27. Отказаться от прежних представлений
Представления, которые так глубоко укоренились в нашей жизни в течение того времени, когда мы пили, не исчезнут словно по волшебству, в тот же момент, когда мы решили оставить в покое неоткупоренные бутылки. Наши дни, полные вина и бравурных звуков "Прекрасной Аделины", возможно, миновали, хотя болезнь не спешит уходить. Поэтому мы поняли, что в лечебных целях надо пресечь в корне многие старые представления, которые начинают давать новые отростки. А отростки появляются снова и снова. Мы стараемся достичь ощущения легкости и свободы от оков нашего прежнего образа мышления. Многие из наших бывших умственных построений, а также идеи, которые они произвели на свет, ограничивают пашу свободу. Как выясняется, если переосмыслить все заново - это лишь бесполезными вериги, висящие на нас. И если после дополнительного изучения мы не убедимся в их действенности и полезности, то нам не стоит в дальнейшем цеплялись за них. Ныне мы можем соотнести сегодняшнюю полезность и достоверность мышления с весьма специфическим стандартом. Можно сказать себе: "Смотри-ка - ведь именно так я думал, когда пил! Помогут ли мне подобные мысли жить трезвым? Подходят ли они мне сегодня?" Многие из наших прежних представлений, особенно об алкоголе, о выпивке, о том, чтобы напиться, и об алкоголизме (или о том состоянии, когда употребление алкоголя превращается в проблему, если вы предпочитаете такое название) - оказываются никчемными или фактически разрушительными для нас, поэтому испытываешь огромное облегчение, избавляясь от них. Может быть, будет достаточно нескольких примеров, чтобы показать нашу готовность отбросить эти старые бесполезные представления. Для многих из нас в юношеском возрасте выпивка была способом доказать другим, что мы больше не дети, а мужественные или искушенные и умудренные люди, что у нас достаточно характера, чтобы бросить вызов родителям или другим руководящим особам. В сознании многих выпивка была тесно связана с любовными приключениями, сексом и музыкой или с деловыми успехами, снобизмом в выборе марок вин и роскошными интерьерами частных самолетов. Если кого и учили чему-нибудь в школе о выпивке - то это обычно сводилось к тому, что алкоголь представляет вред для здоровья, а злоупотребление им может привести к потере водительских прав - и не более того. А многие люди до сих пор убеждены, что любая выпивка является безнравственной, что она прямиком ведет к преступлению, страданию, бесчестию и смерти. Какими бы ни были наши чувства по отношению к выпивке (позитивны- ми или негативными), они почти всегда были сильными, и в Целом наше восприятие алкоголя скорее опиралось на именин, нежели на разум. Наше отношение к выпивке может быть чисто автоматическим, бездумным принятием чужого мнения. Для многих выпивка является существенной частью общественных празднеств -безобидное, веселое времяпрепровождение среди своих друзей в определенный срок в определенном месте. Другие считают, что еда обязательно должна сопровождаться выпивкой. Но теперь мы задаем себе вопрос: "Действительно ли невозможно наслаждаться дружбой или едой без спиртного? Действительно ли то, как мы пили, улучшало наши отношения с другими людьми? Или, может, помогало по достоинству оценить хорошую еду?" Представление о пьянстве вызывает еще более крайние эмоциональные реакции "за" и "против". "Наклюкаться" обычно расценивается или как нечто забавное, или исключительно как нечто постыдное. Для многих даже сама мысль об этом, по разным причинам, может показаться отвратительной. Для некоторых из нас это состояние было желанным, не только потому, что этого от нас ждали другие или нам это нравилось, но также и потом, что обаятельные знаменитости представляли нам его как нечто весьма привлекательное. Одни люди не выносят тех, кто никогда не напивается; другие презирают тех, кто слишком много пьет. Современные медицинские исследования пока что не повлияли на подобное отношение к пьянству. Когда мы впервые услышали слово "алкоголик", то многие при этом связывали его исключительно с пожилыми, оборванными, трясущимися и неопрятными людьми, которых мы видели просящими подаяние или валяющимися в беспамятстве где-нибудь в районе притонов и трущоб. Хорошо осведомленные люди теперь понимают, что такое представление - просто чепуха. Тем не менее, остатки этих древних, путаных общепринятых мнений продолжают давлеть над нами, когда мы делаем первые попытки стать трезвыми. Они затуманивают нашу способность видеть истину, и ее становится трудно отыскать. Но все же в конце концов мы были го- товы допустить - всего лишь как некую возможность - что некоторые из наших старых представлении слегка не соответствуют действительности или, по крайней мере, неточно отражают наш личный опыт. Когда мы смогли убедить себя посмотреть на весь этот свой опыт непредубежденно и прислушаться к чужим идеям, мы стали способны к восприятию большого объема информации, к которой раньше отнеслись без должного внимания. Например, мы можем ознакомиться с научным описанием: алкоголь - это не просто приятный на вкус утолитель жажды, но и наркотик, изменяющий состояние сознания. Этот наркотик, как мы узнали, содержится не только в спиртных напитках, но в некоторых продуктах и лекарствах. И теперь почти каждый день мы читаем или слышим о новых открытиях, что этот самый наркотик может вы- зывать еще какие-нибудь заболевания (сердца, крови, желудка, печени, полости рта, мозга и т.д.), о подлинном происхождении которых мы раньше не подозревали. Фармакологи и наркологи сегодня утверждают, что нельзя считать алкоголь совершенно безопасным и безвредным, вне зависимости от того, используется ли он как напиток, или как стимулирующее, успокаивающее, тонизирующее средство, или как транквилизатор. Однако сам по себе он необязательно приводит в каждом случае к ощутимому физическому ущербу или умственной деградации. Вероятно, очень многие могут употреблять его с удовольствием и без вреда для себя и окружающих. Мы поняли, что выпивку, с медицинской точки зрения, можно рассматривать как введение наркотика, а пьяное состояние - как получение избыточной дозы. Неправильное употребление наркотика, прямо или косвенно, мо- жет привести к всевозможным проблемам - психологическим семейным, общественным, финансовым, профессиональным, связанным с физическим состоянием,. Вместо того, чтобы рассуждать о том, что выпивка сделала с нами, мы начинаем понимать, что она делает с другими. Мы узнали, что каждый, кто сталкивается с какими- нибудь трудностями, связанными с собственной выпивкой. возможно, находится в состоянии, называемом "алкоголизмом". Эта болезнь поражает невзирая на возраст, вероис- поведание, пол, интеллект, этническую принадлежность, эмоциональное здоровье, профессию, семейное положение, крепкое телосложение, привычки питания, социальное или экономическое положение или характер человека. Неважно как или сколько вы пьете, или когда и почему. Важно лишь, как это влияет на вашу жизнь, другими словами, что происходит, когда вы пьете. Перед тем, как мы сможем распознать эту болезнь в себе, мы должны избавиться от следующего заезженного, старого предрассудка: "Было бы признаком позорной слабости признать, что мы не можем больше контролировать потребление спиртного (если вообще было такое время, когда мы могли)." Слабости? На самом деле требуется большое мужество, чтобы не моргнув, посмотреть суровой правде в глаза, не щадя себя, не пытаясь навести глянец на неприглядные дела, не оправдываясь и не обманывая себя. (Неприлично хвастать, но, честно говоря, многие из нас считают, что в искусстве дурачить самих себя мы были чемпионами мира.) Процесс излечения от алкоголизма также затуманен различными неверными представлениями. Как и миллионы других людей, которые видели, как кто-то спивался до смерти, мы задавались вопросом, почему этот пьяница не воспользовался своею силой воли, чтобы бросить пить. Это еще одна застарелая идея, но она укоренилась, поскольку многим из нас в детстве рассказывали о ком- нибудь, проявившем неслыханную силу воли. Может, это была семейная или уличная легенда о добром старом дядюшке Джоне. Годами слывший распутником и забиякой, он вдруг бросил вино, женщин и разгул, и в возрасте пятидесяти лет стал образчиком порядочности и незыблемой нравственности, и уж больше в своей жизни не взял в рот ни капли. Детские представления о том, что если потребуется, то мы сможем поступить так же - являются опасным заблуждением. Мы не такие, как другие. Мы - это только мы сами. (Мы также не тот Дедушка, который выпивал по три четверти литра каждый день и дожил до девяноста лет.) Теперь хорошо известно, что сила воли, сама по себе, является столь же эффективным средством для лечения алкоголизма, как и для лечения рака. Наш собственный опыт подтверждает это неоднократно. Многие из нас старались действовать в одиночку, надеясь, что смогут сами контролировать свою выпивку или даже полностью отказаться от алкоголя, и никто из нас не добился сколько- нибудь длительного успеха ни в том, ни в другом. Несмотря на это, нам нелегко было признать, что мы нуждаемся в помощи. Это тоже казалось нам признаком слабости. Да, мы опять доверились ложному предрассудку. Но наконец мы спросили себя: не будет ли более разумно заняться поисками и, в случае находки, воспользоваться силой более могущественной, чем наша собственная, нежели упорствовать в индивидуальных бесплодных усилиях, когда прошло уже достаточно времени, чтобы убедиться в их неэффективности. Не думаем, что это является следствием большого ума - пытаться разглядеть что- нибудь в темноте, когда можно просто включить лампу, и станет светло. Нам не удалось прийти к трезвости совершенно самостоятельно. Мы также поняли, что в одиночку нельзя сохранить трезвость. Да и радостями трезвой жизни лучше с кем-нибудь поделиться. Когда мы способны, пусть даже временно, обратиться к нескольким новым идеям, отличающимся от наших прежних представлений, то тем самым мы уверенно выбираем направление, ведущее к счастливому и здоровому новому образу жизни. Именно так и случилось с тысячами и тысячами из нас, с теми, кто был убежден, что никогда не сможет создать себе такую жизнь.
|
|
|
28. Читать публикации АА
Люди, как принято считать, лучше усваивают многие вещи, когда не только слышат, но и видят их и могут до них дотронуться; если же о них можно что- нибудь почитать, то скорость усвоения еще более возрастает. Существует много хороших (а также не очень хороших) публикаций об алкоголизме. Многие из нас получали пользу, читая литературу, относящуюся к другим областям. Однако А.А. никогда не одобряет и не отвергает какие-либо публикации. Мы просто предлагаем свои собственные. Даже те пьющие, которые никогда до этого много не читали, проводили часы, поглощенные чтением материалов АА. Несомненно - это лучший способ усвоить из первых рук широкий, обобщенный опыт А.А., вместо того, чтобы где- то, когда-то услышать чей-то пересказ. Имеется пять книг А.А. и одна брошюра примерно такого же формата, как эта книга.
- "Анонимные Алкоголики" Это основное руководство, обобщающее опыт А.А. Сообщество А.А., в том виде, в каком мы его знаем, возникло в результате появления этой книги, которая была первоначально подготовлена сотней алкоголиков, которые научились поддерживать трезвость, помогая друг другу. Через несколько лет они описали свою деятельность и дали книге название. Наше Товарищество тоже стало на- зываться "Анонимные Алкоголики". В этой книге подлинный опыт А.А. разбирается теми, кто первыми создавал Сообщество, а потом написал об этом. Эта книга - первоисточник основных идей АЛ. для всех нас, независимо от того, часто или редко мы ее читаем. Большинство людей, приходя в А.А., получают экземпляр этой книги в самом начале, чтобы воспринимать основные идеи А.А. непосредственно из первоисточника, а не из вторых или третьих рук. Члены общества называют эту книгу "Большой Книгой", но не уподобляют ее какому-нибудь священному тексту. Первое ее издание (1939) печаталось на очень толстой бумаге, и поэтому книга получилась на удивление телегой, и была шутливо прозвана "Большая Книга". Первые 11 основных глав были написаны одним из основателей Сообщества, Биллом У. Книга также содержит личные истории многих членов А.А., написанные ими самими, а также различные приложения, содержащие дополнительные материалы. В первые годы деятельности Сообщества, когда во всем мире было всего лишь несколько групп А.А., одного лишь чтения этой книги было достаточно некоторым людям, чтобы встать на путь трезвости. Она до сих пор помогает таким же образом некоторым алкоголикам, в отдаленных частях света или на кораблях дальнего плавания. Те, кто регулярно читает эту книгу, говорят, что повторное прочтение открывает более глубокий смысл многих содержащихся в ней идей, который нельзя уловить при первом поспешном ознакомлении.
- "Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций" В этой книге, также написанной Биллом У., основные положения А.А. рассматриваются еще более детально. (Иногда ее сокращенно называют "Двенадцать и Двенадцать".) Те, кто серьезно хочет изучить программу излечения от алкоголизма, выработанную А.А., используют "12 и 12" как дополнение к "Большой Книге". Написанная спустя 13 лет после появления "Анонимных Алкоголиков", эта меньшая по объему книга разъясняет принципы поведения в А.А., как для групп, так н для отдельных членов. Двенадцать Шагов, направляющие индивидуальный рост личности, в "Большой Книге" рассматриваются более коротко. Принципы поведения групп - Двенадцать Традиций - выкристаллизовались путем проб и ошибок после того, как была напечатана "Большая Книга". Они характеризуют это движение в целом и придают ему уникальный характер - делают его совершенно не похожим на другие сообщества.
- 'Развитие Сообщества 'Анонимные Алкоголики' Это краткая история того, как зародилось Товарищество и как оно развивалось в первые 20 лет своего су- ществования. В ней подробно рассказывается о том, как небольшая группа мужественных и, в то время безнадежных, пьяниц - не имея никаких очевидных шансов на успех - в конечном итоге переросла в хорошо организованное, распространившееся на весь мир, движение, эффективность которого общепризнанна. Эта книга для многих из нас представляет увлекательное чтение, и служит еще одним подспорьем в нашем выздоровлении.
- 'Как это видится Биллу' Сборник самых содержательных заметок Билла У., собранный на основе его обширной личной переписки и других работ. Предметный указатель охватывает проблемы, интересующие любого пьющего. 'Доктор Боб и ветераны* Рассказ о богатой событиями жизни одного из основателей А.А., в который вплетаются воспоминания о становлении Сообщества А.А. на Среднем Западе США, записанные со слов пионеров движения.
- 'Передайте дальше' Эта биография одного из основателей А.А. имеет подзаголовок: 'История Билла Уилсона и рассказ о том, как идеи А-А- распространились по всему миру'. Прослеживается также развитие Товарищества, книга содержит 39 фотографий из истории А.А.
- 'Обрели веру-' Это сборник рассказов 75 членов А.А. на тему "Сила, более могущественная, чем мы", имеющий подзаголовок "Рассказы о поисках духовного начала в А.А. на примере опыта отдельных членов Сообщества" Эти рассказы представляют широкий круг мнений от ортодоксально-религиозного подхода до взглядов гуманистов и агностиков.
- Брошюры Сообществом АА. также публикуется множество брошюр по различным аспектам деятельности А.А.. адресованных различным группам, представляющим особые интересы своих членов. Эти издания тщательно подготавливаются под строгим надзором представителей А.А. из многих групп США и Канады, и поэтому их текст отражает согласованное мнение широких слоев членов АЛ. Невозможно до конца понять труды А.А., если не ознакомиться со всеми этими публикациями. В дополнение к этому Центральное управление обслуживания А.А. издает два раза в месяц информационный бюллетень - "Бокс 459" - и некоторые другие периодические издания, а также выпускает сообщение о ежегодной Генеральной конференции обслуживания А.А. Многие члены А.А. начинают и заканчивают каждый свой день уделяя несколько минут чтению отрывков из какого-нибудь книги АА. Размышление над книгами и брошюрами АА позволяет многим членам как бы 'обвиться при посредстве написанного'. Что же касается объема информации и вдохновляющей силы этих книг, то в этом отношении м трудно сравнить с чем-либо. Чтение любых публикаций А-А- вызывает мысли, которые уводят от выпивки, поэтому многие члены А.А. всегда носят с собой что-либо из этой литературы - не только для того, чтобы предотвратить появление мыслей, ведущих к выпивке, но и потому, что такое чтение может освежить и развлечь между делом. Ту литературу, которую, по какой-либо при- чипе, нельзя получить на собраниях АА, можно заказать, обратившись по адресу Вох 459, Grand Central Station, New York NY 10163 USA.
- 'А.А- Грэйпвайн' Каждый месяц в этом журнале печатается свежая подборка, содержащая как размышления, так и юмористические моменты из жизни А.А. Авторство почти всех статей, рисунков и карикатур принадлежит членам А.А. Журнал не платит гонораров за статьи, и большинство рисунков также предоставляется бесплатно. В содержание входят пьесы, иллюстрированные рассказы, новости А.А., новые сведения об алкоголизме, письма от членов А.А. со всего света и воодушевляющие статьи (но не стихи). За подпиской можно обратиться непосредственно по адресу: Box 1980, Grand Central Station, New York, NY 10163 USA Экземпляры последнего номера обычно можно получить на собраниях групп АA.
29. Посещать собрания АА
Задолго до того, как эта книга была задумана, каждая отдельная идея, содержащаяся в ней, и многие предложения о том, как жить трезвыми, были изучены и с успехом проверены сотнями тысяч алкоголиков. Этот процесс зак- лючался не только в чтении, но и в общении друг с другом. Сначала мы главным образом слушали. Вам тоже ничего не стоит поступать таким же образом, и для этого вы не должны никуда "вступать". Вся наша работа заключалась в посещении собраний Анонимных Алкоголиков. Каждый год их проводится свыше пяти миллионов в почти ста странах мира. Помните, что вам не обязательно становиться членом А.А., чтобы посещать эти собрания. Если вы хотите "попробовать", то можете совершенно свободно прийти на собрание А.А. как наблюдатель и всего лишь спокойно слушать, не произнося ни слова. Вы не обязаны говорить, как вас зовут, или, если пожелаете, можете назваться вымышленным именем. В АА. это все будет правильно понято. У нас не записывают имена членов и посетителей, присутствующих на собрании. Вас не вынуждают что-нибудь подписывать или отвечать на какие-нибудь вопросы. Если пожелаете, не стесняйтесь задавать вопросы. Но многие во время первых нескольких посещений предпочитают только слушать. Как и практически каждый, кто посещал собрания А.А., вы, вероятно, первое время будете очень удивлены тем, что происходит. Люди, которых вы видите вокруг себя, кажутся совершенно нормальными, здоровыми и в общем-то счастливыми и удачливыми. Они не похожи на старомодные карикатуры пьяниц и бездельников или на фанатических, высохших трезвенников. Более того, они представляются вам обычной дружеской компанией, где много смеются сами над собой. Вот почему, если вы там задержитесь, то эта задержка облегчит муки, связанные с вашим последним похмельем, а то и позволит избежать их в том веселом окружении, которое создает собрание АА. Вы можете быть совершенно уверены в том, что каждый в этой комнате прекрасно понимает, каково вам сейчас приходится, потому что мы отлично помним свои собственные страдания в периоды похмелья и то, как мы себя чувствовали, когда в первый раз попали на собрание А.А. Если вы застенчивы, привыкли держаться в одиночку - как многие из нас - вы обнаружите, что члены АА. охотно оставят вас в покое, если, конечно, это именно то, что вы желаете, и вам так будет удобнее. Однако большинство из нас понимало, что гораздо полезнее остаться после собрания на чашку чая и пообщаться с кем-нибудь. Не стесняйтесь, при желании, принять участие в обсуждении или поговорить с кем-нибудь "с глазу на глаз". Различные виды собраний АА. Многим членам А.А. из различных частей США и Канады было предложено высказать свои идеи при подготовке этой книги. Одним из первых упомянутых ими соображений было то, что вернейшим способом уберечься от выпивки является посещение различных видов собраний А.А. "Именно там мы познакомились со всеми этими идеями друг от друга",- писал один из членов. Если вы хотите остаться трезвыми, то, конечно же, лучше пойти на любое собрание А.А., нежели отправиться в бар или на вечеринку, или остаться дома наедине с бутылкой. Шансы не заболеть малярией выше, когда вы держитесь подальше от болота, полного комаров. Точно так же, у вас больше шансов сохранить трезвость, будучи на собрании А.А., а не где-либо, где выпивка под рукой. К тому же собрание А.А. может дать толчок к выздоровлению. Подобно тому, как выпивка является предметом наибольшего внимания на вечеринках, так трезвость является основной целью участников собрания А.А. Здесь, пожалуй, в большей степени, чем где бы то ни было, вы окружены людьми, которые понимают, что такое пьянство, приветствуют вашу трезвость и могут рассказать вам о многих способах ее продления. Кроме того, вы видите очень много выздоровевших, счастливых, непьющих алкоголиков. Это совсем не то, что вы видите в барах. Вот некоторые наиболее известные виды групповых собраний А.А., а также перечисление тех преимуществ, которые вы можете получить, посещая их.
