Значение совместной читательской деятельности родителей и детей в формировании читательских умений




МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА№ 32

СУГЛУБЛЕННЫМИЗУЧЕНИЕМОТДЕЛЬНЫХПРЕДМЕТОВ»ЭНГЕЛЬССКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНАСАРАТОВСКОЙОБЛАСТИ

413111, Саратовскаяобласть, г. Энгельс, ул. Минская, дом 29, тел. (8453) 95-06-50

Муниципальные Педагогические чтения

учителей начальных классов
«Учимся вместе новые форматы для новых результатов»

Значение совместной читательской деятельности родителей и детей в формировании читательских умений

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 32»

Гуляева Юлия Владимировна

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать. Отсюда можно сделать вывод, что заявленная тема весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать.

Хочется, чтобы интерес к семейному чтению начал возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.

Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но последние таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.

Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.

И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.

За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, обусловленной глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Последние социологические опросы жителей России показывают, что значительно снизился интерес к чтению книг не только у школьников, но и среди тех категорий граждан, кто имеет высшее образование. По результатам международных исследований PISA-2000, российские школьники заняли 27 место по чтению среди 32 стран мира. Установлено, что учащиеся средних образовательных школ России затрудняются назвать главную мысль прочитанного произведения, не умеют найти заданную информацию в небольшом тексте, затрудняются определить последовательность событий в прочитанном тексте.

У современных детей и подростков не только другие литературные предпочтения, но и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как одному из средств информации. Утверждается «новая модель» детского чтения, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя. Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни.

Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит школьному учителю. Начальная школа сегодня работает по реализации Федеральных государственных стандартов начального общего образования. Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель – формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе первой ступени дети должны научиться осознавать себя «грамотными читателями, способными использовать читательскую деятельность как средство самообразования». Младшие школьники должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении» Главные задачи по повышению качества чтения среди школьников, детей и подростков - воспитание культуры чтения, воспитание интереса к чтению (прежде всего, классики), развитие читательской и информационной культуры. Это обеспечивает в дальнейшем решение основных жизненных проблем молодѐжи: обучения, освоения профессиональной деятельности, самообразования, формирования мировоззренческих, нравственных основ личности. Но один учитель не в силах привлечь детей к чтению без помощи родителей.

Зачем читать вместе?

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!

Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!

Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!

- Совместное чтение создаёт свой мир – только родителя и ребёнка.

- Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.

- Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.

- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.

- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.

Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

- Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать:

Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

Ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.

Дети, которые хорошо читают, в школе показывают хорошие результаты.

Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

У хорошо читающих детей, возникает мысленная картинка прочитанного. Они лучше запоминают детали, с желанием читают. Развивается память, воображение.

Таким образом:

- чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения;

-книги формируют самообразовательные навыки.Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице – книге;

- чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получитьот чтения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: