Общее языкознание. Практическое занятие №1




Общее языкознание

Практическое занятие №1

Введение в дисциплину

1. Цель и задачи курса «Общего языкознания» в отличие от других лингвистических дисциплин.

2. Каковы для содержательных комплекса курса «Общего языкознания»? Их характеристика.

3. Важнейшие черты языкознания современности.

4. Место «Истории языкознания» среди других дисциплин лингвистики. Основные понятия «Истории языкознания». Этапы «Истории языкознания».

Литература:

1. Все доступные учебники и учебные пособия по курсам «Общее языкознание» и «История языкознания» (см. список литературы), вводные разделы.

 

Практическое занятие №2

Тема: Филология древности языкознание 18 века.

1. Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини.

2. Языкознание в древней Греции. Древнегреческие филологи о природе названий.

3. Проблема соотношения логики и грамматики в трудах Аристотеля, его учение о частях речи.

4. Александрийская школа, ее крупнейшие представители. Римская грамматика М.Варрона «Латинский язык».

5. Основные характерные черты языкознания Средних веков. Арабистика в Средневековье. Применение арабской письменности.

6. Причины возникновения философской грамматики. «Грамматика Пор-Рояля» и ее русский аналог.

7. Нормативные грамматики и словари. «Российская грамматика» М.В.Ломоносова и «Словарь Академии Российской».

Литература:

Соответствующие теме разделы всех доступных учебников и учебных пособий по курсам «История языкознания» и «Общее языкознание».

Практическое занятие №3

Сравнительное языкознание 19 века

1. Возникновение компаративистики. Ф.Бопп, его заслуги в формировании сравнительно-исторического языкознания.

2. А.Шлейхер, его теория родословного древа индоевропейских языков, учение о реконструкции, о языковых типах.

3. Яков Гримм как основоположник исторической грамматики.

4. Р.Раск и его взгляд на развитие германистики.

5. Возникновение славистики. Деятельность А.Х.Востокова.

6. Развитие компаративистики во 2 половине 19 века: Миклошич, Бругман и Дельбрюк, Ф.де Сосюр. Понятие о геолингвистике.

 

Литература:

1. Березин Ф.М. история лингвистических учений.-М., 1975. с.31-42

2. Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях.М.,1964, Ч.1

3. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С.20-25, 29-37.

4. Кондряшов Н.А. История лингвистических учений. М., 1974. С.22-26

5. Лингвистический энциклопедический словарь. (ЛЭС).М: Советская энциклопедия, 1990.

6. Русский язык: Энциклопедия (РЯЭ). М., 1979.С. 47-48

 


Практическое занятие №4

Тема: Вильгельм фон Гумбольдт—основоположник общего языкознания

1. В.Гумбольдт—философ, государственный деятель, один из основателей Берлинского университета.

2. В.Гумбольдт—реформатор образования.

3. В.Гумбольдт—лингвист(типолог).

4. I формула В.Гумбольдта: «Язык есть духовный процесс». II формула В.Гумбольдта: «Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык».

5. III формула В.Гумбольдта: «Язык является формой и ничем больше, кроме формы».

6. Неогумбольдтианство.

 

Литература:

1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики.—М., 1975. С. 257-414.

2. Березин Ф.М. История лингвистических учений.—М., 1975.Гл.4. С.43-63.

3. Кодухов В.И. Общее языкознание.—М., 1974. Гл.2. §5. С.25-29.

4. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений.—М., 1974. Гл.5, §§ 27-29.

5. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие.—М.,: Флинта: Наука, 2004. С.34-40.

6. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.—М.: Прогресс, 1984. С.5-33.

Практическое занятие №5

Логическое и психологическое направление в языкознании

Второй половины XIX в.

1. Ф.И. Буслаев как основоположник сравнительного исторического анализа текстов и автор «Исторической грамматики русского языка» К.Беккер и его грамматика «Организм языка».

2. О соотношении всеобщей рациональной грамматики в 17 в., логицизм 18 в., логико-грамматического направления в русском языкознании 19 в.

3. Психологическое направление в лингвистике 19 в. А.А.Потебня и философские основы его лингвистической концепции («Мысль и язык»).

4. Работа А.А.Потебни «Из записок по русской грамматике» как фундамент исторической грамматики русского языка.

5. Учение А.А.Потебни о внутренней форме; теория словесности А.А. Потебни.

6. Итоги научного творчества А.А. Потебни как достояние лингвистики.

7. Младограмматизм (Лейпцигская лингвистическая школа).

Литература:

1. Березин Ф.М. История лингвистич.учений.—М., 1975. С.76-99, 109-129.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание.—М., 1974. С.37-56.

 

3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика.—М., 2000. С.160-164.

4. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С.13-18.

5. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка.—М.: Флинта: Наука, 2004. С.47-57.

 

 

Практическое занятие №6

Русские лингвистические школы

1. Харьковская лингвистическая школа, ее место в истории языкознания. Лингвистическая концепция А.А. Потебни (рефераты).

2. Казанская лингвистическая школа, ее основатель И.А. Будуэн де Куртене и крупнейшие представители. Н.В. Крушевский и В.А. Богородецкий (рефераты). Основные положения Казанской лингвистической школы (рефераты).

3. Московская лингвистическая школа, ее основатель Ф.Ф. Фортунатов и крупнейшие представители—А.А Шахматов и А.М. Пешковский (рефераты). Основные положения Московской лингвистической школы (рефераты).

Литература

1. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.,1975. Гл. 6,9,10. С. 76-99,129-178.

2. Березин Ф.М. Русское языкознание конца19-начала 20вв. М., 1976.

3. Березин Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1977.

4. Виноградов В.В. история русских лингвистических учений. М., 1978. С.91-104.

5. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. С. 41-78.

6. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж. Изд-во Воронежского ун-та. 1987. С.13-16,18-20.

7. Хроленко А.Т., Бондалетов. Теория языка. М:Флинта:Наука. 2004. С.47-49,59-65.

8. Франчук В.Ю. Олесандр Опанасович Потебня. Київ, 1975.

Практическое занятие № 7

1. Язык как специфическая система знаков.

2. Типы знаков и единицы языка.

3. Признаки, позволяющие систематизировать знаковые системы.

4. Специфические признаки естественных языков.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1974.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. Гл. 7. С.123-133.

3. Общее языкознание/ Под ред. А.Е. Супруна. М., 1983. С.122-140, с.154-176.

4. Общее языкознание. Форма существования, функции, история языка.—М., 1979. Гл.2.

5. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж. Изд-во Воронежского ун-та. 1987. С.60-76.

6. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: «Высшая школа», 1990. С.24-47.

7. Савенко А.Н., Йоффе В.В. Общее языкознание. Изд-во Ростовского ун-та, 1985. С.30-42.

8. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. Л/н. Изд-во БГУ, 1978. С.24-47.

9. Хроленко А.Т., Бондалетов. Теория языка. М:Флинта:Наука. 2004. С.171-180.

 

Практическое занятие №8

Язык как система

1. Общие свойства языка как система.

2. Внешняя и внутренняя система языка.

3. Части речи и их место в системе ярусов языка.

4. Парадигматика и синтагматика как способ организации и функционирования языка.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979. Гл. 5,8,10.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974. Гл.8,с.133-152.

3. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж. Изд-во Воронежского ун-та, 1987. С.77-111.

4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: «Высшая школа», 1990. С.150-174.

5. Савенко А.Н., Йоффе В.В. Общее языкознание. Изд-во Ростовского ун-та, 1985. С.82-93.

6. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. Л/н. Изд-во БГУ, 1978. С.47-72.

7. Хроленко А.Т., Бондалетов. Теория языка. М:Флинта:Наука. 2004. С.330-357

 

Темы для самостоятельной работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: