Общие методические указания для выполнения контрольной работы





Введение

Целью контрольной работы является проверка степени изучения студентом теоретического материала по учебной дисциплине, а также формирование навыков самостоятельной работы для выполнения письменных заданий.

Основные задачи контрольной работы:

- углубление знаний студентов в сфере профессионально-педагогической деятельности и дизайна;

- приобретение навыков в работе с научной, учебной и методической литературой;

- выработка умений в использовании полученных знаний и приобретенных навыков для выполнения поставленных практических задач;

- формирование профессионально значимых качеств педагога профессионального обучения.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, научной и учебной литературе, анализ и систематизацию полученной информации с последующим ее логически последовательным и содержательно полным письменным изложением.

 

Основные требования к содержанию контрольной работы

Контрольная работа представляет собой зафиксированные на бумажном носителе позиции, взгляды студента на состояние и перспективы развития конкретных проблем, оговоренных вариантом задания, в сферах педагогики, образовательной деятельности и дизайна, и включает в себя два теоретических вопроса по указанной проблематике, на которые необходимо дать содержательно точный и полный ответ.

Структура контрольной работы включает в себя:

- титульный лист;

- задание на контрольную работу;

- основную часть с изложением требуемого материала;

- список используемой литературы.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 20 страниц печатного текста формата А-4 (кегль 14, интервал 1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.,).

Номер варианта контрольной работы соответствует порядковому номеру студента в экзаменационной ведомости. Если порядковый номер превышает число 25, то номер варианта контрольной работы определяется как разница между порядковым номером студента и числом 25.

Образец оформления титульного листа приведен в Приложении.

 

Общие методические указания для выполнения контрольной работы

Каждый вариант задания контрольной работы состоит из двух вопросов, объединенных собственно идеей специальности 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)», а именно: подготовка и последующая успешная адаптация студентов в системе профессионально педагогического образования в области дизайна.

Освещение первого вопроса опирается на текущий учебный материал дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность», усвоение которого позволит студенту, в частности:

- уяснить специфику специальности;

- составить представление о структуре и содержании профессионально-педагогической деятельности;

- полнее ознакомиться с требованиями деятельности к личности педагога профессионального обучения;

- быть в курсе нормативно-правовых основ образовательного процесса;

- иметь представление о технологиях реализации профессиональных образовательных программ.

Тематика вопросов, сформулированных в задании к контрольной работе (блок «Педагогика»), соответствует содержанию учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность», изложенному в соответствующей рабочей программе, и по этой причине не представляет особых трудностей для студентов в процессе их освещения и изложения.

Второй вопрос контрольной работы посвящен дизайну как виду проектно-художественной деятельности, специфика которого связана с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организации жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах.

Дизайн – один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.

История дизайна многогранна. Она включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы, маркетинга, функционального анализа и эргономики. История эта имеет свои внутренние жанры, сферы внедрения. С полным основанием говорят об истории графического дизайна и рекламы, особняком стоит история интерьера, точно также упоминают историю посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. И все это в историческом аспекте и в рамках национальных культур и экономик.

Как всякая деятельность дизайн находится в непрерывном движении, развитии. И вот уже говорят об инженерном дизайне, дизайне кондитерских изделий, ТВ-дизайне, дизайн образовании. Этот ряд понятий можно продолжить.

Перечисленные проблемы – предмет второй части контрольной работы. Данные вопросы (блок «Дизайн») не входит в содержание учебной дисциплины «Ведение в профессионально-педагогическую специальность». Обращение к ним – это работа на перспективу, расширение кругозора, предварительное знакомство с проблемами, составляющими содержание последующих дисциплин учебного плана выбранной специальности.

Обратившись к рекомендуемой литературе, другим источникам информации, студенты самостоятельно изучают материал по конкретной тематике, выделяют, на их взгляд, главные, ключевые моменты и содержательно точно и полно излагают полученную и соответствующим образом обработанную информацию на страницах контрольной работы.

Завершает контрольную работу список литературы, используемой студентом при ее написании.

 

3. Вопросы к вариантам задания контрольной работы

Блок «Педагогика»

1. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.

2. Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога.

3. Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание.

4. Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения.

5. Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура.

6. Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики.

7. Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.

8. Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.

9. Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.

10. Профессиональная педагогика: задачи, структура. Основные категории профессиональной педагогики.

11. Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.

12. Модели образования. Виды и уровни образования.

13. Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт и учебный план образовательного учреждения.

14. Становление и развитие профессионального образования в России и за рубежом. Современное состояние профессионального образования за рубежом.

15. Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.

16. Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.

17. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.

18. Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.

19. Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.

20. Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

21. Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.

22. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.

23. Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.

24. Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.

25. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.

Блок «Дизайн»

1. Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.

2. Материальная культура Древнего Египта.

3. Ремесло в эпоху Средневековья.

4. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

5. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.

6. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
Х-ХVIII вв.

7. Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.

8. Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.

9. Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.

10. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

11. Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв.

12. Теория и практика в творчестве У. Морриса.

13. Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

14. Немецкий Веркбунд.

15. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.

16. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна.

17. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

18. Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна.

19. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.

20. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.

21. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

22. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.

23. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

24. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.

25. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.


Список рекомендуемой литературы

Основная литература.

1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория [Текст]: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Ковешникова. М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.

2. Лаврентьев А.Н. История дизайна [Текст]: учеб.пособие/ А.Н.Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2008. - 303 с.

3. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.-368 с.

 

Дополнительная литература.

1. Михайлов С.М. История дизайна [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 2-х т. /С.М.Михайлов.–2-е изд., мспр. И доп. –М.: Союз дизайнеров России, 2002.–Т.1. –270с.

2. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская –Екатеринбург,РГППУ, 2004.–238с.

3.КубрушкоВ.П. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст]: учеб.пособие / В.П.Кубрушко.–М.: Высш.шк.,2001.

4. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А.Сластенин и др.– М.: «Академия», 2002.

5. Булатова О.С. Педагогический артистизм. [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.С.Булатова.– М.: «Академия», 2001.


ПРИЛОЖЕНИЕ





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!