Фрагмент урока по методике преподавания математики. Кирпичёва Е.А., группа ЗНО-117.




УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 2 (1 ч.), стр.53 №11

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поисковом» характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

Задача М2Мч1 с53 №11:

 

 

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

В кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока?

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение остатка.

Всего 15 стаканов молока, за обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько стаканов молока осталось?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание Оформление
Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   Маша и Катя пошли в лес за ягодами. Маша собрала 1корзинку ягод, а Катя 2 корзинки ягод. Сколько всего корзинок с ягодами собрали девочки? -Сколько корзинок с ягодами собрала Маша? (1) -Сколько корзинок с ягодами собрала Катя? (2) -Чтобы узнать сколько всего корзинок с ягодами собрали девочки какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 1+2=3(к.)-всего собрали девочки. -Мы ответили на вопрос задачи?(да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: В магазине было 7 кукол. Продали 3 куклы. Сколько кукол осталось в магазине? -Сколько было кукол в магазине? (7) -Что еще сказано в условии?(Продали 3 куклы) -Что нужно найти?(Сколько кукол осталось в магазине?) Составим схему:   7к.   3к.?     Схему рисуем на доске
  - Давайте решим эту задачу. - Сколько кукол было в магазине? (7) - А сколько кукол продали? (3) - Как найти сколько кукол осталось в магазине? (Нужно из количества сколько было в магазине вычесть количество сколько купили) - Какое выражение получим? 7-3=4 (к.) - осталось в магазине. - Какой будет ответ? (В магазине осталось 4 куклы). - Верно! - Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу: У Димы 4 синих машинки, а у Леши 3 красных. -Можно ли этот текст назвать задачей?(нет) -Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос) -Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько всего машинок было у Димы и Леши) -Составим схему к задаче:   Д. ? м. Л.   -Молодцы. Давайте решим эту задачу. -Сколько машинок было у Димы? (4) -А сколько машинок было у Леши? (3) -Как найти сколько всего было машинок у Димы и Леши? (Нужно сложить количество машинок Димы и количество машинок Леши) -Какое выражение получим? 4+3=7(м.)-всего было машинок. -Какой будет ответ?(Всего у Димы и Леши было 7 машинок). -Верно!      
  1. Решение задачи:
● Чтение и осознание текста задачи. ● Выделение структурных компонентов задачи. ● Построение модели задачи. Задачи:
  • Формировать
умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
-Ребята, откройте учебник на странице 53 и прочитайте «про себя» задачу под № 11. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О том, что в кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока. Дети выпили за обедом 5 стаканов молока) -Что мы знаем про кувшин? (В кувшине 7 стаканов молока) -Что мы знаем про банку? (В банке 8 стаканов молока) - Сколько стаканов молока выпили дети за обедом? (5) -Что нам нужно узнать? (Сколько всего стаканов молока осталось?) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько всего стаканов молока в кувшине и банке?) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно посмотреть на схему.   7ст. 8ст. 5ст.? -! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (В кувшине 7 стаканов молока, в банке 8 стаканов молока. Дети за обедом выпили 5 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока осталось?)   Схемы на доске.  
  1. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
  • Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;
-Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения.   - Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего стаканов молока осталось?) -Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество стаканов молока в кувшине и банке всего) -Что еще мы уже знаем? (Количество стаканов молока, которые дети выпили за обедом) -Сколько стаканов молока осталось? Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»:  
               
       
 


+

                   
   
 
     
 
     
 

 


-

           
 
   
     
 
 

 

 


Составим план решения задачи:

-Сначала узнаем сколько всего стаканов молока в кувшине и банке..

Что для этого нужно сделать?(Для этого нужно к количеству стаканов молока в кувшине прибавить количество стаканов молока в банке)

-Когда это число будет известно,найдем сколько стаканов молока осталось.

Что для этого нужно сделать? (Нужно из общего количества стаканов молока вычесть сколько стаканов молока дети выпили за обедом)

  На доске «Дерево рассуждений»
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 7+8=15 -15 чего? (стаканов молока) 1) 7+8=15 (ст.)- Количество стаканов молока всего в кувшине и банке. -Что мы нашли в первом действии? (Сколько всего стаканов молока в кувшине и банке) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 15-5=10(ст.)- осталось -Чему равно? (10) -Что мы нашли во втором действии? (сколько стаканов молока осталось) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (7+8)-5 Б) (7-5)+8 В) 7+(8-5) Запишите верное выражение в тетрадь: (7+8)-5=10 (ст.)- Всего стаканов молока осталось   На доске выполняется решение учеником
4Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:   ? 7?   5 10 -По схеме составьте текст обратной задачи: «После того как дети выпили 5 стаканов молока, у них осталось 10 стаканов. Сколько стаканов молока всего в кувшине и банке?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что после того как дети выпили 5 стаканов молока, осталось 10 стаканов) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что в кувшине 7 стаканов молока) -Что нам нужно узнать? (Сколько стаканов молока всего в кувшине и банке) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Да). (Нужно к количеству стаканов молока которые остались прибавить количество стаканов молока которые дети выпили после обеда) -Что мы можем найти, зная общее количество стаканов молока в кувшине и банке? (Количество стаканов молока в банке) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений    
               
       
 


+

                               
   
     
 
 
 
       
     
 
 

 

 


-

                       
       
 
 
     

 


 

    Схема на доске     На доске «Дерево рассуждений»  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: