Рязань, 2021г.
В наши дни уходят из жизни старые мастера, прерывается некогда имевшая место крепкая семейная преемственность. Урбанизация и механизация ведут к потере навыков творческого ручного труда. Так случилось и с лаптями — традиционной плетёной обувью русских крестьян, имевшей хождение вплоть до первой трети XX века. Обобщение и изучение экспедиционных материалов и письменных источников позволяет сделать вывод, что с развитием фабричного обувного производства лапти окончательно были вытеснены из народного быта, потеряв свою основную утилитарную функцию, уйдя в область «забытого» прикладного искусства. И тем не менее... Нет-нет, да и наденет русский человек дома лапти, вспомнит историю.
Самые ранние свидетельства о лаптях, бытовавших на рязанских территориях, относятся к домонгольскому периоду. Раскопки, проводимые в Переславле Рязанском (современная Рязань), выявили в культурном слое XII-XIII веков целый инструментарий для плетения лаптей: деревянную колодку, металлические ножи, костяные изделия, напоминающие кочедыки. Многочисленные находки кочедыков говорят о большом распространении лаптей.
Лапти плели из коры практически любого дерева, выбор материала обусловлен местностью, где проживает лапотник. На Рязанщине плели, в основном, из коры молодых липок (лыка) и берёзок (бересты), реже употребляли соломку, кукурузный лист, а также вязовое лыко: лапти из него получались неноскими, хотя и более изящными, праздничными, за что и получили в народе название «боярских». Чтобы придать обычному липовому лыку богатый красно-коричневый оттенок, под вяз, мастер варил только что сплетённые лапти в крепком чайном растворе. «Княжескими» назывались лапти, украшенные дубовой корой. Для изготовления так называемых «кручёных» лаптей, полоски лыка скручивались, и лишь затем переплетались с другими лычинами.
В Рязанской губернии сложилась традиция плетения лаптей из липового и вязового лыка двумя способами: в косую клетку (расположение решётки под тупым и острым углами) и в прямую (полоски лыка идут перпендикулярно друг другу).
|
В ряде уездов применялась смешанная техника с использованием бересты. Бытовали лапти двух типов: «мордовские» и «русские», получившие также название «московские».
В 1913 году на 2-й Всероссийской кустарной выставке, проходившей в Санкт-Петербурге, Рязанская губерния экспонировала лапти из Касимовского, Спасского уездов. В 1914 году в селе Палищах Касимовского уезда на воскресных базарах было «до 30 постоянных лавок, в которых можно купить всё, начиная от лаптей до золотых вещей включительно». В Касимовском отделении Рязгубкустарсоюза в 1922 году зафиксировано пять кустарных артелей по лаптеплетению с общей производительностью до 5 000 лаптей в месяц. По данным на 1 октября 1926 года, в кустарном Союзе Рязани действовала одна артель по плетению лаптей, в которой трудилось 144 человека. Доминирующее положение среди уездов Рязанской губернии по производству лаптей занимали Касимовский и Егорьевский уезды. В основном, это занятие являлось сезонной работой, начинающейся, как правило, с глубокой осени и продолжающейся в течение всего зимнего периода, благодаря чему население имело небольшой, но относительно стабильный заработок. Хотя в ряде селений крестьяне были вовлечены в домашнее производство лаптей круглогодично.
Во время полевых изысканий в 2006 году удалось отыскать старых мастеров-лапотников в разных районах Рязанской земли.
Материалы позволяют сделать вывод о том, что массовое производство лаптей закончилось в двадцатых годах XX века, но для бытовых нужд лапти продолжали использоваться в крестьянском хозяйстве ещё длительное время.
В наше время старинное ремесло плетения лаптей практически утрачено, поскольку прервана многовековая цепочка семейной преемственности: старикам некого учить, молодым неинтересно осваивать недоходное дедовское ремесло. Но лаптеплетение глубоко вросло в народную культуру, национальное сознание. Вспомним такие устойчивые словесные обороты, как «мужик-лапотник», «не лыком шит», «лаптем щи хлебать».
В мае 2006 года в рамках международной программы по сохранению культурного и исторического наследия в городе Рязани прошла первая специализированная выставка старинных ремёсел «Эх, лапти!», на которой именно лапти стали центральным ядром экспозиции.
|
На выставке были представлены закупленные в ходе полевых экспедиций образцы лаптей из различных материалов и различных размеров: большие, средние, маленькие и совсем миниатюрные -"пальчики" или «ноготки». Были там как классические экспонаты традиционных промыслов Рязанской области, так и редкие образцы ручной работы.
В современной жизни лапти применяют в лечебных целях как ортопедическую обувь, используют в бане или просто как сувенирную продукцию.
Всё это позволяют говорить о том, что история лаптеплетения — пусть и несколько видоизменённого — продолжается!
|
Словарик ремесла лаптеплетения
Лыко - молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева (под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).
Лутоха, лутошка - липка, с которой снята кора, содрано лыко.
Колода - большое корыто грубой отделки.
Кочедык - плоское изогнутое лапотное шило.
Курочка - декоративный элемент в виде уголка на головашке лаптя.
Луб - внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, а также кусок, полоса такой коры, лыко. Луб хорошо снимается в теплую, сырую, ветреную погоду.
Онуча - кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.
Оборы - особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей.
Оборник - род петли, образованной концами проушин на запятнике лаптя, в которую продевали оборы.
Моченец - лен или конопля, вымоченные для обработки. Сырое конопляное волокно после одной мочки, обмятое и очищенное, использовалось на витье веревок, на подковырку лаптей.
Уковыристый - плотно, добротно сплетенный лапоть.