Ничто не продолжается вечно в этом изменчивом мире. 6 глава




Толпой уп­рав­лять го­раз­до лег­че, но ведь раз­ви­тие идет, а она сто­ит на мес­те как зас­той­ная об­щес­т­вен­ная фор­ма­ция. Все боль­ше рас­тет раз­рыв меж­ду нею и пе­ре­до­вы­ми чле­на­ми об­щес­т­ва, тре­бо­ва­ни­ями прог­рес­са. Вот что та­кое чрез­мер­ная дис­цип­ли­на. Нуж­на ве­ли­чай­шая ос­то­рож­ность и муд­рость в ее при­ме­не­нии. На­до вся­чес­ки из­бе­гать неп­ре­рыв­но­го дав­ле­ния на пси­хи­ку, не­об­хо­ди­мо "отпус­кать" че­ло­ве­ка, как от­пус­ка­ют сталь, что­бы не сде­лать ее слиш­ком хруп­кой. Чуть не за­был вам ска­зать - так на­до "отпус­кать" жен­щин, пос­то­ян­ное пси­хи­чес­кое дав­ле­ние за­бот на ко­то­рых ве­дет к ис­те­рич­нос­ти и пос­туп­кам низ­ко­го мо­раль­но­го уров­ня.

- Опять на­па­да­ют на жен­щин! - воз­му­ти­лась Ри­та. - Не ожи­да­ла от вас, Иван Ро­ди­оно­вич!

- Ты глу­па, дочь! - спо­кой­но ска­за­ла Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на. - Это все вер­но. Жен­щи­на ни­ку­да от до­ма не де­нет­ся, она и чтец и жнец, у нее нет пси­хо­ло­ги­чес­ко­го от­ды­ха!

- Но те­перь мы не ме­нее об­ра­зо­ван­ны, чем муж­чи­ны! - крик­ну­ла Ри­та.

- И, к со­жа­ле­нию, не­вос­пи­тан­ны. Эта бе­да с вос­пи­та­ни­ем на­ча­лась в де­вят­над­ца­том ве­ке, с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­лиз­ма. Вос­пи­та­ние муж­чин ста­ли за­ме­нять об­ра­зо­ва­ни­ем, ко­то­рое да­ва­ло боль­шие пре­иму­щес­т­ва в жиз­ни. Вос­пи­та­ние сош­ло на нет, ос­тав­шись лишь по тра­ди­ции в арис­ток­ра­ти­чес­ких семь­ях. Жен­щи­нам вез­де да­ва­лось боль­ше вос­пи­та­ния, чем об­ра­зо­ва­ния. Это ос­ла­би­ло их в жиз­нен­ной борь­бе, но в то же вре­мя спас­ло род че­ло­ве­чес­кий от пол­но­го оди­ча­ния, - и Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на по­бе­до­нос­но ог­ля­ну­лась.

- Частично вы пра­вы, - сог­ла­сил­ся Ги­рин, - лю­ди все боль­ше ос­во­бож­да­ют­ся от бес­ко­неч­но­го и мо­но­тон­но­го тру­да и в то же вре­мя не по­ду­ма­ли, чем за­пол­нить до­суг. Пси­хо­ло­ги­чес­кий про­вал сов­ре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции - бес­цель­ная, ни­чем не за­пол­нен­ная праз­д­ность. А за­пол­нить ее на­до вос­пи­та­ни­ем де­тей и са­мо­вос­пи­та­ни­ем. Боль­шая проб­ле­ма жиз­ни - дер­жать че­ло­ве­ка в алер­т­ном сос­то­янии, соб­ран­ным фи­зи­чес­ки и ду­хов­но. Для это­го нуж­но, что­бы у не­го бы­ла цель, боль­шая, хо­ро­шая.

- Кому ка­кая цель, - зас­ме­ялась Си­ма, по обык­но­ве­нию за­ки­ды­вая на­зад го­ло­ву. - По-мо­ему, у муж­с­кой мо­ло­де­жи сво­е­об­раз­ный эс­ка­пизм, как это вы на­зы­ва­ете, Иван Ро­ди­оно­вич, в гру­бость, не­веж­ли­вость, на­ро­чи­тую пош­лость язы­ка.

- Не по­то­му ли, что дол­гое вре­мя ра­бо­че­му клас­су де­ла­лась скид­ка на не­вос­пи­тан­ность, - про­гу­дел Ан­д­ре­ев, - вот они и мас­ки­ру­ют­ся под ста­ри­ну?

- Мне ка­жет­ся, это прос­то лень, - воз­ра­зил Ги­рин. - Мы ра­зу­чи­лись вос­пи­ты­вать. За­ме­ни­ли раз­но­об­ра­зие обу­че­ния мно­го­ча­со­вым си­де­ни­ем в шко­ле и над уро­ка­ми и ду­ма­ем, что все в по­ряд­ке. Нет, то­ва­ри­щи, что­бы хо­ро­шо вос­пи­тать че­ло­ве­ка, на­до зас­тав­лять его ра­бо­тать по че­тыр­над­цать ча­сов в сут­ки, но уж неп­ре­мен­но над раз­ны­ми ве­ща­ми. Школь­ные за­ня­тия сме­нять кат­ком, тан­ца­ми, ез­дой на ав­то­мо­би­ле, ве­ло­си­пе­де, гим­нас­ти­кой, му­зы­кой. В кле­щах ра­бо­ты и тре­ни­ров­ки - тог­да по­лу­чит­ся нас­то­ящий про­дукт, а не брак! Но что­бы кле­щи-то бы­ли раз­но­об­раз­ны! По­ра по­нять глу­бо­чай­шую ошиб­ку, со­вер­ша­емую все­ми ро­ди­те­ля­ми во всем ми­ре, ког­да они при­ла­га­ют все уси­лия, жер­т­ву­ют со­бой, над­ры­ва­ясь, что­бы обес­пе­чить сво­им де­тям спо­кой­ную жизнь и ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние. Вмес­то то­го что­бы за­ка­лить их, на­учить жиз­ни, а не зас­ло­нять от нее! Ум­ные лю­ди по­ни­ма­ют, что ни­ка­кие да­чи, ме­бе­ли, ма­ши­ны и ка­пи­та­лы ни­че­го не да­ют, ес­ли нет че­ло­ве­ка, ес­ли он не вос­пи­тан стой­ким, лю­боз­на­тель­ным, ак­тив­ным де­яте­лем жиз­ни, люб­ви, зна­ния, ес­ли он не идет по жиз­ни сам, соз­да­ет ее сам, не су­щес­т­вуя ни за чей счет.

- Пора ус­та­но­вить су­деб­ную от­вет­с­т­вен­ность ро­ди­те­лей за брак в вос­пи­та­нии! - крик­нул гус­то­во­ло­сый мо­ло­дой че­ло­век.

- Может, не так стро­го? - улыб­нул­ся Ги­рин. - Будь­те ди­алек­ти­ком и знай­те, что нель­зя тре­бо­вать от жиз­ни аб­со­лют­но­го приб­ли­же­ния к иде­алу и це­ли. Все лишь от­но­си­тель­но, и по­то­му не без­раз­лич­на, так ска­зать, це­на дос­ти­же­ния. И уж пря­мая ди­кость - ус­т­рем­ле­ние к це­ли лю­бы­ми сред­с­т­ва­ми. Жизнь не­из­беж­но пе­ре­вер­нет стра­ни­цу, и иде­ал из­ме­нит­ся. За­кон так труд­но сде­лать спра­вед­ли­вым на лез­вии брит­вы, что для это­го нуж­ны ве­ли­чай­шие уси­лия луч­ших умов. А все по­то­му, что в хо­де вре­ме­ни пло­хое час­то обер­ты­ва­ет­ся хо­ро­шим, а хо­ро­шее ста­но­вит­ся пло­хим. Это ди­алек­ти­ка жиз­ни как про­цес­са, пе­ред ко­то­рым ока­за­лась бес­силь­ной ре­ли­гия с ее по­пыт­ка­ми ус­та­но­вить веч­ные ис­ти­ны и веч­ные тре­бо­ва­ния к че­ло­ве­ку.

- Сейчас во­об­ще при­ня­то об­ви­нять друг дру­га, ис­кать ви­но­ва­тых, гро­зить ка­ра­ми, - за­дум­чи­во ска­за­ла Си­ма. - Мы все вре­мя осуж­да­ем. А по-мо­ему, ку­да ин­те­рес­нее ста­рать­ся по­нять, а не осу­дить… по­нять, что во вся­ком че­ло­ве­ке есть сла­бос­ти, гар­мо­ни­ру­ющие с его силь­ны­ми сто­ро­на­ми.

Екатерина Алек­се­ев­на мол­ча об­ня­ла Си­му за пле­чи, пог­ла­ди­ла по го­ло­ве.

- Я рас­су­жу по-сол­дат­с­ки, - вме­шал­ся Се­лез­нев, - сол­да­ту с пе­ре­до­вой ид­ти не­ку­да, по­ка во­ю­ет. Или в мо­ги­лу, или в гос­пи­таль. Нас­то­яще­му че­ло­ве­ку в жиз­ни не­ку­да де­вать­ся, как сто­ять на пе­ре­до­вой.

- Ай да отец! - вос­хи­щен­но вос­к­лик­ну­ла Ири­на.

Но Ги­рин с сом­не­ни­ем по­ка­чал го­ло­вой.

- Весь мир сто­ит на том, что иду­щие впе­ре­ди, храб­рые и силь­ные бой­цы за свои тру­ды име­ют и сла­ву, и по­чет, и боль­шую до­лю, - Ги­рин на­лег на пос­лед­ние сло­ва, - в рас­п­ре­де­ле­нии благ. Но ком­му­нис­ты дол­ж­ны ид­ти на са­мо­от­каз от этих лиш­них благ. И это еще пол­де­ла на пу­ти к ком­му­низ­му. Дру­гие пол­де­ла и бо­лее труд­ные - от­сут­с­т­вие иж­ди­вен­чес­т­ва сла­бых. Они дол­ж­ны со­вер­шать свою мень­шую до­лю ра­бо­ты, но с не мень­шим ге­ро­из­мом и са­мо­от­ре­че­ни­ем, чем силь­ные. В этом вто­рое пле­чо ди­алек­ти­чес­ко­го рав­но­ве­сия в ком­му­нис­ти­чес­ком об­щес­т­ве.

И еще до­бав­лю спе­ци­аль­но для вас, де­вуш­ки и мо­ло­дые жен­щи­ны. Пусть пой­мет каж­дая жен­щи­на-мать, что она и ее ре­бе­нок не от­дель­ные ис­кор­ки, ле­тя­щие во тьму и уга­са­ющие без сле­да, но звенья в бес­ко­неч­ной це­пи, про­тя­ну­той из прош­ло­го в не­обоз­ри­мое бу­ду­щее. Кре­пость це­пи за­ви­сит от каж­до­го зве­на. А это зве­но нуж­да­ет­ся в ох­ра­не пси­хи­ки с дет­с­ко­го воз­рас­та. Вот и все, что я мо­гу ска­зать вам в зак­лю­че­ние, и я опять ви­но­ват - веч­но ув­ле­ка­юсь.

Воцарившееся мол­ча­ние бы­ло прер­ва­но ас­пи­ран­том-крис­тал­лог­ра­фом:

- Уже поз­д­но, и Ри­та по­да­ет мне зна­ки. Ей хо­чет­ся тан­це­вать, и мне то­же. Но все-та­ки поз­воль­те очень важ­ный воп­рос: пра­виль­но ли я по­нял, что ва­ши урав­но­ве­шен­ные лю­ди с бла­го­род­ной пси­хи­кой - это сред­ние лю­ди, не ту­пи­цы, но и не ге­нии. А как же ге­нии в на­уке и в ис­кус­стве? Не бу­дут ли ва­ши пси­хи­чес­ки урав­но­ве­шен­ные и фи­зи­чес­ки со­вер­шен­ные лю­ди прос­то бе­зы­мен­ной тол­пой?

