Глава I. Греческий город




Содержание

 

Введение

Глава I. Греческий город

1. Внешний облик греческого города

а) Строительные материалы и техника строительства

б) Общественные здания

в) Водоснабжение

. Жизнь и быт греков

а) Греческая семья

б) Отношение к женщине

в) Афинская и спартанская системы воспитания

Глава II. Римский город

1. Внешний облик римского города

а) Культовые сооружения

б) Гражданские здания

в) Зрелища и развлечения

2. Частная жизнь

а) Римский дом

б) Семья и система воспитания

Заключение

Список источников и литературы

греческий римский город водоснабжение воспитание развлечение


Введение

Актуальность темы. Город - понятие, неразрывно связанное с человеческой цивилизацией. В разные эпохи облик города, его роль и жизнь менялись. Исследование города и городской жизни античности дает возможность лучше понять закономерности развития древней цивилизации и жизнь античного человека. Именно поэтому исследование историком античного города как феномена древней цивилизации можно считать актуальным.

Целью работы является изучение античного города и повседневной жизни его жителей. Для достижения цели решались следующие задачи:

изучение внешнего облика греческого и римского городов на основе анализа источников и литературы.

исследование частной и общественной жизни жителей античных городов.

Историография. Литература, изучающая античный город обширна. Мы в своей работе опирались на исследования российских и переводных авторов. Так, сыктывкарский историк Людмила Прокопьевна Кучеренко исследовала повседневную жизнь человека в древнем мире и, в частности, в античном обществе, его быт, занятия, традиции, которым он следовал, его идеалы. Известный петербургский ученый Юрий Викторович Андреев сконцентрировал свое внимание на особенностях психического склада эллинов, их мировосприятии, отношении к жизни и смерти, эстетических вкусах и склонностях, их жизненных идеалах и формах поведения. Лидия Винничук в своей книге показывает нам человека в его обыденности, в его делах и развлечениях, в разных фазах его жизненного цикла - от рождения и детских игр до смерти и погребения. Мы увидим его в школе и в театре, на брачном пиру и в библиотеке, на безмятежных веселых празднествах и в пору ужасающих стихийных бедствий. Книга позволяет легко сопоставить обычаи и нравы древних эллинов с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, проследить там, где это возможно, развитие античных культурных и бытовых традиций на протяжении полутора тысячелетий. В книге Ирины Тимофеевны Кругликовой "Античная археология" обобщаются сведения о материальной культуре античного периода Греции и Рима. Прослеживается роль археологических источников в изучении сельского хозяйства, ремесла, торговли, градостроительства и быта античных городов.

Источники. В качестве источников в своей работе мы использовали сочинения античных авторов - греческих и римских. В частности, в "Описании Эллады" Павсания, греческого автора римского времени, дано прекрасное изображение греческих городов и городской жизни. Интересные заметки о городской жизни находим также в "Моралиях" Плутарха. В труде греческого историка Фукидида, написавшего труд о войне Спарты и Афин, встречаются характеристики памятников, фонтанов, зданий, а также сцены городской жизни. Особенно впечатляет описание эпидемии чумы в Афинах во II книге его "Истории", где перед нами предстает охваченный всеобщей катастрофой город. Помимо нарративных источников, следует при раскрытии темы использовать и источники археологические. Такими являются памятники Афин, Приены, Рима и Помпей, сохранившиеся до наших дней или открытые археологами.

Объектом нашего изучения стал Античный город. Предметом исследования является жизнь обитателей греческих и римских городов.

Хронологическими рамками работы можно считать весь период античной истории, а географическими рамками - все Средиземноморье, где сложилась античная цивилизация.


Глава I. Греческий город

. Внешний облик греческого города

 

Слово "полис" - многозначно. В классическом греческом языке оно имело три основных значения: "город", "государство", и "гражданская община". Для греков все эти три понятия сливались в "город - государство". Прежде, чем стать городом, т.е. экономическим, административным и культурным центром, обособленным от сельской округи, он должен был стать просто огороженным, укрепленным убежищем племени на случай вражеского нападения. Чаще всего полисом становилась вершина какого-нибудь, крутого укрепленного природой холма, господствующего над окрестной низиной.