Собрание для начинающих ( Или для пришедших впервые) Эти собрания, как правило, собирают меньшее количество участников и обычно предшествуют более многолюдным встречам. Они открыты для каждого, кто считает, что у него (или у нее), возможно, имеются проблемы, связанные с выпивкой. В одних случаях это могут быть запланированные дискуссии или беседы об алкоголизме, о выздоровлении и о Сообществе А.А. В других случаях такие собрания строятся по принципу вопросов и ответов. Члены А.А., которые часто посещали эти собрания, отмечают, что такие встречи предоставляют отличные возможности для того, чтобы задавать вопросы, приобретать новых друзей да и просто осваиваться в компании непьющих алкоголиков.
Открытые собрания (Приглашаются все желающие, вне зависимости от того алкоголики они или нет.) Это более организованные и более официальные собрания. Обычно два или три члена (которые заранее изъявили желание) по очереди рассказывают членам группы о своем алкоголизме, о том, что произошло с ними, и как проходит их выздоровление. Разговоры на этом собрании не должны следовать какому-либо утвержденному образцу. Разумеется, лишь очень немногие члены АА. являются хорошо подготовленными ораторами. На самом деле даже те из алкоголиков, кто по работе был профессионально связан с умением говорить, старались избегать, чтобы их выступления носили характер официальной речи. Вместо этого они пытались рассказать свою историю так просто и непосредственно, как только возможно. По-настоящему трудно усомниться в потрясающей нас искренности и честности выступающих. Вы можете с удивлением обнаружить, что часто смеетесь и говорите себе: "Да, это так и есть!" Одним из самых больших преимуществ в посещении этих открытых собраний является возможность услышать о разнообразнейших реальных проявлениях алкоголизма. Можно узнать симптомы этой болезни, предстающие в самых различных формах, и посмотреть - нет ли их у вас. Естественно, опыт каждого члена А.А. отличается от опыта других алкоголиков. Возможно, вы иногда услышите что кто-то говорит о своих любимых спиртных напитках, привычках и проблемах, сопутствовавших выпивке, или рассказывает смешные эпизоды, с ней связанные, - и все это будет очень напоминать вам ваш опыт. С другой стороны, вы можете услышать истории, совершенно не напоминающие ваши собственные. Вы будете слушать людей разного социального происхождения, разных профессий и верований. Каждый выступающий говорит только за себя и высказывает только свое собственное мнение. Никто не может выступать от имени всего Сообщества А.А., и никто не обязан соглашаться с какими-либо мнениями или идеями, высказанными другими членами А.А. Расхождение во взглядах приветствуется и ценится в А.А. Но если вы внимательно послушаете, то, вероятно, узнаете знакомые чувства, а может, и знакомые события. Вы обнаружите, что эмоции выступающего очень напоминают ваши собственные, даже если его жизнь существенно отличается от вашей. В А.А. это называется "отождествление с рассказчиком". Это не означает, что возраст, пол, образ жизни, поведение, радости и горести совпадают с вашими собственными. Но это означает, что вы можете услышать об опасениях, волнениях, заботах и радостях, созвучных вам, которые вы время от времени сами испытывали. Вас может удивить то, что вы почти никогда не найдете в рассказе члена А.А. жалости к себе но попаду того, что ему нельзя пить. "Отождествление" себя с говорящим может быть не так важно, как впечатление от его (ее) нынешней жизни. Выступающий обычно обрел (или стремится обрести) некую общую удовлетворенность, внутреннее спокойствие, решение своих проблем, вкус к жизни и своего рода духовное здоровье, которым вам тоже хочется обладать. Если это так - задержитесь в А.А. Эти качества заразительны в нашем Сообществе. Кроме того, подобные напоминания о муках активного алкоголизма могут убить в вас любое тайное желание пропустить стаканчик! На этих собраниях многие члены А.А. получают те самые советы как выздороветь, которые они столь долго искали. И почти все члены покидают такую встречу настолько воодушевленные и окрыленные, что уж в данный момент меньше всего на свете им требуется выпивка.
Закрытые дискуссионные собрания (Только для алкоголиков или для тех, кто хочет выяснить, являются ли они алкоголиками.) Некоторые группы А.А. проводят дискуссионные собрания, называя их "открытыми", чтобы любой человек мог на них присутствовать. Чаще такие собрания относятся к категории "закрытых", предназначенных только для ны- нешних членов группы или лиц, намеревающихся вступить, чтобы присутствующие могли свободно обсуждать любую тему, которая волнует или интересует каждого пьющего. Эти обсуждения носят конфиденциальный характер. Член группы, предварительно давший свое согласие, может начать собрание с короткого рассказа о своем алкоголизме и о том, как он (она) лечится. Затем начинается открытое обсуждение. Любой, кто обеспокоен своей конкретной проблемой, как бы ни было ему больно и трудно рассказывать об этом, может вынести ее на всеобщее обсуждение и послушать, как остальные присутствующие на практике справлялись с подобными ситуациями. Конечно же, выступающие также делятся своими радостными и счастливыми событиями. При таких обсуждениях каждый может убедиться, что никакой алкоголик не одинок, и его судьба всегда в чем-то схожа с судьбами других людей. Было как-то сказано, что на таких собраниях алкоголик, словно в мастерской, учится умению, как сохранить трезвость. Несомненно, присутствуя на этих собраниях, каждый может отобрать для себя подходящие предложения, касающихся широкого круга вопросов и направленные на поддержание счастливой трезвости.
Собрания по изучению Шагов Многие группы А.А. еженедельно проводят собрания, на которых по очереди обсуждается один из Двенадцати Шагов программы А.А. Некоторые группы используют при обсуждении Двенадцать Традиций, Три наследия А.А., Де- визы А.А. и другие темы, предлагаемые в ежемесячном журнале А.А. "Грэйпвайн". Но любые другие темы совсем не запрещены, особенно, если кто-то из присутствующих нуждается в помощи для немедленного решения своей не- отложной личной проблемы. Вместе с книгами "Анонимные Алкоголики" и "Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций", эти собрания, пожалуй, лучше всего помогают постичь смысл и глубже понять основные принципы программы излечения от алкоголизма, выработанной Сообществом А.А. Эти встречи также дают возможность ознакомиться с разнообразием толкований и способов применения основных идей программы А.А., показать, как, пользуясь ею, не только сохранить трезвость, но и обогатить свою жизнь. Областные, региональные, национальные и международные конвенции н конференции АА. Это внушительные по размерам собрания А.А., на которых присутствует от сотен до 20 тысяч членов, часто сопровождаемых своими семьями. Такие конвенции обычно продолжаются всю субботу и воскресенье и включают всевозможные дискуссии. В программу таких встреч часто входят дискуссионные семинары на различные темы, а также выступления приглашенных специалистов по проблемам алкоголизма и, как правило, банкет, танцы и развле- чения. Специальное время выделяется на всякие другие общественные или развлекательные мероприятия, которые проходят радостно и оживленно, поскольку участники обходятся без спиртного. Эти развлечения демонстрируют нам, сколько радостей таит в себе трезвость. Эти собрания также дают нам возможность встретиться и познакомиться с членами А.А. из других мест. Для многих членов Сообщества такие встречи становятся излюбленным способом проведения выходных дней, а также высоко ценятся как наилучшее воплощение на практике методов выздоровления. Они дают нам много вдохновляющих воспоминаний, которые мы бережно храним в будни, и часто способствуют возникновению тесных, длящихся всю жизнь, дружеских связей. Должны ли мы посещать собрания всю жизнь? Конечно, нет, если мы не хотим этого. С годами, продолжая оставаться трезвыми, тысячи из нас радуются этим собраниям все больше и больше. Так что это - удовольствие, а не обязанность. Все мы должны продолжать есть, мыться, дышать, чистить зубы и совершать прочие подобные деяния. Миллионы людей продолжают год за годом работать, читать, заниматься спортом и прочими развлечениями, посещать общественные клубы и совершать религиозные обряды. Поэтому наше постоянное посещение собраний АЛ. вряд ли можно считать чем-то исключительным, пока мы получаем от них удовольствие, пользу и поддерживаем благодаря им уравновешенный образ жизни. Однако большинство из нас чаще посещает собрания в первые годы своего излечения, чем впоследствии. Это помогает нам заложить прочный фундамент продолжительной трезвости. Большинство групп проводит одно-два собрания в неделю (по часу или полтора). В А.А. широко распространено мнение, что новому одену АЛ. будет лучше, если у него выработается привычка регулярно посещать собрания хотя бы одной группы, а также время от времени посещать собрания других групп. Это не только обеспечивает ознакомление с более широким кругом идей А.А., но и помогает утвердить в жизни пьющего определенный порядок, который помогает противостоять алкоголизму. Мы убедились в том, что очень важно, особенно вначале, исправно посещать зги собрания, не выдумывая для себя всяких причин, чтобы не ходить. Мы должны быть такими же прилежными в посещении собраний А.А., какими мы прежде были во всем, что относилось к выпивке. Может ли пьяницу удержать расстояние, непогода, болезнь, дела, гости, отсутствие денег, неудобное время или еще что-нибудь от выпивки, когда он (или она) действительно хочет выпить? Так и мы не можем себе позволить чтобы что-нибудь помешало нам пой- ти на собрание А.А., если мы действительно хотим выздороветь. Мы также поняли, что было бы неправильно посещать собрания только тогда, когда мы чувствуем тягу к спиртному. Мы получаем больше пользы от этих собраний, когда посещаем их в нормальном состоянии и когда наша голова не занята думами о выпивке. И даже посещение собрания, которое не полностью и не сразу нас удовлетворяет, лучше, чем вообще не пойти ни на какую встречу А.А. Поскольку собрания столь важны, многие из нас всегда держат при себе список всех местных собраний и никогда не уезжают далеко от дома без одного из справочников А.А., который позволит нам найти нужное собрание или товарищей по Сообществу почти в любом уголке земного шара. Мы научились тому, что нужно делать, чтобы заменить собрание А.А., когда серьезная болезнь или какая-нибудь катастрофа делает его посещение абсолютно невозможным. (Поистине удивительно, как часто мы слышим о том, что снежные бураны в прилегающих к Арктике районах, ураганы и даже землетрясения не могли удержать членов А.А. от путешествий за сотню миль или более того, чтобы попасть на собрание. Для некоторых людей добираться на эти встречи на каноэ, верблюде, вертолете, джипе, грузовике, велосипеде или на санях столь же естественно, как для остальных членов Товарищества воспользо- ваться машиной, автобусом или метро.) Чтобы заменить собрание, когда по какой-либо причине наше присутствие невозможно, мы можем связаться с друзьями по А.А., позвонив им по телефону или вызвав по портативному радиопередатчику. Можно мысленно провести собрание, читая какую-нибудь литературу А.А. Для нескольких сотен изолированных членов А.А. - "одиночек" (например, для военного персонала, находящегося далеко от дома) и нескольких сот, находящихся в дальнем плавании - "интернационалистов". Центральное управление обслуживания А.А. предоставляет специальные бесплатные услуги, с целью помочь им поддерживать тесный контакт с Сообществом. Они получают бюллетени и списки, которые позволяют им общаться с другими членами (письменно или иногда с помощью магнитофонных записей) в перерывах, когда они не могут регулярно посещать собрания А.А. Но многим из тех, кто предоставлен самим себе, удается направить ход событий в более благоприятную сторону. Когда они не находят рядом никакой группы А.А., в которую можно было бы вступить, они сами создают такую группу.
Денежный вопрос Алкоголизм требует затрат. Хотя само Сообщество не требует от своих членов уплаты вступительных или членских взносов, мы уже внесли довольно солидные "взносы", оставив их в винных магазинах и барах, до того, как попали сюда. Поэтому многие из нас приходят в А.А. почти разоренными, если не по уши в долгах. Мы поняли, что чем раньше мы сможем обеспечить себя сами, тем лучше. Кредиторы всегда рады идти нам навстречу, пока они видят, что мы действительно честно и целеустремленно пытаемся выбраться из долговой ямы, возвращая им долги, пусть даже по крохам. Однако есть особый вид затрат - естественно, в дополнение к затратам на еду, одежду и жилье - который был признан исключительно ценным в первые дни трезвости. На этот счет один из нас разрешил напечатать в этой книге нижеследующее:
Рекомендация вкладчику