Теологические и космогонические системы




 

Египетская теология, или жреческая мудрость, играла в Египте большое значение. Теологии мы обязаны знаниями о религиозных воззрениях египтян, однако за общепринятым религиозным культом трудно правильно понять народные верования, скрывающиеся за теологическими умозрениями и символическими толкованиями. Теология пытается систематизировать религиозные представления, объединить под одной точкой зрения разнородные элементы и сгладить противоречия. Политическое объединение Нильской долины привело к объединению культа местных богов: чем более народ сознавал свое единство, тем более обнаруживалась необходимость единства религиозного. Религия имела такое значение в обществе, что религиозная обособленность могла стать опасной.

Позднейшие теологические толкования затрудняют понимание древних религиозных текстов, и мы часто теряемся в догадках и не понимаем значения приведенных символических объяснений. С теологией тесно связана космогония: систематизирование древних верований было предпринято и с космогонической точки зрения.

В Египте не было единой теологии, не было и однообразия в народных верованиях. Жрецы главных святилищ страны занимались теологическими умозрениями, и стремления их были направлены к тому, чтобы сделать местное божество центром теологической системы. Значение и влияние этих систем зависело от политического и религиозного значения данного места. К сожалению, нам почти ничего неизвестно об учении различных школ; только одна теологическая школа получила господство: теология Солнца, которая преобладала уже в текстах пирамид и мало-помалу перетолковала весь египетский пантеон.

Теология, поддерживаемая официальным культом, сильно повлияла на религиозные представления. Определить размеры этого влияния невозможно. По всей вероятности, оно не распространялось на широкие народные массы. Затруднительно дать основательное описание теологической веры, и мы ограничимся характеристикой метода и общих черт древнего мышления.

Религиозное разделение Египта и фетишистские основы религии победить было невозможно, но в отождествлении богов теология содействовала религиозному единству. По природе своей боги делились на богов Солнца, Земли, мертвых, Нила и т.д. Образы богов одного и того же класса со временем отождествлялись, именно так возникли такие сочетания, как Сокар-Оси-рис, Осирис-Хентаментет. В одном и том же образе как одно и то же божество можно представить Хнума, Гаршефа, и Осириса в Мендесе. Ра, Тум, Гор, Менту и Анхер – боги Солнца и поэтому отождествляются в один образ. Отождествление пошло еще дальше, когда теология Солнца начала свое победоносное шествие. Почти все божества превратились в божества света. Пта, Мин, Амон, Себек, Осирис, Хнум, даже Сет слились с Ра и заняли свое место в системе теологии Солнца.

Так теология пришла к искусственному монотеизму. Различные боги являются представителями различных космических явлений, различными функциями или различными ступенями развития единого бога, скрытого и тайного для всех. Солнце, сегодня вновь зародившееся на востоке, ничем не отличается от вчерашнего, но все же оно новое. Ра одновременно и отец, и сын; утреннее Солнце это Хе-пера, чисто теологический бог, изображаемый в виде священного жука. Полуденное Солнце – это Ра, вечернее Солнце – Тум, мертвое, закатившееся на западе Солнце – это Осирис. Такие воззрения относятся к седой древности: они ясно выражены в 17-й главе "Книги мертвых".

 

Гробница Аписа в Мемфисе

Боги, охарактеризованные мифами, уже не так легко отождествляются друг с другом, и в таких случаях тексты пестрят абсурдными противоречиями. Образ Гора со временем изменился до неузнаваемости. Гору принадлежит главная роль в двух больших теологических системах: в теологии Осириса и культе Солнца. Борьба Гора, сына Изиды, с Сетом приравнивается к ежедневной борьбе бога Солнца со своим врагом, облачным змеем Апепи. Таким образом, смешивается образ Сета с Апепи. Отличавшиеся первоначально образы Гора отождествляются. Изида участвует в борьбе с Апепи, но в то же время она – одна из богинь в пантеоне Ра и в качестве таковой появляется и в мифах о Ра.

Наряду с отождествлением богов их пытались связать генеалогически. Мы уже обращали внимание читателя на так называемые триады, однако удовлетворительного объяснения возникновения божественных триад еще нет. Предположение, что триада объединила соседних богов, в некоторых наиболее известных случаях подтверждается: например, в случае Хнум – Сатет – Анукет. В других случаях это предположение верно только отчасти: фиванская Мут, мать фиванской триады, – теологическая абстракция. Это слово только обозначает "мать", а Менту, которому первоначально принадлежало место в этой триаде, и Хонсу, к которому оно перешло впоследствии, – местные божества соседних округов. В мемфисской триаде мать Сехмет – местная богиня, которой поклоняются в соседнем округе, сын ее Имхотеп – полубог из седой древности. Нефер-Тум является в качестве сына самых разнообразных богинь, имеющих львиную голову, и невозможно в точности понять, к какому региону принадлежал его культ. Осирис и Изида были местными божествами в соседних округах, но невозможно объяснить, каким образом в их триаду попал Гор.

Другой способ систематизации богов – это соединения их в эннеады, т.е. в группы по девяти. Этот способ возник в Гелиополисе, где четыре пары богов с гегемоном во главе представляют историю творения и устройства мира. Гелиополитанская генеалогия богов была общепринята в Египте, однако в качестве гегемона местные жители выставляли своего бога. В тех округах, где существовали триады, к эннеаде прибавлялись богиня-мать и сын, и поэтому эннеада состоит из десяти или одиннадцати членов.

Богини очень редко носят определенный характер, они обыкновенно представляют порождающую силу. Некоторые из них просто абстракции, как например, Мут и Юсас, оживающие только при отождествлении с Изидой, Гатор и Нейт. Бает, Сехмет и Пахт изображаются с львиной головой и также отождествляются. Символ рождающей силы – это корова, и египетские богини часто изображаются в образе коровы. Гатор и Нут имеют между собой много общего, так как обе – не только богини Неба, но и богини мертвых.

Уже очень рано жизнь богов связывалась с астрономическими явлениями. Уже в древние времена наиболее известные созвездия были связаны с главными божествами: Орион – с Осирисом, Сириус – с Изидой, Сатурн – с Гором, Меркурий – с Сетом (Тифоном). Равным образом и положение Солнца в разные времена года в позднейшее время выражалось при помощи различных форм бога Солнца. Разные фазы Луны тоже имели мифологическое выражение: время наступления полнолуния называлось "соединением Осириса с левым глазом".

 

Изваяние Мемноса и его спутницы на реке Нил

Этимологическая игра слов в древних текстах значительно затрудняет наше понимание. Сейчас мы не в состоянии определить, насколько эти туманные фразы имели более глубокий смысл для древних авторов или насколько они свидетельствуют о власти слова над мыслью. Несомненно, лучше отказаться от древних этимологических объяснений как средства понимания религиозной мысли. По мнению древних жрецов, имя Амон связано с глаголом амен, что значит "быть скрытым". Но первоначально на бога Амона не смотрели как на скрытое от глаз существо. Слово Осирис разлагали на узер-ра – "сила Солнца". Нельзя без колебаний довериться этимологии имени Гатор, будто бы состоящего из слов Гат-гор, что значит "дом Гора". Ученые скорее склонны видеть произвольную игру словами, поэтическую фигуру. Египетская теология при помощи таких филологических фокусов не объясняла сущность, функции и свойства богов, но также пользовалась этим этимологическим методом, чтобы складывать новые легенды. Богине Шедит поклонялись в Шеде, городе Файума, как супруге Себека. Имя ее обозначает: "та, кто из города Шеда". На основании этого имени, однако, сложилась легенда об этой богине как искоренительнице (шедет) врагов Себек-Ра.

Бог Земли Кемт часто изображается в виде гуся, и особый род гусей назывался Кемт. Этот бог часто называется "великим гоготуном", и про него рассказывают, что он снес мировое яйцо, из которого возник Ра. Имеем ли мы дело с древней космогонией или с мифом, сложившимся на основе иероглифики и языка, – сказать трудно. В противоположность другим народам, египтяне представляли себе небо как женщину, а землю как мужчину. По представлению одних, небо – женщина Нут, склонившаяся над землею и опирающаяся о нее руками и ногами; по мнению других небо – это богиня Гатор в образе коровы. Очень древнее воззрение представляло небо как лицо бога Гора (слово "Гер" обозначает лицо). Это божественное небесное лицо опиралось на четыре косы или четырех сыновей Гора.

 

Шу отделяет Кемта от Нут

Местные легенды о сотворении мира мало-помалу были вытеснены и видоизменены гелио-политанской космологией. Повсюду почитатели местного бога считали его творцом и создателем вселенной, акт творения представляли себе в зависимости от особенностей характера данного божества. Хнума представляли себе в качестве горшечника, сделавшего на своем гончарном круге мировое яйцо, из которого возникло все сущее. Нейт в Саисе считалась великой ткачихой и оставалась ею и в качестве космогонического божества.

Вода для египтян была источником жизни. Эта живородящая вода называется Нун и содержит в себе зародыши жизни. По мнению одних, Ра вышел из Нун, по другим воззрениям, Ра вылупился из яйца. Согласно гелиополитанской космогонии местный бог Тум возник в хаосе или первоначальной воде. Он произвел на свет Шу и Тефнет. Кемт и Нут покоились в первоначальной воде, крепко обняв друг друга. Шу протиснулся между ними и обнял Нут над Землей, так чтобы Солнце могло начать свой ежедневный круговорот. Кемт и Нут породили Осириса, плодородную землю и Нил, Сета, пустыню и двух сестер, Изиду и Нефтис. В текстах пирамид упоминается о двадцати семи богах. Несомненно, в их состав входили важнейшие нижнеегипетские божества. Эти три круга богов считались тремя династиями богов, правившими до Менеса.

Великая гелиополитанская эннеада (девятка) богов стала образцом для систематизации божеств и в других египетских святилищах. Встречаются иногда представления, обязанные своим возникновением народной фантазии. Так, согласно народным представлениям, нильский ил, согретый лучами солнца, породил людей, животных и растения. По другим верованиям, все живые существа были сотворены слезами богов.

Несмотря на глубокую древность этих умозрений, жрецы не в состоянии одолеть грубый анимизм и дать более высоким идеям соответственную форму. Несмотря на символизм и выражаемые чистые мысли, жрецы упорно держались традиционных религиозных форм. Философский монотеизм, к которому мог придти египетский мыслитель, были не в состоянии порвать с политеизмом. Древние формы религиозных представлений и обряды культа были существенными элементами религии. Никакое философское мышление, никакое культурное развитие не могло отвергнуть эту религию, запутавшуюся в противоречиях и пустом схематизме, выродившуюся под влиянием магизма и ограниченную суевериями.

 

Культ и мораль

 

Религиозный культ определяется общим представлением о богах. Египтяне верили, что местный бог и хранитель города и округа живет в своем храме среди поклонников и что у него существуют чисто человеческие потребности, удовлетворение которых и составляет религиозный долг почитателей. Бог не может обойтись без одежды и пищи, тело его нужно натирать благовонными маслами, брови подводить, а настроение улучшать религиозными процессиями, пением и молитвами. Процветает город, знающий, чем можно порадовать сердце своего бога.

Культ городского божества был главной задачей общины. В древние времена правители областей выступают в роли первосвященников местных богов. Государство, в лице фараона, все больше и больше берет на себя заботу о важнейших местных культах. Согласно значению и силе местного бога, фараон поддерживал или благоприятствовал его культу.

Жилищем бога был храм, "божий дом": там стояла статуя бога и располагалось его священное животное. Очень мало известны значительные и прекрасные храмовые постройки фараонов периода Средней империи: они погибли большей частью во время битв с завоевателями таксами. Кроме того, позднейшие фараоны, а прежде всего Рамзес II, разрушили постройки своих предшественников, чтобы получить дешевый материал для собственных гробниц и храмовых построек. Поэтому более или менее точно мы знакомы только с устройством храмов в период Новой империи, преимущественно по большим фиванским храмам и храму в Абидосе. Из более позднего времени прекрасно сохранились храм Гатор в Дендерахе и храм Гора в Эдфу.

Основную часть египетского храма составляла небольшая часовня, в которой находилось изображение бога, и колонный зал, куда проникало очень мало света через небольшие окна под крышей. Гипостиль изображал собой вселенную: потолок украшали звездами, колонны представляли собой стилизованные стебли растений. Перед этим залом располагался обширный двор, окруженный колоннадой. Здание замыкалось двумя пилонами, башнями, первоначально служившими для защиты храма.

Главные святилища, особенно государственный храм Амона-Ра в Карнаке, постоянно расширялись и достраивались фараонами. С течением времени к Карнакскому храму было прибавлено несколько колоннадных дворов и гипостилей с пилонами и обелисками, со стороны часовни богов были пристроены соединительные помещения, которые должны были вести к соседним храмам, и заложены аллеи со сфинксами. По храму в Карнаке можно судить о могуществе каждого отдельного фараона по постройкам, которые каждый отдельный фараон пристраивал к храму.

 

Поклонение богу Пта в одном из мемфисских храмов

Храм не был пригоден для собрания большой общины, не годился он и в качестве жилища для жрецов, храмовые помещения использовались исключительно для сохранения изображений богов, священной утвари и сокровищ. Перед храмом приносились жертвоприношения, устраивались праздничные процессии.

Греческий историк Геродот дает несколько преувеличенное представление о полномочиях жрецов. К сожалению, только в общих чертах можно проследить развитие жречества в Египте. В древнейшее время правитель данного округа является и первосвященником местного бога, подобно тому как фараон может исполнять жреческие обязанности всем богам. В главных святилищах первосвященникам были присвоены особые титулы, и к этим важным должностям допускались наиболее приближенные к фараону лица. Знатные люди каждого округа считали за честь служить своему богу в качестве жрецов. Наряду с добровольными жрецами, были и официальные жрецы, ежедневно служившие богу в храме, заботившиеся о статуях и священной утвари. Особый класс жрецов составляли хер-геб – жрецы-чтецы, знатоки божественного учения о ритуале. Народ часто видел в них могущественных магов. Подобно богу Тоту, "жрецу-чтецу богов", эти жрецы-чтецы могли правильно сказанным изречением удовлетворить богов и даже принудить их к исполнению своей воли.

 

Большие колонны Карнакского храма

В период Средней империи светский элемент сохраняет за собой участие в культе. Хотя храмовая служба усложнилась, только в Новый период империи профессиональное жречество получило необыкновенное влияние. Число богов в храмах возросло, а вследствие этого возросло и число жрецов. Когда храмы стали богаче и получили огромные земельные владения, им понадобилось большое число служащих. Если прежде знать занимала жреческие должности, теперь жрецы стали забирать в свои руки государственные должности, а жрецы Амона-Ра получили власть, позволяющую определять политику государства.

В новый период империи существовало несколько жреческих рангов. Жрецы Амона-Ра делились на пять классов: первый, второй и третий пророк, или "слуга бога", "отец бога" и "чистый" (уаб). В период Новой империи знатные женщины служили главным образом Амону-Ра в храмах или торжественных процессиях.

Жреческое облачение с течением времени сравнительно мало изменилось. В древнейшие времена первосвященники имели отличительные признаки своего сана, однако обычные жрецы носили обыкновенную, повседневную одежду. Но уже в период Средней империи жрецы облачаются в древние одежды. В период Новой империи жрецы стали брить голову.

О жреческой службе мы можем говорить только в самых общих чертах. Жрецы соответственно ритуалу прислуживали богу, устраивали и руководили праздниками и процессиями, приготовляли и приносили жертвы. Они толковали сны и знамения. Сам фараон был первосвященником всех богов страны. На стенах храма мы видим картины, где фараон изображен исполняющим жреческие обязанности перед статуями богов.

Обряд ежедневной храмовой службы мало известен по сохранившимся обрядовым книгам. Все было регулировано самым точным образом: до мельчайших подробностей были указаны движения жреца и изречения, которыми должно сопровождаться богослужение.

 

Фараон приносит жертву

Во время ежедневного туалета бога и при уборке его помещения жрец в Абидосе должен был выполнить тридцать шесть отдельных церемоний. В Фивах ритуал был сложнее, здесь предписывалось исполнять около шестидесяти церемоний. Бог, живший в храме, ежедневно должен был получать свою пищу. Еда и питье ставились на жертвенный стол. Цветы играли большую роль в храмовой службе, наполняя сердце бога благорасположением.

В большие праздники, служившие поводом для парадных увеселений, жрецы в торжественной процессии несли корабль бога, что очень характерно для страны, столь зависевшей от Нила, – египтяне не представляли богов без кораблей. Под пение и музыку исполнялись театрализованные представления мифа данного бога. Процессии могли превратиться в продолжительные путешествия бога по Нилу. Так, например, богиня Гатор раз в год посещала бога Гора в Эдфу.

Для каждого священнодействия установили определенные обряды, более или менее подробно описанные в текстах или изображенные на стенах храмов. При закладке храмов в древние времена совершались человеческие жертвоприношения, чтобы души жертв стали стражами храма. Освящение обелиска связывается с различными процедурами.

Доходы храмов, на которые жили бог и его жрецы, первоначально состояли из добровольных подаяний. Мало-помалу боги получили земельную собственность из подарков фараонов и частных лиц. Жертвы, которые приносились фараонами богу Амону-Ра, были громадны.

Праздников в Древнем Египте было очень много. Кроме государственных торжеств, каждый храм имел еще свои праздники. Различные святыни имели свои собственные праздничные календари. Кроме того, торжественно отмечались разлив Нила, смена времен года, день рождения и восшествия фараона на престол и т.д. Геродот обращает особое внимание на праздник богини Нейт в Саисе, сопровождавшийся иллюминацией.

Набожность египтянина не исчерпывалась участием в официальных празднествах. В повседневной жизни египтянин имел в своем доме небольшое изображение любимого бога или богини. Перед этим изображением он произносил молитву и приносил жертвоприношения. Во время болезни египтянин взывал к божествам, способным исцелять. По счастливому выздоровлению приносились благодарственные жертвы. Под священным деревом, которое египтянин считал убежищем демонов, он ставил жертвоприношения, выказывал благоговение священным и любимым животным своего бога, защищал себя амулетами от демонических сил, дурного глаза, колдовства и болезни, и вообще совершал свой жизненный путь с радостным сердцем. Если египтянин и вспоминал о смерти со страхом, то все же его утешала и возвышала мысль, что по благополучному окончанию своего посмертного путешествия он будет возделывать прекрасные поля в царстве Осириса.

 

Последние почести

Значительную роль в египетской религии и в представлениях о загробной жизни играл магический элемент. Молитва – это магический акт. Слово, правильно сказанное, имеет власть над богами, поэтому обрядовые и богослужебные молитвы имеют вполне определенные формы. Наибольшее значение имеет текст. Магия обнаруживала свое влияние не только во время священнодействия, но и в повседневной жизни. В медицине заклинания считались действенным средством и придавали лекарствам прекрасную целебную силу. Несмотря на то что египетские врачи довольно хорошо были знакомы с разными болезнями, последние приписывались разным демонам, которых можно было изгнать только освященными амулетами и заговорами. Часто заговоры приходилось повторять несколько раз, сопровождая разными церемониями.

По безошибочным рецептам приготовлялись любовные напитки, врага можно было удалить с пути, нагнав на него с помощью заклинаний бессонницу. Рассказывается, как некто пытался наслать на дворец фараона смерть при помощи маленьких восковых кукол. Египтяне обвешивали себя освященными предметами, которые должны были защищать от несчастья и опасности. Небольшие полоски папируса с древними молитвами обладали таинственной магической силой и имели широкое распространение.

Сны наблюдались и истолковывались жрецами. В текстах упоминается, как боги являлись фараону во сне и сообщали ему свою волю. В период Новой империи было разработано учение о счастливых днях. В папирусе Саллиера IV содержится руководство для выбора дней. Есть день, когда нельзя мыться, слушать веселые песни, следует приостановить всякую работу и не выходить из дома.

Если обратиться к религиозной морали египтян, неясно, как соотносились моральные качества покойного и сила его колдовских средств на суде Осириса. Магические элементы религии препятствовали морали восторжествовать.

Египтянин любил жизнь и ненавидел смерть. На похоронах исполнялась песнь, призывавшая к наслаждениям жизни и радости. Учение о добродетелях знакомо нам по сборникам моральных изречений, из увещательных писем учителей к ученикам, биографических надгробных надписей и исповеди невинности в 125-й главе "Книги мертвых".

Египет был очень густонаселенной страной, в которой естественные условия способствовали развитию чувств общности и солидарности. Ежегодный разлив Нила, от которого зависела вся жизнь в стране, только тогда мог стать настоящим благословением, когда каждый подданный свято исполнял свой долг. Поэтому египтяне представляли собой дисциплинированный народ, у которого на первом месте стояли социальные обязанности и добродетели. "Я не сделал ничего, что противно богам", – говорил умерший на суде Осириса. Святотатством и преступлением считалось осквернение храма, уничтожение жертвенных хлебов, ложь, кража, употребление неправильных мер и весов.

Повиновение родителям и учителям, почтение перед старшими и мудрыми господствовали в Египте. Прилежание и добросовестность в исполнении служебных обязанностей считались великими добродетелями. Бог – источник всякого процветания, и нужно стараться угодить ему, нельзя преступать его волю. Покойным часто ставили в заслугу, что они были супругами вдов, отцами сирот, защитой слабых и помогали путникам, лишившихся кораблей.

Женщина занимала в Египте очень высокое положение. Полигамия не воспрещалась, но не была и обычным явлением. Гаремы имели только фараоны. По-видимому, женщина во все времена занимала довольно самостоятельное положение. Ее почетное имя – это "госпожа дома". На детей смотрели как на божье благословение, бездетный брак считался большим несчастьем: кто же будет заботиться об умерших членах рода? Египтяне – народ, чуждый романтики и поэзии. Мудрость у египтян почиталась более смелости, почетное место отводилось социальным добродетелям.

Высокопарные надписи на надгробных камнях не имеют большого значения и являются стереотипными высказываниями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: