Введение
Целью контрольной работы является проверка степени изучения студентом теоретического материала по учебной дисциплине, а также формирование навыков самостоятельной работы для выполнения письменных заданий.
Основные задачи контрольной работы:
- углубление знаний студентов в сфере профессионально-педагогической деятельности и дизайна;
- приобретение навыков в работе с научной, учебной и методической литературой;
- выработка умений в использовании полученных знаний и приобретенных навыков для выполнения поставленных практических задач;
- формирование профессионально значимых качеств педагога профессионального обучения.
Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, научной и учебной литературе, анализ и систематизацию полученной информации с последующим ее логически последовательным и содержательно полным письменным изложением.
Основные требования к содержанию контрольной работы
Контрольная работа представляет собой зафиксированные на бумажном носителе позиции, взгляды студента на состояние и перспективы развития конкретных проблем, оговоренных вариантом задания, в сферах педагогики, образовательной деятельности и дизайна, и включает в себя два теоретических вопроса по указанной проблематике, на которые необходимо дать содержательно точный и полный ответ.
Структура контрольной работы включает в себя:
- титульный лист;
- задание на контрольную работу;
- основную часть с изложением требуемого материала;
- список используемой литературы.
Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 20 страниц печатного текста формата А-4 (кегль 14, интервал 1,5, поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.,).
Номер варианта контрольной работы соответствует порядковому номеру студента в экзаменационной ведомости. Если порядковый номер превышает число 25, то номер варианта контрольной работы определяется как разница между порядковым номером студента и числом 25.
Образец оформления титульного листа приведен в Приложении.
Общие методические указания для выполнения контрольной работы
Каждый вариант задания контрольной работы состоит из двух вопросов, объединенных собственно идеей специальности 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)», а именно: подготовка и последующая успешная адаптация студентов в системе профессионально педагогического образования в области дизайна.
Освещение первого вопроса опирается на текущий учебный материал дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность», усвоение которого позволит студенту, в частности:
- уяснить специфику специальности;
- составить представление о структуре и содержании профессионально-педагогической деятельности;
- полнее ознакомиться с требованиями деятельности к личности педагога профессионального обучения;
- быть в курсе нормативно-правовых основ образовательного процесса;
- иметь представление о технологиях реализации профессиональных образовательных программ.
Тематика вопросов, сформулированных в задании к контрольной работе (блок «Педагогика»), соответствует содержанию учебной дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую специальность», изложенному в соответствующей рабочей программе, и по этой причине не представляет особых трудностей для студентов в процессе их освещения и изложения.
Второй вопрос контрольной работы посвящен дизайну как виду проектно-художественной деятельности, специфика которого связана с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организации жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах.
Дизайн – один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже XIX и XX веков, когда после триумфального шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формообразования массовых индустриальных изделий. Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство, не побоявшиеся заняться новым и незнакомым для себя делом, еще не сформировавшимся, но привлекательным своей необычностью и новизной.
История дизайна многогранна. Она включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы, маркетинга, функционального анализа и эргономики. История эта имеет свои внутренние жанры, сферы внедрения. С полным основанием говорят об истории графического дизайна и рекламы, особняком стоит история интерьера, точно также упоминают историю посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. И все это в историческом аспекте и в рамках национальных культур и экономик.
Как всякая деятельность дизайн находится в непрерывном движении, развитии. И вот уже говорят об инженерном дизайне, дизайне кондитерских изделий, ТВ-дизайне, дизайн образовании. Этот ряд понятий можно продолжить.
Перечисленные проблемы – предмет второй части контрольной работы. Данные вопросы (блок «Дизайн») не входит в содержание учебной дисциплины «Ведение в профессионально-педагогическую специальность». Обращение к ним – это работа на перспективу, расширение кругозора, предварительное знакомство с проблемами, составляющими содержание последующих дисциплин учебного плана выбранной специальности.
Обратившись к рекомендуемой литературе, другим источникам информации, студенты самостоятельно изучают материал по конкретной тематике, выделяют, на их взгляд, главные, ключевые моменты и содержательно точно и полно излагают полученную и соответствующим образом обработанную информацию на страницах контрольной работы.
Завершает контрольную работу список литературы, используемой студентом при ее написании.
3. Вопросы к вариантам задания контрольной работы
Блок «Педагогика»
1. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.
2. Личность педагога профессионального обучения: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества педагога.
3. Подготовка педагогов профессионального обучения. Системы СПО и ВПО. Образовательная программа: сущность и содержание.
4. Сущность и формы профессионализации деятельности и личности педагога профессионального обучения.
5. Профессиональная культура педагога профессионального обучения: сущность и структура.
6. Педагогика как наука об образования человека. Основные категории педагогики.
7. Методология педагогики и методика педагогических исследований: сущность, уровни, структура, условия построения.
8. Педагогический процесс: сущность, структура, условия построения.
9. Педагогические инновации: сущность, классификация, технологии осуществления инновационных процессов в педагогике.
10. Профессиональная педагогика: задачи, структура. Основные категории профессиональной педагогики.
11. Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования.
12. Модели образования. Виды и уровни образования.
13. Нормативно-правовые основы образования. Государственный образовательный стандарт и учебный план образовательного учреждения.
14. Становление и развитие профессионального образования в России и за рубежом. Современное состояние профессионального образования за рубежом.
15. Система профессиональной подготовки кадров в РФ. Современные требования к профессионалу.
16. Педагогическое проектирование: сущность и функции. Технология педагогического проектирования.
17. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении.
18. Содержание профессионального образования: сущность, структура и формы проектирования.
19. Методы профессионального обучения: классификация, характеристика, проектирование.
20. Организационные формы профессионального обучения: классификация форм и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.
21. Технология обучения. Сущность, функции и структурные компоненты педагогических технологий. Модульное обучение в профессиональной школе.
22. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Дистанционное обучение.
23. Воспитательная работа в профессиональном учебном заведении. Современные концепции и подходы к воспитанию.
24. Управление профессиональным образованием: сущность, функции и принципы управления, система управления профессиональными учебными заведениями.
25. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов.
Блок «Дизайн»
1. Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.
2. Материальная культура Древнего Египта.
3. Ремесло в эпоху Средневековья.
4. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.
5. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.
6. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
Х-ХVIII вв.
7. Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного производства.
8. Начало технической революции. Зарождение промышленного производства и проблемы формообразования.
9. Первые российские промышленные выставки. Участие России в международных промышленных выставках.
10. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
11. Проблемы формообразования в предметно-пространственной среде на рубеже ХIХ-ХХ вв.
12. Теория и практика в творчестве У. Морриса.
13. Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX в.
14. Немецкий Веркбунд.
15. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной продукции.
16. Создание ВХУТЕМАСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг. Пионеры советского дизайна.
17. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.
18. Основные принципы коммерческого дизайна. Р. Лоуи – пионер коммерческого дизайна.
19. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой войны.
20. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой войны.
21. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.
22. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой войны.
23. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
24. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.
25. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература.
1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория [Текст]: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Ковешникова. М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.
2. Лаврентьев А.Н. История дизайна [Текст]: учеб.пособие/ А.Н.Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2008. - 303 с.
3. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.-368 с.
Дополнительная литература.
1. Михайлов С.М. История дизайна [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 2-х т. /С.М.Михайлов.–2-е изд., мспр. И доп. –М.: Союз дизайнеров России, 2002.–Т.1. –270с.
2. Ткаченко Е.В. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская –Екатеринбург,РГППУ, 2004.–238с.
3. КубрушкоВ.П. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст]: учеб.пособие / В.П.Кубрушко.–М.: Высш.шк.,2001.
4. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А.Сластенин и др.– М.: «Академия», 2002.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм. [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.С.Булатова.– М.: «Академия», 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