Общество с ограниченной ответственностью «Амин» является коммерческой организацией, учрежденной в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и уставом (см. приложение 1).
Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли путем удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в работах, услугах и товарах.
Основными видами деятельности общества являются:
· торгово-закупочная деятельность;
· коммерческо-посредническая деятельность;
· розничная торговля;
· открытие и эксплуатация рынков.
ООО «Амин» владеет сетью продовольственных магазинов «шаговой доступности», расположенных в различных районах г. Хабаровска.
Структура управления ООО «Амин» линейно-функциональная. Возглавляет ее генеральный директор, который берет на себя всю полноту власти. Генеральному директору при разработке вопросов, подготовке решений, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных руководителей.
К среднему уровню управления относятся все заместители генерального директора, каждый из которых отвечает за свою функциональную работу.
Применяемая структура управления имеет некоторые преимущества в управлении:
- генеральный директор освобождается от глубокого анализа проблемы;
- более глубокая разработка решений в связи со специализацией работников.
В линейно-функциональной структуре имеются существенные недостатки, такие как отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне и недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации.
Рассмотрим организацию бухгалтерской службы предприятия ООО «Амид».
|
В бухгалтерии предприятия работают три человека. Возглавляет бухгалтерскую службу главный бухгалтер (рис. 2).
Рис. 2. Схема организационной структуры бухгалтерской службы ООО «Амин»
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии со ст.7 Закона «О бухгалтерском учете», подчиняется непосредственно генеральному директору организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В обязанности бухгалтеров каждого участка бухгалтерского учета организации входит:
-ведение бухгалтерского учета в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и инструктивными документами;
-контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с утверждаемыми планами и графиками;
-проведение инвентаризации имущественно-материальных ценностей;
-своевременно проведение расчетов, потребность в которых возникает в процессе хозяйственной деятельности, с организациями, учреждениями и отдельными лицами;
-обеспечение сохранности денежных средств, контроль за сохранностью и правильным использованием основных средств, материалов, денежных средств, расчетных и других статей баланса;
-проведение инструктажа материально-ответственных лиц относительно учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственности;
-проверка документов в отношении правильности их оформления и законности совершаемых операций;
|
-составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
-хранение бухгалтерских документов и регистров учета, расчетов к ним, а также других документов.
Работники всех групп обязаны обеспечить оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций предприятия, контроль за сохранностью материальных ценностей, находящихся у материально-ответственных лиц, и осуществлять выполнение других работ, предусмотренных распределением обязательств.
Ревизия осуществляется ревизором предприятия, а при его отсутствии, предприятие на договорных началах пользуется услугами специализированных организации. Ревизия осуществляется не реже, чем два раза в год.
План и программа аудита МПЗ
Перед составлением плана и программы аудита аудитору необходимо провести оценку надежности системы внутреннего контроля, провести оценку уровня аудиторского риска, рассчитать уровень существенности, оценить возможность применения выборочной проверки, организовать проверку и оформить стратегию ее проведения.
При тестировании системы внутреннего контроля используются следующие источники информации:
1) учетная политика организации;
2) приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации;
3) должностные инструкции;
4) договоры о материальной ответственности;
5) первичные документы, журналы регистрации;
6) результаты осмотра складских помещений;
7) результаты опроса сотрудников организации.
Система внутреннего контроля МПЗ должна охватывать все виды запасов (сырье и материалы, готовую продукцию и товары) и все виды операций с ними (оприходование приобретенных сырья, материалов, товаров для перепродажи, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузку товаров и готовой продукции покупателям и т.д.).
|
В ООО «Амин» в связи со спецификой деятельности аудиту будет подлежать только правильность отражения операций по учету товаров.
Перечень исследуемых вопросов приведен в рабочем документе (таблица 1), разработанный на основе методических рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности.
Таблица 1
Тестирование системы внутреннего контроля
№ | Направления и вопросы контроля | Ответы | |
Да | Нет | ||
1.1. | Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? | да | |
Имеется ли: -охрана - пожарная сигнализация | да | ||
1.2. | Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)? | да | |
1.3. | Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)? | да | |
1.4. | Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных лиц? | да | |
1.5. | Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия? | да | |
1.6. | Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? | да | |
1.7. | Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.? | да | |
1.8 | Разработаны ли: - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами; - инструкции по хранению, приёмке, отпуску материалов | да | |
Контролируется ли соблюдение этих инструкций? | да | ||
2.1. | Применяются ли унифицированные формы первичной документации? | да | |
2.2. | Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? | да | |
2.3. | Заполняются ли все обязательные реквизиты? | да | |
2.4. | Документы составляются в день совершения операции? | да | |
2.5. | Все ли машинные документы распечатываются? | да | |
2.6. | Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц? | да | |
2.7. | Производится ли нумерация первичных документов? | да | |
2.8. | Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации? | да | |
3.1 | Прикладываются ли первичные документы к отчётам материально ответственных лиц? | да | |
3.2 | Сверяются ли данные этих отчётов с данными первичных документов? | да | |
3.3 | Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность? | да | |
3.4 | Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учёта? | да | |
4.1 | Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.) | да | |
4.2 | Существует ли утвержденное положение об отделе внутреннего контроля? | да | |
4.3 | Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок? | да | |
4.4 | Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок? | да | |
4.5 | Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по организации? | да | |
4.7 | Существует ли распределение обязанностей между контролерами? | да | |
4.8 | Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля? | да |
Анализируя полученные данные рабочего документа 1 можно прийти к выводу, что надежность системы внутреннего контроля достаточно высока.
Результаты тестирования используются при определении уровня риска внутреннего контроля и построении аудиторской выборки.
Существенность - это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователя этой информации.
А уровень существенности - это тот максимально допустимые размер ошибки, искажения, который может быть показан в информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и который не введет квалифицированного пользователя в заблуждение относительно этой информации. Соответственно если сумма ошибок в отчетности превышает уровень существенности, то квалифицированный пользователь отчетности, скорее всего, будет не в состоянии сделать на ее основе правильные выводы. Другими словами, уровень существенности - это допустимая ошибка бухгалтерской отчетности.
Аудитором было принято решение выбрать в качестве базовых показателе для расчета уровня существенности чистую прибыль, доходы, расходы, валюту баланса и собственный капитал (см. приложение 2, 3).
Расчет единого уровня существенности на основании данных показателей, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет значений, необходимых для определения уровня существенности
Наименование базовых показателей | Код | Значения показателя, тыс. руб. | Доля, % | Предварительные значения для расчета УС (стр.3*стр.4) | Уровень отклонения от среднего % | Значение для расчета УС |
Чистая прибыль | 376,9 | -71,3 | - | |||
Валюта баланса | 1550,15 | +18,2 | 1550,15 | |||
Доходы | 1701,20 | +29,7 | 1701,20 | |||
Собственный капитал | 1579,60 | +20,4 | 1579,60 | |||
Расходы | 020, 030, 040 | 1351,35 | +3 | 1351,35 | ||
Уровень существенности по отчетности | 1311,84 | 1545,6 |
Уровень существенности по отчетности в столбце 5 и 7 был найден как среднее арифметическое базовых показателей.
Поскольку значение 376,9 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 1701,20 тыс. руб. – не так сильно и, кроме того, второе по величине значение 1579,60 тыс. руб. близко по величине 1701,20 тыс. руб., то принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее значение, а наибольшее оставить.
Далее рассчитаем уровень существенности для строк баланса, которые характеризуют материально-производственные запасы (таблица 3). Для этого были использованы данные бухгалтерского баланса.
Таблица 3
Расчет уровня существенности для строк баланса, характеризующие материально-производственные
Наименование показателя | Код | Значение отчетности, тыс. руб. | Удельный вес, % | Существенность, тыс. руб. |
Запасы, в т.ч: | 17,1 | 264,3 | ||
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности | - | - | ||
Животные на выращивании и откорме | - | - | ||
Затраты в незавершенном производстве | - | - | ||
Готовая продукция и товары для перепродажи | 17,1 | 264,3 | ||
Товары отгруженные | - | - | ||
Расходы будущих периодов | - | - | ||
Прочие затраты и запасы | - | - | ||
Баланс | 1545,6 |
Анализирую данные полученные в таблице 3 можно сделать вывод о том, что допустимая ошибка по строке 210 «Запасы» может быть 264,3 тыс. руб., образующаяся за счет товаров для перепродажи.
Для оценки аудиторского риска необходимо составить вопросник.
Вопросник составляется на основании изучения документации и содержит вопросы, которые аудитор должен уточнить в ходе аудиторских бесед. Часто, вопросник разрабатывается один раз и в дальнейшем только уточняется и корректируется перед каждым аудитом. Органы по сертификации, как правило, используют типовые вопросники, которые одновременно являются и протоколами аудиторских бесед. Это несколько сокращает количество оформляемой документации.
Таблица 4
Вопросник при проверки учета материально-производственных запасов
№ | Вопрос | Да | Нет |
Установлен ли на предприятии круг лиц, который ответствен за приемку, сохранность и отпуск материальных ценностей | да | ||
Заключены ли с ними договоры о материальной ответственности | да | ||
Имеются ли на предприятии должностные инструкции для материально-ответственных лиц: - кладовщик -экспедитор | да | ||
Соблюдается ли установленный порядок подбора кадров для работы в складском хозяйстве | нет | ||
Имеется ли на предприятии список должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов по движению ТМЗ | да | ||
Имеются ли на складах образцы подписей этих лиц | да | ||
Существуют ли необходимые условия хранения материалов на складах: -охранная сигнализация - пожарная сигнализация - металлическая дверь, решетки - полки, стеллажи, ящики, шкафы, и т.п. - навесы для материалов открытого хранения | да | ||
Существует ли специализация складов для хранения материалов с различными физико-химическими свойствами | да | ||
Своевременно и регулярно ли сдаются материальные отчеты материально ответственными лицами | да | ||
Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей: а) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности б) при смене материально ответственных лиц в) при стихийных бедствиях г) при выявлении расхождений между данными бухгалтерского и складского учета, хищений, а также несоблюдения условий хранения | да | ||
Выявлялись ли при проведении инвентаризаций: а) излишки б) недостачи в) пересортица г) порча ценностей | да | ||
Выявлялись ли лица, виновные в образовании этих отклонений | да | ||
Принимались ли меры в отношении этих лиц | да | ||
Правильно ли отражены результаты инвентаризаций в бухгалтерском учете | да | ||
Оприходование материальных ценностей производится: а) своевременно б) полностью | да | ||
Своевременно ли производится оплата поставщикам МПЗ | да | ||
Правильно ли ведется учет расчетов по НДС | да | ||
Правильно ли оформляются документы по: а) оприходованию МПЗ б) расходу МПЗ в) внутреннему перемещению МПЗ | да | ||
Соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров | да |
На основе полученных данных представленных в таблице 4 можно прийти к выводу, что аудиторский риск низкий.
Аудируемая организация является крупным предприятием, специализирующимся на розничной продаже продуктов питания, соответственно на нем будет большой поток материально-производственных запасов. Поэтому более целесообразно будет проводить выборочную проверку.
На основании проведенного предварительного планирования аудитор составляет план и программу проведения аудита. В таблице 5 приведен план аудита материально-производственных запасов.
Таблица 5
План аудита материально-производственных запасов
Проверяемая организация ООО «Амин»
Проверяемый период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года
Планируемые трудозатраты (чел.-час.) 450
Состав аудиторской группы аудитор
Руководитель проверки
Срок проведения проверки с 01 ноября 2011 по 31 ноября 2011
Планируемый аудиторский риск низкий
Планируемый уровень существенности 264,3 тыс. руб.
Руководитель аудиторской организации (подпись) Руководитель проверки (подпись) |
После составления плана аудита разрабатывается программа аудита. Программа проведения аудита материально-производственных запасов представлена в таблице 6.
Таблица 6
Программа аудита материально производственных запасов
№ | Проверяемый сегмент | Задачи проверки сегмента | Процедуры | Источники |
Аудит операций по поступлению МПЗ | Удостовериться в правильности учета операций по поступлению материально-производственных запасов | Проверка правильности учета операций по приобретению материальных ценностей | Ведомости по учету поступления | |
Проверка правильности учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе вклада в уставный капитал и др.) | Ведомости по учету поступления | |||
Аудит аналитического учета движения МПЗ | Удостовериться в правильности ведения аналитического учета движения материальных ценностей | Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складских карточек) | Инструкция о приемке материалов, технические паспорта по весоизмерительным приборам, книги санитарного состояния складов | |
Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки | Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков | |||
Установление соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складам, субсчетам и номенклатурным номерам материалов | Оборотные ведомости, карточки складского учета | |||
Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и малоценных быстроизнашивающихся предметов | Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей | |||
Аудит учета списания недостач, потерь и хищений | Удостовериться в правильности ведения учета списания недостач, потерь и хищения | Проверка обоснованности описания хищений, недостач, потерь материальных данностей | Акты на списание хищений, недостач, потерь | |
Аудит сводного учета материальных ценностей | Удостовериться в правильности ведения сводного учета материально-производственных запасов | Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности | Баланс, приложение к балансу, разработочные таблицы, журнал-ордер | |
Сверка оформления результатов инвентаризации | Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов |
Объем выборки для проверки сальдо по счетам учета МПЗ и операций с ними определяется на основе оценки аудиторских рисков, выполненной на стадии планирования аудита. При уточнении оценки системы внутреннего контроля объем выборки может быть изменен.
При отборе элементов для выборочной проверки следует стратифицировать остатки по счетам учета МПЗ и операции с ними, чтобы каждая статья МПЗ и каждый вид операций с ними были отобраны для проверки с равной вероятностью.
Совокупность МПЗ организации может стратифицироваться следующим образом:
- по крупным статьям МПЗ. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ, входящие в каждую крупную статью отчетности: сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи. В рамках этих статей МПЗ также требуется классифицировать по нескольким группам, например по отдельным видам сырья и материалов, видам готовой продукции и товаров. Необходимо, чтобы в выборку для проверки попали элементы каждой крупной статьи МПЗ;
- по территориальному признаку. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ, хранящиеся на разных складах организации, особенно если эти склады находятся в территориально обособленных подразделениях. Кроме того, для проверки необходимо отобрать МПЗ, принадлежащие организации, но хранящиеся за ее пределами (на арендованных складах, на складах комиссионеров, переданных на переработку на сторону и т.п.);
- по стоимостному признаку. Если стоимость отдельных статей МПЗ существенна (или близка к уровню существенности) для отчетности проверяемой организации, элементы таких статей должны обязательно включаться в выборку;
Приемы и методика построения выборки определяются в соответствии с утвержденными внутрифирменными стандартами.
Аудит учета МПЗ
При проведении сверки данных бухгалтерского учета и данных бухгалтерского баланса были выявлены отклонения (см. приложение 4, 5).
Таблица 7
Расхождения в данных бухгалтерского баланса и бухгалтерского учета
Остаток на начало периода, тыс. руб. | Остаток на конец периода, тыс. руб. | ||||
По данным бухгалтерского баланса | По данным бухгалтерского учета | Отклонение | По данным бухгалтерского баланса | По данным бухгалтерского учета | Отклонение |
Поступление товара оформляется в ООО «Амин» бухгалтерской проводкой Д 41.2 К 60.1. Отражение наценки производится проводкой Д 41.2. К 42.
Для проверки правильности учета поступления МПЗ были предоставлены следующие документы: договоры поставки товаров, сертификаты на товары, товарные накладные, счета-фактуры, доверенности, выписки банка с расчетного счета с приложенными документами, акты сверки с поставщиками. При проверке оформления договорных отношений, сертификатов, проверки актов сверок проведения расчетов с поставщиками, и источников поступления товаров нарушений не выявлено. Источники поступления соответствуют источникам в счетах-фактурах. Акты сверок проведения расчетов с поставщиками проводятся регулярно. Сверки расчетов с поставщиками выполняются по итогам каждого квартала.
Сверка данных бухгалтерского учета и складского учета производится не реже, чем раз в семь дней. При проверке правильности отражения данных в товарных отчетах, проверяется полнота и правильности отражения данных по поступлению товара, а также правильность арифметических расчетов.
С бригадой каждого магазина заключены договора о коллективной материальной ответственности. При проведении аудита определено, что договора регулярно перезаключаются.
Для проверки правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете используются следующие источники информации:
- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;
- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;
- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;
В ООО «Амин» ревизия по каждой торговой точке, на которой хранятся МПЗ проводится не реже трех раз в год. Ревизию проводит постоянная ревизионная комиссия в составе бухгалтера и товароведа. До начала проведения ревизии материально ответственным лицом сдается товарный отчет. Для проведения проверки проведения и оформления результатов ревизии, был отобран магазин с самым большим оборотом (см. приложение 6). Для проведения аудита была выбрана документация по ревизии, проходившей в магазине № 42 16.07.2010 (см. приложение 7). По данным бухгалтерского учета на 16.07.2010 г. остаток товара в магазине составил 868649,69 рублей, фактически при проведении ревизии был установлен остаток 930117,78 рублей. Ревизия показала, что фактические остатки товара на дату ревизии превысили остатки по данным бухгалтерского учета на 61468,09 рублей. Таким образом, был выявлен излишек товара. В связи с чем было принято решение, провести сверку расчетов с поставщиками товара.
По результатам сверки с поставщиками была выявлена пропущенная товарная накладная от ЗАО «ХЛВЗ» на алкогольную продукцию на сумму 68702 рублей. Таким образом, результат ревизии: недостача 7233,91 рублей.
Причинами её возникновения может быть халатное отношение материально ответственных лиц к своим обязанностям.
Повторная ревизия была проведена 14.12.2010 г. (см. приложение 8). По данным бухгалтерского учета остаток на 13.12.2010 составлял 1355221,71 рублей, при проведении ревизии был установлен фактический остаток в сумме 1355557,13 рублей. При сверке фактических остатков с данными бухгалтерского учета был выявлен излишек товара в сумме 335,42 рублей.
При аудиторской проверке проведения инвентаризации выявлены следующие нарушения её документального оформления:
· Приказ на проведение инвентаризации товаров, а также приказ о составе инвентаризационной комиссии не зарегистрированы в журнале регистрации приказов ООО «Амин»;
· На одном из листов инвентаризационной описи отсутствует подписи из материально-ответственных лиц.
Указанные факты являются нарушением Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Заключение
Таким образом, целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Поставленная цель может быть достигнута путем проведения тестов на существенность, а также тестов на эффективность структур контроля и системы бухгалтерского учета, при этом оценивается риск аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
Информационной базой для проверки МПЗ являются: нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, бухгалтерский баланс, Главная книга, приказ об учетной политике, первичные документы по оформлению операций с МПЗ, регистры по учету МПЗ.
При проведении аудита операций по учету и сохранности товарно-материальных ценностей используют следующие методы и приемы: инвентаризация, пересчет, подтверждение, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, устный опрос, проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
При планировании аудита МПЗ ООО «Амин» на основании вопросника было определено, что надежность внутреннего контроля является высокой. При проведении расчетов уровня существенности, уровень существенности по статьям бухгалтерского баланса, отражающих МПЗ был определен на уровне 264,3 тыс. руб. Аудиторский риск низкий.
При проведении аудита МПЗ ООО «Амин» были выявлены нарушения при оформлении документации по инвентаризации. При оформлении документации по инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При этом в целом организация бухгалтерского учета проведена грамотно. Документооборот, организованный в ООО «Амин» позволяет своевременно выявлять несоответствия и нарушения. Сверки расчетов с поставщиками производятся ежеквартально, а в случае необходимости производятся дополнительные сверки.