Тема: Валы и оси. Муфты. Подшипники.




В машинах много разнообразных деталей вращательного дви­жения: зубчатые колеса, шкивы ременных передач, барабаны, звез­дочки цепных передач, маховики, шпиндели станков, колеса авто­мобилей и гидротурбин. Все эти вращающиеся детали устанавли­вают на валах или осях.

Осью называется деталь, предназначенная только для поддер­жания вращающихся деталей; оси не передают крутящего момента. Чаще всего оси изготовляются прямыми и могут быть двух типов: невращающимися и подвижными, т. е. вращающимися вместе с установленными на них деталями. Вал предназначен для передачи вращающего момента вдоль своей осевой линии, а так же для поддерживания установленных на нем деталей (зубчатых колес, шкивов…). Некоторые валы (гибкие, карданные, торсионные) не поддерживают деталей. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в некоторых случаях растяжение или сжатие.
По форме геометрической оси валы разделяют на прямые и коленчатые. Коленчатые валы применяют при необходимости пре­образования в машине возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот. В таких валах совмещаются функции валов с функциями кривошипов в кривошипно-шатунных меха­низмах. Особую группу составляют гибкие валы, положение гео­метрической оси которых может изменяться в пространстве. Чаще всего оси и валы имеют две опоры, но существуют и мно­гоопорные трансмиссионные валы, отдельные части которых соединяются муфтами.

1. прямые (оси почти всегда прямые)

 

  1. непрямые (коленчатый вал)



Поформе продольного сечения различают валы и оси:

  1. г ладкие 2. ступенчатые

 

Муфта – устройство для кинематической и силовой связи валов в приводах машин и механизмов.



НАЗНАЧЕНИЕ МУФТ
Передача вращающего момента без изменения его величины и направления.
Некоторые типы муфт обладают способностью:
- поглощать вибрации и толчки
- предохранять машину от перегрузок
- включать и выключать рабочий механизм машины без остановки двигателя.

МУФТЫНЕРАСЦЕПЛЯЕМЫЕ.
Муфты нерасцепляемые (постоянно действующие) соединяют валы так, что их можно разъединить только после остановки машины и демонтажа муфты.

МУФТЫГЛУХИЕ.
Не допускают относительного смещения между ведущей и ведомой частями муфт. Не уменьшают динамических нагрузок.


 

 

ОПОРЫВАЛОВ И ОСЕЙ – ПОДШИПНИКИ

Валы и оси поддерживаются специальными деталями, которые являются опорами. Название «подшипник» происходит от слова «шип» (англ. shaft, нем. zappen, голл. shiffen – вал). Так раньше называли хвостовики и шейки вала, где, собственно говоря, подшипники и устанавливаются. Назначение подшипника состоит в том, что он должен обеспечить надёжное и точное соединение вращающейся (вал, ось) детали и неподвижного корпуса. Следовательно, главная особенность работы подшипника – трение сопряжённых деталей. По характеру трения подшипники разделяют на две большие группы:

подшипники скольжения (трение скольжения);

подшипники качения (трение качения).

 

 

 

 

1. Подшипники скольжения

Подшипником скольжения называют опору для поддержания вала (или вращающейся оси). В таком подшипнике цапфа вращающегося вала (или оси) проскальзывает по опоре. Радиальные подшипники скольжения (или просто подшипники скольжения) предназначены для восприятия радиальной нагрузки. В таких подшипниках поверхности цапфы вала (или оси) и подшипника находятся в условиях относительного скольжения. При этом возникает трение, кото­рое приводит к изнашиванию пары вал (ось) — подшипник. Для уменьшения изнашивания необходимо рационально выбирать матери­ал трущихся пар и обеспечить нормальные условия смазывания рабочих по­верхностей. Конструкции подшипников скольжения. Подшипники бывают неразъемные и разъемные:

2. Подшипники качения

По форме тел качения подшипники разделяют на шариковые и роликовые. В роликоподшипниках тела качения могут иметь форму коротких цилиндрических роликов, длинных цилиндрических роликов, конических роли­ков, бочкообразных роликов, игольча­тых роликов.

Контрольные вопросы:

1.Какая деталь называется осью, какая валом, их предназначение?

2. Назначение муфт и их классификация.

3. Назовите группы подшипников их достоинства и недостатки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: