УМК «Школа России», М.И. Моро
Класс: 2 (1 ч.), стр.53 №11
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поисковом» характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Задачи:
1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Оборудование: презентация
Задача М2Мч1 с53 №11:
Тип задачи: Нетиповая.
1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.
В кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока?
2 вид простой задачи: Задачи на нахождение остатка.
Всего 15 стаканов молока, за обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько стаканов молока осталось?
Ход урока:
Этап урока | Содержание | Оформление |
Подготовительный этап (Отработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. | -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:
Маша и Катя пошли в лес за ягодами. Маша собрала 1корзинку ягод, а Катя 2 корзинки ягод. Сколько всего корзинок с ягодами собрали девочки?
-Сколько корзинок с ягодами собрала Маша? (1)
-Сколько корзинок с ягодами собрала Катя? (2)
-Чтобы узнать сколько всего корзинок с ягодами собрали девочки какое действие нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
1+2=3(к.)-всего собрали девочки.
-Мы ответили на вопрос задачи?(да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Схему рисуем на доске |
- Давайте решим эту задачу.
- Сколько кукол было в магазине? (7)
- А сколько кукол продали? (3)
- Как найти сколько кукол осталось в магазине?
(Нужно из количества сколько было в магазине вычесть количество сколько купили)
- Какое выражение получим?
7-3=4 (к.) - осталось в магазине.
- Какой будет ответ? (В магазине осталось 4 куклы).
- Верно!
- Молодцы!
-Прочитаем внимательно следующую задачу:
У Димы 4 синих машинки, а у Леши 3 красных.
-Можно ли этот текст назвать задачей?(нет)
-Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос)
-Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько всего машинок было у Димы и Леши)
-Составим схему к задаче:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
| -Ребята, откройте учебник на странице 53 и прочитайте «про себя» задачу под № 11.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О том, что в кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов молока. Дети выпили за обедом 5 стаканов молока)
-Что мы знаем про кувшин? (В кувшине 7 стаканов молока)
-Что мы знаем про банку? (В банке 8 стаканов молока)
- Сколько стаканов молока выпили дети за обедом? (5)
-Что нам нужно узнать? (Сколько всего стаканов молока осталось?)
-Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько всего стаканов молока в кувшине и банке?)
-Верно!
Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно посмотреть на схему.
7ст. 8ст.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Схемы на доске. |
| -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи)
-Для начала составим план решения.
- Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего стаканов молока осталось?)
-Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество стаканов молока в кувшине и банке всего)
-Что еще мы уже знаем? (Количество стаканов молока, которые дети выпили за обедом)
-Сколько стаканов молока осталось?
Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько всего стаканов молока в кувшине и банке.. Что для этого нужно сделать?(Для этого нужно к количеству стаканов молока в кувшине прибавить количество стаканов молока в банке) -Когда это число будет известно,найдем сколько стаканов молока осталось. Что для этого нужно сделать? (Нужно из общего количества стаканов молока вычесть сколько стаканов молока дети выпили за обедом) | На доске «Дерево рассуждений» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. | -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 7+8=15 -15 чего? (стаканов молока) 1) 7+8=15 (ст.)- Количество стаканов молока всего в кувшине и банке. -Что мы нашли в первом действии? (Сколько всего стаканов молока в кувшине и банке) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 15-5=10(ст.)- осталось -Чему равно? (10) -Что мы нашли во втором действии? (сколько стаканов молока осталось) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (7+8)-5 Б) (7-5)+8 В) 7+(8-5) Запишите верное выражение в тетрадь: (7+8)-5=10 (ст.)- Всего стаканов молока осталось | На доске выполняется решение учеником | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. | -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
+
-
| Схема на доске На доске «Дерево рассуждений» |