- Ни в ко­ем слу­чае! Ес­ли со­бе­рут­ся лю­ди с мно­гос­то­рон­ним раз­ви­ти­ем и вы­со­кой об­щес­т­вен­ной соз­на­тель­нос­тью - я бы хо­тел быть в та­кой тол­пе! Что же ка­са­ет­ся ге­ни­ев, то ес­ли по­ни­мать под этим сло­вом лю­дей, нам­но­го пре­вос­хо­дя­щих сред­не­го че­ло­ве­ка сво­ими спо­соб­нос­тя­ми, они дво­яко­го ха­рак­те­ра. Те, ко­то­рые в си­лу ис­к­лю­чи­тель­но­го за­па­са фи­зи­чес­ких и пси­хи­чес­ких сил об­ла­да­ют вы­да­ющей­ся ра­бо­тос­по­соб­нос­тью и ус­пе­ва­ют сде­лать го­раз­до боль­ше дру­гих, сред­них лю­дей, так же хо­ро­шо урав­но­ве­ше­ны пси­хи­чес­ки. Это и есть нас­то­ящие лю­ди бу­ду­ще­го. Но есть и дру­гой тип ге­ни­ев, у ко­то­рых од­нос­то­рон­не раз­ви­та ка­кая-ли­бо од­на спо­соб­ность в ущерб дру­гим. Вслед­с­т­вие осо­бой кон­цен­т­ра­ции уси­лий, фа­на­ти­чес­кой одер­жи­мос­ти эти лю­ди в чем-то од­ном нам­но­го опе­ре­жа­ют сред­не­го че­ло­ве­ка, но пси­хи­ка их не­урав­но­ве­шен­на, очень час­то па­ра­но­идаль­на. Та­кие ге­нии, с од­ной сто­ро­ны, по­лез­ные чле­ны об­щес­т­ва, с дру­гой - труд­ные в об­ще­жи­тии и не­ред­ко опас­ные. Но до­воль­но, мы с ва­ми за­би­ра­ем­ся уже в дру­гую об­ласть. Как мет­ко вы­ра­зил­ся Спен­сер, на­ше зна­ние по­хо­же на шар: чем боль­ше он ста­но­вит­ся, тем боль­ше у не­го то­чек соп­ри­кос­но­ве­ния с не­из­вес­т­ным.

 

Большая лю­бовь - это всег­да от­вет­с­т­вен­ность и за­бо­та, за­щи­та и опа­се­ние, ду­мы о том, как ус­т­ро­ить и об­лег­чить жизнь для са­мо­го до­ро­го­го в ми­ре су­щес­т­ва.

 

- Мы все ра­ды уз­нать, - за­го­во­рил на­ко­нец про­фес­сор Ви­тар­ка­нан­да, - что в Де­лий­с­ком кон­г­рес­се впер­вые учас­т­ву­ет уче­ный-пси­хо­фи­зи­олог из той ог­ром­ной дру­жес­т­вен­ной и глу­бо­ко сим­па­тич­ной нам стра­ны, в ко­то­рой до сих пор этой на­уке не уде­ля­лось вни­ма­ния. Это не­ма­ло оза­да­чи­ва­ло нас, ибо впер­вые за всю ис­то­рию че­ло­ве­чес­т­ва ва­ша стра­на пред­п­ри­ня­ла ги­ган­т­с­кий под­виг стро­итель­с­т­ва но­во­го ми­ра. Но ка­кой же мо­жет быть но­вый мир без но­вых лю­дей и как вос­пи­тать этих но­вых лю­дей без глу­бо­чай­ше­го зна­ния че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды?

Тысячелетия луч­шие умы Ин­дии ра­бо­та­ли над поз­на­ни­ем че­ло­ве­ка, его ду­ши и те­ла и дос­тиг­ли не­ма­лых ус­пе­хов на этом труд­ней­шем пу­ти. К со­жа­ле­нию, За­пад, не счи­тая от­дель­ных лю­дей боль­шой и ши­ро­кой мыс­ли, не при­дал зна­че­ния фи­ло­соф­с­ким от­к­ры­ти­ям Ин­дии. Пог­ру­жен­ные в за­бо­ту об из­го­тов­ле­нии ве­ли­ко­го мно­жес­т­ва ве­щей, иду­щие пу­тем на­рас­та­ния тех­ни­чес­ко­го мо­гу­щес­т­ва в ущерб за­бо­те о со­вер­шен­с­т­во­ва­нии че­ло­ве­ка, ев­ро­пей­цы соч­ли на­ив­ны­ми на­ши изыс­ка­ния в об­лас­ти пси­хо­ло­гии.

И в то же вре­мя за­пад­ные лю­ди пре­да­ют­ся дет­с­кой ве­ре в чу­де­са, яко­бы тво­ри­мые на­ши­ми фо­кус­ни­ка­ми, дос­тиг­ши­ми фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия, рав­но­го са­мой пер­вой сту­пе­ни хат­ха-йо­ги, ка­жу­ще­го­ся ев­ро­пей­цам свер­хъ­ес­тес­т­вен­ным. Мни­мые чу­де­са со­вер­шен­но зас­ло­ни­ли от них под­лин­ные дос­ти­же­ния че­ло­ве­чес­кой мыс­ли в ин­дий­с­кой фи­ло­со­фии. Не сом­не­ва­юсь, что су­еве­рия, наг­ро­моз­див­ши­еся вок­руг прес­ло­ву­тых ин­дий­с­ких фа­ки­ров, сказ­ки о йо­гах и тот ту­ман тай­ны и мни­мо­го все­мо­гу­щес­т­ва, ка­ким пол­ны для жаж­ду­щих чу­да лю­дей со­чи­не­ния те­осо­фов, ан­т­ро­по­со­фов и им по­доб­ных, яко­бы приз­ван­ные от­к­рыть За­па­ду тай­ны ин­дий­с­кой на­уки, - не сом­не­ва­юсь, что все это по­ме­ша­ло уче­ным Со­вет­с­кой Рос­сии всерь­ез оз­на­ко­мить­ся с вкла­дом Ин­дии в об­щую сок­ро­вищ­ни­цу че­ло­ве­чес­т­ва. Нам стран­но, что, от­вер­гая иде­оло­гию За­па­да, ко­то­рую вы на­зы­ва­ете бур­жу­аз­ной, ва­ши уче­ные и де­яте­ли куль­ту­ры пош­ли по сле­дам из­вес­т­ных не­объ­ек­тив­ных ис­сле­до­ва­те­лей Ан­г­лии и Аме­ри­ки, для ко­то­рых на­ше ис­кус­ство - пре­иму­щес­т­вен­но пор­ног­ра­фия, мо­раль - при­ми­тив­ная, фи­ло­со­фия - на­ив­но-ре­ли­ги­оз­ная и пос­коль­ку не хрис­ти­ан­с­кая, то и вред­ная.

Мы удив­ля­ем­ся, как вы не раз­г­ля­де­ли су­ро­вой прак­ти­чес­кой ди­алек­ти­ки, про­ни­зы­ва­ющей всю на­шу фи­ло­со­фию, тон­ко, ос­то­рож­но и муд­ро раз­ви­тых пра­вил об­щес­т­вен­но­го по­ве­де­ния и об­щес­т­вен­ной мо­ра­ли. От­к­ры­тий в об­лас­ти пси­хо­фи­зи­оло­гии, во мно­гом опе­ре­див­ших ев­ро­пей­с­кую на­уч­ную мысль, не­ко­то­рых раз­де­лов фи­ло­со­фии, как, нап­ри­мер, воп­ро­са пе­ре­хо­да един­с­т­ва во мно­жес­т­вен­ность и мно­жес­т­вен­нос­ти в един­с­т­во, раз­ра­бо­тан­ных в со­вер­шен­с­т­ве. - Про­фес­сор Ви­тар­ка­нан­да по­мол­чал и за­кон­чил: - Не­уже­ли то, что боль­шин­с­т­во этих от­к­ры­тий об­ле­че­но в ре­ли­ги­оз­ную фор­му из­ло­же­ния, ме­ша­ет вам поз­нать их ис­тин­ную сущ­ность? Вот по­че­му мы хо­те­ли встре­тить­ся с ва­ми. Уче­ный, изу­ча­ющий пси­хо­фи­зи­оло­гию, не мо­жет прой­ти ми­мо всех этих воп­ро­сов и не мо­жет не быть серь­ез­но зна­ко­мым с ин­дий­с­кой на­укой, как бы он к ней ни от­но­сил­ся. Мы хо­тим ус­лы­шать от вас, уче­но­го стра­ны, стро­ящей ком­му­низм, то есть бо­рю­щей­ся за выс­ший, на­ибо­лее муд­рый об­щес­т­вен­ный строй на зем­ле, ваш взгляд на воз­мож­ность со­че­та­ния дос­ти­же­ний ис­сле­до­ва­те­лей Ин­дии и Со­вет­с­кой стра­ны.

Витаркананда умолк и опус­тил­ся на ди­ван, при­няв по­зу спо­кой­но­го ожи­да­ния. Ник­то не про­из­нес бо­лее ни сло­ва. Уси­ли­ем во­ли Ги­рин зас­та­вил се­бя по­да­вить вол­не­ние. Он мед­лен­но под­нял­ся с мяг­ких по­ду­шек си­денья, ус­той­чи­во стал, раз­д­ви­нув но­ги, и ра­зом об­рел нуж­ное спо­кой­с­т­вие. "Точ­ность, пом­ни о точ­нос­ти вы­ра­же­ний, не ув­ле­кай­ся, го­во­ришь не на род­ном язы­ке", - мыс­лен­но ска­зал он се­бе, глу­бо­ко вздох­нул и на­чал:

- Величайшим дос­ти­же­ни­ем ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­с­кой мыс­ли Ин­дии, по­че­му-то не от­ме­чен­ным За­па­дом и, по­жа­луй, как сле­ду­ет не осоз­нан­ным да­же са­ми­ми ин­дий­ца­ми, бы­ло то, что еще в не­за­па­мят­ные вре­ме­на вы пос­та­ви­ли че­ло­ве­ка на­рав­не с бо­гом. В фор­му­ле, что бог и че­ло­век рав­но не влас­т­ны над Кар­мой, над об­щи­ми за­ко­на­ми все­лен­ной, я ви­жу ве­ли­чай­шее му­жес­т­во древ­ней мыс­ли. Че­ло­век и бог яв­ля­ют­ся час­тя­ми ми­ро­вой ду­ши, нет божь­ей во­ли, а есть об­щий ход про­цес­сов ми­роз­да­ния, для пре­одо­ле­ния ко­то­рых не­об­хо­ди­мо поз­нать их и счи­тать­ся с ни­ми. Нас­коль­ко силь­нее эта кон­цеп­ция, чем раб­с­кое прек­ло­не­ние пе­ред гроз­ной си­лой бо­га, оп­ре­де­ля­юще­го всю судь­бу че­ло­ве­ка, ка­ра­юще­го, прес­ле­ду­юще­го и прок­ли­на­юще­го, прек­ло­не­ние, сос­тав­ля­ющее ос­но­ву древ­не­ев­рей­с­кой ре­ли­гии и ее де­ри­ва­тов - хрис­ти­ан­с­т­ва и ис­ла­ма, ох­ва­ты­ва­ющих все ос­но­вы ре­ли­ги­оз­ной фи­ло­со­фии и мо­ра­ли За­па­да, - мне не­че­го вам по­яс­нять.

Гирин ос­та­но­вил­ся, ус­лы­шал лег­кое по­каш­ли­ва­ние Ви­тар­ка­нан­ды и по­вер­нул­ся к про­фес­со­ру.

- Не по­ка­жет­ся ли зат­руд­ни­тель­ным для ува­жа­емо­го гос­тя де­лать па­узы пос­ле окон­ча­ния каж­дой фор­му­ли­ров­ки? - ос­то­рож­но спро­сил Ви­тар­ка­нан­да.

Гирин улыб­нул­ся дру­же­люб­но и ви­но­ва­то.

- Очень хо­ро­шо! Мне лег­че бу­дет со­би­рать­ся с мыс­ля­ми.

Витаркананда ус­по­ко­ен­но пок­ло­нил­ся и стал пе­ре­во­дить ска­зан­ное Ги­ри­ным на ме­ло­дич­ный, нез­на­ко­мый Ги­ри­ну язык. При­сут­с­т­ву­ющие за­ки­ва­ли го­ло­ва­ми, не­ко­то­рые пе­рег­ля­ну­лись.

- Многие по­ло­же­ния ин­дий­с­кой фи­ло­со­фии те­перь, пос­ле то­го как ев­ро­пей­с­кая на­ука сде­ла­ла ги­ган­т­с­кий шаг впе­ред, пред­с­та­ют в но­вом све­те, - про­дол­жал Ги­рин. - Гу­ны - их три - это, по ин­дий­с­ким по­ня­ти­ям, ос­нов­ные ка­чес­т­ва ма­те­ри­аль­но­го ми­ра веч­но из­ме­ня­ющей­ся при­ро­ды. Ин­ду­изм вклю­ча­ет сю­да и пси­хи­ку, сле­до­ва­тель­но, счи­тая ее ма­те­ри­аль­ной и веч­но из­ме­ня­ющей­ся. Это по­ни­ма­ние раз­ви­тия пси­хи­чес­ко­го ми­ра че­ло­ве­ка дав­но уже при­ня­то фи­ло­соф­с­кой мыс­лью Ин­дии. Ес­ли взять уче­ние о ме­там­п­си­хо­зе, в прос­то­ре­чии - пе­ре­се­ле­нии душ, пе­ре­воп­ло­ще­нии из од­но­го те­ла в дру­гое, то с точ­ки зре­ния нас­лед­с­т­вен­нос­ти мы, ма­те­ри­алис­ты, мо­жем при­нять, что про­ис­хо­дит веч­ная пе­ре­да­ча ме­ха­низ­мов нас­лед­с­т­вен­нос­ти. Эти ме­ха­низ­мы в по­ло­вых про­дук­тах и есть нас­то­ящее бес­смер­тие ви­да, пе­ре­да­ча эс­та­фе­ты жиз­ни от од­но­го ин­ди­ви­да к дру­го­му. В этом смыс­ле мы все - от­да­лен­ные братья и уже мно­го раз воз­рож­да­лись и уми­ра­ли, как звенья ве­ли­кой це­пи ви­да, не­ся в се­бе па­мять по­ко­ле­ний - их прис­по­со­би­тель­ные ин­с­тин­к­ты. Что же ка­са­ет­ся бес­ко­неч­но­го пов­то­ре­ния од­но­го и то­го же, на­зы­вай­те вы это как хо­ти­те - ду­шой или ас­т­раль­ным те­лом, сгус­т­ком ка­кой-то осо­бой ма­те­рии, - это­го мы при­нять не мо­жем. Ес­ли нет в ми­ре двух по­хо­жих ато­мов, то как мо­жет быть пов­то­рим та­кой слож­ней­ший ор­га­низм, та­кая тон­кая нер­в­ная ор­га­ни­за­ция, как че­ло­век? Каж­дая жизнь не­пов­то­ри­ма, как от­дель­ность, и в то же вре­мя веч­на или, во вся­ком слу­чае, дол­го­веч­на, как про­тя­ну­тая в бу­ду­щее цепь сме­ня­ющих друг дру­га и на­рож­да­ющих­ся вновь и вновь ин­ди­ви­дов, как бе­гу­щие ря­ды взды­ма­ющих­ся и па­да­ющих волн од­ной и той же во­ды.

И опять трое ин­дий­цев, си­дев­ших груп­пой с ле­во­го края ди­ва­на, пе­рег­ля­ну­лись пос­ле пе­ре­во­да про­фес­со­ра. Мрач­ная, не­до­вер­чи­вая улыб­ка чуть тро­ну­ла тон­кие гу­бы ста­ри­ка с зо­ло­той пряж­кой.

- Еще од­но по­ня­тие, пред­вос­хи­щен­ное древ­не­ин­дий­с­кой фи­ло­со­фи­ей, - по­ня­тие Кар­мы, то есть ме­ха­низ­ма, воз­да­юще­го за прос­туп­ки и зас­лу­ги, сде­лан­ные в преж­них су­щес­т­во­ва­ни­ях че­ло­ве­ка. Мы зна­ем те­перь, что на ме­ха­низ­мы нас­лед­с­т­вен­нос­ти, не­со­мые в по­ло­вых клет­ках, воз­дей­с­т­ву­ют, хо­тя и не сра­зу, хо­тя и не не­пос­ред­с­т­вен­но (кста­ти, так же дей­с­т­ву­ет и ва­ша Кар­ма, и это не сов­па­де­ние, а от­ра­же­ние ре­аль­нос­ти), жизнь пред­ков, их доб­лес­ти и бо­лез­ни. Вли­яя на нас­лед­с­т­вен­ность, жизнь пред­ков оп­ре­де­ля­ет не толь­ко фи­зи­чес­кую, но и пси­хи­чес­кую сущ­ность по­том­ков. Ес­тес­т­вен­но, что пра­виль­ная жизнь ве­дет к здо­ровью, ду­хов­но­му и те­лес­но­му, сле­до­ва­тель­но, к жиз­ни бо­лее счас­т­ли­вой и пол­ной. Та­ким об­ра­зом, и Кар­ма и ме­там­п­си­хоз осу­щес­т­в­ля­ют­ся как эс­та­фе­та, как олим­пий­с­кий фа­кел - в на­коп­ле­нии ин­с­тин­к­тив­ной па­мя­ти и здо­ровья, то есть кра­со­ты и ра­дос­ти или, на­обо­рот, бо­лез­ней, сла­бос­ти и нес­час­тья. В этом смыс­ле мож­но при­нять и даль­ней­шее раз­ви­тие уче­ния о Кар­ме - Кар­ме це­лых на­ро­дов. Но мы счи­та­ем глу­бо­ко оши­боч­ной не­из­беж­ную не­от­в­ра­ти­мость Кар­мы, не­по­силь­ную ни бо­гу, ни че­ло­ве­ку. Поз­на­ние за­ко­нов нас­лед­с­т­вен­нос­ти, соз­да­ние здо­ро­вой жиз­ни, вос­пи­та­ние вы­со­ких ду­шев­ных и те­лес­ных ка­честв - все это в ру­ках че­ло­ве­ка, прав­да, не оди­ноч­ки, а об­щес­т­ва. И по­то­му Кар­ма для бу­ду­щих по­ко­ле­ний мо­жет быть соз­на­тель­но ис­п­рав­ле­на и пре­дот­в­ра­ще­на.

- Карму соз­на­тель­но ис­п­рав­ля­ет сам для се­бя муд­рец, поз­нав­ший за­ко­ны спра­вед­ли­вой жиз­ни, - за­ме­тил, окон­чив пе­ре­во­дить, Ви­тар­ка­нан­да.

- Но он не мо­жет ис­п­ра­вить на­коп­лен­но­го в прош­лом, то, что на­ви­са­ет над его го­ло­вой гроз­ным воз­да­яни­ем, и не толь­ко его, но и це­ло­го на­ро­да, так сле­ду­ет из ва­ше­го уче­ния. А мы ду­ма­ем, что все пе­ре­да­юще­еся из прош­ло­го мож­но и нуж­но ис­п­ра­вить, толь­ко сто­ит поз­нать как. А что поз­на­ние это воз­мож­но, то вряд ли вы бу­де­те ос­па­ри­вать! Вы учи­те, что при­чин­ная все­лен­ная под­чи­не­на еди­но­му ме­ха­низ­му - это вер­но и с точ­ки зре­ния ма­те­ри­алис­та. Од­на­ко ес­ли за­мы­сел бо­жес­т­ва не­ис­по­ве­дим и цель его нам не­по­нят­на, то мы дол­ж­ны быть по­кор­ны не­умо­ли­мо­му за­ко­ну со­вер­шен­с­т­во­ва­ния. Для ме­ня это неп­ри­ем­ле­мо…

Гирин за­ме­тил за­жег­ши­еся осуж­де­ни­ем и мрач­ным лю­бо­пыт­с­т­вом гла­за со­бе­сед­ни­ков, не сму­тил­ся и про­дол­жал:

- Каковы бы ни бы­ли це­пи раз­ви­тия все­лен­ной и тяж­ко­го пу­ти со­вер­шен­с­т­во­ва­ния че­ло­ве­ка, толь­ко я как че­ло­век имею пра­во су­дить, нас­коль­ко пра­вы за­чи­на­те­ли и нап­рав­ля­ющие раз­ви­тие си­лы - при­ро­ды или бо­гов - все рав­но. Соз­на­тель­ная ма­те­рия мо­жет оце­нить зат­ра­ты на про­ве­де­ние про­цес­са со­вер­шен­с­т­во­ва­ния - ко­ли­чес­т­во го­ря, кро­ви, жертв и нес­час­тий, ко­то­рое ка­жет­ся мне не­по­мер­но ог­ром­ным по срав­не­нию с дос­ти­же­ни­ями!

Медленно под­нял­ся чер­но­бо­ро­дый фа­на­ти­чес­ко­го ви­да ин­ди­ец с би­рю­зо­вым ук­ра­ше­ни­ем в тюр­ба­не. Ед­ва дос­лу­шав пе­ре­вод Ви­тар­ка­нан­ды, он скло­нил на­бок го­ло­ву и быс­т­ро за­го­во­рил по-ан­г­лий­с­ки:

- Как сме­ем су­дить выс­шие си­лы и выс­ший ра­зум на­шим бед­ным, ог­ра­ни­чен­ным чув­с­т­ва­ми, рас­суд­ком? Дет­с­кая вы­ход­ка, не бо­лее!

- Детство че­ло­ве­чес­т­ва - это скло­нять­ся пе­ред тем, что вы зо­ве­те выс­ши­ми си­ла­ми! - энер­гич­но воз­ра­зил Ги­рин. - Не­уже­ли нель­зя по­нять, что пос­та­вив­ший эк­с­пе­ри­мент не учас­т­ву­ет в про­цес­се, ему ва­жен толь­ко ре­зуль­тат, по ко­то­ро­му он су­дит об ус­пе­хе. Тем са­мым он не мо­жет ни на мгно­ве­ние стать на­рав­не с те­ми, кто стра­да­ет и гиб­нет в жес­то­ком про­цес­се. По­то­му он на­це­ло ли­шен пра­ва су­дить, сто­ит ли иг­ра свеч. Толь­ко мы, де­ти че­ло­ве­чес­кие, мо­жем по­нять, оце­нить и ре­шить, пра­виль­но ли про­ис­хо­дит про­цесс. Мне ка­жет­ся, что неп­ра­виль­но, и мы его или ис­п­ра­вим, или по­гиб­нем!

- Ужасное ко­щун­с­т­во для ин­дий­ца слы­шать та­кие ве­щи, - нах­му­рил­ся да­же Ви­тар­ка­нан­да.

- Разве ува­жа­емым слу­ша­те­лям не­из­вес­т­на древ­няя ин­дий­с­кая ле­ген­да, сох­ра­нив­ша­яся в тра­ди­ци­ях брах­ма­низ­ма, об узур­па­ции Брах­мой твор­чес­ко­го про­цес­са все­лен­ной? - спро­сил ти­хо Ги­рин.

Индийцы вдруг на­ча­ли спо­рить, за­быв о гос­те, по­ка Ви­тар­ка­нан­да, из­ви­нив­шись, не спро­сил, что из­вес­т­но гос­тю о ле­ген­де. Ги­рин по­яс­нил, что Брах­ма, втай­не от вер­хов­но­го ду­ха Ма­ха­де­вы, соз­дал зак­ры­тый мир прос­т­ран­с­т­ва и вре­ме­ни в при­чин­ной за­ви­си­мос­ти, изо­ли­ро­ван­ной от Ве­ли­кой Внеп­ри­чин­ной Все­лен­ной. Он да­же об­ма­ном ов­ла­дел Са­рас­ва­ти, зас­та­вив ее оп­ло­дот­во­рить жен­с­ким прин­ци­пом Шак­ти прес­туп­но соз­дан­ный мир. По ве­ле­нию Виш­ну Ши­ва-раз­ру­ши­тель внед­ря­ет­ся в этот мир, что­бы ра­зом­к­нуть круг кос­ми­чес­кой опу­хо­ли…

Индийцы, удив­лен­ные тем, что ле­ген­да из тай­ных пи­са­ний из­вес­т­на чу­же­зем­цу, мрач­но пе­рег­ля­ну­лись, ска­зав нес­коль­ко не­по­нят­ных слов. Ги­рин про­дол­жал ана­ли­зи­ро­вать важ­ней­шие по­ло­же­ния ин­дий­с­кой фи­ло­со­фии, вскры­вая их ди­алек­ти­чес­кую сущ­ность и от­б­ра­сы­вая ре­ли­ги­оз­ную ше­лу­ху.

- Вам, ин­дий­цам, боль­ше по­вез­ло, чем хрис­ти­анам-ев­ро­пей­цам, - зак­лю­чил свою речь Ги­рин. - Ва­ши муд­ре­цы уда­ля­лись для раз­мыш­ле­ния в прох­лад­ные ле­са и осо­бен­но в чу­дес­ный мир Ги­ма­лай­с­ких гор. Там, со­зер­цая хо­лод­ное свер­ка­ние чис­тей­ших сне­гов, воз­не­сен­ные в не­бо ле­дя­ные вы­со­чай­шие пи­ки, в от­ре­шен­ной от зем­ных страс­тей стра­не го­ло­го кам­ня и глу­бо­ко­го яс­но­го не­ба, ва­ши муд­ре­цы под­вер­га­ли мир бес­страс­т­но­му и глу­бо­ко­му ана­ли­зу. Вот что поз­во­ли­ло вам вскрыть двус­то­рон­нюю сущ­ность все­лен­ной, пос­та­вить че­ло­ве­ка на ее прес­то­ле на­рав­не с бо­гом, соз­дать са­мую хо­лод­ную и, ес­ли так мож­но ска­зать, без­бож­ную ре­ли­гию, ко­то­рую лишь впос­лед­с­т­вии для на­ро­да оде­ли в мас­ку об­ря­дов и об­ра­зов. Ибо, ко­неч­но, Ад­ва­ита и Ве­дан­та в сво­ем чис­том ви­де слиш­ком да­ле­ки от сер­д­ца ря­до­во­го че­ло­ве­ка, а ре­ли­гия без сер­д­ца воз­мож­на, по­жа­луй, толь­ко в от­шель­ни­чес­т­ве сне­го­вых гор.