Л.П. Кучеренко дает подробное описание греческого города. Город делился на две части: верхний (акрополь), являющийся укреплением на случай опасности, и нижний, где находились жилища рядовых граждан, ремесленные мастерские, рынки. Некоторые города имели регулярную планировку (Смирна, Милет) Дома, иногда двухэтажные, строились на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. В большей части города земельные участки, и дворы объединялись в длинные уличные фасады. Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Греческие города обносились стенами. Они имели рыночную площадь (агору) около которой концентрировались общественные здания и храмы. В городах имелись театры, стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комплексы - общегреческие святилища.

Акрополь являлся цитаделью и располагался на наиболее высоком участке. В нижнем городе жили ремесленники. Иногда они объединялись по профессиям и размещались в отдельном квартале. В Афинах, например, существовал специальный квартал гончаров - Керамик. В нижнем городе находились общественные здания: агора, театр, и др.

Городской рынок по утрам был торговым центром, позже там собирались горожане для обмена новостями. Агора была часто местом сбора народного собрания. Улицы мостились щебенкой, керамикой или каменными плитами.

а) Строительные материалы и строительная техника

Для строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были каркасы древних домов, перекрытия, колонны. Фундаменты зданий делали каменными из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции из бута и щебенки. Цокольные части домов составляли из поставленных на ребра крупных плит. Стены складывались из обработанных камней - квадров, положенных без связующих растворов, насухо, или из необработанных камней, положенных на глиняном растворе, или из сырцовых кирпичей. Кирпичи тоже клали на раствор из песка и глины.

Крыши домов были двускатными, их крыли глиняной черепицей, а храмы иногда мраморной. Стены штукатурились составом из смеси извести с песком, иногда с добавлением толченого мрамора, для более тонкой отделки использовался гипс. Наружные стены храмов, иногда облицовывали мраморной плиткой. Внутри стены украшали фресками, применяли красную, белую, черную и желтые краски. Полы в парадных помещениях украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах они, чаще всего, были глинобитными. Для поднятия каменных блоков использовали рычаги, для удобства в блоке делали отверстия под крючья. Скрепляли блоки специальными скобами.

б) Общественные здания

Каждый город имел своих богов - покровителей, которым посвящались храмы и алтари, обычно, возводимые вне храмов. Богам приносились жертвы, и в их честь совершали культовые обряды.

Храмы считались жилищами богов. Внутри ставилась статуя бога. Центральное помещение храма называлось наос, перед храмом могло находиться проходное помещение - пронаос. Вход в наос располагался с востока. Алтари находились внутри храма и первоначально были деревянными, они складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали сооружать постоянные каменные алтари. Чаще всего алтари были прямоугольными и ставились на каменное ступенчатое основание, украшались рельефами.

Пританеи - постройки различного типа, где приносили жертвы богам, устраивали бесплатное питание гражданам, постоянно дежурили магистраты для приема послов.

Гимнасий служил местом для воспитания юношей. Он включал пелестру - площадку для гимнастических упражнений, помещения для умывания и занятий.

Булевтерий - прямоугольное здание для заседания городского совета или членов Совета 500.

Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ведет свое происхождение от народных представлений в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения - театры, которые располагались на склонах холмов, на которых устраивались сиденья для зрителей. У подножья холма находилась круглая площадка - орхестра, за ней располагалась скена - постройка для переодевания актеров. Актеры выступали в масках, чтобы казаться выше надевали особую обувь на каблуках. Одним из наиболее древних театров был театр в Форике.

В крупных городах имелись стадионы и ипподромы. Стадионы в виде вытянутых эллипсов с сидениями располагались в несколько ярусов по периметру, обнаружены в Олимпии, Дельфах, Афинах и других городах. Ипподром имел форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена, с противоположной стороны стартовали лошади.


в) Водоснабжение

Воду из колодцев доставали с помощью веревки и кувшина, иногда использовали деревянных "журавль". В крупных городах водопроводы сооружали из керамических труб, по которым вода поступала из горных источников к водоемам (фонтанам), в стенах которых имелись водолеи выполненные в виде голов животных. Нечистоты выводились из города по сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в каменных плитах. Они были связаны с отстойниками, в виде глубоких колодцев. Мусор из города вывозили на загородные свалки.

Основой благополучия и процветания нормального греческого полиса, гарантией его существования было сельское хозяйство. Земледелию отводится роль фундамента. Приемы обработки земли, орудия и сельского хозяйственные культуры античной Греции восходят к глубокой древности. При пахоте использовали деревянное рало с бронзовым наральником, для рыхления земли использовали бронзовые мотыги, для уборки урожая - бронзовые серпы. В античную эпоху орудия земледелия изготавливались из железа. Земледелие у греков было пашенным. Пахали с помощью пары волов или мулов. Лошадей для пахоты не применяли. Греки выращивали пшеницу, ячмень и полбу. Рожь они не знали, овес являлся сорняком, а просо пищей варваров. Пшеница и ячмень культивировались неравномерно. В Сицилии лучше росла пшеница, ячмень в Аттике. Кроме зерновых хлебных растений греки культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, люпин, и нут. Из маслянистых растений кунжут. Оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям богиня мудрости Афина. Оливки наряду с хлебом и вином составляли ежедневные рацион многих греков. Кроме того, оливковое масло употреблялось для разных целей, оно как и вино было важной статьей греческого экспорта. Кроме оливковых деревьев греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно были распространены смоква и гранатник. Очень большого ухода требовали виноградники. С распространением виноградарства в Греции получил культ Диониса - бога жизненной силы природы и покровителя виноделия. Вино греки хранили в пифосах - очень больших сосудах, близких по форме к бочкам. Для перевозки вина служили амфоры - небольшие двуручные сосуды.

Кроме садов и виноградников греки имели небольшие огороды, где выращивали овощи. Они находились вблизи домов. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых деревьев. Только виноград, оливы и смоква выращивали на отдельных участках. Для овощей вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рыхлили. За год получали три урожая, трижды меняя виды овощей. В Греции лишь с 4 в. До н.э. получили распространение цветники, они располагались около домов. Греки понимали необходимость культивирования почвы. В качестве удобрения греки применяли птичий помет и компост из грязи и сорняков. Из химических удобрений применяли только селитру.

 

2. Жизнь и быт древних греков

В раннюю эпоху греки жили простых скромных жилищах - хижинах, стены были сложены из тростника и веток и обмазанные глиной, а также в небольших деревянных домах и домах сложенных из сырцовых кирпичей. Со временем жилища греков становятся более благоустроенными. Дом со всех сторон окружался глухой стеной. Источником света в нижних этажах служил внутренний двор к которому примыкал ряд помещений. Главным из них был андрон - мужская половина дома. Это был обеденный зал, где хозяин дома встречался со своими друзьями. К обеденному залу примыкал портик, здесь находился домашний алтарь бога Зевса - покровителя дома. На первом этаже находились другие помещения - кладовые мастерские, комнаты для рабов. На втором этаже была расположена женская половина дома - гинекей и спальни других членов семьи. Специального отопления в доме не было, в холодный период комнаты обогревались переносными глиняными кувшинами с раскаленными углями. Для освещения дома использовались глиняные или металлические переносные светильники. Дома имели канализацию и водопровод, трубы были изготовлены из обожженной глины.

Основная масса домов представляла собой скромные жилища. Но принцип деления жилища на мужскую и женскую половины сохранялся. Беднякам было иногда трудно держать свой дом в чистоте и следить за его состояние. Городские власти в лице астиномов следили за состоянием домов и заставляли производить ремонт домов владельцами. Обстановка в домах была очень скромной, самым распространенным видом мебели было ложе. Ложе могло быть для сидения, сна, трапезы, письма. Ложе для сна делались на низких ножках. Спали, греки на овечьих шкурах укрывались своей одеждой. Для хранения одежды использовали сундуки с плоской или двускатной крышкой, которые украшались резьбой, инкрустация.

Со временем у греков выработался определенный распорядок дня: ранний завтрак - лепешкой, размоченной в вине, смешанном с водой, обед - устраивался около полудня - мясные блюда, хлеб и вино, вечерняя трапеза - состояла из тех же блюд, что и обед, только в меньших количествах. Основными продуктами питания были: хлеб, различные каши, овощи, оливки, рыба; мясо ели редко, только после общественных жертвоприношений. Традиционной пищей бедняков считалась ячменная похлебка, каша из бобов, соленая рыбы, дешевое разбавленное вино. Для рабов готовились блюда из ячменной муки, овощей, давалось вино из выжимок винограда.

В Спарте рацион питания был более прост. Там устраивались совместные трапезы - сисситии. Чтобы принять в них участие каждый спартанец делал ежемесячный взнос - 73 кг муки, 36л вина, 3 кг сыра, и 10 оболов серебра на покупку мяса.

Со временем кулинарное искусство греков стало более утонченным. Из птиц готовят разнообразные блюда: искусство зажаренных голубей, воробьев, жаворонков, фазанов, дроздов. Появляются древнейшие кулинарные книги, родиной кулинарного искусства считают о. Сицилию. Довольно часто греки устраивали торжественные приемы симпосии. Пиры проходили в мужской половине дома. Приглашенные войдя в дом, снимали обувь, рабы омывали им ноги, затем гости занимали места на обеденных ложах. Греки еще не знали столовых приборов, пальцы вытирали кусочками хлеба, которые затем бросали собакам. Гостей развлекали выступлениями флейтисток, танцовщиц, акробатов. Беседы поддерживали гетеры - женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни. Напиваться считалось неприличным: первая чаша несет здоровье, вторая - удовольствие, третья - сон, после нее следовало идти домой.

Симпосии были доступны не всем, беднякам они были по карману, но определенная часть общества могла позволить себе очень роскошные пиршества.

Одежда греков была исключительно проста. Нижнее платье хитон, шился без рукавов, из легкой ткани. Верхней одеждой у женщин служил пеплос, у мужчин - гиматий - плащ как женский, так и мужской. Помимо этого у мужчин было еще два типа плащей: трибон - спартанское одеяние из грубой шерсти и хламида - короткий плащ, скреплявшийся на левом плече, с помощью фибулы. Расцветка зависела от пола, возраста, времени года. Самыми любимыми цветами греков были: пурпурный, фиолетовы, синий, голубой, оранжевый, желтый. Одежду желтого цвета носили только женщины. Молодежь предпочитала более яркие цвета. Одежда гетер была более живописнее, одежды порядочных женщин. Со временем в одежде греков развивается несвойственная ранее тенденция к роскоши. Наибольшей роскошью прославился г. Сибарис. Жители одевались с такой пышностью и так ценили разного рода наслаждения, что название сибатира стало обозначением человека, ведущего изнеженный образ жизни. Греки в основном обходились без головных уборов. Шляпы одевали на время работы в поле или отправляясь в путешествие. В разных областях Греции были свои формы шляп, шились они обычно из козьих шкур или изготавливались из войлока. Обувь у греков была разнообразной: сандалии, башмаки, кожаные или войлочные сапожки. Для охоты и верховой езды надевали короткие сапоги - котурны. Земледельцы носили обувь без каблуков и задников. Дома греки обувь не одевали. На улице босяком ходили только рабы и философы. При выходе в город мужчина брал трость или палку, женщина - зонтик или веер. Женщины-гречанки любили различные украшения: диадемы, ожерелья, кольца, браслеты, серьги. Мужчины украшений не носили. Были разнообразны женские прически. Короткие стрижки носили только рабыни, а свободные только в знак траура или в преклонном возрасте. Волосы осветляли только, чтобы придать белокурый оттенок или скрыть седину. Много внимания женщины уделяли для ухода за лицом. Применяли белила, румяна, различные благовония. Некоторые мужчины следили за внешностью не меньше, чем дамы. Вставляли пробки в подошвы, чтобы казаться выше обкладывали тело подушечками, злоупотребляли благовониями, красили волосы.

