуществляющая работу в социальной сфере. Сотрудничество с такой организацией предполагает, что сотрудники посещают наши курсы и улучшают качество работы организации, а сама организация является одним из наших спонсоров.

 

 

Бюджет проекта

 

Статья бюджета Значение (тыс. рублей) Комментарии
Оплата труда 150 на год  
Реклама 15 на начальном этапе и по мере необходимости Реклама в соц сетях и листовки
Аренда помещения 80 на полгода Аренда по часам
Оборудование 7 разовые расходы Проектор, экран, ноутбук
Кофе-брейк 27 на полгода Пончики, кофе, чай, печеньки и т.д.
Дополнительные расходы 2 по мере необходимости Канцелярия, бланки (анкеты, памятки и т.д.)
  Итого: 290 тыс. рублей  

 

Источники финансирования: гранатовая поддержка и поддержка от руководителей социальных организаций, в которых работают наши клиенты.

Спонсоры является общероссийская организация, которая объединяет на добровольной основе социальных работников, социальных педагогов, специалистов социальных служб и т.д.

Конкурсы, в которых можно принять участие:

Всероссийский конкурс "Инносоциум";

Благотворительный фонд «Дорога к дому» компании «Северсталь» объявил о начале приема заявок на ежегодный, открытый конкурс социальных проектов;

Президентские гранты;

Конкурс на индивидуальное консалтинговое сопровождение НКО от Ассоциация «Все вместе».

Проводимые семинары, например, "Как определить, что ты профессионально выгорил", "Кто такой социальный работник и в чём его значимость", "Как разделить и успеть в семейной сфере и работе".

 

Календарный план проекта

 

Этап проекта Дата начала Дата окончания Стоимость этапа
1. Проведение маркетинговых исследований по изучению ранка 1 сентября 20 сентября  
2. Подготовка прототипа (создание Интернет-страницы в соц.сетях) 1 сентября 15 сентября  
3. Регистрация НКО 5 сентября 15 сентября  
4. Подача на конкурсы для получения грантов (для открытия своего дела, для проведения прикладных исследований) 25 сентября 25 мая  
5. Проведение рекламной компании 20 сентября 25 октября  

 

SWOT

Сильные стороны - S Слабые стороны - W
Предоставление услуг в смешанном формате – тренинги в офлайн-формате, лекции в онлайн-формате Занятость клиентов
Низкая конкуренция Незаинтересованность в инвестировании в данный проект
Проект реализуется на базе ведущего университета Приволжского Федерального Округа Слабая реклама
Возможности - O Угрозы - T
Рост качества работы клиентов Нехватка бюджета
Приобретение новых социальных связей и укрепление уже имеющихся Потеря клиентов
Повышение трудоспособности клиентов Незаинтересованность кадров

 

Прототипирование

 

В целях создания прототипа проекта мы создали группу в сети «Инстаграм» «Гореть, а не выгорать!» https://www.instagram.com/goret_a_ne_vugorat/?utm_medium=copy_link. Начав активную деятельность – ведение группы, мы выложили первые посты.

Первый наш пост был посвящен тому, как определить самостоятельно, что у человека профессиональное выгорание.

 

 

Анализ конкурентов

 

Для того чтобы выявить конкурентов нашего проекта, мы осуществили поиск в сети Интернет существующих сейчас и ранее проектов по помощи социальным работникам. На данный момент на рынке не существует проектов, направленных на помощь работникам социальной сферы, ведь обычно это они помогают различным категориям граждан. Поэтому мы станем первыми, кто будет оказывать помощь социальным работникам, что увеличит их производительность и улучшит настроение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: