ЗАДАНИЕ
1. Определить потребность предприятия в топливе;
2. Определить потребность предприятия в смазочных материалах.
При планировании деятельности эксплуатационного предприятия необходимо произвести расчет потребности парка машин в ТСМ для того, чтобы обоснованно оформить заявки на получение нефтепродуктов, обеспечить бесперебойную работу техники.
Расчет годовой потребности предприятия в топливе производят на основе индивидуальной нормы расхода топлива каждой строительной машины конкретной марки на производство единицы работы или за единицу рабочего времени в определенных условиях эксплуатации.
Индивидуальная норма расхода топлива на единицу рабочего времени машины
-й марки [1]
,
где
– удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, г/кВт.ч;
– номинальная мощность двигателя, кВт;
– интегральный нормативный коэффициент
,
здесь
– коэффициент использования двигателя по времени;
– коэффициент использования двигателя по мощности;
– коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по мощности;
– коэффициент, учитывающий расход топлива на пуск и регулировку работы двигателя (
= 1,03 для всех видов двигателей).
Средние нормы расхода топлива для некоторых дорожно-строительных машин [2] приведены в таблице 1.
Групповая норма расхода топлива
представляет собой среднесписочную норму по всем типам и маркам машин, используемых для производства работ в планируемый период времени
,
где
– интегральный коэффициент, учитывающий особенности эксплуатации парка,
= 1,1;
– расчетная средневзвешенная норма расхода топлива
;
– планируемый объем работ для выполнения машинами
-й марки;
– число групп машин
-й марки, работающих на различных объектах.
Потребность предприятия в топливе на планируемый период
,
где
– групповая норма расхода топлива для машин
-го типа;
– число машин
-го типа в парке;
– планируемая продолжительность работы машин
-го типа за планируемый период;
– число типов машин в парке.
Нормы расхода смазочных материалов и рабочих жидкостей определяют по отношению к расходу топлива за планируемый период.
Групповые нормы расхода масел и пластичных смазочных материалов рассчитывают раздельно для каждого вида масла и каждого типа машин.
,
где
– расчетная средневзвешенная норма расхода масла для парка машин [л(кг)/100л(м3) расхода топлива];
– коэффициент, учитывающий расход масла в условиях, отличающихся от планируемых;
– индивидуальная норма расхода масла машиной
-й марки, [л(кг)/100л(м3) расхода топлива];
– списочное количество машин
-й марки;
– количество
-х марок машин, использующих данную марку масла.
Для определения коэффициента
применяют выражение
,
где
– нормативные коэффициенты изменения индивидуальных норм расхода масла в зависимости от времени нахождения машин в эксплуатации: до 3 лет включительно
= 0,5; 3…8 лет
= 1,0; более 8 лет
= 1,2;
– количество машин, группируемых по времени нахождения в эксплуатации.
Потребность в маслах и пластичных смазочных материалах (кг) определяют раздельно по группам машин
,
где
– нормируемый расход топлива машиной
-й марки за расчетный период, л.
Таблица 2
Средние нормы расхода топлива дорожно-строительных машин
| Марки машин | Двигатель | Норма расхода топлива, кг/ч | |
| марка | мощность | ||
| Экскаваторы одноковшовые | |||
| ЭО–2621А | Д–65Н | 44,2 | 4,8 |
| ЭО–3311Г, ЭО–304 | Д–65 | 36,8 | 4,0 |
| ЭО–4123 | СМД–15Н | 58,9 | 6,3 |
| ЭО–4321 | СМД–15Н | 58,9 | 6,3 |
| ЭО–5122 | ЯМЗ–238Г | 176,6 | 17,1 |
| Э–2505СА–1 | 1Д12, В–300 | 220,8 | 24,0 |
| Скреперы | |||
| ДЗ–13 (Д–392) | ЯМЗ–240 | 276,0 | 24,8 |
| ДЗ–33 (Д–569) | СМД–14 | 55,2 | 5,9 |
| ДЗ–87–1 | СМД–62 | 121,4 | 11,8 |
| ДЗ–77 А | Д–130 | 95,7 | 8,0 |
| Бульдозеры | |||
| ДЗ–17А (Д–492А), ДЗ–18 | Д–108 | 79,5 | 7,0 |
| ДЗ–118, ДЗ–34 (Д–572), ДЗ–34С (Д–572С) | В–30В | 220,8 | 21,6 |
| ДЗ–48 | ЯМЗ–240Б | 161,9 | 15,0 |
| ДЗ–116, ДЗ–117 | Д–130 | 95,7 | 11,7 |
Нормы расхода масел и смазок автомобилей [3] приведены в таблице 3.
Таблица 3
Нормы расхода масел и смазок
| Виды и сорта масел и смазок | Нормы расхода масел, л и смазок, кг на 100 л от расхода топлива, рассчитанного по нормам для автомобилей | |
| грузовых | БелАЗ и МоАЗ | |
| работающих на дизельном топливе | ||
| Моторные масла | 3,2 | 5,0 |
| Трансмиссионные масла | 0,4 | 0,5 |
| Специальные масла | 0,1 | 1,0 |
| Пластичные смазки | 0,3 | 0,3 |
Литература
1. Головин С.Ф., Зорин В.А. Проектирование предприятий по эксплуатации дорожных машин: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Транспорт, 1991. – 215 с.
2. Эксплуатация дорожных машин: Учебник для вузов / А.М.Шейнин, Б.И.Филиппов, В.А.Зорин и др.; Под ред. А.М.Шейнина. – М.: Транспорт, 1992. – 328 с.
3. Шелюбский Б.В., Ткаченко В.Г. Техническая эксплуатация дорожных машин. Справочник инженера-механика. – М.: Транспорт, 1985. – 296 с.
Контрольные вопросы
1. Методика расчета потребности предприятия в топливо-смазочных материалов