Оно помогает в труде и в бою.
Время настанет, мы встретимся снова
И дружбу проверим свою.
В час досуга, альбом разбирая,
Сколько раз ты его перечтешь.
И минувшие дни вспоминая,
Может быть, в них радость найдешь.
На память пишу эти строки,
Чтоб, когда-либо их прочитать.
И вспомнить про школу, уроки,
Всё то, что пришлось миновать.
Чем ещё уникален этот Альбом? Вспомним год появления - 1949 послевоенный год, «за плечами которого» война с огромными лишениями: с горем от похоронок, бессонными ночами, учёбой в школе и работой на поле, с помощью матерям по хозяйству и в присмотре за меньшими братьями и сёстрами, с голодом не только в военные годы, но и в 1947! Его «создавали» молодые люди, которых сегодня называют «Дети войны». Если посмотреть на адреса, оставленные под песнями и на отдельной странице, то мы увидим, что в Школе учились, в основном, деревенские дети из нашей Вологодской области из Вашкинского, Белозерского, Устюженского, Кадуйского, Череповецкого, Петриневского, Кирилловского, Уломского, Чагодощенского, Андомского районов. Социальный статус учащихся не мог позволить им такую роскошь, как поступление в институты. По всей вероятности, они были, как бы сейчас сказали, из неполных семей. Их мамы получали мизерные пенсии по утере кормильца. А кормильцы остались там – на полях войны. А те, кто вернулся, могли вернуться и инвалидами. Но даже в то непростое время они радовались Жизни: «И минувшие дни вспоминая,
Может быть, в них радость найдешь ». В этом я вижу одну из особенностей маминого альбома.
Есть ещё одна яркая деталь – почерк! Какие они разные! Специалист - почерковед мог бы, изучив их, рассказать много интересного о характерах людей, записавших песни. Есть очень красивый, с завитушками почерк, но разобрать подпись невозможно. Есть простые разборчивые записи, но все, конечно, разные. На фото страниц Альбома вы увидите их разность. Песни, как вы понимаете, записаны чернилами. А чем же ещё можно было тогда писать? Химическим карандашом, например. И в Альбоме есть такие записи «Деревенских частушек». Писала их мама сама. Я почти все перепечатала. Не смогла всего лишь 3-4 частушки понять, т.к. содержание попросту стёрлось. И, вчитываясь в содержание частушек, пришла к выводу, что иностранцу их смысл был бы совершенно непонятен, ибо народное творчество записано отнюдь не литературным языком:
|
*Заивалися кудерочки в колечко медное.
Пожалей меня, милота, за словечко верное.
* Голоску у мня не стало от холодныя воды.
Того больше от любови, не влюбляйсь, подруга, ты.
* До чего красиво место у зеленого пруда.
Делай, дролечка, измену, не жалей, что молода.
* То ни беленький цветочек, то ни беленький, то ни.
До чего слова неверные, миленочек, твои.
Показался трогательным с высоты сего дня фразеологический оборот, который писали после песни: «Если надумаешь поинтересоваться моей жизнью, то пиши по адресу…»
Ну, а теперь о главном в Альбоме. Песни. До чего же они разные по стилю, по жанру! Романсы старинные русские («Шаль» - «Эта тёмно-вишнёвая шаль», «Романс» - «Не играй так красиво глазами»…). Много студенческих песен («Студенческая застольная», «Жизнь студентов», «Прощальная», «Провожание» - «Провожали гармониста в институт»…). Конечно, песни военной тематики – «Моя Москва», «Танкист», «Ой, туманы мои, растуманы», «Кисет», «Комсомольская песня», «До свиданья, города и хаты», «Розовый платочек» (о герое-пограничнике), «Песня Ладога». Записаны и песни из кинофильмов «Свинарка и пастух», «Первая перчатка», «Сказание о земле Сибирской», «Близнецы». И застольные, и революционные, и дореволюционные песни записывали маме в Альбом. Удивили несколько откровенно блатных по содержанию песен, Порадовали русские народные «Четыре времени года» и «Тройка», «Ямщик». Ну, и, конечно, много песен о любви – «Не скрывай», «Черёмуха» («За окном черёмуха колышется»), «Виновата ли я», «Милый друг, наконец-то мы вместе». Удивили «ответы». Например, записана песня «Дорогуша», а следом за ней – «Ответ дорогуши», «Гармонь» («Одинокая гармонь») и дальше –«Ответ гармонисту». Как видите, спектр очень широкий, но тем интересней стала моя встреча с молодой мамой и её сверстниками.
|
В послевоенное время было достаточно много учебных заведений среднего звена. Они тоже были разнопрофильные. И, как мне кажется, много было Зоо-, Ветеринарных техникумов. Даже в Белозерске было такое учебное заведение (в нём училась моя тётушка - младшая сестра мамы), но позже ветеринарный техникум перевели в Шексну. Это были доступные, как для поступления, так и для подготовки специалистов для животноводческой отрасли, учебные заведения. Полагаю, что многие поступали туда по направлению своих колхозов и возвращались по окончании домой.
Вот к таким интересным наблюдениям пришла я, заглянув внимательно в мамин альбом. Он уникален, на мой взгляд, потому что в нём отразилось ВРЕМЯ! Время, трудности которого не смогли заглушить в молодом послевоенном поколении радость и надежду на лучшее будущее, которое они строили свои честным трудом и огромной ответственностью перед нами, своими детьми и внуками. Характеристика мамы, полученная по окончании Школы, яркое тому свидетельство:
С огромным уважением к маме и её ровесникам, с благодарностью за эту неожиданную встречу со ВРЕМЕНЕМ, Татьяна Самсонова.