ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
УП.02.01 «Разработка программного обеспечения»
на базе Покровского сельскохозяйственного колледжа
Руководитель практики Сериков К.А., преподаватель ____________ «__»_________201_г. (подпись)
Исполнитель
Студент Шиллер С.В курс 4, гр. 41 ____________________ «__»_________201_г. (подпись)
х. Степановский 2016 г.
Аннотация
Темой учебной практики является разработка программного обеспечения с помощью объектно-ориентированных языков программирования.
При разработке программного использовались такие языки программирования как Visual Basic 6.0, Delphi 7.0, C++.
Задачей учебной практики является разработка приложения для расчета биоритмов на объектно-ориентированном языке программирования Delphi 7.0
Аннотация содержит? страниц,? приложений и? источников
Содержание
Введение
1.Проект программы…………………………………………………………........6
2. Задача……………………………………………………………………….........6
3. Технические характеристики..............................................................................6
4. Описание алгоритма............................................................................…………7
5. Блок-схема.............................................................................................................8
6. Разработка программы.........................................................................................9
7. Программный код................................................................................................11
8.Тестирование программ…………………….…………………………............19
9. Внедрение............................................................................................................19
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.
|
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Среди средств мультимедиа звук — явление особое. Вроде кошки, которая ухитряется существовать сама по себе наперекор всему. Текст и графика вроде бы неплохо сдружились друг с другом и постоянно идут рука об руку. Но при этом и часть своей самобытности потеряли — текст и графика сегодня редко встречаются по отдельности.
Звук, напротив, постоянно пребывает в одиночном плавании. А все потому, что слишком жаден до внимания этот вид информации — все на себя перетягивает. Звучит, к примеру, на странице Интернета какая-нибудь мелодия — и вот уже и текст в голову не лезет, и картинки уже не так радуют глаз.
А с другой стороны, по этой же самой причине звук не прощает дилетантского подхода. Огрехи текста или картинки далеко не всякий разглядит. А вот фальшь, низкое качество созданной или обработанной вами композиции любой слушатель с не отдавленным русским медведем ухом в момент почувствует.
Цифровой звук — аналог фотографии, точная цифровая копия введенных извне звуков. Это может быть сделанная с микрофона запись вашего голоса, копия звуковых дорожек с компакт-диска и других источников. Для воспроизведения аудио файлов необходимы специальные программы-проигрыватели-плееры.
|
MP3 является одним из самых распространённых и популярных форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями. Он широко используется в файлообменных сетях для оценочной передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться практически во всех популярных операционных системах, на большинстве портативных аудиоплееров, а также поддерживается всеми современными моделями музыкальных центров и DVD-плееров.
В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения звука очень близкого к оригинальному (по мнению большинства слушателей), хотя меломаны говорят об ощутимом различии.
В рамках данной работы поставлена задача написать программу MP3 Player. Программа должна обеспечить выбор прослушиваемого файла, регулировку громкости звука, перемотку файла.
Для решения задачи использована среда разработки Delphi.
Delphi (Делфи) — язык программирования, который используется в одноимённой среде разработки. Сначала язык назывался Object Pascal Начиная со среды разработки Delphi 7.0, в официальных документах Borland стала использовать название Delphi для обозначения языка Object Pascal.
Проект программы
Необходимо разработать программу-проигрыватель, которая будет воспроизводить аудио файлы формата MP3.
|
Медиаплеер (программное обеспечение) — программное обеспечение для воспроизведения мультимедиа контента из файлов или потока на персональном компьютере. Приложение можно использовать в качестве простейшего и бесплатного плеера аудио файлов.
Поскольку ставится задача разработать приложение для Windows, то использоваться программа может только на компьютерах под управлением ОС Windows.
Задача
Разработать программу MP3 Player с помощью объектно-ориентированного языка программирования Delphi 7.0. Программа должна обеспечить выбор прослушиваемого файла, регулировку громкости звука, перемотку файла.
Технические характеристики
Программа предназначена для работы в операционной системе Windows. Для удобства пользователя необходим графический интерфейс. В программе должна быть реализована возможность выбора (открытия) каталога с mp3 файлами для дальнейшего воспроизведения. Возможность регулирования громкости звука.
Так же должны быть реализовано наличие таких опций как:
- Пауза.
-Воспроизведение,
-Перемотка треков,
-Тайминг воспроизведения,
-Отображение списка треков (Плейлист).
Описание алгоритма
Прежде чем приступать к разработке программы, нужно составить точно определённую последовательность действий, которые должна выполнять создаваемая программа, то есть для начала необходимо разработать алгоритм и только после этого записать его на языке программирования.
В соответствии с анализом технического задания можно выделить следующие основные блоки:
· запуск приложения;
· выбор действия;
· вывод информации.
При переводе вышеописанных алгоритмов на язык высокого уровня Delphi 7 получается программа, реализующая «MP3 Playe».
Компонент TMediaPlayer - универсальный проигрыватель аудио- и видео-информации. Компонент TMediaPlayer инкапсулирует интерфейс управления носителями (Media Control Interface - MCI) Windows.
Блок-схема
НАЧАЛО |
Выбор конкретного трека из плейлиста |
Воспроизведение аудио файла |
КОНЕЦ |
Выбор каталога с аудио файлами |
Рисунок 1. Алгоритм вывода информации
Компонент можно использовать в двух режимах. Во-первых, можно предоставить пользователю возможность управлять воспроизведением информации с помощью кнопочного интерфейса, напоминающего панель управления различными проигрывателями. Во-вторых, можно сделать сам компонент невидимым и управлять воспроизведением информации с помощью его методов.
Каждая кнопка компонента имеет собственное имя, позволяющее программисту сделать какую-либо кнопку невидимой или недоступной.
После того, как пользователь выбрал каталог, содержащий аудио файлы, формируется список треков. Для воспроизведения. Нужно выбрать конкретный трек из предоставленного списка.
Это приложение разработано в Delphi 7, поскольку данная среда разработки предоставляет все необходимые инструменты для решения поставленной задачи.
Для успешного функционирования и работы данной программы на конкретном типе ПЭВМ необходимо отметить ряд следующих параметров предъявляемых к персональному компьютеру:
Минимальные системные требования:
1) Центральный процессор Intel Pentium/Celeron c частотой 300МГц;
2) Цветной видеоадаптер SVGA, поддерживающий разрешение 800х600;
3) Цветной монитор, поддерживающий разрешение 800x600;
4) 64 Мб оперативной памяти;
5) 10 Мб свободного места на жёстком диске;
6) Операционная система версии Windows 98;
7) Манипулятор типа “мышь” для удобства работы, клавиатура.
Рекомендуемые системные требования:
1) Центральный процессор Intel Pentium/Celeron c частотой 600МГц;
2) Цветной видеоадаптер SVGA, поддерживающий разрешение 1024х768;
3) Цветной монитор, поддерживающий разрешение 1024x768;
4) 128 Мб оперативной памяти;
5) 10 Мб свободного места на жёстком диске;
6) Операционная система версии Windows 98;
7) Манипулятор типа “мышь” для удобства работы, клавиатура.
8) Звуковоспроизводящее оборудование.
Разработка программы
На стадии проработки (проектирования) программного продукта использовался метод расширения ядра, а в частности методика Джексона. Выбор метода проектирования объясняется рядом причин:
1) необходимость формирования корректной структуры входных данных;
2) необходимость формирования корректной структуры выходных данных.
После проектирования эти структуры были синтезированы до получения целостной программы. Проектирование структуры входных и выходных данных подразумевает под собой также проектирование методов наилучшего сохранения информации и методов дальнейшей ее обработки вплоть до формирования выходных данных.
После окончания проектирования программы, спроектированные данные были преобразованы в программный код (стадия создания).
На последней стадии универсального процесса разработки ПО – переходный период – происходило тестирование готового программного продукта.
На главной форме программы (см. рисунок 2) располагаются: главное меню, где располагаются кнопки управления – выбор каталога, пауза/воспроизведение, перемещение между треками. Тайминг воспроизведения трека. В центре располагается поле, где формируется список треков. Слева «бегунок», обеспечивающий уровень громкости воспроизведения.
Исполняемый файл программы называется Mp3p.exe и для своей работы не требует никаких дополнительных файлов.
Рисунок 2. Главное окно программы
При работе возникают задержки времени в следующих случаях:
1) При загрузке программы в оперативную память;
2) Задержки, связанные с открытием файлов данных в процессе работы программы;
3) При добавлении, просмотре, изменении записей.
Все остальное время при работе программы выделяется под нужды пользователя и дополнительные подгрузки информации с жесткого диска.
Данная программа не предоставляет возможностей по настройке графического интерфейса под определенного пользователя. Изменение фона окон программы находится под контролем операционной системы, установленной на ПЭВМ.
Настройки по обработке данных в программе также отсутствуют.
Разрабатываемый проект состоит из одного файла (модулей).
Программный код
{ MP3 плееер с регулятором громкости.}
unit mp3p_;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls, MPlayer, ComCtrls,
MMSYSTEM, FileCtrl; // эти ссылки вставлены вручную
type
TForm1 = class(TForm)
// кнопки
SpeedButton1: TSpeedButton; // Предыдущая композиция
SpeedButton2: TSpeedButton; // Воспроизведение/Стоп
SpeedButton3: TSpeedButton; // Следующая композиция
SpeedButton4: TSpeedButton; // Выбор папки
ListBox1: TListBox; // Список композиций (mp3 файлов)
MediaPlayer1: TMediaPlayer; // медиа плеер
TrackBar1: TTrackBar; // регулятор громкости
Timer1: TTimer;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Shape1: TShape; // рамка вокруг кнопок
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure ListBox1Click(Sender: TObject);
procedure SpeedButton2Click(Sender: TObject);
procedure SpeedButton1Click(Sender: TObject);
procedure SpeedButton3Click(Sender: TObject);
procedure TrackBar1Change(Sender: TObject);
procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
procedure SpeedButton4Click(Sender: TObject);
// эти объявления вставлены сюда вручную
procedure Play; // воспроизведение
procedure PlayList(Path: string); // формирует список MP3 файлов
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
var
SoundPath: string[255];
min,sec: integer; // время воспроизведения
volume: LongWord; // старшее слово - правый канал,
// младшее - левый.
// формирует список MP3 файлов
procedure TForm1.PlayList(Path: string);
var
lpBuf: PChar; // указатель на nul-terminated строку
sWinDir: string[128]; // обычная Паскаль строка
SearchRec: TSearchRec; // структура SearchRec содержит информацию
// о файле, удовлетворяющем условию поиска
begin
ListBox1.Clear;
// сформировать список mp3 файлов
if FindFirst(Path + '*.mp3', faAnyFile, SearchRec) =0 then
begin
// в каталоге есть файл с расширением WAV
// добавим имя этого файла в список
ListBox1.Items.Add(SearchRec.Name);
// пока в каталоге есть другие файлы с расширением WAV
while (FindNext(SearchRec) = 0) do
ListBox1.Items.Add(SearchRec.Name);
end;
ListBox1.ItemIndex:= 0;
end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
PlayList('');
ListBox1.ItemIndex:= 0;
Label1.Caption:=ListBox1.Items[ListBox1.itemIndex];
TrackBar1.Position:= 7;
// старшее слово переменной volume - правый канал,
// младшее - левый
volume:= (TrackBar1.Position - TrackBar1.Max+1)* 6500;
volume:= volume + (volume shl 16);
waveOutSetVolume(WAVE_MAPPER,volume); // уровень сигнала
end;
// щелчок на названии произведения
procedure TForm1.ListBox1Click(Sender: TObject);
begin
// вывести в поле метки Label1 имя выбранного файла
if not SpeedButton2.Down
then SpeedButton2.Down:= True;
Label1.Caption:=ListBox1.Items[ListBox1.itemIndex];
Play;
end;
// щелчок на кнопке Воспроизведение
procedure TForm1.SpeedButton2Click(Sender: TObject);
begin
if SpeedButton2.Down then
// пользователь нажал кнопку
// начать воспроизведение
Play
else
// если кнопка Воспроизведение нажата,
// то повторное нажатие останавливает
// воспроизведение
begin
MediaPlayer1.Stop;
Timer1.Enabled:= False;
SpeedButton2.Down:= False;
SPeedButton2.Hint:= 'Play';
end;
end;
// кнопка К предыдущей
procedure TForm1.SpeedButton1Click(Sender: TObject);
begin
if ListBox1.ItemIndex > 0 then
ListBox1.ItemIndex:= ListBox1.ItemIndex - 1;
Play;
end;
// кнопка К следующей
procedure TForm1.SpeedButton3Click(Sender: TObject);
begin
if ListBox1.ItemIndex < ListBox1.Count then
ListBox1.ItemIndex:= ListBox1.ItemIndex + 1;
Play;
end;
// пользователь изменил положение
// регулятора громкости
procedure TForm1.TrackBar1Change(Sender: TObject);
begin
volume:= 6500* (TrackBar1.Max - TrackBar1.Position);
volume:= volume + (volume shl 16);
waveOutSetVolume(WAVE_MAPPER,volume);
end;
// воспроизвести композицию,
// название которой выделено
// в списке ListBox1
procedure TForm1.Play;
begin
Timer1.Enabled:= False;
Label1.Caption:=ListBox1.Items[ListBox1.itemIndex];
MediaPlayer1.FileName:= SoundPath + ListBox1.Items[ListBox1.itemIndex];
try
Mediaplayer1.Open;
except
on EMCIDeviceError do
begin
ShowMessage('Ошибка обращения к файлу '+
ListBox1.Items[ListBox1.itemIndex]);
SpeedButton2.Down:= False;
exit;
end;
end;
MediaPlayer1.Play;
min:=0;
sec:=0;
Timer1.Enabled:= True;
SpeedButton2.Hint:= 'Stop';
end;
// сигнал от таймера
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
// изменить счетчик времени
if sec < 59
then inc(sec)
else begin
sec:=0;
inc(min);
end;
// вывести время воспроизведения
Label2.Caption:= IntToStr(min)+':';
if sec < 10
then Label2.Caption:=
Label2.Caption +'0'+ IntToStr(sec)
else Label2.Caption:=
Label2.Caption + IntToStr(sec);
// если воспроизведение текущей композиции
// не завершено
if MediaPlayer1.Position < MediaPlayer1.Length
then exit;
// воспроизведение текущей композиции
// закончено
Timer1.Enabled:= False; // остановить таймер
MediaPlayer1.Stop; // остановить плеер
if ListBox1.ItemIndex < ListBox1.Count // список не исчерпан
then begin
ListBox1.ItemIndex:= ListBox1.ItemIndex + 1;
Play;
end
end;
// Щелчок на кнопке Папка
// Выбрать папку, в которой находятся MP3 файлы
procedure TForm1.SpeedButton4Click(Sender: TObject);
var
Root: string; // корневой каталог
pwRoot: PWideChar;
Dir: string;
begin
Root:= ''; // корневой каталог - папка Рабочий стол
GetMem(pwRoot, (Length(Root)+1) * 2);
pwRoot:= StringToWideChar(Root,pwRoot,MAX_PATH*2);
if not SelectDirectory('Выберите папку', pwRoot, Dir)
then Dir:=''
else Dir:= Dir+'\';
// каталог, в котором находятся MP3 файлы выбран
SoundPath:= Dir;
PlayList(SoundPath);
end;
end.
Тестирование программы
Программа тестировалась в ОС Windows XP и Windows 7(Seven). При тестировании программы были использованы аудио файлы с различными техническими характеристиками.
Тестирование программы прошло успешно. Программа правильно создает трек-лист из выбранного каталога, контролирует правильность воспроизведения данных, Программа исправна и готова к работе.
Внедрение
Данная программа не требует специальной предварительной инсталляции и соответственно не содержит программы инсталлятора. Это избавляет пользователя от необходимости получать дополнительные сведения о процессе установки, и делает процесс подготовки программы к использованию максимально простым. Для того, что бы использовать программу, следует лишь скопировать exe-файл и папку с файлами программы. Процесс копирования можно осуществить с помощью любого файлового менеджера, способного функционировать под ОС Windows.
Для загрузки программы в память компьютера необходимо в любом имеющемся файловом менеджере запустить исполняемый файл данной программы – файл Mp3p.exe. Либо при наличии в файловом менеджере командной строки напечатать название файла – Mp3p.exe – и нажать клавишу Enter.
Откроется окно пользовательского интерфейса (рис. 3). Все действия можно выполнить из главного меню интерфейса - кнопками на главной форме. При нажатии кнопки « », открывается проводник, в котором необходимо выбрать каталог, содержащий аудио файлы (рис. 4). При выборе каталога – формируется трек-лист, в поле приложения (рис.2). Для воспроизведения трека, необходимо нажать кнопку « », для остановки - « », бегунок слева регулирует громкость. Для выбора определенного трека можно использовать кнопками « » или воспользоваться мышкой. Приложение в режиме воспроизведения изображено на рис.3.
Рисунок 3. Главное окно программы
Рисунок 4. Выбор каталога с аудио файлами
Заключение
В результате выполнения работы создана программа «МР3 плеер».
Разработан интерфейс программы, алгоритм и программа согласно анализу технического задания. Кроме этого создана документация к разработанному программному продукту «МР3 плеер».
Получившаяся программа является приложением начального уровня и обладает возможностью дальнейшего усовершенствования. Например, можно разработать дополнительное воспроизведение других форматов аудио файлов, разработать новый интерфейс – различные формы кнопок и другие задумки.
В процессе разработки программы «МР3 плеер» расширены навыки самостоятельной творческой деятельности.
11) Условия выполнения программы.
Для выполнения программы необходим IBM совместимый компьютер с процессором 700МГц и выше, ОЗУ объемом не менее 128 Мб и стандартным набором внутренних и внешних устройств. Программное обеспечение – ОС Windows 98 и более поздние версии Windows.
2) Выполнение программы.
Для того чтобы запустить программу на панели управления щелкните кнопкой мыши кнопку Пуск. Выберете в развернувшимся меню пункт Программы->проводник. В проводнике выберете нужный каталог с файлом Mp3p.exe и дважды щелкните по нему левой кнопкой мыши. Программа запустится.
В ходе проделанной работы мною были изучены некоторые аспекты программирования на языке Delphi. При оформлении работы были получены навыки оформления программной документации.
Задачами учебной практики являлись:
- постановка и решение задач прикладного программирования традиционным способом;
- решение задач в среде языка программирования Delphi.