А ос­но­ва­те­ли хрис­ти­ан­с­кой цер­к­ви и ре­ли­ги­оз­ной фи­ло­со­фии ухо­ди­ли в пус­ты­ни Ара­вии и Се­вер­ной Аф­ри­ки. Здесь, па­ли­мые не­щад­ным зно­ем, в жар­ком ма­ре­ве рас­ка­лен­но­го воз­ду­ха, в ко­то­ром да­же звез­ды веч­но­го не­бос­во­да ка­ча­ют­ся, как в бре­ду, они под­вер­га­лись ужас­ным гал­лю­ци­на­ци­ям. Мозг, рас­па­лен­ный не­ис­то­вым сол­н­цем, уси­ли­ва­ющим же­ла­ния по­дав­ля­емой пло­ти, по­ро­дил всю бе­зум­ную и че­ло­ве­ко­не­на­вис­т­ни­чес­кую кон­цеп­цию злоб­но­го ка­ра­юще­го бо­га, ада, дьяволь­с­ко­го на­ча­ла в жен­щи­не, пот­ря­са­ющих кар­тин страш­но­го су­да и кон­ца ми­ра, ужас­ных коз­ней са­та­ны. Ха­рак­тер­но, что это на­ча­ли древ­не­ев­рей­с­кие про­ро­ки, так­же от­шель­ни­чав­шие в рас­ка­лен­ных пус­ты­нях, а хрис­ти­ан­с­кие под­виж­ни­ки про­дол­жи­ли и раз­ви­ли ту же са­мую фи­ло­соф­с­кую ли­нию. На­коп­ле­ние от­ри­ца­тель­но­го опы­та жиз­ни под всег­даш­ним пси­хи­чес­ким дав­ле­ни­ем божь­ей ка­ры и гре­ха по­ро­ди­ло ве­ли­кое мно­жес­т­во па­ра­но­идаль­ных пси­хо­зов, при­ни­мав­ших­ся за бо­жес­т­вен­ные от­к­ро­ве­ния. С этим гру­зом мы, ев­ро­пей­цы, приш­ли к сред­не­ве­ковью, в оп­по­зи­ции ко все­му при­род­но­му, ес­тес­т­вен­но­му на­ча­лу в че­ло­ве­ке, к кра­со­те и прос­то­ру ми­ра. Вы, ин­дий­цы, не по­та­щи­ли за со­бой это­го гру­за в ва­шем ис­кус­стве, ли­те­ра­ту­ре и фи­ло­со­фии, но не из­бе­жа­ли рас­п­ла­ты за дру­гое - не­уме­ние удер­жать­ся на той тон­кой гра­ни­це меж­ду ярос­т­ным фа­на­тиз­мом и бес­страс­т­ной от­ре­шен­нос­тью, ка­кая нуж­на для пра­виль­но­го пу­ти.

- И ка­ко­ва же эта рас­п­ла­та? - спро­сил Ви­тар­ка­нан­да, пе­ре­ве­дя оче­ред­ную часть ре­чи Ги­ри­на.

- Вы, ин­дий­цы, ты­ся­че­ле­тия то­му на­зад от­к­ры­ли пра­виль­ный путь к со­вер­шен­с­т­во­ва­нию че­ло­ве­ка пу­тем тща­тель­но­го раз­ви­тия и ум­но­же­ния его те­лес­ных и пси­хи­чес­ких сил. Вы на­учи­лись вла­деть те­ми мыш­ца­ми и нер­ва­ми, ко­то­рые не под­чи­ня­ют­ся во­ле ев­ро­пей­ца, уз­на­ли мно­гое о гип­но­зе и выс­шей фи­зи­чес­кой куль­ту­ре те­ла. Но раз­ве вы упот­ре­би­ли это зна­ние для ум­но­же­ния счас­тья и кра­со­ты? Ин­ди­ви­ду­аль­ное со­вер­шен­с­т­во­ва­ние без об­щес­т­вен­но­го наз­на­че­ния, во-пер­вых, не­пол­но, во-вто­рых, бес­цель­но. Это все рав­но что сде­лать мо­гу­чую ма­ши­ну и за­пе­реть ее в са­рай. Цель - дей­с­т­вие в об­щес­т­ве лю­дей, а не уход от них! Не пой­ми­те это как об­ви­не­ние, я ни­ко­го не впра­ве ни осуж­дать, ни по­ри­цать.

Я толь­ко ис­ка­тель на­уч­ной ис­ти­ны, зна­ющий, что ис­ти­на за­ви­сит от об­с­то­ятельств мес­та и вре­ме­ни.

Вы скры­лись от ми­ра, ве­ро­ят­но, по­то­му, что поз­на­ли пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­кие воз­мож­нос­ти че­ло­ве­ка очень дав­но, ког­да еще ник­то не ду­мал о на­уч­но обос­но­ван­ной воз­мож­нос­ти соз­да­ния об­щес­т­вен­ной фор­ма­ции, бо­лее со­вер­шен­ной, чем фе­одаль­ные цар­с­т­ва или ра­бов­ла­дель­чес­кие дес­по­тии. Ког­да, кро­ме во­ен­ной или жре­чес­кой кас­ты, то есть на­ибо­лее бес­по­лез­ных групп об­щес­т­ва, все дру­гие, под­лин­ные соз­да­те­ли ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­нос­тей, ста­ли рас­це­ни­вать­ся на­ибо­лее низ­ко. Кас­то­вая сис­те­ма, изоб­ре­тен­ная с целью, так ска­зать, вы­ве­де­ния по­род лю­дей раз­но­го об­щес­т­вен­но­го наз­на­че­ния, уже ты­ся­чи лет на­зад не оп­рав­да­ла се­бя, а в от­но­ше­нии сво­ей пря­мой це­ли - улуч­ше­ния лю­дей пол­нос­тью про­ва­ли­лась. Па­рии здесь, в Ин­дии, ро­дии - на Цей­ло­не час­то кра­си­вее и ум­нее лю­дей выс­ших каст. Труд­ные ус­ло­вия их жиз­ни сде­ла­ли их та­ки­ми, в то вре­мя как брах­ма­ны во мно­гом оту­пе­ли и за­кос­не­ли. Здесь ди­алек­ти­ка жиз­ни не бы­ла уч­те­на, и Ин­дия по­нес­ла на­ка­за­ние.

Вы бо­ялись ис­поль­зо­ва­ния по­лу­чен­ных зна­ний во вред лю­дям, как это слу­ча­ет­ся сей­час с на­шей мо­гу­щес­т­вен­ной ев­ро­пей­с­кой на­укой. Вы ду­ма­ли, что ка­чес­т­ва, не­об­хо­ди­мые для дос­ти­же­ния выс­ше­го поз­на­ния, при­су­щи лишь нич­тож­но­му чис­лу из­б­ран­ных.

Вот и слу­чи­лось, что от­к­ры­тия, сде­лан­ные луч­ши­ми ума­ми Ин­дии, ока­за­лись под спу­дом ре­ли­ги­оз­ных су­еве­рий, ник­чем­ной об­ряд­нос­ти, иног­да слу­жи­ли слу­чай­ным жу­ли­кам. В труд­ные ча­сы ва­шей ро­ди­ны, а их бы­ло у мно­гос­т­ра­даль­ных ин­дий­цев не­ма­ло, эти зна­ния бы­ли уде­лом кро­шеч­ной куч­ки лю­дей и не по­мог­ли Ин­дии.

Едва про­фес­сор пе­ре­вел эти сло­ва Ги­ри­на, как с мес­та под­ня­лись три ин­дий­ца, быс­т­ро за­го­во­рив­шие с Ви­тар­ка­нан­дой.

- Мои друзья го­во­рят, что это не­сос­то­ятель­ное за­яв­ле­ние. Муд­ре­цы Ин­дии, йо­ги и сва­ми бо­ро­лись за сво­бо­ду и гиб­ли на­рав­не со все­ми и впе­ре­ди мно­гих.

- Я го­во­рю не об этом. Я слиш­ком ма­ло знаю, что­бы бро­сать та­кое об­ви­не­ние ин­дий­цам, ко­то­рых я глу­бо­ко ува­жаю как на­род. Пой­ми­те, речь идет о том, что пси­хо­ло­ги­чес­кие дос­ти­же­ния йо­гов и сва­ми ни преж­де, ни те­перь не уве­ли­чи­ли сил ва­ше­го на­ро­да на его пу­ти к луч­шей жиз­ни. Уме­ние сос­ре­до­то­чи­вать все си­лы ума и во­ли на лю­бом пред­ме­те дол­ж­но бы­ло бы ос­та­вить да­ле­ко по­за­ди ев­ро­пей­с­ких уче­ных сей­час, ког­да и вам ста­ло оче­вид­ным, что без на­уки о при­ро­де, о ма­те­ри­аль­ном ми­ре на­род Ин­дии не смо­жет ид­ти на­рав­не с дру­ги­ми. Од­на­ко имен­но сей­час мы ви­дим, что от­к­ро­ве­ния йо­гов не да­ли поль­зы этой на­уке. Их си­лы нап­ра­ви­лись не на ре­аль­ное пре­одо­ле­ние вред­но­го и зло­го, а на дру­гие, для на­ро­да мни­мые, пре­пят­с­т­вия.

Теперь под­ня­лись уже все друзья про­фес­со­ра, за ис­к­лю­че­ни­ем не­мощ­но­го стар­ца, ус­та­вив­ше­го­ся удив­лен­ны­ми гла­за­ми на уче­но­го из Со­вет­с­кой Рос­сии. Он под­нял ру­ку, при­зы­вая к спо­кой­с­т­вию, и сла­бым го­ло­сом что-то ска­зал Ви­тар­ка­нан­де.

- Свами Па­ра­мат­ма­нан­да хо­чет уз­нать при­чи­ну, по ко­то­рой мы, по мне­нию ува­жа­емо­го гос­тя, не пре­ус­пе­ли в от­к­ры­ти­ях ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, столь важ­но­го в гла­зах уче­ных За­па­да.

- Причина, мне ка­жет­ся, в том, что вы от­ка­за­лись от древ­них тра­ди­ций - ис­ка­ния и борь­бы, тех тра­ди­ций, ко­то­рые при­ве­ли Ин­дию к та­ким вы­со­ким дос­ти­же­ни­ям на­уки и ис­кус­ства в древ­ние вре­ме­на. От­к­ры­тые в ты­ся­че­лет­них по­ис­ках си­лы ду­ши и те­ла вы нап­ра­ви­ли на се­бя лич­но, на по­лу­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го бла­жен­с­т­ва и бы­ли за это на­ка­за­ны са­мой при­ро­дой, ибо даль­ней­шие ис­сле­до­ва­ния обор­ва­лись. В са­мом де­ле, ес­ли че­ло­век мо­жет дос­тиг­нуть эк­с­та­за - са­мад­хи и да­же выс­шей его сте­пе­ни - нир­ви­каль­па­са­мад­хи, ко­то­рое вы на­зы­ва­ете сли­яни­ем с оке­аном ми­ро­вой ду­ши и бо­жес­т­вом по ту сто­ро­ну жиз­ни и смер­ти, за­чем ид­ти даль­ше? А ана­ло­гич­ные са­мад­хи ощу­ще­ния вы­зы­ва­ют­ся и у не пос­вя­щен­ных в йо­гу лю­дей по­ни­же­ни­ем со­дер­жа­ния в кро­ви уг­ле­кис­ло­го га­за от уси­лен­но­го ды­ха­ния в са­мо­гип­но­зе - так на­зы­ва­емой ги­по­кап­ни­ей. Это внут­рен­нее сос­то­яние ор­га­низ­ма, а вов­се не свер­х­чув­с­т­вен­ная связь с внеш­ним ми­ром. Мы, за­пад­ные уче­ные, мо­жем выз­вать мни­мое пог­ру­же­ние в бес­ко­неч­ность оп­ре­де­лен­ны­ми ле­кар­с­т­ва­ми. Та­ким об­ра­зом, вся ве­ли­ко­леп­ная и дол­гая под­го­тов­ка мощ­ной мыс­ли­тель­ной ма­ши­ны, ес­ли ко­неч­ной целью ста­вит­ся мни­мое сли­яние с бо­жес­т­вом, по­лу­ча­ет из­вес­т­ную ана­ло­гию с бла­жен­с­т­вом вов­се не под­го­тов­лен­ных лю­дей в бод­ле­ров­с­ких "Иска­ни­ях рая". Тог­да эта под­го­тов­ка не ве­дет ни к ка­ким от­к­ро­ве­ни­ям и вы­со­там поз­на­ния. И не муд­ре­но, что за пос­лед­нее вре­мя йо­ги и сва­ми не смог­ли по­вес­ти за со­бой мно­гих лю­дей, как не смог­ли от­к­рыть ни­че­го та­ко­го, что пре­вос­хо­ди­ло бы воз­мож­нос­ти прос­то та­лан­т­ли­вых уче­ных, дол­го за­ни­мав­ших­ся сво­им пред­ме­том.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: