Конспект урока 8 класс
«Долг, свобода, ответственность.»
Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждения совести. А также долг – все должное, что должно исполниться человеком. Общий долг человека вмещает долг гражданина и долг семьянина.
Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга - это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать нельзя, это голос самого Бога, призывающего к исполнению заповедей.
1. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом.
2. Долг воздержания от поступков, способных разрушить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, наркотиков или вредных привычек.
3. Человек должен исполнить свою Дхарму (Закон, Долг), которые в жизни связаны с нравственными представлениями.
4. Долг сохранять чистыми семейные взаимоотношения и обязательства, заботиться о жене, детях, родителях.
5. Долг по отношению к себе, в частности, ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике.
Работа с притчей.
Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.
- Помоги мне, уважаемый, не знаю, как поступить.
Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили. Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!
Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?
Мудрец покачал головой.
- Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто. Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?
Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой. Так чем же ты теперь собираешься им отплатить?
|
Свобода является тем свойством личности, которое предусматривает осуществление своих планов и желаний, возможность действовать по собственной воле и выбирать свой жизненный путь.
Свобода предполагает большую ответственность за свои дела. Нужно помнить, что ответственность должна быть осознанной. Результат, который получает человек в ходе своих поступков и действий, и есть их следствие. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.
Свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
- Христианство, ислам и иудаизм говорят том, что человек внутренне свободен. Конечно, на него влияют самые разные внешние обстоятельства: окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование и т.д. Но всё-таки в конечном итоге человек сам имеет возможность выбирать тот или иной путь, только он решает, поверит он Богу или нет.
- При этом в душе человека есть помощник, которого верующие считают своего рода голосом Бога. Этот голос может быть тихим, мы можем его не слушать, но он всегда с нами, это голос совести. Очень важно научиться слышать голос совести и слушать его. Это одна из наших обязанностей.
|
Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью.
Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, Иисус Христос искупил первородный грех и создал условия для спасения человека.
Совесть - это голос Бога, внутренний закон, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков.
Свобода мысли обеспечивает свободу религии и убеждений, поскольку религия и убеждения являются вопросами совести и на них нельзя влиять силой или принуждением.
Человек наделен разумом и правом выбора, но и ответственен за свои поступки.
- Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.
-Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
Ответственность, каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться от неё
|
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
Ответственность за себя, за свой народ, за свою землю является прямой обязанностью, за которую он (человек) будет нести перед своей соестью.
Ответственность – чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного выполнения.
Домашнее задание
1.Как вы поняли основную мысль этой притче? О чем она? О каком долге в ней говорится (написать ответ)
2. Как вы думаете, можно ли утверждать, что совесть «руководит» ответственностью человека?
3. «Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе и к отношениям в семье».
4. За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Написать эссе « Каждая личность – это «светильник в самом себе», который стремится спасти самого себя самостоятельно».
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный).
- Давайте еще раз посмотрим на таблицу, которая у нас получилась, и постараемся ответить на следующие вопросы.
- Легко ли быть свободным? (Ответы детей)
- Почему нужно поступать ответственно? (Ответы детей)
- Какую строчку выбрали бы вы, говоря о своей ответственности и почему?
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
- Как вы думаете, у всех ли людей есть долг? А у вас какой долг? (Ответы детей)
- Что мы можем сказать о человеке на земле, используя понятия, рассмотренные сегодня на уроке? (Человек внутренне свободен, но у него есть обязанности, ответственность и долг. Труд – основной долг.)
- Что самое интересное вам запомнилось из материалов урока? О чем вы расскажете родителям?
Задание на дом: Предлагается детям выбрать и выполнить одно из заданий:
- Вспомнить произведения детской литературы, где говорится об ответственности, и подготовить аннотацию (краткий пересказ).
- Подобрать три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объяснить значение этих пословиц.
Приложение № 1. Таблица «Долг, свобода, ответственность и труд в мировых религиях»
Свобода
Долг
Ответственность