Ленин в литературе – аккуратной с цензурой, но искренней.




В. Маяковский в 1927 г. с негодованием, относился к появлению культа личности. Однако сам Маяковский в других формах утверждал и способствовал, вопреки всем своим поэтическим «оговоркам», формированию культа Ленина. Впрочем, судя по всему, делал он это совершенно искренне.

Он был человекдо конца человечьего -несии казнисьтоской человечьей.Вовектакогобесценного грузаещене неслиокеаны наши,как гроб этот красный,к Дому союзовплывущийна спинах рыданий и маршей.

Маяковский пишет о единстве вождя, масс и партии, о тождественности Ленина и революции.

Нет!

Не ослабеет ленинская воля

В миллионной воле РПК!...

 

Вечно будет

Ленинское сердце

Колотать

У революции в груди!

Поэт даже пишет о глубоком личном общении с уже умершим вождем, здесь уже начинается зарождение религии:

Двое в комнате.

Я и Ленин – фотографией на белой стене.

Также Маяковский пишет и о бессмертии Ленина:

Ленин -

Жив

Ленин -

Жил

Ленин-

Будет жить!..

 

В каждом рожденном рожден

Как сила

Как знанье

Как знамя!

Что касается Есенина, то, скорее всего, осознавая всю выгоду уважения культа Ленина, он его поддерживал; об этом вполне однозначно говорит стихотворение «капитан Земли».

Но позволю себе процитировать небольшой отрывок, перекликающийся с дальнейшими рассуждениями, и кажущийся мне искренним его мнением:

«Он с лысиною, как поднос,

Глядел скромней из самых скромных.

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?»

Здесь прослеживается мотив «загадки» Ленина, которая для многих (и для автора данного доклада) так и не разгадана. Действительно, каким образом Ленин перевернул всю Россию? В этом, кажется, даже есть нечто мистическое. Подобное мнение можно найти и у Пастернака, побывавшего на IX съезде Советов; он воспринимает Ленина как существо из потустороннего мира. В поэме «Высокая болезнь появление Ленина показано как богоявление. Публика заранее чувствует его приближение. «Все встали с мест, глазами втуне / Обшаривая крайний стол, / Как вдруг он вырос на трибуне, / И вырос раньше, чем вошёл». То есть непонятно, как оказался там, «проскользнул неуследимо», как таинственная шаровая молния, как «в эту комнату без дыма грозы влетающий комок», и «говорок его» пронзил поэту «искрами загривок».

Даже если это описание лишь поэтическая вольность (то есть поэту только показалось, что вождь вдруг материализовался на трибуне из воздуха), всё равно эта вольность родилась из общей религиозной атмосферы поклонения Ленину. Люди ждут божества, и оно появляется. Именно они наделяют смертного качествами божества, ожидают от него поведения шаровой молнии. «И эта голая картавость / Отчитывалась вслух во всём, / Что кровью былей начерталось: / Он был их звуковым лицом... Он управлял теченьем мыслей / И только потому — страной».

Здесь выражено не только отношение самого поэта к Вождю новой России, но дано свидетельство преклонения партийной среды перед их руководителем.

Советские критики об этом произведении говорили весьма любопытные вещи, так Арутюнян трактует его следующим образом: долгое время в душе лирического героя пребывал хаос, но после речи Ленина все преобразуется и устанавливается космос. По этому, можно смело сказать, что эта поэма была недопонята и “преобразующая роль Ленина” была преувеличена.

Заключение

 

В данной работе проанализирован ряд источников, раскрывающих основные черты присущие культу Ленина, на раннем этапе его становления, в 20-е годы. Источники разделены на две группы: напечатанные в рассматриваемый период художественные произведения испытавшие на себе цензуру и миниатюрные фольклорные произведения, отражающие политическую обстановку и собранные в 20-30е годы в тайне от властей. Результаты этой работы показали, что отношение народных масс к вождю революции было неоднозначным и менялось с течением времени. Но совершенно ясно, что культ личности, как таковой, еще не установился в деревне и был на ранней стадии развития в городской среде.

В то же время, нужно учитывать, что стимулирование развития культа сверху никогда бы не принесло результатов, без участия низов в этом процессе, и если бы этот куль не отвечал общественной потребности в нем.

Происхождение культа, безусловно, объясняется политическими запросами послереволюционной России, оно прямо связано также с биографией Ленина. Нельзя не усмотреть и явной зависимости этого культа от особенностей социального уклада дореволюционной России, от своеобразия политической культуры огромной части населения, на которую культ опирался, и политического мировоззрения русской революционной интеллигенции. Культ отвечал нуждам молодого Советского государства: в последствии, это был, строго регламентированный набор символов и мероприятий, старательно разработанный партией и правительством для привлечения к себе неграмотных масс.

Список Источников:

А. В. Пясковский. "Ленин в русской сказке и восточной легенде". М. "Молодая гвардия". 1930

Попов Г. И. Первые песни о Ленине. М., 1975

Соловьев Л. В. Ленин в творчестве народов востока. М., 1931

Политические частушки. (Заветные частушки. Из собрания А.Д. Волкова.) М.,1999

 

Список Литературы:

Азадовский М. К. Ленин в фольклоре. // Памяти В. И. Ленина: Сб. ст. к десятилетию со дня смерти. М., Л.,1934.

Арутюнян Л. Образ Ленина в многонациональной советской поэзии. Харьков, 1974

Архипова а. Последний «Царь-избавитель»: советская мифология и фольклор 20х-30х годов. https://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/012online/12_online_arkhipova.pdf

Великанова О. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам.lewiston, 2001

Вишневский Н. Образ Ленина в русской советской литературе. Львов, 1973

Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998

Зеленин Д. К. «Современная русская частушка. // Заветные частушки из собрания А. Д. Волкова. М.,1999.

Лазутин С. Г. Советский фольклор. Воронеж.,1975

Ленин. Сборник для крестьян. 1924

Тумаркин Н. Ленин жив! Образ Ленина в советской России. М., 1997

Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1990.

 


[1] Тумаркин Н. Ленин жив! Образ Ленина в советской России. М., 1997 С. 82.

 

 

[2] Тумаркин Н. Ленин жив! Образ Ленина в советской России. М., 1997. С. 136.

 

[3] Традиция хоронить выдающихся политиков у кремлевской стены появилась еще в 1919 году, тогда был похоронен Свердлов.

[4] Тумаркин Н. Ленин жив! Образ Ленина в советской России. М., 1997. С.245.

[5] Великанова О. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам.lewiston, 2001. С. 23.

 

[6] Вишневский Н. Образ Ленина в русской советской литературе. Львов, 1973. С. 45.

 

[7] Попов Г. И. Первые песни о Ленине. М., 1975. С.22

[8] Тоже, С. 52

[9]Тоже, С. 12

[10] Тоже, С.17

[11] Тоже, С. 22.

[12] Тумаркин Н. Ленин жив! Образ Ленина в советской России. М., 1997. С. 124.

 

[13] Соловьев Л. В. Ленин в творчестве народов востока. М., 1931. С. 16.

 

[14] Тоже, С. 15.

[15] Тоже, С. 110.

[16] Соловьев Л. В. Ленин в творчестве народов востока. М., 1931.С. 128.

[17] Тоже, С. 116

[18] Тоже, С. 66.

[19] Тоже, С. 78.

[20] Политические частушки. (Заветные частушки. Из собрания А. Д. Волкова.) М.,1999. С. 145

[21] Тоже, С. 24

[22] Тоже, С.237.

[23] Тоже, С.273-274.

[24] Тоже, С. 23-24.

[25] Тоже, С.25.

[26] Тоже, С.147.

[27] Тоже, С.273.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: