THE FEATURES OF THE IMAGE OF THE HERO-A TEENAGER IN THE NOVEL CARSON MCCULLERS «THE HEART IS A LONELY HUNTER»




ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЯ-ПОДРОСТКА В РОМАНЕ КАРСОН МАККАЛЛЕРС «СЕРДЦЕ – ОДИНОКИЙ ОХОТНИК»

THE FEATURES OF THE IMAGE OF THE HERO-A TEENAGER IN THE NOVEL CARSON MCCULLERS «THE HEART IS A LONELY HUNTER»

В статье рассматривается система авторского подхода к описанию образа героя-подростка в романе «Сердце – одинокий охотник» американской писательницы XX века – Карсон МакКаллерс (1917-1967гг.).

The article discusses the author's system approach to the description of the image of the hero-a teenager in the novel «The Heart is a lonely hunter» American writer of the twentieth century – Carson McCullers (1917-1967гг.)

Ключевые слова: литература США, «южная школа», «южный ренессанс», литература американского юга, подросток, образ подростка, «Сердце – одинокий охотник», К. МакКаллерс.

Keywords: literature of the USA, the «South school», «the southern Renaissance», literature of the American South, teen, image of teen, «The Heart is a lonely hunter», K. McCullers.

 

В 20-40-х годах ХХ века американской литературе возникает уникальный в своем роде феномен, который впоследствии будет назван «южным Ренессансом[1]» или «южной готикой[2]». Исследователи «южной» школы, такие как: Н.А. Анастасьев, И.Б. Архангельская, Б.Л. Кларка, В.И. Яценко и др., в один голос утверждают, что по стилистическому новаторству, «литература американского юга», начинавшаяся в колониальный период, проходит этап бурного взлета, оставаясь при этом сугубо региональным явлением. Благодаря творчеству ряда авторов (У. Фолкнер, Р.П. Уоррен, У. Стайрон, Т. Вулф и т.д.) происходит становление, так называемого, «южного мифа», в основе которого — историческая память о поражении Конфедеративной армии в Гражданской войне (1861-1865 гг.), гибель традиционного южного уклада, и своеобразная «реконструкция» территорий под новый политический и социальный формат. Кроме того, ввиду заимствования элементов позднего романтизма к направлению добавляется еще и элементы готической эстетики.

Как отмечает исследователь И.Б. Архангельская: «В 1930-е гг., переживая вместе со всей страной экономический кризис и депрессию, жители южных штатов США стали ощущать себя как часть не только «южной» общины, но и всей Америки, изменилось их отношение к себе и окружающему миру» [3].

Еще в 1946 году У. Фолкнер в одном из писем утверждает: «Ища объяснение живой южной литературе (поскольку северянам тут писать было не о чем), следует обращаться к войне. Северяне выиграли войну, а единственный благородный поступок, который можно совершить на войне, — это проиграть ее. Что касается материала, Югу повезло. Эта война обозначила перемену — конец одной эпохи и начало другой — без всякой возможности возврата к прошлому» [4].

В условиях подобной социальной экзальтации, стремясь вернуть Югу былую славу, творчество писателей-южан, при всей индивидуальности авторского подхода, предоставляет схожие идейные тенденции, которые складываются в тематические жанры. Так одним из наиболее популярных жанров становится «роман-воспитание», а главными героями – подростки, юноши и девушки, переживающие трудный период самоидентификации и столкновение «идеализма души» с материалистическими реалиями. Однако будучи вписанной в пространство «глубокого юга» сюжетная проблематика строится на основе конфронтации молодого поколения со старым, по формуле выраженной в одной из новелл Фланнери О’Коннор: «…старый мир ушел безвозвратно. Старые обычаи стали смешны…» [5]. Среди писателей-южан так или иначе поднимавших данную проблематику можно выделить: Х. Ли («Убить пересмешника»), Т. Уильямс («Стеклянный зверинец», «Предназначено на слом»), Фланнери О’Коннор («Мудрая кровь», «Царство небесное силою берется»), У. Фолкнер («Не погибнет», «Шум и ярость») и д.р.

Отдельного внимания достойно творчество американского писателя Карсон МакКаллерс (1917-1967 гг.), и в особенности ее дебютного романа «Сердце – одинокий охотник» («The Heart Is a Lonely Hunter», 1940 г.). Произведение представляет собой неоднородное литературное полотно, с регулярной сменой повествовательного фокуса, и аллегорически-гротескными подтекстом. Повествовательная картина романа разделена на пять равнозначных ракурсов, описывающих события пяти главных героев произведения: глухонемой ювелир Джон Сингер, бродяга и революционер Джейк Блаунт, Биф Бреннон – владелец провинциальной закусочной, негритянский врач Б-М. Копленд, и подросток, двенадцатилетняя Мик Келли, персонаж во многом автобиографичный.

Описывая события типичного южного городка, переживающего последствия «Великой депрессии», безработицы и расовой дискриминации, МакКаллерс заостряет конфликт посредством низведение героев до маргинального уровня, представляя каждого как гротесковое «одинокое сердце» [6]. В образе Мик Келли, девочки с музыкальным слухом, мечтающей играть на фортепиано и стать знаменитой, – автор акцентирует внимание на сложных, психологических и социальных конфликтах подростка с «южной действительностью».

Уже с первых страниц романа образ Мик описывается при помощи контрастных противопоставлений: «В дверь заглядывала светловолосая длинноногая девочка лет двенадцати. На ней были шорты защитного цвета, синяя рубашка и теннисные туфли, - с первого взгляда ее можно было принять за мальчишку» [7].

Героиня вынуждена мириться с семейными трудностями, и даже будучи в окружении близких людей, внутренний конфликт подросткового «Я» регулярно переходит в борьбу за личные интересы: «А шорты я ношу потому, что не желаю таскать твои обноски. Не желаю быть такой как вы и похожей на вас обеих. И не буду. Потому и шорты ношу. И вообще жалко, что я не мальчик, тогда бы я переехала к Биллу».

Межличностные отношения представляются герою как сплав условностей и предубеждений. Безразличие к чувствам со стороны окружения для Мик – причины вынужденного одиночества, неизбежного ухода во «внутреннюю комнату, куда не допускался никто» [8]. И если двойственность самосознания (как мужского и женского начала) проистекает из поисков себя, то впоследствии, мы можем наблюдать, как героиня разделяет свое восприятие мира на две противоположные области: «Ее жизнь проходила в двух местах: во внутренней и в наружной комнатах <…> Мик могла находиться в доме, полном людей, и все же чувствовать себя отделенной от всех» [9].

МакКаллерс представляет общество, в котором несостоятельность жизни людей – последствие внешних условий, одиночества и отчужденности. По мнению автора: «Это повествование о пяти одиноких, замкнувшихся в себе людях, об их попытках выразить себя, обрести духовную цельность и нечто большее и значительное, чем они сами» [10]. Примечательно также, что герои романа (в особенности это заметно на примере Мик Келли) проходят этап духовного перерождения, направляя вектор стремления с внешнего мира на внутренний. Подросток же у МакКаллерс эволюционирует происходит процесс самоидентификации; в попытках соотнесения себя со сверстниками не находит «родственную душу»: «Теперь она будет чувствовать себя на перемене совсем иначе, теперь она знает – вовсе они не какие-нибудь особенные и ничем не отличаются друг от друга».

В послесловии к советскому изданию романа 1969, С. Майзельс замечает: «Мик – словно солнечный луч в темном царстве нужды и духовного застоя» [11]. Страдания героя и мучительный конфликт с окружающим миром можно понимать как следствие жестокой нелогичности среды; с этой точки зрения, город, в котором происходит действие романа становится иллюстрацией южной действительности в целом.

Еще одной важной характеристикой героя является увлечение музыкой. Впечатление от сонат Бетховена Мик пытается высказать единственному близкому ей по духу человеку – глухонемому Джону Сингеру(дополнительный гротескно-аллегорический смысл добавляет имя героя «Singer» - «певец»), потому как «Мистер Сингер – и там и тут », в обеих их доступных ей «комнатах». Образ же глухонемого в жизни героини свидетельствует о присутствии некой божественной силы, всевидящей и всепонимающей, ибо бог тоже молчалив.

Однако в последних главах романа Джон Сингер совершает самоубийство, и в судьбах главных героев происходит значительные изменения. Мечтам Мик о музыкальной карьере наступает конец, ей приходится помогать семье, начав работу продавцом в магазине. Переход от иллюзии к реальности – наглядный пример того, как автор лишает героя какой бы то ни было альтернативы, тем самым опровергая «идеальность» внутреннего мира, невозможности реализовать юношеские мечты, необходимость смириться с тем, что приходится жертвовать личным, в угоду социальному: «Может, скоро ей повезет. А не то все без толку – и ее любовь к музыке и ее планы на будущее, которые она придумывала там, в своей внутренней комнате <…> А надо, чтобы в этом был хоть какой-то толк, не то зачем все вообще?». Позднее в повести «Участница свадьбы» («The Member of the Wedding», 1946 г.), изменив сюжетно-повествовательный ракурс, на примере главной героини МакКаллерс переосмыслит схожий социально-психологический этап взросления.

Таким образом, в романе «Сердце – одинокий охотник» традиционная южная тематика, сочетается с элементами социального гротеска. Карсон МакКаллерс, рассматривая категории «коллективного» и «индивидуального», исследует внутренние противоречия мира подростка. В связи с этим, представляется актуальным детальный литературоведческий анализ образов подростков в творчестве К. МакКаллерс, для того, чтобы можно было говорить о романе-воспитания как о характерном явлении литературы американского Юга.


 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1) Архангельская И.Б. Феномен «южного ренессанса», и литература американского юга 20–30-х гг. XX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 304–309;

2) Боярская, А.О. Творчество К. Маккалерс и некоторые проблемы южной школы (Текст): автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.05. / А.О. Боярская. – М., 1979. – 19 с.

3) Гиленсон, Б. А. История литературы США: Учебное пособие для вузов. (Текст) / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 704 с.

4) Засурский, Я. Н. Американская литература XX века. (Текст) / Я. Н. Засурский. – М., 1984. – 410 с.

5) Маккалерс, К. Озарение и ночная лихорадка. Неоконченная автобиография Карсон Маккалерс. (Текст) / Карсон Маккалерс, под ред. К. Л. Дьюса, пер. М. Тугушевой. – М.: «КРУК-Престиж», 2005. – 196 с.

6) МакКаллерс, К. «Сердце – одинокий охотник» / К. МакКаллерс – М., «Молодая гвардия», 1969. – 318.;

7) С. Майзельс, Послесловие к МакКаллерс, К. «Сердце – одинокий охотник» / К. МакКаллерс – М., «Молодая гвардия», 1969. – 318.;

8) «Наедине со временем. Письма американских писателей», под ред. Засурского Я. Н. // М. «Прогресс» 1968. - 463

9) О’Коннор, Ф. «На вершине все тропы сходятся» / Ф. О’Коннор – М., «Азбука-классика», 2005 – 285.

10) Переяшкин В.В., Переяшкина Л. Н. Метаморфозы традиции: художественные «аберрации» Карсон Маккаллерс // Университетские чтения часть 06, Пятигорский государственного университета;

11) Bradbury J.M. Renaissance in the South: A Critical History of the Literature 1920–1960. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2011. 222 p.)

12) Carson, С. What Was, What Is, And What Will Be Southern Literature? (Электронный ресурс) / С. Carson. Режим доступа: https://utpress.org/2007/03/what-was-is-and-will-be-southern-literature - 03.04.2014


[1] Bradbury J.M. Renaissance in the South: A Critical History of the Literature 1920–1960. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2011. 222 p.)

[2] Архангельская И.Б. Феномен «южного ренессанса», и литература американского юга 20–30-х гг. XX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 304–309

[3] Там же;

[4] «Наедине со временем. Письма американских писателей», под ред. Засурского Я. Н. // М. «Прогресс» 1968. - 463

[5] О’Коннор, Ф. «На вершине все тропы сходятся» / Ф. О’Коннор – М., «Азбука-классика», 2005 – 285.

[6] Переяшкин В.В., Переяшкина Л. Н. Метаморфозы традиции: художественные «аберрации» Карсон Маккаллерс// Университетские чтения часть 06, Пятигорский государственного университета;

[7] МакКаллерс, К. «Сердце – одинокий охотник» / К. МакКаллерс – М., «Молодая гвардия», 1969. – 318.;

[8] Там же;

[9] Там же;

[10] Маккалерс, К. Озарение и ночная лихорадка. Неоконченная автобиография Карсон Маккалерс. (Текст) / Карсон Маккалерс, под ред. К. Л. Дьюса, пер. М. Тугушевой. – М.: «КРУК-Престиж», 2005. – 196 с.

[11] С. Майзельс, Послесловие к МакКаллерс, К. «Сердце – одинокий охотник» / К. МакКаллерс – М., «Молодая гвардия», 1969. – 318.;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: