ВВЕДЕНИЕ
С 17.10.2011 по 22.10.2011 было проведено выездное практическое занятие в Пермский край по дисциплинам «Основы туризма» и «География».
Интерес туристов к Пермскому краю обуславливается несколькими факторами. Во-первых, в Пермском крае находится уникальный геологический памятник – Кунгурская ледяная пещера. Одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. К тому же, пещера оборудована для посещения туристов. В пещере проводится много разных интересных экскурсий: лазерное шоу, интерактивные игры для детей и взрослых, встреча Нового Года, празднование Рождества.
Во-вторых, Пермский край славится своими храмами и монастырями. Архитектура никоторых соборов поражает своей красотой и мощью. К таким можно отнести Троицкий собор в Соликамске, Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь на краю горы Белой, Слудская церковь в Перми.
Теоретической базой работы являются литературные источники о туристских ресурсах Пермского края:
ü рекламная продукция;
ü интернет-источники (сайты: https://ru.wikipedia.org/wiki/, eluoru.ru, https://www.perm.ru, https://www.kungur-adm.ru/);
ü печатные издания («Именитые люди, бароны и графы Строгановы» А.Н. Онучин, «Город Пермь, его прошлое и настоящее» В.С. Верхоланцев, «Самые знаменитые династии России» И.О.Сурмина, Ю.В.Усова, «Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие.» Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А.).
Цель работы: выявить туристский потенциал Пермского края.
Объектом работы является Пермский край, предметом – туристские ресурсы края.
Задачи работы:
ü ознакомиться с туристскими ресурсами региона;
ü охарактеризовать инфраструктуру;
|
ü изучить историко-культурное наследие Пермского края;
ü выполнить роль менеджера по питанию;
ü описать Династию Строгановых и выявить историко-культурное наследие Строгановых.
СТАТИСТИКА УЧАСТНИКОВ ВЫЕЗДНОГО
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В выездном практическом занятии приняло участие 49 человек. Из них 44 студента, 2 организатора, 1 руководитель, 2 водителя, обеспечивающих трансфер. Из 44 студентов: 23 студента из 152 группы и 21 – из 151. В поездке каждый студент выполнял определенную функцию. Всего было 9 ролей: менеджер по питанию, менеджер по транспорту, ответственный за размещение, менеджер по бухгалтерскому учету, ответственный за экскурсионное обслуживание, менеджер по рекламе, менеджер по анимации, ответственный за безопасность и менеджер по транспорту.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА
(НИТКА МАРШРУТА)
Первый город, который мы посетили в Пермском крае, был Кунгур. В Кунгур прибыли во вторник 18 октября 2011 года. Здесь было проведено несколько экскурсий: в Кунгурскую ледяную пещеру, посещение Белогорского мужского монастыря, экскурсия в краеведческий музей и музей купечества.
19 октября мы прибыли в Пермь. Здесь посетили краевой музей и художественную галерею. Этого же числа из Перми мы отправились в Очёр, где посетили краеведческий музей и Парк Пермского периода. Затем через Пермь был организован трансфер в Полазну, где было организовано только питание. После этого мы отправились в Чердынь.
20 октября в Чердыни была проведена обзорная экскурсия по городу и посещение краеведческого музея, экскурсия в музей истории веры и посещение выставочного зала, где была проведена театрализованная фотосессия. В этот же день мы посетили поселок Ныроб: Никольский храм и Святой Источник.
|
21 октября из Чердыни мы отправились в Соликамск, где посетили Дом Воеводы и Усть-Боровской солеварный завод. В этот же день из Соликамска мы отправились в Усолье, где была организована экскурсия в дом Голицыных, в котором сейчас находится музей. Из Усолья мы переправились в Березняки, где посетили Историко-художественный музей. Этого же числа через Полазну был совершен трансфер в Челябинск.
ИСТОРИЯ РЕГИОНА
Впервые слово «пермь» встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII в. «Повесть временных лет». Среди народов, которые «иже дань дают Руси », названа и пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то, вероятнее всего, так называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название «пермь» закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках XIV в.
Откуда возникло слово «пермь»? Выяснением его происхождения занимались еще в XVIII в. Среди многих объяснений заслуживает внимания гипотеза Д.В. Бубриха. Слово «пермь» пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась «перама». Вепское «перама» было переделано сначала в «перемь», а затем в «пермь».
|
Ознакомившись с коренным населением на Вычегде и Каме, русские начали употреблять это слово как название и народа, и территории, которую он населял. Верхнекамская земля, где вместе с коми-пермяками стало проживать и русское население, официально называлась до начала XVIII в. Пермью Великой.
В некоторых письменных памятниках, в частности в «Житии Стефана Пермского» и в Софийской первой летописи 1396 г., к этому названию добавлены уточняющие слова «глаголемая Чусовая».
Пермь Великая в XIV–XVII вв. включала обширные земли по Каме от ее истоков на западе до Уральского хребта на востоке, а с севера от верховьев реки Печоры, где недалеко Чусовское озеро, до реки Чусовой на юге. Эта территория была намного больше Перми Вычегодской, и потому ее нарекли красивым и почетным словом «Великая».
Первыми проявили интерес к Великопермской земле новгородские купцы, которые за пушниной и данью неоднократно направляли сюда дружины своих ушкуйников. Однако вскоре у них появились соперники. В XIV– первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать первые русские поселения. Так, боярин Анфал Никитин основывает на верхней Каме укрепленный Анфаловский городок. В это же время вологодские посадские люди Калинниковы построили варницы по притоку Камы – реке Боровой, и положили начало солеварению на пермской земле. Именно этот промысел, перенесенный около 1430 г. на соседний приток Камы – реку Усолку, вызвал к жизни новое поселение – город Соль Камскую, Соликамск.
Вхождение верхнекамских земель в Русское государство подробно освещается во многих летописях. Но только в одной из них – Вычегодско-Вымской – мы находим такие сведения о первом наместнике московского князя в Перми Великой: за 1451 г.:«..прислал князь великий Василий Васильевич на пермскую землю наместника от роду вереинских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню».В этой летописи впервые упоминается главный город Перми Великой – Чердынь.
Христианизация Прикамья проводилась в два этапа. В 1455 г. «приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов », а в 1462 г. пермский епископ Иона « добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести ». На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.
Однако назначение наместника и христианизация еще не обеспечивали прочной власти московских князей в Перми Великой. Она не раз подвергалась разорительным набегам со стороны Казанского и Сибирского ханства, да и наместник Михаил не всегда стремился выполнять указания московского князя. В 1471 г. он отказался принять участие в объединенном походе русского отряда на Казань, что и засвидетельствовал бесстрастный летописец: «...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздевали, людям торговым великого князя грубили ».
События в Перми Великой были известны в Москве. И как только завершилась борьба с Великим Новгородом и была получена отказная грамота на все новгородские земли, в том числе и на пермские, московский князь Иван III организует в 1472 г. крупный военный поход на Пермь Великую. Руководить походом было поручено опытному военачальнику, князю Федору Пестрому Стародубскому и устюжскому воеводе Гавриле Нелидову.
От устья Черной по Весляне и Каме отряд « на плотах и с коньми » сплавился до Анфаловского городка. Одна его часть во главе с Гаврилой Нелидовым ушла на нижнюю землю, захватила городок Урос, затем саму Чердынь и Покчу. Федор Пестрый отправился на верхнюю, северную землю, где с боем взял Искор.
После взятия основных городков оба отряда встретились в Покче и «срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя ».
Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ на востоке и освоения новых природных богатств. С этих пор на государственной печати был воспроизведен новый титул Ивана III: «Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорьский, и Пермский, и Болгарский, и иных ».
В 1505 г. великий князь Василий III присылает из Москвы нового наместника, порядок правления которого определяла специальная уставная грамота. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, которые подчинялись Новгородскому приказу. Для управления городом и уездом воевода имел приказную избу.
Пермь Великая принимала самое активное участие в защите и освоении вновь вошедших в Русское государство зауральских земель. Так, присоединение Сибири к России началось в 1581 г. походом Ермака, а отправлялся Ермак в тот поход «нагрузив ладьи оружием и припасами, прибрав себе дружину малую », из строгановских крепостей – Орла-городка и Нижне-Чусовского городка.
В XVII в. важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится г. Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке – вновь построенный г. Кунгур. Магистральный русский путь через Урал пошел по открытой в 1597 г. Бабиновской дороге из Соликамска в Верхотурье.
Освоение русскими верхнекамских земель заметно активизировалось с середины XVI в., когда здесь создают свои владения купцы и промышленники Строгановы, (позднее пожалованные баронским и графским титулом). Из этих районов раннего русского заселения шел отток на другие территории Среднего Урала, более всего во вновь образованные Кунгурский и Верхотурский уезды.
Русские стали преобладать по сравнению с коренным населением раньше в Чердынском уезде, чем в других регионах Прикамья. В Соликамском уезде возникло много русских поселений, потому что здесь развивалось солеварение, требовавшее рабочих рук. Благодаря географическому положению и природным условиям Кунгурский уезд имел немало преимуществ для заселения пришлым крестьянством. Сылвенско-Иренское поречье (Кунгурский уезд) стало частью Русского государства после присоединения Казанского ханства к Москве (1552). Здесь рано возник сельскохозяйственный рынок. Русские стали селиться и вокруг Новоникольской слободы, хотя земли в бассейне Тулвы царскими указами были закреплены за башкирскими племенами и родами. Всем вновь пришедшим народам можно было жить на башкирской земле только по припуску, т.е. на правах аренды. Кроме русских, здесь компактно поселились татары, удмурты.
В первой четверти XVIII в. на территории, которая составляла Пермь Великую, проживало уже около 46 тыс. человек, и доля русских составляла 64,5%,(коми-пермяков – 17, татар и башкир – 9,5, марийцев – 2,5, манси – 0,4).
Опыт в заселении территорий и освоении природной среды пригодился при создании и совершенствовании горнозаводского хозяйства. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей. В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Поселок при заводе быстро превратился в значительный экономический и транспортно-перевалочный центр на берегу судоходной Камы. Вывоз продукции пошел по Чусовой, вниз по Каме, на Волгу.
Чтобы обеспечить более удобное руководство регионами, Петр I в 1708 г. ввел губернское правление. Весь Средний Урал до 1727 г. входил в Сибирскую губернию с центром в г. Тобольске, затем пермские земли отошли в Казанскую губернию, а в 1781 г. по указам Екатерины II образуется Пермское наместничество.
Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» было восстановлено деление на губернии и уезды. Преемственность Перми Великой и Пермской губернии выразилась в наследовании древнего имени верхнекамской земли. Слово «Пермь», возможно, и вышло бы из официального употребления, как это случилось в Перми Вычегодской, но появление губернии дало ему новую и долгую жизнь.
Губернатором Пермской губернии был назначен К.Ф.Модерах. К ранее созданным уездам: Чердынскому, Соликамскому, Кунгурскому, Верхотурскому добавились Пермский, Оханский, Осинский, Красноуфимский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский. В результате реформ на Среднем Урале сложилась трехступенчатая система административно-территориального деления: губерния, уезд, волость.
Включение в Пермскую губернию северо-среднекамских и зауральских земель обусловливалось не только близостью территорий, но и исторической традицией, заложенной еще во времена Перми Великой.
Пермская губерния продолжала оставаться главным районом горнозаводской промышленности России (до конца XIX в.), здесь насчитывалось свыше 110 горных заводов, на которых выплавляли чугун, сталь, железо. Край долгое время был основным поставщиком меди. Солеварение прогрессировало и увеличивало свою продукцию, и составляло более четверти всей добычи в стране. Развитие соляной промышленности, строительство и эксплуатация Уральской железной дороги стимулировали добычу каменного угля (Кизеловский бассейн).