а) Греческая семья

В гомеровский период греческая семья была очень многочисленной, и все ее члены жили под одной крышей. Для большинства греков брак являлся договором, который заключали между собой главы двух семейств с целью продолжения рода. "В Греции брак по любви не существует", так заявлял А. Боннар. Государство так же было заинтересовано в укреплении семьи, так как это приумножала число граждан, пополняло ряды граждан. Таким образом, брак становился гражданской обязанностью граждан. В Афинах общественное мнение, если не игнорировало их, то все же не оказывало того уважения, каким окружались семейные люди. В Спарте безбрачие - агамия влекло за собой атимию - утрату личной и гражданской чести. К несемейным спартанцам применяя суровые наказания: зимой такой человек в обнаженном виде выводился на агору, обходил ее, распевая песню о том, что он заслуженно несет наказание. Другой мерой был крупный штраф. Семья являлась важным институтом и с точки зрения религии, так как на потомство возлагались культовые обязанности ухода за предками. Девушек в Афинах выдавали замуж очень рано: в 12 - 15 лет. В период архаики выбор мужа для дочери был правом отца. Он приглашал к себе в дом на длительное время несколько претендентов, наблюдал их манеру поведения, оценивал физическую подготовку, характер, подарки. В классическую эпоху эта форма сохранилась с незначительными изменениями. В Спарте, согласно закону Ликурга, молодые люди выбирали себе жен из бедных семей, это необходимо было для того, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в одной семье. В Спарте браки между различными социальными группами были допустимы и дети от них считались свободными. В Афинах дети считались гражданами государства лишь в том случае, если отец и мать были чистокровными афинянами. Заключению брака предшествовал акт обручения. Его значение было велико, так как в ходе его оговаривались имущественные отношения супругами, размер приданного, а также та его часть, что оставалась за невестой в случае развода (мейлия) Приданное было не обязательны условием, но его старались дать для большей обеспеченности прочности брака. Обряд бракосочетания начинался в доме невесты, под покровительством домашних богов, дом невесты украшался. Сама новобрачная совершала омовение у местного священного источника, затем на нее надевали свадебный наряд. Отец приносил жертву и произносил специальную формулу, тем самым освобождая, от жертвоприношения своим предкам и отлучал от родительского дома. С этого момента девушка переходила под власть мужа и была обязана принимать участие в поклонении домашним богам и предкам своего избранника. Затем начинался пир, во время которого невеста с закрытым покрывалом лицом сидела за отдельным столом со своими подругами. После окончания торжества в родительском доме невесту переводили в дом мужа. Ее везли на колеснице под пение свадебного гимна, впереди несли факел, зажженный в доме невесты. В дом мужа невесту через порог переносил на руках муж. При входе в дом жениха невесту осыпали орехами, финиками, монетами, что символизировало пожелание успеха и достатка. В доме мужа проходил заключительный этап брачной церемонии. Невесту кропили очистительной водой и приобщали к очагу мужа: новобрачные приносили жертву предкам и вместе совершали легкую трапезу пирогом, хлебом и фруктами. Во время пира молодоженам подносили ценные подарки, а после пира провожали в брачный покой - талам. Друзья и подруги новобрачных распевали под дверью свадебные гимны - эпиталамы.

б) Отношение к женщине

Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и закалке молодых женщин, поскольку их первейшей задачей было рождение здорового потомства для защиты государства. Спартанки оказывали влияние на общественную жизнь, к их мнению прислушивались и мужчины. Они в меньшей степени были заняты домашней работой. Свобода афинской женщины была несколько ограничена сначала отцом, затем мужем. Но в собственном доме она была полноправной хозяйкой. Она руководила работой домашней прислуги, следила за текущими расходами, вела учет всего приносимого в дом и т.д. На улицу она имела право выходить только в сопровождении мужа или рабыни, скрывая под покрывалом свое лицо. Полного затворничества греческие женщины не испытывали, они ходили друг к другу в гости, принимали участие в религиозных празднествах и обрядах. Жизнь женщины низших сословий носила другой характер. Она вынуждена была работать, что осуждалось обществом. В конце 5 - нач. 6 вв. начинается борьба за женскую эмансипацию. Развод осуществлялся в случае бездетности. Мужчине проще было подать на развод, нежели женщине. Ему достаточно было отправить ее домой или выдать замуж, оставив детей себе. Женщине, что бы подать на развод нужно было лично в письменной форме передать свою просьбу архонту, что сделать было очень трудно из - за ее зависимого положения. Общество осуждало разводящихся женщин. Развод мог быть произведен по просьбе отца и влек за собой возвращение приданного, кроме случая измены жены. В некоторых древнегреческих полисах допускалось двоеженство. Ребенок, родившийся в семье, целиком находился под властью отца. Он мог признать или отказаться от него. В случае отказа его оставляли на произвол судьбы при в ходе в храм или в людном месте. Чаще старались избавиться от девочек, поскольку женщине было не под силу выполнять мужские функции: защита родины, участие в производстве, поддержание культа предков.

Рабы семей не имели, но могли сожительствовать, с разрешения хозяина, родившиеся, дети переходили под власть хозяина. При рождении девочку в семье свободных граждан над дверью вывешивалась шерстяная повязка, если мальчик, дверь украшалась оливковой ветвью. Младенца купали в воде, смешанной с оливковым маслом (в Афинах) или с вином (в Спарте) Если отец признавал ребенка, на пятый день устраивалось торжество по случаю его рождения - амфидромия. Ребенку давалось лично имя к которому добавлялось имя отца. Наследных фамилий в Греции не было.

в) Афинская и спартанская системы воспитания

Греки придавали большое значение правильному воспитанию, поскольку от этого зависела судьба государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в войне, а ошибки в нравственном к конфликту между старшим и младшим поколениями и к внутренней дестабилизации общества. В древней Греции сформировались две системы воспитания: афинская и спартанская. В Афинах отношения к детям было более мягким. С младенческого возраста они воспитывались в генекее матерью и кормилицей. Наказание детей допускалось, но так чтобы не задеть их самолюбие. Игрушки делали из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры: жмурки, качели, игры в мяч и т.д. Под опекой нянек - кормилиц дети находились до трех лет. Девочки в гинекее оставались до пятнадцати лет. Под присмотром матери они заминались чтением, обучались письму, музыке, рукоделию, ткачеству. На улицу могли выходить только в сопровождении старших. Мальчики в гинекее находились до 7 лет, затем они переходили под опеку отца. Его передавали педагогу, в обязанности которого входило сопровождение ребенка в школу, на общественные церемонии, контроль за его поведением на улице, внушение основных правил этикета, главным методом воспитания была розга. Педагоги плохо говорили по-гречески, злоупотребляли вином и били своих воспитанников, все это вызывало протесты философов. Обучение мальчиков велось в частных школах. В Афинах образование состояло из трех ступеней - грамматическая, мусическая, и гимнастическая школы. Словесные науки осваивались под руководством грамматиста, который обучал чтению, давал уроки грамоты, преподавал арифметику и греческую литературу. На уроках письма использовались натертые воском, на которых ученики писали стилем. Освоив первоначальные навыки правописания, ученики переходили к письму тростниковым пером и чернилами на папирусе. В мусической школе дети переходили к изучению греческой литературы, главный акцент делался на изучение поэм Гомера. Также в мусической школе обучали музыке, уроки давали кифаристы. Под звуки лиры или кифары ученики пели хором или соло песни и гимны в честь богов. С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься гимнастикой, обучение руководили - педотрибы. Программа включала основные виды греческой атлетики - борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. Помимо этих состязаний мальчики обучались плаванию, верховой езде, кулачному бою. К восемнадцати годам образование считалось законченным. Юноша должен был уметь читать, писать, петь, танцевать, играть на лире, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, знать стихи Гомера, уметь вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноши два года юноши пребывали в эфебах, здесь их обучали военному делу. Руководили эфебами - стратеги. Непосредственно ими руководили софронисты. В свободное время эфебы изучали философию и навыки красноречия. В программу занятий входили также поэзия музыка, эфебы должны были участвовать в религиозных торжествах. После первого года службы для эфебов устраивался общенародный смотр. Они от государства щит, копье и проносили клятву на верность афинскому государству. Затем их расквартировывали по крепостям и гарнизонам. С течением времени эфебия перестает быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма она выступает уже как институт элитарный, занимающийся обучение сыновей состоятельных лиц.

Спартанская система воспитания отличалась от афинской более существенным вмешательством государства в дело образования молодого поколения. Особенностью было преобладание физического аспекта на интеллектуальным и этическим. До семи лет ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала его приучали к переменам погоды, обмывали холодной водой, одевали легко, даже в холодный период. По достижения семилетнего возраста ребенка отбирали у семьи и включали в особый отряд - илу. Мальчик занимались играми и физическими упражнениями, за проступки их наказывали магистрофы, которые были вооружены розгами. Программа занятий соответствовала возрасту и обычно включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и дротика. Кулачные бои были исключены. Мальчиков также обучали обращаться с оружием, чтению и письму. Их обязывали знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Особое внимание обращалось на выносливость. С двенадцати лет они ходили полуобнаженные и полуголодные, носили одну и ту же одежду, рассчитанную на год, спали на земле, без одеяла. пища была проста и скудна настолько, что мальчикам проходилось воровать. За ловкую кражу они получали похвалу, тех. Кто попался на краже наказывали. В качестве проверки мальчиков ежегодно секли перед алтарем Артемиды Ортии. Юношей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить пощады. Тех, кто лучше всего переносил испытание, провозглашали "победителем при алтаре". Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Юноши получали задание скрываться год, самостоятельно добывая пищу. Молодые люди принимали участие в кипритиях - нападения на рабов. Если молодой человек успешно проходил эти испытания он допускался к участию в сисситиях. С восемнадцати лет юноши несли службу в эфебии. По достижению двадцати они становились иренами и вступали в гражданское ополчение. Лишь в тридцать лет они переходили в разряд взрослых и основывали собственное хозяйство. Воспитание девушек мало чем отличалось от воспитания юношей. Наравне с ними они занимались физическими упражнениями, их обучали пению, танцам. Цель воспитания заключалась в том, чтобы подготовить физически здоровых матерей, способных родить крепких детей.


Глава II. Римский город

1.Внешний облик римского города

 

Рим, "город семи холмов и всей земли повелитель", так называет его один из поэтов конца I в. до н.э.-начала I в. н.э., расположен в области Лаций на левом берегу Тибра, в 27 км от впадения его в Тирренское море и занимает семь холмов (Капитолий, Палатин, Виминал, Квиринал, Эсквилин, Целий, Авентин) Античная традиция утверждала, что Рим основан 21 апреля 753 года до н.э.

Возникновение и развитие города протекало стихийно, поэтому застройка его носила беспорядочный характер. Со временем Рим обустроился, стал многолюдным городом, появились коммуникации. В VI в. до н.э. была возведена каменная оборонительная стена. Одному из царей - Тарквинию Древнему приписывают сооружение первого водосточного канала - Большой Клоаки, которая существует по сей день. Для римского градостроительства особенно характерна была забота о водоснабжении города. Уже в конце IV в. до н.э. был построен первый водопровод- акведук Аппия, протяженность которого составляла более 16 км. Он представлял собой крытый канал четырехугольного сечения. Там, где местность была неровной, он был поднят на искусственные каменныеподпорки - субструкции. Большое внимание уделялось и мостостроению. Вначале мосты были деревянными. Первый каменный мост был построен в 179 г. до н.э. - мост Эмилия. Мосты строились из прочных пород камня. Конструкцию моста римляне унаследовали от этрусков, но внесли целый ряд усовершенствований. Римский мост имел мощные опоры, на которые укладывались каменные или цементные блоки (толщиной до двенадцати метров) На этой основе возводились сводчатые арки из каменных блоков, которые скреплялись между собой железными скобами и места соединений заливались жидким оловом. Верхняя площадка моста имела ширину от трех до девятнадцати метров и была ограждена баллюстрадой. Для пешеходов по обеим сторонам были сделаны проходы, посередине шла дорога для колесного транспорта. Крупнейшим успехом римских мостостроителей был мост Траяна на Дунае. Его ширина достигает 19 м, длина более километра, высота около 49 м.

Центром общественной жизни в римских городах и, прежде всего, в самом Риме был форум (рыночная площадь) Действительно, первоначально форум являлся местом торговли, заключения рыночных сделок. С активизацией политической и общественной жизни изменяется и роль форума. Она становится многоаспектной. Здесь заседает сенат и проводятся выборы магистратов - должностных лиц. Отсюда провожают в последний путь тех, кто имел выдающиеся заслуги перед республикой. Здесь проводятся различные религиозные церемонии и совершаются жертвоприношения по праздникам. На форуме производят судебные разбирательства. Форум - это место свиданий и деловых встреч. Сюда собираются приятели для непринужденной болтовни, заканчивающейся иногда созданием какой-нибудь потрясающей политической новости, у которой, по меткому замечанию полководца II в. до н.э. Эмилия Павла, "никогда не бывает отца". В Риме было несколько форумов. Самый древний и главный назывался Форум романум. Он расположен вдоль Палатинского холма и одной стороной упирается в Капитолийский холм. Для ведения торговых дел в 179 г. до н.э. была выстроена базилика Эмилия - продолговатое прямоугольное здание с апсидой (полукруглая ниша, заканчивающаяся куполом) и перекрытиями, опирающимися внутри на колонны, разделявшие внутреннее пространство здания на нефы (продольные помещения) В базилике также заседали суды. На Форуме находилось здание сената - курия. На Форуме же обычно выставлялись мраморные или бронзовые плиты с вырезанными на них текстами различных постановлений должностных лиц, принятых законов, договоров с другими народами. Запись делали также на металлических или деревянных досках, обтянутых кожей. Они обычно хранились в храмах, но в 78 г. до н.э. для них было выстроено специальное помещение - табуларий - здание государственного архива. Форум служил местом выступления ораторов. Для них сооружались специальные круглые трибуны, украшенные рострами - носами неприятельских кораблей.

а) Культовые сооружения

Большую роль в ранней римской идеологии играла религия. Поэтому культовые постройки занимали особое место среди других архитектурных сооружений. Древнейшим видом культовой постройки в Риме являлся алтарь. Алтари посвящались какому-либо божеству. Местоположение их было различным - на площади, у дороги, у стены здания или храма Размеры их были невелики - не более метра высотой. Самым известным алтарем в Риме является алтарь Мира, воздвигнутый в честь Августа на Марсовом поле в 9 г. до н.э. Алтарь сооружен на высокой площадке, обнесенной стенами. Верхняя часть стен украшена барельефом, на котором изображена сцена освящения алтаря.

Другим культовым сооружением в Риме являлся храм. Храмы были, предназначены не только для отправления культа. В некоторых из них хранились государственные архивы, произведения искусства, драгоценности, казна. Храмовая архитектура римлян развивалась вначале под воздействием этрусского, а затем греческого зодчества, но в ней всегда были сильны местные италийские традиции. В частности, распространенные в Риме храмы круглой формы ведут свое происхождение от древней италийской хижины, имевшей круглую форму. После присоединения Греции римляне начали строить храмы по типу греческих. Главным культовым центром Рима являлся Капитолий. На нем возвышался храм Юпитера, который был посвящен трем богам - Юпитеру, Юноне и Минерве. Много храмов было сооружено на форумах и в других местах. В первой четверти II в. н.э. был построен Пантеон - "храм всем богам".

В Риме были созданы также специфические архитектурные сооружения для прославления побе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: