Домашнее задание
Задание 1. Заполните таблицу «Функциональные изменения в организме (в системах и органах) в пожилом и старшем возрасте».
Функциональные изменения в | |||
сердечно-сосудистой системе | дыхательной системе | мышечной системе | нервной системе |
Постепенно уменьшаются размеры сердца | Ухудшение эластичности легочной ткани | Ухудшение эластических свойств мышц и связок | затрудненное образовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности. |
Снижается сила сердечных сокращений | Ослаблением дыхательных мышц | уменьшении величины проявляемой силы | ухудшение работоспособности и отдельных физических качеств. |
Уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. | Ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение легочной вентиляции. | замедленный переход мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот | Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда |
Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба) | Максимальное потребление кислорода после 25-30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет. | уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми) |
Задание 2. Перечислите основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте:
1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;
2 не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.
Задание 3. Перечислите основные методические правила, которых необходимо придерживаться при проведении физкультурных занятий с лицами пожилого и старшего возраста:
1 Применяемые физические упражнения должны быть строго дозированными по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений.
2) Упражнения с силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следует чередовать с упражнениями на расслабление.
3) После каждой группы из 3-4 упражнений общеразвиваю-щего характера необходимо выполнять дыхательные упражнения.
4) Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для нижних конечностей или для туловища, упражнения для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разгибателей.
5) У нетренированных людей в начале занятий физическими упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с частотой пу. ьса в состоянии покоя.
6) Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100-120 уд./мин
7) Во время занятий физическими упражнениями сердце должно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле ЧСС = 190 - возраст (лет)
Задание 4. Заполните таблицу «Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня физической подготовленности людей пожилого и старшего возраста» (на основании результатов выполнения установленных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне»)
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Мужчины | Женщины | ||||||||
55 – 59 лет | 60-69 лет | 70 лет и старше | 55 – 59 лет | 60-69 лет | 70 лет и старше | ||||||
1. | Бег на 2 км (мин., с) | 13.00 | - | 19.00 | - | ||||||
Или на 3 км | Без учета времени | - | Без учета времени | - | |||||||
. Смешанное передвижение (км) | - | - | |||||||||
или скандинавская ходьба (км) | - | - | |||||||||
2. | Подтягивание из виса на высокой перекладине(кол-во раз) | - | - | - | - | - | |||||
Или рывок гири 16 кг(кол-во раз) | - | - | - | - | - | ||||||
Или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине(кол-во раз) | - | - | - | - | - | ||||||
Или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу(кол-во раз) | - | - | - | - | |||||||
Сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью (кол-во раз) | - | - | - | - | |||||||
Сгибание и разгибание рук в упоре о сиденье стула (кол-во раз) | - | - | - | - | |||||||
3. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пальцами рук | Достать пальцами голеностопные суставы | Достать пальцами голеностопные суставы | Касание пальцами рук | Достать пальцами голеностопные суставы | Достать пальцами голеностопные суставы | ||||
4. | Поднимание туловища из положения лежа на спине(кол-во раз) | 20 за 1 мин | Без учета времени 20 | 15 Без учета времени | 12 за 1 мин | Без учета времени 15 | 10 Без учета времени | ||||
Испытания (тесты) по выбору | |||||||||||
5. | Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.) | - | - | - | 25.00 | - | - | ||||
или на 5 км (мин., сек.) | 38.00 | - | - | - | - | - | |||||
или кросс по пересеченной местности на 2 км * | - | - | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | - | |||||
или кросс по пересеченной местности на 1 км * | - | - | Без учета времени | - | - | Без учета времени | |||||
или кросс по пересеченной местности на 3 км * | Без учета времени | Без учета времени | - | - | - | - | |||||
Передвижение на лыжах (км) | |||||||||||
6. | Плавание без учета времени (м) | ||||||||||
7. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | ||||||||||
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) | |||||||||||
8. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | В соответствии с возрастными требованиями | В соответствии с возрастными требованиями | ||||||||
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе | |||||||||||
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса | |||||||||||