Западный Урал являлся крупнейшим районом, в котором эксплуатировались месторождения платины. К концу XIX в. выросла вдвое добыча золота, добывались различные полезные ископаемые. Завершился промышленный переворот на горнозаводских предприятиях. Значительно выросли вложения капитала иностранными фирмами.
Разнообразие естественных богатств края, развитие торгового земледелия и животноводства способствовали распространению среди населения края кустарных промыслов. По их количеству Пермская губерния занимала видное место в стране. До настоящего времени сохранились традиции народных промыслов: гончарного, камнерезного, гранильного, кузнечного, столярного.
К концу XIX в. большинство металлургических заводов преобразовались в машиностроительные.
XX век отмечен бурным наращиванием промышленного потенциала Прикамья:
ü структура машиностроения стала значительно сложнее и богаче; (особенно возросла его мощность в годы Великой Отечественной войны – на Западный Урал было эвакуировано оборудование более 120 заводов и фабрик)
ü родились и получили бурное развитие такие отрасли, как химическая (добыча минерального сырья, производство минеральных удобрений, соды и кислот), цветная металлургия (производство титана), нефтеперерабатывающая;
ü началось освоение нефтяных месторождений;
ü в Прикамье сконцентрировалась группа крупнейших в России целлюлозно-бумажных комбинатов;
ü на базе новых производств в крае выросли молодые города.
Сегодня Пермская область – один из крупнейших индустриальных регионов страны. Она уверенно осваивается в новых экономических районах.
4 НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА РЕГИОНА
В 1966 году в Пермской области проживало 3 115 000 человек, в 1970 г. – 3 023 000, в 1974 г. – 2 974 000. В 1990 году на территории Прикамья численность населения составляла 3 022 108 человек. По данным Переписи населения 2002 года в Пермском крае (тогда Пермской области) проживало 2 819 421 человек. По оценке на 1 января 2009 года численность населения Пермского края составляла 2 708 419 человек. Число родившихся за 2010 год выросло в сравнении с прошлым годом на 3,3 %. Наиболее значительно число родившихся выросло в Кишертском (на 18,7 %), Косинском (на 15,2 %), Соликамском (на 13,6 %), Сивинском (на 13,2 %), Уинском (на 9,8 %), Еловском (на 9,6 %), Берёзовском (на 9,2 %), Чусовском (на 7,4 %) районах и городе Кудымкаре (на 12,1 %), а снизилось — в Усольском (на 16,9 %), Оханском (на 14,2 %) и Гремячинском (на 13,0 %) муниципальных образованиях. В сравнении с прошлым годом в столице Пермского края рождаемость выросла на 6,1 %. На четырнадцати территориях (Берёзовском, Большесосновском, Верещагинском, Карагайском, Куединском, Кунгурском, Октябрьском, Осинском, Пермском, Сивинском, Чайковском, Частинском, Чернушинском районах и г. Кудымкаре) отмечен естественный прирост населения. По данным переписи 2011 года, численность населения края 2 635 000 человек.
Всего в Пермском крае проживают представители 125 национальностей. Ниже приведены народы численностью свыше 2 тыс. чел.:
ü Русские — 2 453 605 (85,2 %)
ü Коми-пермяки — 183 382 (5,67 %)
ü Татары — 137 697 (4,85 %)
ü Башкиры — 40 790 (1,45 %)
ü Украинцы — 26 654 (0,91 %)
ü Удмурты — 26 471 (0,91 %)
ü Белорусы — 11 661 (0,45 %)
ü Немцы — 10 415 (0,4 %)
ü Чуваши — 7124
ü Азербайджанцы — 5509
ü Марийцы — 5438
ü Армяне — 5025
ü Евреи — 2632
ü Мордва — 2395
ü Молдаване — 2073
ü Узбеки — 2019
ü Лица, не указавшие национальность — 15 109 (0,6 %)
Пермский край отличается не только этническим, но и религиозным многообразием. В силу исторических факторов Пермский край всегда был поликонфессиональным регионом. Историки описывают религиозную жизнь Пермского края, как пример толерантности в межрелигиозных отношениях. На протяжении всей истории религий Прикамья, межконфессиональные отношения складывались в русле взаимоотношений мусульман и православных, поскольку они составляли большинство населения Перми. В XIX веке в эти отношения стали вступать иудеи, старообрядцы, католики, лютеране.
Бесспорным фактическим подтверждением благоприятного климата межрелигиозных отношений между традиционными религиями в Перми можно считать создание Межконфессионального консультативного комитета (МКК) в 1998 году. МКК был создан шестью традиционными для Прикамья религиозными течениями: православием, исламом, старообрядчеством, иудаизмом, католицизмом и лютеранством, позднее в состав комитета вошла Армянская Апостольская церковь. Пермский МКК появился ранее Межрелигиозного совета России, в 1998 году ему не было аналогов ни в России, ни за рубежом. Необходимость подобной структуры участники МКК определяют так: «требовалась координация действий различных конфессий в решении общих задач – таких, как сотрудничество с органами власти, преодоление бездуховности, социальное служение». За время существования МКК проведены ряд мероприятий, посвященных борьбе с наркоманией, различные конференции и «круглые столы».
Религиозная ситуация в Пермском крае отражает состояние и тенденции религиозной ситуации в России и развивается в ее рамках, и в данный момент является относительно устойчивой. В крае нет условий и предпосылок для конфликтов на религиозной почве, вероисповедная политика органов власти и управления способствует стабилизации духовно-нравственной обстановки, формированию толерантного сознания, укреплению основ веротерпимости, взаимопонимания людей разных национальностей и разных вероисповеданий.
В настоящее время стала возможной устойчивость и относительная предсказуемость развития религиозной ситуации, благодаря тому, что институты государства и религиозные организации стали более последовательно руководствоваться в своей деятельности принципами свободы совести и свободы вероисповедания.
Пермский край знаменит своими культурными традициями, театрами и музеями. В крае работает 10 профессиональных театральных коллективов, 18 музеев, в городе Перми имеются цирк, филармония, единственный на Урале планетарий.
В краевом центре находятся Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского, театр юного зрителя, театр «Балет Евгения Панфилова», театр «У моста», академический «Театр-Театр», театр кукол. Драматические театры есть также в городах Лысьве, Березниках, Чайковском, Кудымкаре.
Пермский государственный академический театр оперы и балета имени Чайковского – один из старейших театров России, входящий в число ведущих музыкальных театров страны. Всемирную славу имеет его балетная труппа. На сцене театра выступают многие выпускники Пермского хореографического училища – признанной в мире балетной школы. Театр является местом проведения конкурса артистов балета России «Арабеск», в котором принимают участие и зарубежные артисты. Пермский театр оперы и балета известен и как лаборатория современной оперы.
Недалеко от Перми на высоком берегу Камы расположен единственный на Урале архитектурно-этнографический музей-заповедник «Хохловка», занимающий площадь 42 гектара. Сюда с севера края перевезены уникальные деревянные постройки 17–19 веков. Каждое лето на территории музея под открытым небом проходят фольклорные фестивали, на которые съезжаются коллективы из многих регионов России.
На севере края, в городе Соликамске создан уникальный музей соли, экспозиция которого воссоздает технологическую цепочку по производству соли, существовавшую с XV века.
В непосредственной близости от города Чусового (на территории спортивного комплекса для занятий зимними видами спорта) расположен музейный комплекс, имеющий полное право называться уникальным, так как является единственным музеем в стране, рассказывающим о легендарном походе Ермака. Наиболее интересные экспонаты музея – действующая церковь, часовни, кузница, пожарная каланча, сельская лавка, дом писателя, крестьянский двор, дом промысловика, трактир. Осенью 1998 г. в составе музейного комплекса начал работать еще один музей – литературный.
В 22 км к востоку от центра Чусового, на берегу реки Чусовой у деревни Кучино расположен музейно-архивный комплекс «Мемориал жертв политических репрессий». Комплекс открыт в сентябре 1996 г. Он стал первым в России музеем-памятником жертвам тоталитарного режима, созданным на базе 36 колонии, узниками которой являлись политические заключенные с территории всего СССР.
Пермский край также является крупным научным и образовательным центром. В Перми сосредоточены ряд институтов Уральского отделения Российской академии наук, десятки научно-исследовательских и проектных институтов, семь высших учебных заведений, ведущих разнообразные научные исследования прикладной и фундаментальной тематики. Некоторые из научных организаций объединены в Пермский научный центр УрО РАН. Его ядро составляют Институт механики сплошных сред и Институт технической химии. В Пермском крае действует 13 самостоятельных высших учебных заведений и более 40 филиалов московских и петербургских высших учебных заведений.
Пермский государственный университет – один из крупнейших и старейших вузов на Урале, основан в 1916 году, в нём обучается более 18 тысяч студентов, преподавательский состав – более 1800 человек. Здесь сформировались научные школы физиков, химиков, геологов и гидрогеологов, географов, философов и филологов. В 2010 году Пермский государственный университет получил статус Национального исследовательского университета.
Крупнейшим техническим вузом города является Пермский государственный технический университет. В нём обучается более 28 тысяч студентов, преподавательский состав – более 2500 человек. В 2009 году Пермский государственный технический университет получил статус Национального исследовательского университета.
Также к крупнейшим вузам края можно отнести Пермский государственный педагогический университет. Это образовательный, культурный и научный центр Западного Урала. Здесь обучается свыше 7000 студентов. Научные школы педагогического университета Перми нашли признание в России и за рубежом. В 80-е годы на факультете психологии преподавал известный ученый Вольф Соломонович Мерлин (создатель теории интегральной индивидуальности человека). В настоящее время на базе университета ежегодно проводятся научные конференции по психологии «Мерлинские чтения».
ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РЕГИОНА
В программу выездного практического занятия по Пермскому краю входили такие города, как Кунгур, Пермь, Очёр, Чердынь, Соликамск, Усолье, Березняки и поселок Ныроб.
Город Кунгур основан в 1663 г., с 1970 г. является историческим городом России. Название городу дала речка Кунгурка, впадающая в Ирень в месте постройки первого острога. Гидроним мог возникнуть под влиянием значительного развития в окрестностях города карстовых явлений. В этом случае название может быть связано с тюркским «ункур» или «унгур» (пещера, теснина, щель в скалах). Существуют и другие версии, например, от тюркского названия венгерских племен оногур («десять венгров») или «хунгур».
Город расположен на севере Кунгурской лесостепи, своеобразного природного комплекса, где причудливо соединились широколиственно-еловый лес и степная растительность. Богатство степными, лесными, луговыми видами растений дополняется широким представительством реликтов, эндемиков. Рельеф в пределах города пересеченный, подстилающие толщи сложены мягкими породами – известняками, ангидридами, гипсами, развиты карстовые явления. Все это осложняет строительство в пределах города. На территории города расположен уникальный геологический памятник – Кунгурская ледяная пещера – одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России (протяженность 5600 м, 70 озер). Пещера имеет 48 гротов. В большинстве гротов температура около нуля, экосистема достаточно стерильная. Есть некоторые гроты, температура которых даже летом остаётся минусовой, например грот Вышка (−17 °C) или грот Бриллиантовый (−2 °C). В гроте Метеорном подсветка создаёт впечатление пролетающего метеора. Самый крупный – грот Географов – 50 тыс. м³, на туристическом маршруте – грот Великан – 45 тыс. м³. Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр, крупнейшее озеро (Большое подземное озеро) имеет объём 1300 м³, площадь 1460 м², глубину – до 5 м. В озёрах встречаются рачки-крангониксы Хлебникова и мелкие лягушки.
Также к достопримечательностям города можно отнести Музей купечества, который располагается в здании Малого Гостиного двора (1874), памятнике архитектуры ХIХ века. Здесь представлена вся история торгово-промышленного мира Кунгура. Путешествие по музею начинается со знакомства с главной российской дорогой XVIII века – Сибирским трактом. Что привозили в Кунгур и что вывозили из города купцы – все это представлено в витринах. А знаменитая кунгурская керамика показана в диораме «Гончарный ряд». Украшение музейной экспозиции – Царские врата XVIII века из Благовещенского собора – напоминают о роскошном убранстве храмов Кунгура.
Краеведческий музей города Кунгура располагается в здании Городового магистрата (1758-1762), памятнике архитектуры ХVIII века федерального значения. В отделе истории посетители смогут познакомиться с материалами, рассказывающими о социально-экономическом развитии Кунгурского края в ХVIII–ХХ вв. Археологическое прошлое края представлено богатыми материалами археологических раскопок. В экспозиции представлены византийские монеты Ираклия и Хозреса II (VIII–ХIХ вв.), найденные при раскопках Неволинского могильника. В отделе природы создана новая экспозиция. Ее строительство велось с 2003 по 2007 гг. Залы этого отдела знакомят с удивительной и разнообразной природой Кунгурского края. Внимание посетителей, несомненно, привлекут таксидермические экспонаты – чучела зверей и птиц. Наиболее полно представлены птицы Кунгурского края.
Город Пермь, являющийся административным центром Пермского края, расположен на востоке европейской части России, в предгорьях Урала. По площади город занимает третье место в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Пермь вытянута вдоль реки Камы на 65 км. Город основан в 1723 году. Согласно гипотезе советского лингвиста Д. В. Бубриха, название города происходит от вепсского слова «Парэ Маа» – «далекая земля». Историки не исключают и возникновение названия от коми-пермяцких слов «перема» («далеко») или «парма» («лес», «местность»). В XIX века определились основные принципы формирования структуры города. Как большинство городов, планировка которых создавалась в тот период, Пермь получила прямые перпендикулярные улицы и широкие проспекты. В целях пожарной безопасности расстояния между домами были большими. Все широтные улицы были расположены параллельно Каме, а меридиональные – перпендикулярно. В дореволюционный период город развивался преимущественно вдоль Камы, но уже к середине XIX века многие общественные здания и дома именитых граждан города строились на улице Сибирской. Расположенная к Каме перпендикулярно, она связывала удобные сходы к речному порту и Сибирский тракт.
В целом историческая застройка отличается значительным типологическим разнообразием. В начале и середине XIX века каменные здания в центре Перми появлялись, как правило, на месте сгоревших деревянных строений. Можно сказать, что благодаря этому губернский город Пермь обладал образцами почти всех архитектурных стилей и направлений, имевших распространение в дореволюционной России. [2, с. 23]
Великолепный пример позднего русского классицизма – Дом Мешкова (ул. Орджоникидзе, 11), построенный в 1820-е годы (восстановлен в 1885–1886). На данный момент в Доме Мешкова находится Краевой музей. [2, с. 24]
Пермский краевой музей был создан в 1890 г. по инициативе Уральского общества любителей естествознания. В 2007 году музей переехал в Дом Мешкова. До 1916 г., когда был открыт Пермский университет, Пермский научно-промышленный музей был единственным научным учреждением края. На сегодняшний день – крупнейший музей Прикамья, насчитывающий около 600 тыс. ед. хр. и включающий более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения. Музей предлагает несколько экскурсий: «Пермь Великая» –эта экскурсия позволяет окунуться в мир и культуру древнего Прикамья. В экспозициях зала представлены находки из археологических раскопок – орудия труда, украшения, керамика. Особое место занимают предметы «пермского звериного стиля». В зале, посвященном Горнозаводскому Уралу, представлены уникальные экспонаты – уральское художественное литье, мебель Всеволожских, портреты заводовладельцев – Строгановых, Голицина, Лазарева, модель снаряда на подставке сваренной из 8 металлов Н.Г. Славяновым, изобретателем электросварки, и многое другое.
Также в Краевом музее можно посетить залы, посвященные культуре советского и постсоветского общества, революционной культуре и культуре крестьян Прикамья.
Самым известным музеем является Пермская государственная художественная галерея, расположенная в бывшем Кафедральном соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря. Здесь хранится всемирно известная коллекция пермской деревянной скульптуры. Галерея – это и одно из самых богатых в России хранилищ шедевров русской иконописи (коллекция «строгановских» икон), произведений живописи (подлинный Репин, Левитан, Саврасов, Серов). Коллекции составляют около 50 000 произведений изобразительного искусства с древнейших времен до современности, представляющих различные виды искусства.
Очёр. Город расположен на реке Очёр (приток Камы), в 120 км к западу от Перми. Долина реки Очёр начала заселяться русскими ещё с XVI века. К этому времени относится основание укреплённого Очёрского острожка (ныне – село Острожка). Поселение основано в 1759 г. в связи со строительством Очёрского чугунолитейного и железоделательного завода Строгановых (один из графов Строгановых – Павел Александрович – был известен под именем Paul Otcher, придуманным именно в связи с названием принадлежавшего тогда Строгановым Очёра). Культурные же традиции Очера ведут свою летопись с 1807 года, именно тогда здесь был создан первый на Урале Народный театр. Программу его составляли не только развлекательные пьесы, но и духовно-церковные постановки. Особую активность театр развил в 1874 году с появлением в Очере П.А. Мальцева, благодаря которому репертуар пополнился пьесами Н. Островского, А. Чехова, А. Сухово-Кобылина. А в 1885 году город украсили солнечные часы разработанные и установленные им же.
Но не только этим славен Очёр. У деревни Ежово, вблизи города, с 1960 года раскапывается уникальное местонахождение фауны среднепермской эпохи — так называемая Очерская фауна примитивных терапсид, древнейшая из терапсидных фаун. Было найдено 50 целых скелетов, но, к сожалению, ни одного нет в краеведческом музее Очера.
Также к достопримечательностям города можно отнести Краеведческий музей имени А.В. Нецветаева и Парк Пермского Периода, разместившийся на территории краеведческого музея, это – детская площадка стилизованная под время обитания звероящеров, которых можно будет увидеть здесь же, в зале древней природы музея.
Ныроб. Поселок, называемый «краем земли», за которым обитаемая территория заканчивается. В окрестных лесах много полузаросших дорог, ведущих к остаткам сталинских лагерей. Но у Ныроба тюремные традиции куда более старые: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан Михаил Никитич Романов – основной соперник, дядя царя Михаила Федоровича. «Ныробский узник» сидел в яме, закованный в цепи весом более 30 килограмм, и не мог встать в полный рост. Местные жители сочувствовали ему, приносили пищу и питье, за что подвергались пыткам. Михаил Романов провел в яме более года, там же и умер. В начале XX века на месте его могилы была возведена часовня.
Но, впрочем, уже в XVII веке Алексей Михайлович повелел здесь построить церковь Николая Чудотворца (закончена 1704), и сейчас этот храм, похожий на узорочные церкви Соликамска, считается красивейшим в Пермском крае. Помимо архитектуры, храм интересен иконой Святого Христофора с собачьей головой. Недалеко от Часовни находится Никольский святой родник. Легенда гласит, что в 1619 году на пне в небольшом логу, окруженном вековыми елями, явилась икона Николая Чудотворца, и забил родник. Купцы, проезжавшие с товарами по Печорскому тракту, неоднократно увозили икону в Чердынь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась в Ныроб. Тогда для нее в Ныробе построили Никольский храм, а над родником – часовню.
Чердынь была возведена в ранг города еще в 1535 году, а сегодня она имеет статус «исторического места РФ» как полностью сохранившийся старый город в окружении старинных поселений: Покча, Вильгорт, Ныроб.
К местным достопримечательностям относится Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина. В музее представлена уникальная коллекция медного бронзового литья «пермского звериного стиля», иконописи и нумизматики. Также в музее находятся подлинные оковы Михаила Романова.