I (теоретического) тура олимпиады школьников по русскому языку




ЗАДАНИЯ

 

Задание 1

 

Укажите номера рядов слов, в которых совпадает место ударения в русских белорусских словах:

1. на свежую голову - на свежую галаву;

2. мазут - мазута;

3. макушка - макаўка;

4. щавель - шчаўе;

5. абрис - абрыс;

6. иконопись – iканапic;

7. имя - iмя;

8. патетика - патэтыка;

9. организованность - арганiзаванасць;

10. кафель - кафля.

Задание 2

Укажите номер и букву правильного варианта:

1. кунджут (а) - кунжут (б);

2. мукулатура (а) - макулатура (б);

3. фальшстарт (а) - фальстарт (б);

4. юристконсульт (а) - юрисконсульт (б);

5. дуршлаг (а) - друшлаг (б);

6. почерк (а) - подчерк (б);

7. подскользнуться (а) - поскользнуться (б);

8. интригант (а) - интриган (б);

9. гастарбайтер (а) - гастрабайтер (б);

10. инаугурация (а) - инагурация (б).

Задание 3

Укажите номера рядов слов, в которых допущены орфографические ошибки:

1. облицевать, шофер;

2. колличество, пеленгатор;

3. румяный, петушиный;

4. выше тучь, вскачь;

5. пациент, эволюция;

6. авангардисский, разборчивый;

7. насвистовать, собака лает;

8. ломаная линия, задание выполнено;

9. сладкоголосый, девяностолетний;

10. не истовствовать, невесомость.

 

Задание 4

Укажите номера рядов существительных, имеющих в форме родительного падежа множественного числа окончание -ов (-ев):

1. ботфорты, брелоки, консервы;

2. бутсы, снадобья, гетры;

3. ломти, шорты, ступни;

4. ведерца, вожжи, сумерки;

5. валенки, чулки, гольфы;

6. верховья, платья, устья;

7. джинсы, артишоки, комментарии;

8. взгорья, певуньи, ущелья;

9. таджики, гнездовья, плоскогубцы;

10. экивоки, сандалеты, гренки.

Задание 5

Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1. Авторское самолюбие - это боль, это катар души: кто болеет им, тому уже не слышно пения птиц, не видно блеска солнца, не видно весны.

2. И вдруг разразился над ними удар грома: огонь ливнем рухнул во все трещины лопнувшего свода небес и в тот же миг вздутый порывом вал ударил в корму.

3. Молния хлестнула как обычно длинным росчерком, но не погасла, а вдруг, словно запутавшись, закружилась, заплясала и разошлась широким концом, обнажив жуткий голубой огонь.

4. И эта тишина, и высокая деревянная кровать с синими подушками из настоящего пера, большая, недавно выбеленная печь, чистенькое окошко, в которое вламывались потоки солнца - все казалось нереально неправдоподобным.

5. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачному, местами подернутому, словно белоснежным кружевом, маленькими перистыми облачками, быстро поднимается золотистый шар солнца, жгучий и ослепительный, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана.

6. Вокруг, на видимое глазом пространство, океан словно весь кипел в белой пене, представляя собой взрытую холмистую поверхность волн, несущихся, казалось, с бешеной силой, и с шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями.

7. Кажущиеся вдали небольшими холмами, эти валы вблизи преображаются в высокие водяные горы, среди которых то опускаясь в лощину, образуемую двумя волнами, то поднимаясь на гребень, идет маленький черный корвет, встречая приближение шторма.

8. Потом он пустился рассказывать, где видел какое зверье, где сгонял крупную птицу, справедливо полагая, что меня, как охотника, должны заинтересовать его сообщения.

9. У старожила я спросил: «Зачем такой колодец сгнил?» - «А как не сгнить ему, сынок, хоть он и к месту и глубок, да из него который год уже не черпает народ».

10. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону.

Задание 6

Определите способ словообразования:

окружность, антицентр, поглотитель, распад, растворимость, теплообменник, энергоресурсы, прямоугольник, гамма-лучи, сверхмалый, быстрорежущий.

 

Задание 7

В каждом предложении найдите слово, ошибочно употребленное автором, и замените его словом, значение которого соответствует смыслу предложения.

1. Алюминиевое ведерко больно хлестнуло Павла Федоровича по носу. (Л.Медведникова)

2. Может, он ждал, что к нему радостно подойдут погодки его или кто постарше. (В.Шукшин)

3. «Позаботьтесь впрок!» - призывает реклама, рекомендуя любителям путешествий проверить, не нуждается ли в ремонте летнее туристическое снаряжение. (Газетн.)

4. А ведь решение проблемы контроля могло бы избавить жителей поселка от необходимости подолгу выжидать автобус. (Газетн.)

5. Конь рванулся с места, Мечик вылетел из седла и упал навзничь, уткнувшись лицом в густую мягкую траву. (А.Фадеев)

 

Задание 8

Установите первоначальный облик фразеологизмов из произведений А.Башлачева. Определите значение восстановленных фразеологизмов:

1. Сгинет всякое дело Божие.

Там, где все одним жиром мазаны,

Там, где все одним миром травлены.

2. Отбивая поклоны, мне хочется встать на дыбы.

3. Но не слепишь крест, если клином клин...

4. Это случилось в период мечты

Стать первой звездой хит-парада.

5. Я тебя люблю - по колено мне трын-трава.

6. Как писали вилами на Роду.

7. Я не знал, как жить. Ведь я еще не выпек хлеба.

А на губах не сохла капля молока.

8. Пойми - ты простишь,

Если ветреной ночью я снова сорвусь с ума...

Задание 9

Какая норма литературного языка нарушена в приведенных ниже предложениях? Исправьте допущенные ошибки, объясните их.

1. К завтрашнему заседанию нужно написать отзыв о дипломной работе.

2. Аспирант ответил на все вопросы членов Ученого совета, касающихся темы его диссертации.

3. В нашем книжном магазине продается не только научная и методическая литература, а также канцелярские товары.

4. Никто из студентов не знали о времени проведения консультации.

5. Причина этого явления может быть объяснена, взяв в качестве иллюстрации модель экономического развития Китая.

Задание 10

Распределите слова и словосочетания по группам в соответствии с их стилевой принадлежностью: 1) официально-деловой стиль; 2) научный стиль;

3) публицистический стиль; 4) разговорный стиль.

Ввиду плохой погоды, молодцеватый, предписание, ось зла, в кратчайший срок, убедительная аргументация, во избежание пожара, в соответствии с указом, рецензируемая работа, повелевать, оказать содействие, опротестовать решение, премилый человечек, редактирование, поломка двигателя, воззвание, тишком подсунуть, гонка вооружений, разрядка международной напряженности, уговорить, прибытие посла, международный терроризм, подболтать муки, явился нежданно-негаданно, авось, тангенс, объект и предмет исследования, полчаса времени, апробация результатов, мотор чихает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: